|
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|
|
Ляхова Юлия
Икона в жизни современного
севернорусского крестьянства
|
Значение религии в жизни современного деревенского жителя значительно
уменьшилось, однако, многие, даже считая себя атеистами или «мало
верующими», хранят в доме иконы и продолжают воспринимать их как объект
сакральный, и, как следствие, с ними связывается большое количество
различных запретов, предписаний, примет, совершаются действия обрядового
характера.
Божница
Хранятся иконы чаще всего на киоте, который имеет большое количество
наименований, причем в лексиконе одного носителя традиции часто
используется несколько названий. Чаще всего употребляются слова
божница или прилагательные в связке с существительным угол:
большой угол, красный угол, Божий уголок, святой уголок или
святое место.
Помимо икон на божнице хранятся и другие предметы, использующиеся для
его украшения или несущие определенную сакральную функцию.
Из украшений на божницу вешают полотенца – наспичники (Цеханская
К.В. пишет, что возможно, эта традиция идет с глубокой древности – с
появления первой христианской иконы Спаса на убрусе (плате)),
кроме того, иногда туда вешают новогодние гирлянды, кладут цветы, сами
иконы зачастую украшаются обертками и фантиками от конфет (Традиция
украшения икон обертками распространена не только в рассматриваемом
регионе, но и в других областях русского севера)
Помимо украшений туда кладут предметы, принесенные или сделанные на
какой-либо церковный праздник: ветки вербы, принесенные на Вербное
воскресенье и освященные в церкви, ветки березы, нарезанной на Троицу на
кладбище, пасхальные яйца, чаще всего также освященные, ставят святую
воду с Крещения. Эти предметы в большинстве случаев не имеют прямого
отношения к церкви, берутся за ее пределами и лишь освящаются в ней.
Из растений кроме вербы и березы на божницу ставят царские кудри
(brisa media):
[За иконами стоят березовые ветки. Что это?] А там у меня веточки
стоят... эти... троицки берёзки. [Березки?] В лесе святят... в церкви
святят, и давают, и я вот к иконкам кладу. [Зачем?] А Бог его знат,
говорят, положено к иконкам. [А что там еще за травка?] А там царски
кудри. [...] [Зачем их к иконкам ставят?] Не знаю. Без меня всё ставят,
и я всё ставлю [ТВТ].
Также на киот кладутся предметы церковного обихода, принесенные
непосредственно из церкви, например, просвира и церковные свечи (свечи
зажигают на поминках или по большим церковным праздникам)
[Соб., показывая на свечи, лежащие на киоте: что это?] Эта свечки!
Это свечки, вот э… это когды вот сюда [показывает на центр красного
угла] ставлю, ко… это… вот по… на поминках-то э… [ХВС].
[Свечку перед иконой зажигаете?] Зажигаю в большие празьники. Канешно
не ф савецкие празьники, а ф а... эти... зажигигаю. [В какие?] Ф Пасху,
потом Рождиство, потом Троица - вот эти большинство-то, эти празьники я
люблю, вот в эти я зажигаю [СИН].
В Великий Четверг на божницу кладут хлеб-соль для освящения.
[Вы сказали, в Великий четверг хлеб-соль кладут в красный угол?] Так
это тоже к иконам ложили, дак это уже каг бы и щас это есть, ну вот, к
маленьким иконкам [ДЛА].
Раньше пекли фсе время… ак вот напекут… а доска такая и вот и
положат… это на божницу-ту. [Что пекут?] Шаньги-то, шаньги-то вот
напекут и фсё… фсё , гов[о]рят, на божнице, на божнице [Зачем?] […] Я
дак так.. думаю, а больше я не знаю… [Шаньги, которые положат на божницу
потом едят?] А пошо, вот они достают да едят. Да.[Т.е. сначала положат,
а потом достают и едят?] Дак оне веть и испекут, дак фсе наидяца, а
остальные-то остануца, дак оне вот и это [ПМП].
Как пишут Мелехова Г.Н. и Носов В.В. в книге «Традиционный уклад
Лекшмозерья»: «В Великий Четверг там [в Лекшмозерье] пекли “перепетье”
или “великоденные четвережки”, которые сохраняли на божнице рядом с
иконами. Их кусочки использовали перед началом особо ответственных
крестьянских дел. Например, перед пахотой давали съесть пахарю и лошади,
в первый день выгона – скотине.»
Посторонние объекты хранить на киоте нежелательно:
[На божницу кроме икон можно что-то положить?]
У.. Вопше-та… [во]пше-та не.. не жилатильна божницу за.. […] Ну там
вот у миня а… тут эта лижи ты… штобы ни забывала бапка за свет платить,
больши ничиво, ни надо бы этово ничё тут. Ну, цвиточки можна, а чё,
больше к иконам ничё ни надо [ПАС].
Однако за иконами часто хранятся деньги, драгоценности или важные
бумаги.
[Не называли красный угол божницей?] А, да. Раньше чиво – деньги
хранили и где-то што-то какой документ, дак «возьми за божницей-то там»
[ЩЛВ].
Кроме всего вышеперечисленного рядом с божницей или вместо нее, а иногда
– при отсутствии иконы – и в ней (вместо икон, или рядом с ними) часто
висят старые фотографии родственников и семейные портреты. Вместо икон в
красный угол вешались портреты и фотографии Ленина, Сталина (иногда
портреты Ленина можно встретить и сейчас) или Есенина.
Икона.
Сами иконы, как и киот, имеют несколько синонимичных названий. Самыми
распространенными, помимо собственно слова икона, являются
наименования «образ» и «боженька».
[Рассказывает о наспичниках (полотенцах)] Вешали их туда, на о… на
обрас, так сказать, и получалось красиво. [Прямо на икону?] Прямо. Прямо
на Боженьку, прямо ну, на икону. [А Боженька – что такое?] Ну, Божинькой
называли икону. Боженькой то есь. [?] [Прямо икону называли?] Прямо
икону называли. Вот [ХКП].
Самые почитаемые иконы.
Основной набор самых почитаемых и чаще всего узнаваемых икон остается
стабильным. Это, во-первых, Богородица, во-вторых, икона Николая
Угодника и, в-третьих, икона Спасителя. Этот набор может варьироваться:
Громыко М.М. пишет, что в Новгородской и Костромской губерниях туда
входит Георгий Победоносец, в Ярославской губернии икона Георгия даже
вытесняет икону Николая Угодника, кроме того, там почитаются иконы св.
Власия и св. Зосимы, в Орловской губернии, помимо икон Спасителя,
Богородицы и Николая Угодника, в этот набор входит икона Иоанна Воина.
Часто информанты не могут ответить на вопрос, кто именно изображен на
иконе, находящейся в доме, но, не смотря на это, обращаются к иконам с
просьбами и молитвами. В таких случаях иконы «подгоняются» под небольшой
набор ожидаемых изображений (То есть информанты знают, что на иконе
должен быть изображен Господь, или Никола, и, следовательно, принимают
другие иконы именно за них). Например, Егорий принимается за «господа на
лошадке» [ДАВ], Христос часто путается с Николаем Угодником. Интересен
случай с Богородицей, которая зачастую не воспринимается как мать Иисуса
и, как следствие, информанты не понимают, кто именно изображается у нее
на руках и говорят, что это либо «какая-то девочка», «Ак это Ейная…
доць, наверно» [ПГА], (видимо, одежда Христа воспринимается, как платье)
либо, что это ангел, либо вообще не могут сказать, кто изображен у нее
на руках.
Среди икон Богородицы чаще всего в доме хранятся Казанская и
Владимирская иконы Божьей Матери, Неопалимая Купина и Семистрельная.
Каждая икона почитается как отдельная святыня, но в тоже время, мнение,
что носители традиции воспринимают единую Богородицу, как множество
отдельных – ошибочно. Все иконы воспринимаются как различные изображения
одной единственной Девы Марии.
Кроме того в домах хранятся такие иконы, которые используются не только
собственно как иконы, но и как своего рода оберег, который охраняет дом
от определенных несчастий. Это такие иконы, как, например, Неопалимая
Купина, которая оберегает дом от пожара, Смистрельная, охраняющая от
сглаза и неприятностей (Ее вешают на входе (напротив дверей) для защиты
от плохих людей).
Штоп никто ничё ни зглазили, нужно […] в доме иметь Семистрельну
иконочку, и фсё, больши ничё ни надо […] Вот она и, она охраняет от фсех
врагоф, видимых и нивидимых, и когда в доми… получаеца неприятность, она
тоже это сохраняй… охраняет. Да [ГЛВ].
Часто в домах встречаются такие иконы, как «Неупиваемая Чаша», которая
(как и Матрона Московская) помогает от пьянства, св. Пантелеймон,
которому молятся при болезнях и некоторые другие.
Освящение иконы. "Настоящая" и "ненастоящая" икона.
Для некоторых икона становится объектом поклонения не сразу. Прежде чем
молиться на икону, ее следует освятить, до этого момента она является
простым изображением святого.
[Может ли картина с изображением Бога, святого быть иконой?] Это
святить надо. Конешно, конешно, а так – нет. [Освящать – это как? В
церковь?] Ф церкофь надо, да, итти… [ВНБ].
Хотя, в этом уверены далеко не все. Многие информанты молятся и на
неосвященные иконы, часто в большой угол вешают и вырезки из календарей
и даже нарисованные знакомыми изображения Бога и святых.
Не все изображения святых считаются иконами. Существует оппозиция
настоящее – не настоящее: купленное и особенно полученное по наследству
противопоставляется самодельному, то есть «не настоящему», кроме того
«настоящей» считается железная и деревянная икона, которая
противопоставляется бумажной (календарю). Бумажные репродукции в
некоторых случаях не освящают и не молятся на них.
[Нарисованное изображение считается иконой?] Ну.. как… даже… оно не
щитаэца иконой, просто.. изображение-та, показывает икону, што вот она
имено такая икона [ВИБ].
Хотя существуют и противоположные примеры, когда вырезки из календарей,
наряду с деревянными и железными иконами, вешаются в красном углу и
почитаются наравне с обычными иконами.
Кроме того, существует оппозиция старое–новое, где новое выступает как
«ненастоящее», плохое, а старое вызывает уважение. Чем старее и
«намоленнее» икона, тем она лучше: Чем старши икона, тем она
значимей, Той иконе молица уже более плодотворно [ХВФ]. Однако и эта
оппозиция, разумеется, не универсальна: «Нередко предпочтение отдавали
новым, ярко написанным образам, позолота и размер чаще всего определяли
для крестьян значимость иконы»
Запреты и предписания.
Так как икона – сакральный объект, с ней связано много запретов и
предписаний.
Самыми распространенными являются такие запреты:
1. Икону и даже бумажную репродукцию и календарь с изображением святого
нельзя выбрасывать:
[Нельзя выбрасывать иконы?]
[ПАС]: Нет, нет
[ПМП]: Нет, иконы бросать нильзя
[ПАС]: Иконы выбрасывать нильзя
[А если закончится календарь с изображением иконы, вы будете его
хранить?]
[ПМП]: Фсё равно ни выкидывам иконы
[ПАС]: Да, буду. Я вот эта.. числа фсе убиру, иконка пускай.
[ПАС], [ПМП]
Если икона оказывается не нужна, большинство не знает, что с ней делать.
Её не выбрасывают, а оставляют в доме, отдают в церковь или на
реставрацию. Кроме того встречались единичные случаи того, что ненужные
иконы спускали по воде или закапывали в землю.
[Можно выбрасывать старую икону?] Ну если чево, так выбрасывают.
Знаешь, в чиво выбрасывают… в проточную воду. [В воду?] Воду, которая
течёт, да. [Именно в проточную?] В проточную [ВНВ].
[Старую икону можно выбросить?] М-м [нет] Даже в печке сжигать низя.
[А что с ней делать?] А лучше закопай, выбрасывать низя – штобы кто-то
подобрал и кто-то над ней поиздевался, лучше закопай её [ААИ].
2. Существует запрет на продажу или на дарение иконы. Причем
наказываться за его нарушение может как продавец или даритель, так и
покупатель (особенно скупщик) или получающий подарок.
[Иконы продавать можно?] Нет. [Нельзя?] Ни знай. Бох накажет.
Какая-нить бида случица. Вот хто говорит, у чиловека ф симье или з
детьми, или с самим им з дитьми, или с кем-нибуть. Или с отцем ли с
матирью ли. Хто это делаё. [А что со старыми иконами делают?] А хто
куда. Хто за деньги их продаё, да думаё, будё жить хорошо. Така яма
придёт, што жить-то хорошо и ни будит, фсё провалица сквось яму. Фсе
деньги и фсё… Которы выручил за икону [ГАМ].
[Можно икону продавать?] Обычно, говорят, нельзя, к плохому. [...] К
плохому икона продают. К нехорошему. [К какому плохому?] К
неприятностям. [Кому плохо: тому, кто продаст, или тому, кто купит?]
Кому продал... [Поправляется:] Кто продал. Кто продал. [Почему?] Ни знаю
[ШВМ].
Обойти запрет на продажу можно, заменив слово продавать, словом
выменивать: «Деньги брали, или взамен давали… ну как миняли»
[КМГ].
Нежелательно не только продавать, но и просто передавать иконы чужим
людям.
[Икону давали с собой тому, кто отправляется в дорогу?] Иконки нет,
иконок нильзя давать. Это грех будёт, иконок никому ни давала. [
МАС].
Лучше оставлять их на том же месте, где они стояли всегда: Где она
стои… стояла фсю жись, там и должна стоять [НВК]. Считается даже,
что, выезжая из дома, не следует забирать с собой иконы, а нужно
оставить их на том месте, где они и стояли, для будущих владельцев.
(Хотя существует и прямо противоположное предписание: обязательно
забирать икону с собой, не оставляя ее чужим людям)
[Когда дом продается, икону оставляют?] Ост… дак оставляют, я,
например, купила дом, дак тут какие иконы были, дак хозяин ни забрал.
По-моиму, дак оставляюца. Ни забрал. Вот. [ОЭА].
То есть данный запрет (на оставление иконы в доме или, напротив, на ее
вынос) иллюстрирует существование двух различных способов восприятия
иконы: в первом случае она воспринимается как часть семьи и,
следовательно, оставление ее интерпретируется как своего рода
предательство. В другом случае икона воспринимается как часть дома, и
тогда появляется запрет на отрыв от своей среды – вынос из дома.
Однако бывают исключения. Некоторые иконы, напротив, всегда носятся с
собой. Чаще всего с собой берутся именные иконы:
[МАВ:] […] Дык вот именая иконка такая, иё носят с собой. [С собой?]
Да, с собой носят. [Всегда?]
[РГГ:] Дак это именная, дак [нрзб] всегда.
[МАВ:] Именая, дак она… она носица фсигда с собой. [Это того святого,
чьё имя носишь?] Того… тово человека, который есь вот евоно имё.
[МАВ],
[РГГ]
Если запрет на дарение отсутствует его лучше производить в церковные
праздники:
[Как надо дарить икону?] […] Ваапще-то по идеи-то бы надо иконку… к
какому-то торжеству: к именинам допустим, ко крестинам [ВИБ].
3. Существует не очень распространенный запрет на размещение икон вблизи
(перед/над) телевизором:
Разве под Бога ставят музыку? [под иконой стоит телевизор] Не
ставят. А она у нас стоит! [ККИ].
[Где иконы стоят в доме?] О… они должны в Большом углу стоять, [в]он
у миня иконка есь, дак она.. прямо поставлена, потому што в Большой угол
мне нильзя поставить: там телевизор стоит – перет телевизором нильзя
иконы ставить [ГЕГ].
Отношение к иконе
Неуважительное отношение к иконе приравнивается к богохульству. За такое
отношение может последовать наказание:
Она как рас перед, вот как у наз в большом углу, вот тут на… на лафке
сидела и, говорят, ч(ц)ево-то тожо присказывали, што дело не по… не
знаю, чё-то делали. А она… говорит – это про Бога помянули – она
го[вор]ит токо ездь, дак пусь меня убьёт. [Бог?] А икона-то взяла, да
упала, вот, понимаэшь, упала перед ей… ей на ногу. Она взяла, да пнула
нок… ногой икону-ту. Из-за ноги умерла, нога-то заболела, да заболела,
так и умерла […] Дак вот, хоть верите, хоть не верите, но уж ругать-то
да пинать-то, не трогайте Господа Бога никто [АН].
В данном случае икона является одновременно не только предметом, за
неуважение к которому мстят, но и субъектом отмщения за богохульство.
Падение иконы (не только в данном случае) считается плохой приметой.
[Если икона падает, это к чему?] икона – плохо. [Что плохо?] Ну,
говоря, плохо. Если мо… у молодых – дак раз… розбежица симья. [А у
пожилых?] Тожо плохо [ КАФ].
Действия, совершаемые с иконами.
С иконами совершаются и некоторые действия обрядового характера.
1. Она используется при тушении пожара (в этом случае, если имеются
указания на определенную икону – используют Неопалимую Купину)
[Если пожар, не надо раздеться донага и обежать его?]
[ПМП:] Не знаю. Не слыхала.
[ПАС:] При пожари опходят с иконой, вот, место пожара. [Горящий дом?]
Да. [Что будет?] Будит … утихать, видно, пожар. [С какой иконой?] А вот
за вами икона [Показывает на календарь с репродукцией иконы Неопалимая
Купина] и как… [Неопалимая Купина?] Да. Вот она при пожаре.
[ПАС], [ПМП]
2. При поиске утопленника или чтобы человек не утонул. В первом случае
икона должна приплыть в то место, где лежит утопленник.
Икону даже тоже видала… што в рику спускали, чёловек утонёт, вот. И
вот икону спускали. [То есть когда человек утонет?] Утонёт. И вот эту
икону… спускали, деревянную. И она приплывё ф то место, где чёловек
лежит. [Просто безо всего икону?] Безо фсего, безо фсего [ДАВ].
Во втором случае икону бросают в воду, чтобы уберечь подвергающегося
опасности утонуть:
И… робитишка это… лес плывё, да сплаф был… у одной тожи раньши на на
Горки (деревня в с. Лимь) паринёк… фстал на брёвнышко, и в воду, но он
фсё время за бривёшко держалсо, мать тожо сразу… прибижала,
пирикрисьтиласи, иконку в воду сшибла диривяную и от эта иконка поплыла,
пътом паринёк… пристал г беригу… з бривёшком и выбралсо. [То есть он не
утонул?] Нь… не утонул. Ът, а иконка уплыла. [Его так спасли?] Спасла…
мать так спасла, ни… м… бабушка уш, ни сама мать, а бабушка… пожилая
уже.[То есть чтобы не утонуть иконку тоже спускали?] Ну вот иконку-то и
спустили, штобы он ни утонул-то. Ну вот на… на той, на Хорошей горки [д.
Горка Дуплева] и он ни утонул. За брёвно схватилсы и… ни утонул […] г
беригу нь… з брёвнышком пристал. И выбралсы паринёк. А иконка уплыла
[ДАВ].
3. Сидение под иконой помогает при грозе от страха, или для облегчения
боли:
[После разговора о том, что раньше было много икон у людей, а теперь
нет] Дък где скът [скажут], садись под икону-то… то. [Кому это
говорили?] [Смеётся] Гроза если идёт, или где упал: сять под икону,
посиди [И что будет?] Ну док полекчает. [Смеется] Сять под икону, да
посиди, полекчает. Больше куда сядеш-та [смеется] Вот и верет, поверет и
фсё, полегчает, побежал [АЕП].
4. Икона является первым, что вносится в новый дом при переезде:
Как… ну как… с иконой надо в дом-то фходить, в руках [Да?] Ну дък,
это, построят дом-то, дък, ну, ну… купят ли, посторят ли, чё дък… Вить и
вот надо, штобы заходить с иконой в дом [ГЕВ].
В заключение отмечу, что икона в сознании современного жителя деревни
остаётся значимой не только как посредник между Богом и святыми и
человеком, но приобрела собственное значение. В некоторых случаях она
почти не связана со святыми, изображенными на ней. Значимым оказываются
название иконы, ее возраст (степень намоленности), материал, из которого
она сделана и многое другое. Иногда считается возможным молиться не
только святым, изображенным на иконе, но и самой иконе. Например, на
вопрос собирателя, как информантка обращается к иконе Спасителя был
получен ответ: И вы, боженьки, спасите, сохраните. Потому што
ни знаю… [ХВФ].
Конечно, все перечисленные выше запреты, предписания и действия,
совершаемые с иконами известны далеко не всем, а если и известны, то
исполняются не всегда. Иконы и продают и особенно часто воруют и иногда
выбрасывают, не опасаясь никаких сверхъестественных последствий.
Источники.
Каргопольский архив Лаборатории фольклористики РГГУ.
Список информантов.
ААИ – Агапитова Анна Ивановна, г. р. 1925, зап. в г. Карогполь,
Каргопольского р-на, 2003 г.
АЕП – Амахина Евстолия Поликарповна, г. р. 1928, зап. в с. Канакша,
Няндомского р-на, 2006 г.
АН – Тюкина Александра Николаевна, г. р. 1926, зап. в с. Судрома,
Вельского р-на, 2009 г.
ВИБ – Боковикова Валентина Ивановна, г. р. 1938, зап. в с. Благовещенск,
Вельского р-на, 2009 г.
ВНБ – Бекряев Виктор Николаевич, г. р. 1064, зап. в с. Судрома,
Вельского р-на, 2009 г.
ВНВ – Вдовина Надежда Васильевна, г. р. 1955, зап. в с. Моша,
Няндомского р-на, 2004 г.
ГАМ – Галашева Алла Михайловна, г. р. 1927, зап. в с. Архангело,
Каргопольского р-на, 2008 г.
ГЕВ – Губинская Елизавета Васильевна, г. р. 1926, зап. в с. Мехреньга,
Няндомского р-на, 2005 г.
ГЛВ – Гаревских Людмила Васильевна, г. р. 1950, зап. в с. Архангело,
Каргопольского р-на, 2008 г.
ДАВ – Дергаева Анфисья Васильевна, г. р. 1923, зап. в с. Лимь,
Няндомского р-на, 2007 г.
КАФ – Коротяева Анна Филипповна, г. р. 1932, зап. в с. Архангело,
Каргопольского р-на, 2008 г.
ККИ – Ковырзина Клавдия Ивановна, г. р. 1924, зап. в с. Моша,
Няндомского р-на, 2004 г.
КМГ – Конюхова Матрена Григорьевна, г. р. 1923, зап. в с. Мехреньга,
Няндомского р-на, 2005 г.
МАВ – Малыгина Августа Вячеславна, г. р. 1922, зап. в с. Воезеро,
Няндомского р-на, 2005 г.
МАС – Мартынова Анастасия Степановна, г. р. 1929, зап. в с. Моша,
Няндомского р-на, 2004 г.
НВК – Набатова Валентина Константиновна, г. р. 1938, зап. в с. Лепша,
Няндомского р-на, 2007 г.
ОЭА – Орлова Эльвира Архиповна, г. р. 1939, зап. в с. Лимь, Няндомского
р-на, 2007 г.
ПАС – Прибыткова Александра Семеновна г. р. 1935, зап. в с. Судрома,
Вельского р-на, 2009 г.
ПМП – Прибыткова Мария Петровна г. р. 1933, зап. в с. Судрома, Вельского
р-на, 2009 г.
РГГ – Русина Галина Григорьевна, г. р. 1952, зап. в с. Воезеро,
Няндомского р-на, 2005 г.
СИН – Степанова Ида Николаевна г. р. 1936, зап. в с. Кена, р-на, 2008 г.
ТВТ – Тоскаева Тамара Васильевна г. р. 1927, зап. в с. Калитинка,
Каргопольского р-на, 2001 г.
ХВС – Холмов Виталий Степанович г. р. 1923, зап. в с. Судрома, Вельского
р-на, 2009 г.
ХВФ – Хорева Валентина Федоровна, г. р. 1932, зап. в с. Архангело,
Каргопольского р-на, 2008 г.
ХКП – Холмова Клавдия Полуэктовна, г. р. 1925, зап в с. Судрома,
Вельского р-на, 2009 г.
ШВМ – Ширяев Владимир Михайлович, г. р. 1943, зап. в с. Ягрема,
Каргопольского р-на, 2001 г.
ЩЛВ – Щипунова Любовь Васильевна, г. р. 1942, зап. в с. Моша,
Няндомского р-на, 2004 г.
Литература.
1.Громыко М.М. О воззрениях русского народа. М., 2007.
2.Листова Т.А. Почитание Богородицы в Рязанском крае //
Православие и традиционная народная культура Рязанской области. Рязань,
2001. С. 142-155.
3.Мелехова Г.Н., Носов В.В. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. 2.
М., 1994.
4.Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. М., 1998.
5.Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре.
М., 2004.
|