ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели и проанализировали пространственную
организацию праздничного застолья в сравнении с будничными
трапезами. Нашей задачей было выявление основных принципов
пространственной организации праздничной трапезы.
Мы пришли к выводу, что любая трапеза, как праздничная, так и
будничная, в значительной степени ритуализована, и во время нее
жестко соблюдается половозрастное обособление.
Большое влияние на пространственную организацию застолья
оказывает сложная семантика стола, который в традиционной культуре
осмысляется как сакральный предмет, связанный с идеей рода и семьи,
семантически сопоставляется с церковным престолом, что определяет
его сакральный статус, а также может рассматриваться как граница
между «своим» и «чужим» миром.
При этом пространство, окружающее стол, обладает неравнозначной
семантикой. Как особо сакральное воспринимается пространство на/над
столом, что дополнительно акцентируется в праздник, в то время как
пространство под столом воспринимается как место обитания нечистой
силы, в соответствии с общеславянской семантической оппозицией
верх-низ.
Сравнивая будничное и праздничное застолье, мы пришли к выводу,
будничная трапеза является исключительно семейной, родовой
трапезой, закрытой для посторонних, в то время как праздничное
застолье принципиально открыто для гостей, из которых особенно
ценятся люди со стороны, «чужие», которые воспринимаются как
посредники между миром мертвых и миром живых, «носители судьбы,
лица, могущие повлиять на все сферы человеческой жизни». Цель
хозяина – задобрить таких гостей, сам он и его семья в праздничном
застолье активного участия не принимают.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|