Жизненный цикл в
фольклорной традиции начинается ещё до рождения человека, и продолжается уже
после его смерти. Человек рассматривается, как объект этого мира, ещё когда он
находится в утробе матери, а после его смерти он невольно участвует в похоронном
обряде, находясь в центре событий. Особое внимание традиция уделяет событиям,
связанным с переходом из одного состояния в другое. Например, свадьба, смерть,
рождение. Один из главных "переходов", совершаемых женщиной - рождение ребёнка,
так же это её главное предназначение, с точки зрения традиционной культуры. В
традиционном обществе начала прошлого века и конца позапрошлого медицина была
развита слабо, беременность в какой-то степени являлась мистическим состоянием,
с которым было связано множество суеверий, роды были отдельным ритуалом.
Традиция диктовала строгие правила поведения беременной женщины, а также
поведения тех, кто имеет с ней контакты. Цель ритуалов, связанных с беременной,
прежде всего, состояла в том, чтобы уберечь её от действий нечистой силы,
стремящейся навредить ей и её ребёнку. В еврейском обществе такие обрядовые
действия должны были сочетаться с традиционным иудаизмом, в методах борьбы с
нечистой силой нужно было отталкиваться от религии. Но во многих случаях
фольклорные верования были более универсальными и более влиятельными, чем
"высокая религия", такое явление получило название "народный иудаизм".
Опасность того, что мать и её ребёнок не переживут роды, в Европе XIX столетия
была велика, она сохранялась и после родов. По статистике восемнадцатого
столетия, во Франции, приблизительно 250 младенцев из 1000 умирали на первом
году жизни и только 575 достигали возраста 5 лет. Это статистика не имеет
отношения к низшим слоям общества, которые вообще не включались в отчёты.
Народные верования пробуют бороться с этими опасностями. Одним из главных
средств считались амулеты и талисманы, призванные защитить мать и ребёнка.
Изготовление амулета было ответственным делом, которым мог заниматься только
тот, кто знает, какие именно силы лучше призвать. Он должен был иметь большие
познания в религии, быть человеком, слывущим как знаток главных еврейских книг –
Торы и Талмуда, раввином, книжником или хасидским цадиком – тем, кто кроме всего
прочего играет роль своеобразного посредника между простым человеком и высшими
силами. Шолом-Алейхем, описывающий быт еврейского местечка, в своём рассказе
"Человек родился", приводит пример такого амулета, сделанного учителем:
"На середине листка была изображена затейливая пирамида:
Адам | и Ева
Авраам | и Сарра
Исаак | и Ревекка
Иаков | и Лия
С обеих сторон были написаны известные заклинания:
Ведьму сживи со свету
Со свету ведьму сживи
Сживи ведьму со свету
А внизу буквами покрупнее:
Сини весосини усмананглаф".
Это пример классического еврейского амулета, предназначенного для беременной
женщины. На помощи призываются библейские праотцы и их жёны. Ниже имена ангелов,
которые, согласно Талмудической литературе помогут бороться с главной
опасностью, угрожающей беременной женщине – демоном Лилит – первой женой Адама.
При внимательном чтении Библии, можно заметить две версии сотворения человека.
Еврейские интерпретаторы не могли обойти стороной эту загадку, благодаря им
появилось и укоренилось следующее народное верование: Сначала Бог создал мужчину
и женщину одинаковыми, женщина ни в чём не уступала мужчине, была непокорной и
свободолюбивой. Она произнесла тайное имя Бога и улетела. Бог послал ей вдогонку
трёх ангелов, с именами Сини Сосини Смананглаф, они застигли её у Красного Моря,
где она поклялась, что будет убивать детей Евы, но пощадит тех, у кого увидит
амулет со своим именем или с именами этих ангелов. Считается, что Лилит боится
красного цвета, поэтому существует традиция повязывать на руку красную нить.
Амулеты вешали над кроватью, клали младенцу или беременной под подушку, в
люльку, носили с собой. При родах под подушку женщины также клали амулеты, или
книги, например "Книгу Разэля". Разель – ангел который взялся помочь
расстроенному Адаму после его изгнания из Рая, имя ангела переводится как "тайна
Бога". Этот ангел сидит позади божественного занавеса и слышит, что происходит в
двух мирах. Книга была впервые напечатана в 1701 году в Амстердаме, издатель
охарактеризовал книгу, как предназначенную не для каждого. Эта книга сама по
себе являлась амулетом, находясь в доме, она предохраняла его от разных
напастей, таких как пожар или ограбление. Она могла создавать ауру,
настраивающую сыновей на изучение Торы. Книга и по сей день популярна в
современном Израиле, выпускается в миниатюрном формате, примерно как кредитная
карта, чтобы было удобно хранить её в машине или в кармане. Некоторые стихи из
Библии, псалмы тоже могли использовать как текст для амулетов. Сам свиток Торы
не мог быть в одном помещение с роженицей. Свиток – это сакральный предмет,
который не должен располагаться рядом с чем-то нечистым. Роженица же является
одним из воплощений ритуальной нечистоты. В процессе родов на свиток может
испачкаться, особенно если поставить его рядом с кроватью роженицы. Женщина
считается нечистой в течение нескольких дней после родов.
В восточной Европе на амулетах кроме текста изображалась традиционная еврейская
символика, животные, связанные с еврейской традицией, такие как олень, лев,
орёл. В этом регионе был популярен 121 псалом, как текст амулета: "1 Песнь
восхождения. Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от
Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не
воздремлет хранящий тебя; 4 не дремлет и не спит хранящий Израиля. 5 Господь —
хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей. 6 Днем солнце не
поразит тебя, ни луна ночью. 7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит
душу твою [Господь]. 8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое
отныне и вовек". В хасидских кругах на амулетах мог быть изображён портрет
почитаемого раввина, цадика, который должен был защитить от опасности. Цадики
прочно ассоциируется в еврейской среде с чудом. Их портреты не обязательно
использовались как амулеты, не только родильные. Часто это было единственное
изображение человека, находящееся в доме еврея. Иногда на портрете изображался
один цадик, а иногда целая группа цадиков, действующих в разные времена.
Оправданием этому служит следующий стих Библии: "И даст вам Господь хлеб в
горести и воду в нужде; и учителя твои уже не будут скрываться, и глаза твои
будут видеть учителей твоих". Надо отметить, что сегодня это явление широко
распространено среди ультраортодоксальных общин Израиля.
Суеверия, связанные с беременностью:
В восточной Европе, в еврейской среде, с беременной женщиной связано множество
суеверий, многие из которых перекликаются со славянской традицией.
Беременная не должна смотреть на уродства (людей, животных), так как из-за этого
может родиться ребёнок с уродствами.
Во время пожара беременной нужно стоять с распростёртыми руками, так как если
она схватиться за какую-нибудь часть своего тела, то на той же части тела
ребёнка будет красное пятно.
То же правило действует в том случае, если женщина испугается, и прислонит руку
к чему-нибудь, например, к собственной голове. Ребёнок рождается с родимым
пятном, которое могут называть "мышка" – мать испугалась мыши.
Беременная женщина не должна зашивать на себе одежду, так как ребёнок может
родиться с "пришитыми" частями тела, или зашитыми отверстиями.
Беременная женщина должна избегать покойников. Ей нельзя ходить на кладбище,
нельзя прикасаться к трупу, плохим знаком считается, если беременной переходит
дорогу похоронная процессия.
Существует большой перечень предметов, через которые беременная женщина не может
переступать, так как это может привести к оборачиванию пуповины вокруг горла
ребёнка. Нельзя переступать через коромысло, через седло, через верёвку. В
других вариантах на ногах у матери и ребёнка от этого могут появиться болячки.
Нельзя смотреть на мышей, нельзя убивать мышей, от этого ребёнок может родиться
с чертами, присущими животному. Если беременная женщина наступает на кошку,
собаку или другое животное, то спина ребёнка покрывается шерстью.
Беременная женщина не должна злиться. Она не должна вести нескончаемые
разговоры, так как от этого могут родиться глупые дети.
Роды:
Для того, чтобы облегчить женщине роды прибегали к следующим действиям:
Открывали в доме окна и двери, для того, чтобы роды прошли быстрее. Под кровать
кладут острый предмет: топор или нож, который должен "взять на себя" боль. На
ухо беременной нашёптывают псалмы, стихи из Библии. Роженице, в случае тяжёлых
родов, дают откусить кончик этрога – цитрусового фрукта – одного из атрибутов
праздника Суккот. Его было принято есть также в том случае, если женщина долго н
может забеременеть. В общинах горских евреев, в случае тяжёлых родов, нужно было
сходить на кладбище, взять землю на могиле, растворить её в воде и дать роженице
это выпить.
Рождённому ребёнку надо было дать имя. Еврейская традиция имянаречения
отличается от славянской. Ребёнку нельзя давать имя живого родственника, так как
считается, что один член семьи "выживет" другого, а имя умершего необходимо
кому-нибудь передать. Считается, что черепки, положенные на глаза покойнику,
лежат на своём месте и падают только тогда, когда в его честь называют
новорождённого. Эта живая традиция, распространённая и сегодня. Существует
устойчивая фраза "лежит без имени", так говорят про покойника, в честь которого
ещё никого не назвали. Таким образом, у сына можно назвать в честь отца только в
том случае, если отец умер до его рождения, отчество, повторяющее имя говорит о
том, что ребёнок стал сиротой ещё до своего рождения. Если в семье долго не
появлялись дети, но есть покойники "без имени", то могли пойти к семье, где
должен родиться ребёнок и попросить родителей дать ему имя родственника
просителя. Такие дети нередко воспринимались как свои, не родные люди называли
ребёнка "мама", если он носил имя их матери. Если ребёнок рождался слабым, много
болел, находился на грани между жизнью и смертью, то ему могли дать имя "Альте/р",
что означает старый. Это хитрая уловка должна была сбить с толку ангела смерти,
который придя за младенцем, должен был найти старика и уйти не с чем.