Заключение
Мы рассмотрели фольклорный пласт в
«Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского и сравнили «Очерки бурсы» с
несколькими произведениями русской литературы. На наш взгляд, нам
удалось показать существование традиции описания детского фольклора
и фактов этнографии детства в литературном произведении. Мы
обозначили «Очерки бурсы» как переломное явление, порывающее с
прошлыми навыками «детского текста» в русской прозе. Именно
Помяловский впервые комплексно показывает замкнутое детское
сообщество, его быт, нравы и фольклор. Мы определили, что именно
формы детского фольклора наиболее распространены в разновозрастном
сообществе, о котором пишет Помяловский – что дает нам право делать
выводы о важном месте детского фольклора во всей русской фольклорной
системе.
Мы показали, что очерк является
благотворной средой для описания этнографических явлений и
интеграции фольклорных текстов; очерковыми приемами пользуются и
современные фольклористы. Мы также рассмотрели вопрос о
релевантности материала Помяловского и пришли к выводу о том, что
этот материал вполне достоверен.
Нами изучен вопрос о жанровой
диверсификации детского фольклора в «Очерках бурсы». В
cвязи
с этим мы встали перед необходимостью обновить существующие в науке
классификации. Проблема типологии жанров детского фольклора ставится
с новой остротой. Нам кажется, что метод жанрово-семантических
полей, опирающийся на работы Б.Н. Путилова и Л.Н. Виноградовой,
является перспективным подходом к этой проблеме. Общая классификация
жанров детского фольклора была в нашем случае выходила за рамки
работы, была слишком большой и вдобавок побочной задачей, но
возвращение к ней входит в планы исследователя.
Детский фольклор в «Очерках бурсы»
показан как системный и системообразующий пласт культуры замкнутого
сообщества; без приведения текстов и описания фактов этнографии
детства была бы разрушена жанровая целостность произведения.
На наш взгляд, дальнейшая разработка
темы может развиваться в нескольких направлениях. Прежде всего, наша
работа открывает дорогу для более широких исследований: «Фольклор
детского замкнутого сообщества в литературном произведении» и
«Детский фольклор в литературном произведении». Такое исследование
было бы крайне важным для изучения проблем взаимоотношений фольклора
и литературы.
Другой, также многообещающий путь –
исследование о каноне «бурсацкого романа», к выявлению и описанию
которого мы подошли в Главе 3 настоящей работы, говоря о романе А.А.
Измайлова «В бурсе». Интересно будет проследить генезис «бурсацкого
романа», разобрать механизмы его вхождения в общий жанр «романа
воспитания». Настоящая работа может послужить для такого
исследования хорошим подспорьем.
Наконец, частной, но важнейшей
задачей остается комментирование литературных произведений.
Существующие комментарии к «Очеркам бурсы» неполны, сфера детского
фольклора в них почти не затрагивается. Наш комментарий,
составляющий Приложение к настоящей работе, является попыткой
нового, внимательного прочтения «Очерков бурсы». Он учитывает опыт
предыдущих комментаторов и существенную эволюцию самого жанра
комментария, прошедшую со времени подготовки наиболее обстоятельных
до нынешнего времени примечаний к произведениям Помяловского (работы
И.Г. Ямпольского). Наш комментарий призван заполнить имеющиеся
пробелы.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.