ВВЕДЕНИЕ
Крестьянская праздничная культура является сегодня одной из
наименее изученных и наиболее перспективных для исследования
областей фольклористики. Календарные обряды крестьян чрезвычайно
полно и подробно описывались этнографами и фольклористами XIX века.
В многочисленных этнографических описаниях, а также в
программах-опросниках по традиционной культуре, составленных
Русским Географическим Обществом и Тенишевским бюро, им уделялось
большое внимание. Богатство и полнота материалов по календарным
обрядам, собранных в XIX веке, позволяет достаточно четко
представлять себе основные черты восточнославянского деревенского
праздника. Однако в то время собранные материалы практически не
изучались, этнографы лишь фиксировали верования и обряды.
В ХХ веке изучение календарных обрядов и деревенского
календарного праздника было надолго прервано, и только в последние
десятилетия появились серьезные научные работы в этой области.
Основой для подобных работ служат как этнографические описания XIX
века, так и материалы современных фольклорных экспедиций.
Во ряде работах, посвященных народному календарю и календарным
праздникам, подробно анализируется связь календарных обрядов с
аграрным циклом. (См., например, работы В.Я.Проппа[1], В.К.Соколовой[2], В.И.Чичерова[3]). Целый ряд работ посвящен традиционным
трапезам, в том числе праздничным, застольному этикету. (См. работы
А.Л.Топоркова[4],
Т.А.Ворониной[5],
А.Б.Мороза[6]). В
последнее время появилось много научных работ, в которых
исследуется связь церковного и народного календаря, а также
рассматривается соотношение христианских и дохристианских верований
в народном представлении о календарных праздниках. (См. работы
Л.А.Тульцевой[7],
Т.С.Макашиной[8],
А.А.Панченко[9],
М.М.Громыко[10],
Т.Б.Щепанской[11]).
Следует также особо отметить работы Т.А.Бернштам, посвященные
соотношению будней и праздников в народной картине мира[12] и половозрастному
обособлению в разные периоды времени[13], а также монографию А.К.Байбурина «Ритуал
в традиционной культуре»[14], в которой огромный раздел посвящен семиотике
пространства.
Как видно, по многим темам, касающимся праздника, появились
обстоятельные работы, однако многие аспекты праздничной культуры
еще остаются сравнительно малоизученными. Так, в отечественной
фольклористике еще ни разу не предпринималась попытка комплексного
описания пространственной организации деревенского праздника, хотя
некоторые из упомянутых выше исследователей в той или иной степени
касались этого вопроса.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при попытке анализе
пространственной организации календарного праздника, - отсутствие
четкого определения самого понятия «праздник». Как отмечает
Т.А.Бернштам, «под словом «праздник» обычно описывают все
сколько-нибудь значительные обряды календарно-хозяйственного и
жизненного циклов, в том числе и те, что происходят в будни»[15]. Многие исследователи
просто не считают необходимым давать хоть какие-то определения,
полагая, что каждому интуитивно понятно, что такое праздник. Иначе
подходит к проблеме А.И.Мазаев, который в монографии «Праздник как
социально-художественное явление» ставит перед собой цель дать
научное определение понятия праздник. Однако эту попытку
нельзя назвать успешной. Стремясь определить праздник максимально
широко, А.И.Мазаев вынужден дать несколько определений этого
понятия, каждое из которых слабо соотносится с остальными. Так, с
одной стороны, по мнению Мазаева, понятие праздник
«характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к
примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока
других событий»[16], с
другой стороны, «праздник, если определять его не традиционно, есть
свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых
границах места и времени и посредством живого контакта людей,
собравшихся добровольно»[17]. Уточняя свое первое определение, Мазаев пишет, что «с
давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не
просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное
время в значении важного социально-культурного акта, созидающего
общечеловеческие ценности»[18]. Стремясь кратко обобщить все эти определения, Мазаев
сводит их к формуле «праздник – коммуникация по поводу свободы»[19]. Несложно заметить,
что «свободное время», «свободная жизнедеятельность» и
«коммуникация» – это три различных понятия, едва ли сводимых друг к
другу. Таким образом, мы видим, как попытка дать научное
определение праздника оказывается неудачной. Можно предположить,
что причина этой неудачи в том, что исследователь стремится дать
очень широкое определение понятия праздник, согласующееся с
собственной философской концепцией, слишком мало внимания уделяя
конкретным проявлениям праздника.
Нам представляется, что наиболее логичный способ дать
определение праздника – это ограничиться областью народной культуры
(не включая в рассмотрение, например, государственные праздники) и
попытаться понять, что называют праздником сами носители традиции.
Только разобравшись с этим, мы сможем двигаться дальше, уже четко
осознавая, что сама традиция считает праздником, а что нет.
Просмотрев «Словарь русских народных говоров» и «Толковый
словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, легко заметить, что
слово праздник и производные от него имеют очень много
значений, однако их можно попробовать разделить на несколько групп,
в каждой из которых прослеживается единая доминанта.
В первую группу можно выделить определения праздника как
времени, когда не работают. Это вполне ясно уже из самой
этимологии слова праздник (от слова праздный, то есть
‘незанятый’). Интересно, что В Вятской губернии слово
праздность означало ‘праздник’[20]. Слово праздный в «Толковом
словаре» Даля определяется как «незанятый, порожний, свободный,
пустой»[21], примеры:
праздная посуда – ‘пустая’, праздное место - ‘ничьё’.
Интересно, что праздной называли также небеременную женщину,
считая ее тоже ‘пустой’, 'незанятой'. Применительно к вещи Даль
определят слово праздный как «никому в это время не
нужный»[22]. Пример:
«Нету ли у вас праздной прялки, топора, косы?»[23]. Если речь идет о человеке, то
праздный означает ‘шатун’, ‘лентяй'[24]. Праздное время – время, когда нет
работы: «В праздный день не работают»[25]. Интересен также ряд значений слова
'праздновать': очень часто оно употребляется не только в значении
'отмечать праздник', 'не работать по случаю праздника', но и в
более широком смысле как 'отдыхать'[26], безотносительно к календарному
празднику. Так Даль указывает, что праздновать значит 'быть
праздным, или не делать, не работать'[27], пример: «В непогоду косцы празднуют»[28] или «Мы в сумерки
празднуем, гуляем, отдыхаем»[29]. Очевидно, что одной из доминант праздника является
праздность, отказ от работы.
Несложно выделить и вторую доминанту – обязательное
застолье. Тот же Даль указывает на еще одно значение слова
праздновать – «Праздновать что-то или чему-то – совершать
праздненство, отправлять праздник»[30]. Диалектологические словари дополняют
картину: так, в Ярославской губернии выражение собирать
праздник означало 'готовиться к празднику’, ‘накрывать на
стол'[31], в Брянской
области такое же значение имеет выражение подымать
праздник[32].
Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании
с идеей гостевания: так, в Олонецкой губернии слово
празничанин означало ‘гость на празднике’[33], а в Тверской губернии
празничный это, напротив, ‘тот, кто принимает гостей’, там
же говорили: «Приходите в гости, мы – празницкие!»[34]. В Красноярском крае и в
Архангельской области зафиксировано выражение съезжий
праздник, тоже увязывающее праздник с приходом гостей[35]. Также следует отметить
очень тесную связь понятия праздник с застольем, а особенно
с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно
считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника,
что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник»[36], «Кто празднику рад,
тот до свету пьян»[37],
«Пиво в ходовике, так и праздник на дворе»[38], «В праздник и у воробья пиво»[39], «Праздник любить, так и
пивцо варить»[40] и
т.д.). К определению слова праздничный как 'отмечающий
праздник' Даль дает следующий пример из Архангельской губернии:
«Вот я выпила – празднична»[41]. Характерно, что существует несколько выражений,
устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до
утра [42],
пропраздновать всю ночь[43]), наконец, когда говорят, что человек
запраздничал, это означает, что он запил, ушел в запой[44].
Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются,
как уже было отмечено, ритуальное застолье с гостеванием и обильной
выпивкой, безделие, отказ от работы. Однако не любое безделье с
застольем может считаться праздником. Празднуют всегда «что-то или
чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без
повода . Это третий обязательный компонент праздника. Так
как народный календарь был тесно связан с православным церковным
календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к
праздникам церковным (впрочем, в народном сознании они не
разделяются). Интересно, что при этом в языке праздники
сравнительно редко характеризуются как церковные мероприятия. В
празднике всегда куда большее значение имеет именно застолье.
Т.А.Бернштам приводит в своей работе два характерных отрывка из
описаний праздника начала XVII в. и конца XIX в.: «Видим ведь
игрища утоптанные с такими толпами людей на них, что давят друг
друга, а церкви стоят пусты»[45] (XVII в.), «Двунадесятые праздники празднуются
гульбищами, а в церкви пусто»[46] (XIX в.). Как мы видим, различий никаких: церковный
праздник воспринимался скорее как повод для праздника народного,
поэтому крестьяне пренебрегали церковной службой, предпочитая
вместо этого готовиться к праздничному застолью. Сельский священник
Федор Гурьев в середине XIX века пишет: «В воскресные и праздничные
дни многие из моих прихожан до полуночи и дальше занимаются
различными работами, к утрени не ходят, особенно женский пол, к
обедне мало, к вечерне никогда»[47].
Разобравшись с определением праздников, необходимо сказать также
несколько слов об их классификации. Т.А.Бернштам констатирует, что
«в этнографической науке классификации и систематизации праздников
не проводилось»[48].
Сама она предлагает делить календарные праздники «на
большие/главные/годовые и малые/полупраздники»[49]. К большим она
относит «различные по происхождению праздники, известные всему
русскому населению»[50], а к малым – «праздники, справлявшиеся одной
деревней (не волостью или приходом), «преддверие» или продолжение
больших праздников, особо сакральные дни для данной традиции»[51]. Большие
праздники Бернштам в свою очередь делит на церковные, к
которым она относит престольные праздники, Пасху, двунадесятые
праздники, и не установленные церковью – заветные праздники,
святки, масленица[52].
Данная классификация представляется нам не совсем удобной.
Некоторые двунадесятые праздники (например, Сретенье) практически
нигде не отмечаются, многие заветные праздники отмечаются в дни
церковных. Нам представляется логичным поделить большие
праздники на те, которые не только «известны всему населению», но и
отмечаются повсеместно (Пасха, Рождество, Троица, святки,
масленица), можно назвать их общими праздниками, и те,
которые отмечаются в масштабе прихода или волости (престольные и
заветные праздники), их можно назвать местными праздниками.
Таким образом, по нашей классификации, все праздники делятся на
общие, местные и малые, при этом следует отметить,
что разница между местными и малыми праздниками незначительна,
типологически они близки и различаются лишь тем, что местные
праздники локальнее отмечаются. В данной работе наибольшее
внимание будет уделяться именно местным и малым праздникам как
наиболее типичным и схожим. Каждый из общих праздников имеет свою
специфику и требует отдельного подробного рассмотрения, что
невозможно из-за ограничений, связанных с объемом данной работы.
Однако материал по этим праздникам будет использоваться как
вспомогательный.
Четко определив понятие календарного праздника и оговорив, какая
классификация праздников будет использована в работе, мы можем
сформулировать ее цель. Целью этой работы является попытка на
материале описаний праздничной культуры восточных славян
проанализировать пространственную организацию деревенского
календарного праздника, попытаться определить ее основные принципы.
Так как мы в качестве основных компонентов деревенского
календарного праздника выделили праздность и обязательное
застолье, наша работа будет посвящена именно пространственной
организации праздничного застолья. Следует оговорится, что в данном
исследовании не будут рассмотрены многочисленные календарные обряды
(например, хозяйственные), зачастую приуроченные к праздникам.
Во-первых, пространственный аспект подобных обрядов был подробно
проанализирован в работах В.Я.Проппа, В.К.Соколовой, во-вторых, в
народном сознании эти обряды не входят в понятие праздника,
носитель традиции не может сказать, например, про обычай хлестать
кур ветками вербы в Вербное воскресенье: «Мы так праздновали этот
день»; календарные обряды именно приурочены к праздничным дням, но
не составляют содержание праздника.
Прежде чем подробно анализировать, где и как проходят ритуальные
праздничные застолья в дни календарных праздников, необходимо
остановиться на том, какими бывают трапезы вообще. Все трапезы
можно разделить на два типа: будничные и праздничные. Будничные
трапезы обычно проходят по одному и тому же сценарию, меняется лишь
набор блюд в зависимости от времени года и от постов, а праздничные
сильно отличаются одна от другой в зависимости от их типа (в
семейные праздники, в календарные праздники и т.п.). Для того,
чтобы выявить специфику пространственной организациии застолья в
дни календарных праздников, представляется необходимым сперва
достаточно подробно описать будничную крестьянскую трапезу,
определить основные принципы ее пространственной организации.
Только после этого мы можем четко выделить специфику и особенности
праздничного застолья, сравнив его с будничным.
В работе помимо научной литературы широко используются
этнографические описания второй половины XIX – начала ХХ веков, а
также неопубликованные материалы из архива этнолингвистической
экспедиции РГГУ в Каргопольский район Архангельской области.
[1]Пропп В.Я. Русские
аграрные праздники. СПб., 1995. В работе впервые рассматриваются
календарные праздники не каждый отдельно, а по общим мотивам (еда,
одаривание и т.п.), подробно проанализированы приемы продуцирующей
магии в календарных обрядах.
[2]Соколова В.К.
Весенне-летние календарные обычаи русских, украинцев и белоруссов.
М., 1979. В монографии подробно разбираются хозяйственные
календарные обряды, которые совершаются весной и летом, показана их
связь с дохристианским культом земли, воды и огня.
[3]Чичеров В.И.
Зимний период русского народного земледельческого календаря. М.,
1957. Автор исследует зимние обряды календарного цикла: выделяет их
связь с земледелием, отмечает их подготовительный характер,
определяет их цель – обеспечить благополучие в хозяйстве на весь
год.
[4]Топорков А.Л.
Происхождение элементов застольного этикета у славян. // Этнические
стереотипы поведения. Л., 1985. В работе анализируется семантика
стола в народной культуре, показано, как его символическое
уподобление церковному престолу влияет на застольный этикет.;
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990. В работе
рассмотрено происхождение и генезис этикетных правил и предписаний,
касающихся приема гостей, поведения при встрече и т.д., показана
связь подобных правил с народными верованиями, народной картиной
мира.
[5]Воронина Т.А.
Традиционная и современная пища русского населения Вологодской
области. // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб.,
1992. В статье подробно описан набор блюд, типичных для будничного
и праздничного застолья, показана большая степень ритуализованости
праздничных трапез, выявлена особая роль обрядовых кушаний,
обязательных в некоторые праздники.
[6]Мороз А.Б. Стол в
севернорусских повериях и обрядах (по материалам Каргопольской
экспедиции РГГУ). (в печати). В статье всесторонне проанализирована
семантика стола в народной культуре, выделена связь стола с идеей
рода, семьи, показано, что стол воспринимается не только как
сакральный центр дома, но и как «своего рода модель мира».
[7]Тульцева Л.А.
Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного
крестьянина. // Расы и народы. Вып. 25. М., 1998. В статье подробно
анализируется роль престольного праздника в жизни крестьянина, сам
праздник делится на две части: церковная служба и собственно
празднование (гуляния, гостевание), показано их соотношение.
[8]Макашина Т.С.
Ильин день и Илья-Пророк в народных представлениях и фольклоре
восточных славян. // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. В
статье анализируются обряды и поверия, связанные с Ильиным днем,
они рассматриваются в свете народных представлений об Илье-Пророке,
который сочетает в себе черты бога-громовника и христианского
святого.
[9]Панченко А.А.
Исследования в области народного православия Деревенские святыни
Северо-Запада России. СПб., 1998. В монографии рассмотрен комплекс
верований и обрядов, связанных с деревенскими святынями
(почитаемыми источниками, камнями, крестами), автор полагает, что
цель их почитания – поддержане регулярного контакта с сокральным
миром, освоение хаотичного профанного пространства.
[10]Громыко М.М.
Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX
века. М., 1988. В работе подробно рассмотрены общинные праздничные
трапезы (братчины), показано их дохристианское происхождение,
генезис, связь с поминальной обрядовостью.
[11]Щепанская Т.Б.
Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства). //
Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995. В работе
проанализированы функции часовен и других сакральных объектов вне
деревни в народной культуре, автор рассматривает подобные святыни
как «кризисную сеть», место, куда обращаются за помощью в случае
несчастий, болезней, а также на праздники, чтобы оградить себя от
бед.
[12]Бернштам Т.А.
Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века). // Этнические стереотипы поведения. М.,
1985. В статье рассмотрено народное представление о времени,
анализируется соотношение праздников и будней, оппозиция
будни-праздники связывается с оппозицией
жизнь-смерть.
[13]Бернштам Т.А.
Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века. Л.,
1988. В монографии исследована роль и место молодежи в жизни
общины, показано ее особое положение и статус в различных обрядах,
в том числе календарных.
[14]Байбурин А.К.
Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993 В работе показано, что в
народном сознании пространство делится на «свое» и «чужое», при
таком делении особое значение получают обряды на границе между
«своим» и «чужим», цель которых – регламентировать отношения с
между этими мирами.
[15]Бернштам Т.А.
Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века). // Этнические стереотипы поведения. М.,
1985, с.136.
[16]Мазаев А.И.
Праздник как социально-художественное явление. М., 1978, с.10.
[20]Словарь русских
народных говоров, вып.31, СПб., 1997, с.65
[21]Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978-1980,
т.3, с.380
[25]Словарь русских
народных говоров, вып.31, СПб., 1997, с.65.
[27]Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978-1980,
т.3, с.380.
[31]Словарь русских
народных говоров, вып.31, СПб., 1997, с.63
[36]Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978-1980,
т.3, с.381.
[45]Бернштам Т.А.
Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века). // Этнические стереотипы поведения. М.,
1985, с.136.
[47] С-в Ив.
Валдиево: [Сел. Приход Каргоп. у.] // Олонец. губ. вед., 1892,
№48.
[48]Бернштам Т.А.
Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века). // Этнические стереотипы поведения. М.,
1985, с.136.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|