СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РУССКИХ ЗАГОВОРАХ И ЗАКЛИНАНИЯХ
Л. А. Малышева
Московский
Государственный Университет им. Ломоносова, Москва
Исследование проведено на материале
сборника “Русские заговоры и заклинания”, Москва 1998, который был составлен на
основе фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Сборник содержит 2500 заговоров.
Проанализированы цветовые характеристики предметов. Выделены наиболее
интересные явления:
- “нанизывание цветов” – употребление в одном
и том же заговоре различных цветов преимущественно с одним предметом. Этим
приёмом, по мнению Раденковича, достигается некая упорядоченность и конечность,
свойственные вообще культуре и противопоставляющие её природе. Болезнь или
какая-нибудь другая нечистая сила осознаётся как элемент потустороннего мира,
что равнозначно представлению о её преодолении. “Змея скоропея, твой козюлёнок
укусил меня. Возьми своё жало ярое, я знаю, какая ты есть, всяких разных
шерстей: белая, рыжая, чёрная, каряя, мышатая, вороная, саврасая…”.
- “сквозной эпитет” - повтор одного и того же
цвета на протяжении всего заговора. С помощью этого явления, по мнению
Раденковича, создаётся особый вид сакральной речи, этим достигается ритмизация
текста. Чаще всего употребляются белый, чёрный, красный и синий цвета. “Есть
синее море, на синем море есть синий камень, на том камне сидит синий мужичок,
синяя шапка, синяя оболочка, синяя обутка, синяя опояска и синий топор…”.
- “двойная цветовая характеристика” -
выявление цвета не только в прилагательном, характеризующим предмет, но и в
самом предмете: белые белила, алые румянца.
- “смешение” цветовых характеристик с другими характеристиками предмета. “Я закусываю, заговариваю…белу
грыжу, красну грыжу, синю грыжу и буру грыжу, любовую, грудную, сердцевую,
пуповую…”.
Была исследована частота употреблений
цветов в заговорах. Наиболее распространённым является белый цвет (встретился
около 320 раз), затем по мере убывания: красный, чёрный, синий, серый, зелёный,
жёлтый. Далее располагаются оттенки цветов: алый, голубой, вороной, черемный,
бордовый, розовый и др. По одному разу
встретились: дымчатый, глинястый, сивый, вишнёвый, багровый, пегий, мышатый. Выявлено большое количество оттенков красного цвета: вишнёвый, кровавый, румяный,
розовый, алый и др. Итого выделяются 34 цвета.
Далее рассмотрены символические значения чёрного и пёстрого
цветов.
Чёрный цвет в сфере
“нанизывания цветов” употребляется со следующими предметами: куры, змея, сглаз,
грыжа, рожа, волос. Этот цвет связан с нечистой силой и с местами, где она
обитает. В заговорах в данной функции цвет употреблён с существительными: лес,
море, рябина. “Полетай, бессонница-полуношница, в трубку с рабы Божьей (имя).
Не мотай человека, а мотай ворон, сорок в тёмный лес, в чёрну рябину”.
Несколько раз нам встретился “чёрный ворон”, который, по мнению Раденковича,
приносит вести с того света. Подобную функцию выполняет и “чёрный медведь”,
которого Святой Егорий заставляет изгнать болезнь из человека, медведь связан с
потусторонним миром и может оказывать влияние на реальный мир: “Спускается
Егорий с небес… Баню истопит, кладёт Егорий чёрного зверя медведя: Черный зверь
медведь, стряхни, смахни чёрну грязь, затопчи – с рабы Божьей Александры…”.
Черными могут быть не только персонажи потустороннего мира, но и предметы,
принадлежащие им: “В чёрном море чёрный плот. На плоте сидит чёрт с чертихой…”.
Как постоянный эпитет чёрный цвет встретился нам с существительным “брови”.
Кроме прилагательного “чёрный” для обозначения чёрного цвета употребляется и
прилагательное “вороной”. Отметим, что этот цвет также связан с потусторонним
миром, ведь на “вороном коне” едут: Егорий Храбрый, Михаил Архангел, Иисус
Христос, Святой Симон.
В отличие от чёрного
цвета, имеющего чаще всего отрицательное значение, пёстрый цвет имеет отрицательные и положительные значения.
Пестрота в балто-славянских представлениях, по мнению Невской, часто характеризует корову и рогатый скот.
В западнославянских языках встречаются клички коров, птиц, образованные от
корня “пёстр”. В сборнике русских заговоров встречаются следующие клички
животных: Пеструнюшка (кличка коровы), Пеструха (о птице). При употреблении
пёстрого цвета с такими животными, как куры, коровы, видим положительное
значение “разноцветный”. Но пестрота может ассоциироваться и с представлениями
о фальши, хитрости, ненадёжности, поэтому все прилагательные, обозначающие
пёстрый цвет (пегий, рябой, пёстрый), сочетаются со словом “змея” (“хитрость”).
Цветовые характеристики
играют значительную роль в фольклоре и являются своеобразным приёмом
отображения действительности. В сборнике “Русские заговоры и заклинания” из
2464 заговоров в 582 появляются цвета, что составляет около 25%.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|