БУДНИЧНЫЕ ТРАПЕЗЫ.
I.1. Семантика стола в народной
культуре
Главным объектом, определяющим пространственную организацию
любой трапезы, вне всякого сомнения является стол, один из самых
значимых локусов в пространстве дома вообще. О его важности говорит
тот факт, что стол всегда «ставился в переднем (красном, святом)
углу, где располагались иконы»[1], его нельзя было ставить в другое место или двигать:
«Что вот стол должен стоять, и у него своё определённое место
должно быть. Вот если он стоит вот так, так его и не шевели, пусть
он так и стоит»[2]. Стол
– место, где регулярно собирается вся семья, воспринимается
как «сакральный центр дома»[3]. Именно семантика стола определяет пространственную
организацию будничных трапез, поэтому необходимо остановиться на
этом вопросе отдельно. Народные представления о столе достаточно
подробно разбирались в работах А.Л.Топоркова[4] и А.Б.Мороза[5], поэтому при анализе семантики стола в
народной культуре мы будем много ссылаться на эти статьи, дополняя
их собственными наблюдениями и комментариями.
А.Л.Топорков в своей работе особое внимание уделяет христианской
символике стола и приходит к выводу, что «для символического
осмысления стола в народной традиции определяющим стало его
уподобление церковному престолу»[6]. Стол и престол связаны как этимологически, так и
семантически. Важную роль играет постоянное местонахождение стола –
в красном углу под иконами. А.К.Байбурин полагает, что стол и киот
в доме связывались в народном сознании с престолом и иконостасом в
церкви, таким образом, красный угол, где стоит стол, оказывался
сакральным местом, своеобразным аналогом церкви: «Пространство в
красном углу (за столом) имеет выраженный знаковый характер. Его
ценность повышается по направлению к самому почетному месту – под
образами»[7]. Именно на
украшенный стол кладут хлеб и яйца для причта, который ходит по
домам совершать молебен после Пасхи[8], с этим обрядом можно сравнить поговорку «Хлеб на
стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска»[9].
Сами носители традиции очень часто говорят о столе как о святом
месте, называют его «Божий дар»[10], «ладонь Христова»[11], «лицо Богородицы»[12]. Подробный анализ поверий, связанных со столом,
позволяет обнаружить устойчивое представление о связи стола и
Богородицы. В ходе этнолингвистических экспедиции РГГУ было
записано поверие, согласно которому нельзя ставить локти на стол,
иначе «Пресвята Богородица не престоле не усидит»[13]. По другой записи, если женщина
“матюгается”, Богородица падает “со стола”[14]. Даль указывает, что выражение сидеть
на столе имеет значение ‘быть государем, святителем’[15]. Одновременно следует
отметить, что образ «Богородицы на золотом престоле» очень часто
встречается в молитвах и заговорах[16]. А.Б.Мороз замечает, что в иконографии
Богородица и Христос сидят «на престоле, который часто напоминает
стол»[17]. Таким
образом, можно сделать предположение, что семантическая связь между
Богородицей и столом обусловлена именно уподоблением стола престолу
в народном сознании.
Символическим осмыслением стола как церковного престола
А.Л.Топорков объясняет многочисленные правила и запреты застольного
этикета. За столом во время будничной трапезы нельзя было
смеяться[18], шуметь[19], стучать ложкой по
столу[20], ругаться[21]; есть полагалось
молча[22]. Нарушение
этих правил строго каралось: дети, которые шумели или смеялись во
время трапезы, выгонялись из-за стола («поди-ко за столом засмейся
- ты вылетишь из-за стола»[23]) или получали от хозяина ложкой по лбу[24]. Определенную роль в формировании
застольного этикета оказало также почитание хлеба. Во Владимирской
губернии во время трапезы следовало вести себя чинно, однако «за
чаем бывают разговоры и смех, поскольку “чай не свят, как хлеб”»[25].
А.Л.Топорков и А.К.Байбурин обращают особое внимание на поверие,
согласно которому за спиной каждого человека во время трапезы
находятся черт и ангел: «праведное христианское поведение вызывает
благословение ангелов; греховное, языческое – прогоняет их от
стола, радует чертей и побуждает их вмешаться в трапезу»[26]. Как замечают авторы, «в
этой ситуации ритуализация еды становится неизбежной, она призвана
противостоять хаосу, вмешательству демонических сил»[27]. Интересно, что даже такая
ритуальная формула как приглашение за стол осмысляется как защитное
средство от нечистой силы: «Если нас бабушка за стол приглашала,
так никогда не говорила: "Давай, идите все обедать." Так нельзя
говорить. Нечистой силы столько, говорит, за стол сядет, всё у вас
перепробует и ... Она всегда говорила: "Крещёные наши, садитесь
есть!" <...>Она грит: "Крещёные наши - это все, кто ну
крёстные вот люди, прошедшие крещение, но не нечистая сила"»[28].
А.Б.Мороз предлагает другое объяснение строгой регламентации
поведения за столом. Особое внимание он обращает на связь будничной
и поминальной трапезы. По его мнению, «любое вкушение пищи в
известном смысле может быть рассмотрено и как кормление умерших,
общение с ними, своего рода жертва, аналогичная той, которая
совершается во время поминальной трапезы»[29]. Соответственно, запреты, относящиеся к
поминкам, распространяются и на будничные застолья. Интересное
поверие, иллюстрирующее эту идею, было записано в ходе
каргопольских экспедиций РГГУ. Согласно этому поверию, за будничной
трапезой наблюдает не ангел, а домовой (который соотносится с
предком-покровителем): «Всё говорят, што в кажном доме хозяин этот
есь. [...] Вот он ходит только, говорят, садятца за стол, как
хорошо сидят, дак он: "Вот, я доволен, што оне хорошо сидят, ни
скандалят". Понятно? [А если скандалят?] А скандалят - ему уш не
по душе. [Как он это показывает?] А он уходит, не показываетца,
вот»[30].
Связь стола с похоронной обрядовостью и с идеей семьи, рода в
народной культуре прослеживается достаточно четко. До момента
похорон гроб с покойником лежал на столе, причем необходимо было
ставить гроб не прямо на стол, а на специальные поленья, которые
подкладывали под него, а после похорон сжигали в печке[31]. Существовало поверие, что
в момент агонии умирающего нужно поставить на стол стакан воды,
чтобы душа человека «макнулась» туда: «Мама, когда умирала,
<...> говорит: "Аннушка, я когда буду умирать, дак ты поставь
воду на стол, в голову, душа, грит, выходит на воду"»[32]. Таким образом, стол
соотносился с идеей пути, с идеей перехода из мира живых в мир
мертвых, неслучайно существовал обычай при выносе гроба из дома
стучать им несколько раз об стол[33].
Очевидна связь стола с семьей, к многим запретам и правилам
существует уточнение, что произойдет, если этот запрет не
соблюдать. Можно заметить, что почти всегда результатом нарушения
запрета становятся изменения, связанные с благополучием семьи или
кого-то из ее членов. Так, запрещено обходить вокруг стола, то есть
заходить за стол с одной стороны, а выходить с другой. В
Ярославской губернии крестьяне считали, что «у выходящего кругом
стола не будут жить крестники»[34], в Харьковской считали, что, если это
сделать, у человека умрет мать[35], а на Каргополье до сих пор существует
поверие, что у человека, обошедшего стол, будет много детей,
столько, сколько помещается за этим столом[36]. На стол нельзя было класть шапку, иначе
«теща глухая будет»[37], рукавицы, иначе «денег не будет»[38].
А.Б.Мороз, анализируя ритуальные фразы, приглашения к столу
(«Садитесь за стол, все крещеные!», «Садитесь, вся
честь на столе»), делает вывод, что «“идеальная“ трапеза мыслится
не только как объединяющая за столом весь род, включая предков, но
и как объединяющая всех живых, общину, мир»[39]. Сопоставляя подобное представление с
популярным способом лечения сглаза (омывают все углы стола, при
этом углы стола соотносятся с углами дома и сторонами света, а
затем этой водой моют больного), А.Б.Мороз приходит к выводу, что
стол может быть рассматриваем также «как своего рода модель мира»[40].
Подводя итог, можно сказать, что в традиционной культуре стол
воспринимается как «сакральный центр дома», сильно связан с идеей
рода и семьи, семантически сопоставляется с церковным престолом,
что утверждает его сакральный статус, а также может соотносится с
идеей пути, с идеей перехода из «своего» мира в «чужой» и
обратно.
I.2. Пространственная организация
будничной трапезы
I.2.1. Пространство вокруг стола.
Тот факт, что «любое вкушение пищи в известном смысле может быть
рассмотрено и как кормление умерших, общение с ними»[41], в значительной мере
определяет пространственную организацию будничной трапезы. Наиболее
четко это видно при анализе размещения участников трапезы вокруг
стола. Крестьянская трапеза, когда за столом собирается все живущие
в доме, прежде всего должна была показать целостность семьи. Отсюда
обязательным условием было участие в трапезе всех
домашних от начала до конца. Старались не начинать есть,
пока за столом не соберутся все члены семьи[42]. Нельзя было и выходить из-за стола до
того, как поели все остальные[43], Тому, кто пытался выйти из-за стола до этого,
говорили: «Не ломай стола!»[44]. Будничная трапеза очерчивалась не только
пространственными границами (запрет на перемещение за стол и из-за
стола во время трапезы), но и временными. Начиналась она только
после того, как хозяйка скажет: «Садитесь за стол, все крещеные»[45]. Перед началом
застолья все произносили краткую молитву, а выходя из-за стола,
говорили: «Слава тебе Господи»[46]. Четко маркировались и различные этапы трапезы. Так,
когда ели мясной суп из общей миски, нельзя было сразу есть мясо.
Его начинали есть только после того, как хозяин даст условный знак
(стукнет ложкой о край миски), до этого ели только бульон[47].
Порядок рассаживания за столомво время трапезы был также
достаточно четко регламентирован и являлся, по выражению
А.К.Байбурина и А.Л.Топоркова, «наглядной моделью половозрастной
социальной стратификации»[48]. Свое строго определенное место обязательно было у старшего
мужчины в доме – хозяина, обычно он сидел в большом углу, под
иконами, на это место не мог садиться никто другой[49]. Свое место обычно имела и хозяйка,
она обычно садилась на противоположном углу стола, ближе к печи,
чтобы было удобнее подавать на стол[50]. Остальные члены семьи, как правило,
рассаживаются в произвольном порядке, хотя, по некоторым
источникам, свое место за столом по четкой иерархии было у
каждого[51].
Исследователи отмечают также тенденцию рассаживания по
половозрастному принципу: мужчины стараются сесть на лавку у
стенки, где сидит хозяин, женщины же садятся на противоположной
лавке, ближе к хозяйке[52]. Если семья была большая, женщины и дети иногда ели
отдельно, уже после того, как поедят мужчины[53], есть данные о том, что бывали случаи,
когда женщины за обедом ели стоя[54]. Рассаживание за столом по половозрастному принципу
отражает общее деление дома на женскую и мужскую часть.
Т.А.Бернштам отмечает, что мужчины в основном занимались
хозяйственными делами, сидя на лавках возле красного угла и на той
стороне избы, которая ближе к порогу, женская же часть дома
располагалась в противоположной стороне, возле печи; члены семьи
без лишней необходимости старались не заходить на «чужую»
половину[55].
Таким образом, мы видим, что стол, стоящий в знаково выделенном
красном углу, воспринимается народным сознанием как центр
жилища , по которому проходит граница между женской и мужской
половиной дома. В таком случае, становится очевидно, что при
рассаживании имеет место двойная иерархия: самое почетное мужское
место, где сидит хозяин, - на углу стола под иконами, самое
почетное женское место, где хозяйка, - противоположный угол ближе к
печи. От этих двух углов рассаживаются «по старшинству»[56] или по социальному
статусу: так, на Украине «дети с 14 лет садятся за стол, но матери
их – невестки – все же стоят <во время трапезы>» до тех пор,
пока их дети не вырастут и не вступят в брак, лишь тогда невестки
получали право сидеть за столом вместе со всеми[57].
А.Б.Мороз отмечает, что «обычное место хозяина за столом
понимается и как место предка»[58], ссылаясь на обычай, зафиксированный в Рязанской и
Саратовской губерниях. Там в поминальный день из родственников
умершего выбирается представляющий его человек. Он «одевается в
белый саван, голову покрывает белым колпаком, садится в передний
угол избы, за стол, и как мертвец, не говорит ни слова, глаза
держит опущенными вниз и не шевелится»[59]. Комментируя этот обряд, А.Б.Мороз
приходит к выводу, что «старший мужчина в семье, таким образом,
находится в положении посредника между умершими и живыми
родственниками и может выступать в роли предка-покровителя»[60]. При этом А.Б.Мороз
обращает внимание на то, что «по некоторым данным, хозяин занимал
не собственно место предка, а лишь сидел рядом с ним, оставляя его
место свободным»[61]:
«следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами, а немного
отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по пословице - "на
куте сядит альбо поп, альбо дурак"»[62].
Статус хозяина , сидящего за столом на знаковом месте под
иконами, определял и некоторые правила застольного этикета. Именно
хозяин первым пробовал все блюда, те, кто пытался начать есть
раньше, получали от него ложкой по лбу[63]. Хозяин же давал условный знак, после
которого можно было переходить к следующему блюду («отец начал
есть, значит всё, надо всем есть»[64]). Нельзя было выходить из-за стола раньше, чем это
сделает хозяин.
I.2.2. Пространство на столе, под столом.
Для определения статуса пространства над/на столе и под столом
решающей оказывается семантическая оппозиция верх-низ. В
народной картине мира «верх наделен символическими признаками –
«хороший», «благополучный», «плодоносный», «обильный», «жизненный»,
а низ признаками - «плохой», «неблагополучный», «скудный»,
«смертельный»»[65].
Соответственно, поверхность стола, который сам по себе
воспринимается как сакральный предмет, имеет особый священный
статус (именно поверхность стола называлась «божья ладонь», «лицо
Богородицы»), а пространство под столом воспринимается как
потустороннее.
С особым статусом поверхности стола связаны различные
запреты, а именно уже упоминавшийся запрет стучать по столу, запрет
сажать детей на стол («будет неумный»[66]) и садиться самому[67]. Много запретов и предписаний связано с
предметами, которые находятся на столе. Лишних предметов стараются
на стол не класть, в перерывах между трапезами стол должен
оставаться пустым: «На столе ничего не оставляли, все убирали,
<...> скатерть убирали, и стол оставался чистым»[68]. Особенно строго следили,
чтобы на столе после трапезы на оставался нож[69], а также незакрытая и неперевернутая
днищем вверх посуда, если ее оставить на столе, туда «черти
наплюют»[70].
Запрещалось вытирать со стола бумагой, если вытрешь – «шум будет»,
то есть ссора[71].
Особые предписания были и по поводу уборки со стола: нельзя было
вытирать со стола голой рукой, иначе «бедно будешь жить»[72] или «бородавки будут на
руке»[73]. В то же
время для того, чтобы свести бородавки, их надо тереть тряпочкой,
которой вытирают стол[74]. А.Б.Мороз объясняет запрет вытирать стол голой рукой
семантической оппозицией голый-одетый (покрытый), «в
семантическом отношении «голый» обнаруживает значение ‘бедный’,
‘неплодоносящий’»[75].
Под влиянием этой семантической оппозиции возникло правило,
запрещающее есть за непокрытым столом: «без скатерти грешно ести»[76]. Для будничного
застолья использовалась обычная скатерть – «недельная», на Пасху –
особая «христоская» скатерть. Помимо скатерти на столе во время
трапезы обязательно должны были находиться хлеб и соль, также
сакральные предметы. Отсутствие соли на столе было знаком для
гостя, что ему не рады: «если соли на столе нет, значит, я гость
нежеланный»[77].
Пространство под столом, в свою очередь, рассматривается
как место обитания нечистой силы. Известный обычай обвязывать ножки
стола, чтобы найти пропавшую вещь, описывается носителем традиции
следующим образом: «Чево потеряешь да не можешь найти, так ножку
обвязывают да приговаривают: "Бес, бес откинь... ну чё там
потеряешь". Это уж, как называется, бес под столом сидит»[78]. Кусок хлеба, упавший
под стол, считался «отданным бесу»[79], его отдавали скоту или собаке[80].
I.2.3. Выводы.
Подводя итог, мы можем сказать, что будничная крестьянская
трапеза достаточно строго ритуализована, управляется сложной
системой правил и запретов, связанных с семантикой пространства
застолья. Центральным и основным объектом этого пространства
является стол, который обладает очень богатой семантикой:
осмысляется как «сакральный центр жилища», символически
уподобляется в народном сознании церковному престолу, соотносится с
идеей пути, идеей границы между «своим» и «чужим» миром, может
рассматриваться как «своеобразная модель мира».
Другими пространствообразующими элементами будничного застолья
являются красный угол и печь, знаковые центры мужской и женской
половины дома, граница между которыми проходит через стол, что и
отражается при рассаживании, когда половозрастная иерархия
выстраивается именно от красного угла (мужская половина) и от печи
(женская половина).
Место в красном углу под иконами воспринимается как сакральное,
иногда оно оставляется пустым, предназначенным для
предка-покровителя, иногда его занимает хозяин как наиболее близкий
к нему по статусу.
Пространство на/над столом также воспринимается как сакральное,
что отражено в многочисленных правилах и запретах застольного
этикета, а пространство под столом считается местом обитания
нечистой силы, что соотносится с семантической оппозицией верх-низ,
типичной для народного сознания.
[1]Буганов А.В.,
Громыко М.М. О воззрениях русского народа., М., 2000, с.169.
[2]КА. Зап. от
Подрезовой Г.А., 1937 г.р., с. Льнозавод, 1999.
[3]Байбурин А.К.,
Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990, с.136.
[4]Топорков А.Л.
Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические
стереотипы поведения, Л., 1985,
[5]Мороз А.Б. Стол в
севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[6]Байбурин А.К.,
Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990, с.135.
[7]Байбурин А.К.
Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983,
с.150.
[8]КА, Зап. от
Силиной Т.И., 1919 г.р., с. Ухта, 1996.; Зобнин Ф. Из года в год.
// ЖС, 1894, Вып.1., с.43-44.
[9]Даль В.И. Толковый
словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.,1978-1980, т.4,
С.329.
[10]Тульцева Л.А.
Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного
крестьянина. // Расы и народы. Вып. 25. М., 1998, с.172.
[11]Богатырев П.Г.
Верования великоруссов Шенкурского уезда (Архангельской губернии).
// ЭО, 1916, №3-4, с.40.
[12]КА, Зап. от
Смышляевой А.Е., 1936 г.р., с. Труфаново, 1998.
[13]КА, Зап. от
Пуховой М.Я., 1923 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[14]КА, Зап. от
Кропачевой А.Е., 1932 г.р., с. Бор, 1996.
[15]Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.,1978-1980,
т.4, С.329.
[16]Русские заговоры
и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. М.,
1998, с. 278.
[17]Мороз А.Б. Стол
в севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[18]КА, Зап. от
Косолаповой Л.А., 1931 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[19]КА, Зап. от
Черепановой Т.В., 1920 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[20]КА, Зап. от
Завариной У.А., 1919 г.р., с. Рягово, 1998.
[21]Топорков А.Л.
Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические
стереотипы поведения, Л., 1985, с.238
[23]КА, Зап. от
Завариной У.А., 1919 г.р., с. Рягово, 1998.
[24]КА, Зап. от
Косолаповой Л.И., 1931 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[25]Быт
великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов
этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской
губернии). Сост. Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. СПб., 1993, с.225.
[26]Байбурин А.К.,
Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990, с.146.
[28]КА, Зап. от
Бид-Дашту Т.В., 1960 г.р., с. Печниково, 1997.
[29]Мороз А.Б. Стол
в севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[30]КА, Зап. от
Черепановой А.Ф., 1921 г.р., с. Ловзанга, 1999
[31]КА, Зап. от
Федосеевой П.Н., 1918 г.р., с. Ухта, 1996.
[32]КА, Зап. от
Вавилова А.А., 1919 г.р., с. Кречетово, 1996.
[33]КА, Зап. от
Кемаковой Е.А., 1926 г.р., с. Кречетово, 1996.
[34] Костоловский
И.В. Из поверий Ярославского края. // ЭО,. 1913, №1-2, с. 219.
[35]Иванов П.
Этнографические материалы, собранные в Купянском уезде Харьковской
губернии. // ЭО,. 1897, №1, с.41.
[36]КА, Зап. от
Герасимовой Е.А., 1931 г.р., с. Саунино, 1999.
[37]КА, Зап. от
Владимирова Н.Н., 1946 г.р., с. Ловзанга, 1999.
[38]КА, Зап. от
Черепановой А.Ф., 1921 г.р., с. Ловзанга, 1999.
[39]Мороз А.Б. Стол
в севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[42]КА, Зап. от
Коробкиной З.Г., 1932 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[43]КА, Зап. от
Завариной У.А., 1919 г.р., с. Рягово, 1998.
[44]КА, Зап. от
Босых В.В., 1938 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[45]КА, Зап. от
Горловой Е.Ф., 1923 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[46]КА, Зап. от
Коробкиной З.Г., 1932 г.р., с. Ошевенск, 1999. См. также Бернштам
Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской
среде (XIX - начало XXвека). // Этнические стереотипы поведения.
М., 1985, с.127.
[47]КА, Зап. от
Третниковой Т.В., 1929 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[48]Байбурин А.К.,
Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990, с.137.
[49]Быт
великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов
этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской
губернии). Сост. Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. СПб., 1993, с.226.;
Буганов А.В., Громыко М.М. О воззрениях русского народа., М.,
2000, с.170; Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях
восточных славян. Л., 1983, с.150.
[50]Буганов А.В.,
Громыко М.М. О воззрениях русского народа., М., 2000, с.170.
[51]Щ.В. Пища и
питье крестьян-малороссов с некоторыми относящимися сюда обычиями,
повериями и приметами. // ЭО,. 1899, №1-2.
[52]Байбурин А.К.
Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983,
с.150.
[53]КА, Зап. от
Валежанина В.Г., 1931 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[54]Бернштам Т.А.
Будни крестьянской семьи: радости и скорби, умеренность и мудрость.
// Российская провинция. 1995, №3, с.164.
[55]Бернштам Т.А.
Будни крестьянской семьи: радости и скорби, умеренность и мудрость.
// Российская провинция. 1995, №3, с.165.
[56]Буганов А.В.,
Громыко М.М. О воззрениях русского народа., М., 2000, с.169.
[57]Щ.В. Пища и
питье крестьян-малороссов с некоторыми относящимися сюда обычиями,
повериями и приметами. // Этнографическое обозрение. 1899, №1-2,
с.306.
[58]Мороз А.Б. Стол
в севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[59]С. Половцев.
Местные народные обычаи.// Мирской вестник. 1864. Кн. 5, стр.
210.
[60]Мороз А.Б. Стол
в севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[62]Байбурин А.К.,
Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990, стр. 138.
[63]КА, Зап. от
Шабуриной Е.П., 1915 г.р., с. Саунино, 1999.
[64]КА, Зап. от
Герасимовой Е.А., 1931 г.р., с. Саунино, 1999.
[65]Толстой Н.И.
Верх-низ. // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5
т. М., 1995., т.1, с.345.
[66]КА, Зап. от
Дьяченко А.А., 1933 г.р., с. Ухта, 1996
[67]Тульцева Л.А.
Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного
крестьянина. // Расы и народы. Вып. 25. М., 1998, с.172.
[68]КА, Зап. от
Третьяковой В.Н., 1931 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[69]КА, Зап. от
Сальниковой Н.Н., 1941 г.р., с. Рягово, 1998.
[70]КА, Зап. от
Герасимовой Е.А., 1931 г.р., с. Саунино, 1999.
[71]КА, Зап. от
Калининой М.Д., 1926 г.р., с. Орлово, 1997.
[72]КА, Зап. от
Герасимовой Е.А., 1931 г.р., с. Саунино, 1999.
[73]КА, Зап. от
Фокиной К.Г., 1931 г.р., с. Саунино, 1999.
[74]КА, Зап. от
Константиновой А.И., 1930 г.р., с. Казаково, 1998.
[75]Агапкина Т.А.,
Валенцова М.М. Голый. // Славянские древности. Этнолингвистический
словарь: В 5 т. М., 1995, т.1, с.517.
[76]КА, Зап. от
Черепановой Т.В., 1920 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[77]КА, Зап. от
Окулова А.В., 1966 г.р., с. Ошевенск, 1999.
[78]КА, Зап. от
Кутьиной А.П., 1928 г.р., с. Ухта, 1996.
[79]Мороз А.Б. Стол
в севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати).
[80]КА, Зап. от
Богдановой В.А., 1920 г.р., с. Ошевенск, 1999.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|