Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика

 

Лаборатория фольклористики РГГУ



 

Главная

Сотрудники

Учеба

Научные проекты

Конференции

Экспедиция

Хроника экспедиции

База данных

Архив

Фонотека

Публикации






Руководитель проекта:

С.Ю. Неклюдов

Администратор:

А.С. Архипова

Редактор:

А.П. Минаева

Дизайн:

А.В. Козьмин

Сайт создан в рамках проекта Московского общественного научного фонда "Виртуальные мастерские в общественных науках"

Координатор виртуальных мастерских:

Е.В. Лобза


 

 

<< На главную страницу "Фольклор и постфольклор"

 

Канева И.

 

«Зарни вуж» - золотой корень. Искусство Корнеплетения у коми.

 

Введение

 

   У каждого народа сложились самобытные традиции в изготовлении и декорировании даже самых обыденных бытовых изделий – посуда, утварь, предметы обихода, обувь, каркасы для головных уборов и.т.д. В прошлом предметы, сделанные из местных растительных материалов, занимали большое место в жизни крестьянина. Для изготовления этих предметов использовался различный природный материал – береста, кап, лоза, дерево, корень. Эластичность, водонепроницаемость (для некоторых видов изделий из природного материала), термостойкость, устойчивость от гниения, легкость и красота позволяли применять эти природные материалы в самых различных отраслях жизни.

   Женщины хранили свои украшения, принадлежности рукоделия, лоскутки и мелкие вещи в «кудах», которые изготовляли из бересты, корня дерева. Изготовляли из природного материала туеса, корзины, набирушки, пестери, дорожные солонки, игрушки и.т.д. В связи с огромными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране необходимость во многих традиционных предметах сельского быта отпала. Но никогда не отпадала потребность в изделиях из природного материала высокохудожественного уровня, сочетающих красоту пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре. Современный человек особенно ценит рукотворное изящество и неповторимость. Все это делает незамысловатое изделие не просто изделием кустарного ремесла, а произведением традиционного народного искусства, в котором воплотилось представление многих поколений мастеров о красоте и целесообразности изделий из природного материала.

   Надо отметить, что история народных промыслов народа коми достаточно хорошо изучена. Есть фундаментальные исследования, посвященные изготовлению предметов из природного материала - берестяному ремеслу, изготовлению вещей из дерева, капа, лозоплетению. Однако, такой народный промысел, известный коми, как корнеплетение, к сожалению, совсем не изучен в Республике. Нет публикаций об истории корнеплетения у коми, анализа способов корнеплетения, и.т д. Публикации изображения изделий из корня – единичны. Не изучены и не систематизированы те предметы из корня, которые хранятся в различных музеях республики. В картотеках и фондах музеев зачастую даются неверные исходники – из чего сделан предмет, какая техника изготовления его применялась мастером. Например, лоза, корень, соломка и.т.д. Да, впрочем, это и понятно – в книги описей вносились характеристики предметов, технология изготовления которых (корнеплетение) было (и остается) довольно редким явлением. Знатоков в этой области было (и есть) мало. К тому же, предметов из корня, передаваемых  в запасники музеев, было немного, т.к. длительность хранения и использования  этих предметов в быту была, видимо, небольшой, в отличие, например, от изделий из бересты или дерева. Эти предметы были достаточно ломкими, легкосгораемыми, а изготовление их – трудоемкое дело, требующее особых навыков и умений. На наш взгляд выбранная тема по корнеплетению у коми вполне актуальна и нуждается в разработке.

   Зачастую  точно определить тип предмета, технологию его изготовления, материал и.т.д. может только мастер, узкий специалист. В решении этой задачи мы прибегли к помощи Народного мастера России, члена Союза мастеров России, одного из немногих

на сегодняшний день в Республике Коми, специалиста по корнеплетению, Кокориной Е.В. Вместе с нею был просмотрен весь материал из корня, хранящийся  в фондах Национального музея РК, Национальной галереи РК, музея этнографии и археологии СыктГУ, музея археологии и этнографии КНЦ УрО РАН. Были просмотрены и сфотографированы, как сами предметы, так и записи в Книгах описей об этих предметах. Все выходные данные каждого предмета указаны в сопровождающей таблице. Елена Валентиновна Кокорина помогла выявить предметы из корня, которые неверно трактовались, как предметы из другого материала (из ранних коллекций), определить технологию их изготовления, особенности этой технологии.

   Всего нами было просмотрено несколько десятков коллекций из разных музеев Республики, из которых мы выделили (определили) 73 предмета из корня. Был проведен анализ этих предметов, сделано их описание, зарисовки, фотографии. На основе данной первоначальной работы, затем была составлена корреляционная (сравнительная таблица). В основу данной таблицы был положен следующий принцип – тип предмета, его назначение, материал, место изготовления, мастер, время изготовления, особенности технологии изготовления. Затем была проведена типология предметов, т.е. внутри выделенных больших групп предметов (по назначению) были выделены подгруппы. Эти подгруппы мы разделили  по разным признакам – форма предмета, размеры (высота, ширина), диаметр дна, горловины, форма стенок, дна, материал, и.т.д.(приложения 2 - 7). Был проведен анализ ареала и времени распространенности  данного вида народного промысла у коми. Определены имена мастеров – умельцев корнеплетчиков. Анализу  наблюдений и полученному материалу посвящена первая часть исследования: «История, типология и старинная технология корнеплетения у коми».

   Предметы из корня (сосна, ива, ель) довольно разнообразны. Их наименований очень много, есть коми названия (они так же отражены в таблице). Названия отражают, как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга соседей.

   Корнеплетение – это довольно сложное ремесло. На сегодняшний день – практически забытое. Изделия из корня требуют особой подготовки в заготовке материала и процессу их исполнения. Во второй части своего исследования «Технология и мастерство корнеплетения» мы постарались восстановить все этапы работы с корнем, начиная с его заготовки в лесу, обработки, хранения, оборудования рабочего места, описание инструментов и приспособлений,  и.т.д. Эта работа требует большого терпения, черновой работы, прежде чем будет готово изделие. В приложениях представлены иллюстрации и фотографии всех этапов работы с корнем.

В заключительной части своего исследования «Искусство корнеплетения сегодня», мы постарались показать на современных примерах, что мастерство старинных умельцев-корнеплетчиков полностью не исчезло. Есть в Республике продолжатели этого дела сегодня. Предлагается небольшая фотовыставка и база данных изделий из корня современных умельцев, наших земляков – эжвинцев, достойных продолжателей народного творчества: Кокориной Е.В., Бестужевой К.А. - народных мастеров России, членов Союза мастеров России, Кочева М.С. – члена Союза художников России и других.  Надо отметить, что в отличие от предков, предметы современных мастеров больше носят не бытовой, утилитарный характер, а – декоративный, художественный. Часто – высокохудожественный.

   В работе отсутствуют сноски на труды авторов, исследователей данной проблемы. Причина в том, что таких трудов у нас в Республике на сегодняшний день по корнеплетению нет. Материал собран, обработан и представлен в виде небольшого исследования самим автором данной работы. В основу положены беседы и рассказы-описания, демонстрации приемов корнеплетения земляков-эжвинцев (Кокорина Е.В., Бестужева К.А. и др.), занимающихся этим ремеслом сегодня.

 

Часть 1. История, типология и старинная технология корнеплетения у коми

 

   Корнеплетение, как вид народного прикладного творчества известно издавна. Этот вид творчества известен в Кировской, Ахангельской областях. Известен он был и в Коми крае. Насколько глубоко он своим корнями уходит в древность мы судить не можем, за отсутствием соответствующего материала. Однако в конце XIX века  это ремесло здесь было развито. Об этом свидетельствуют данные, полученные в фондах музеев Республики (Национального музея РК, Национальной галереи РК, музея этнографии и археологии СыктГУ, музея археологии и этнографии КНЦ УрО РАН.).

   Из исследованных 73 предметов из корня 7 предметов датированы XIX –н. XX в.в. Есть предметы, о которых сказано, что они изготовлены мастером … в «1917, 1922, 1925 году». К более древним коми мастерам-корнеплетчикам можно отнести Кузнецова Владимира Петровича из Сысольского района, двух мастеров из Сыктывдинского района - Сивкова А.Н. из д. Граддор и Осипова А.И из д. Прокопьевка. Их изделия датируются к. XIX – н. XX в.в. К более позднему поколению мастеров – 20-е г.г. XX века принадлежат Кононов Е.С. и Лапшин Н.Д. из Пажги, Торлопов И.А. из Слудки. Все они родом из  Сыктывдинского района, Коми края.

    География распространения  изделий из корня довольно обширная.  Представлены экспонаты из 9 районов Коми края. Самое большое количество предметов из корня  было изготовлено в Сыктывдинском районе (19 экспонатов). Мастера – умельцы проживали в деревнях по р. Сысоле и Вычегде: Пажга, Ипатово, Иб, Прокопьевка, Шошка, Слудка, Граддор. Известно было ремесло корнеплетения  в Сысольском  районе и Корткеросском ( д. Вомын) районах. Мастерили предметы быта и обихода на Верхней Вычегде (Усть-Куломский район д. Усть-Нем, Коса) и на  Выми в д. Гам и Средней Отле (Усть-Вымский и Княжпогостский районы). Из северных Усть-Цилемского  и Ижемского районов так же имеем свидетельства о наличии там мастеров-корнеплетчиков. И самый южный район Коми – Прилузский - представлен четырьмя экспонатами из с. Ношуль. Таким образом, видим, что ремесло корнеплетения не являлось узким, специфическим занятием, мало кому известным. Оно было довольно широко распространено среди коми населения. Да и предметы из корня в быту, как видим, были востребованы.

   Какие же предметы из корня были наиболее распространены? Анализ имеющихся в нашем распоряжении предметов позволяет все их разделить на несколько групп. Во-первых, их можно разделить на две большие группы по признаку «цельный предмет из корня» или «предмет из другого природного материала, а корень использован только для отделки». Предметов со вторым признаком в коллекциях музеев очень много, т.е. для обработки края предмета часто мастера использовали корень (обшивка, оплетка). Предметы с первым признаком, т.е. полностью изготовленные из корня взяты за основу дальнейшего исследования. Таких предметов мы обнаружили 73, внесли все их в таблицу, систематизировали и провели следующее наблюдение (приложение 1).   По функциональному назначению все предметы из корня можно разделить на 8 групп. Это:

1.                  Чаши   (30 экз.)

2.                  Шкатулки  (11 экз.)

3.                  Короба  (10 экз.)

4.                  Корзины (8 экз.)

5.                  Воронки (8 экз.)

6.                  Сита  (3 экз.) 

7.                  Тарелки (3 экз.)

8.                  Вазы (1 экз)

   Все встреченные нами предметы можно отнести к предметам бытового назначения. Например, для выпечки и хранения хлеба, для просеивания муки и крупы, для слива и процеживания жидкости («сура», пива), для сбора ягод и грибов, для хранения и перевозки вещей, одежды, для хранения мелких предметов, и.т.д. Предметов декоративного назначения в арсенале нет, кроме ажурной легкой, изящной вазы. Но и она скорее имела хозяйственное назначение.

Все предметы из корня мы можем так же объединить в группы по такому признаку, как «материал для изготовления предмета», т.е. из какого корня сделан предмет, - корень сосны, ели, ивы. 20 экземпляров коллекций  по этому признаку определены. У остальных предметов материал изготовления в каталогах не указан, а самим определить за древностью этих вещей, не представляется возможным.

   Самыми многочисленными из всех  предметов являются чаши (приложение 2). Они составляют 40% от всех предметов из корня. Их иногда называют «чашками», «чаша хлебопечная», «коренниками», «корневик», «шердиысян бекар», «няньдоз».  Они использовались для выпечки хлеба. В форму - чашу клали тесто, придавали ему форму чаши, а затем перекладывали на лопатку и садили в печь. Так пекли подовый хлеб или ковриги. Еще могли эти чаши использовать как посуду для подачи на стол несыпучих продуктов. Чаши имеют очевидное сходство между собой по типу производства, назначению. Но в то же время имеются и некоторые различия. Это в основном различия в размерах (диаметр, высота), профилях стенок, форме дна.

   Все чаши можно разделить на «высокие» (глубокие, от15см и выше)  и «низкие» (не глубокие, ниже 15 см). Глубоких чаш мы насчитали 9, неглубоких – 14. У 7 чаш в описи отсутствует указатель размеров. Возможно, те чаши, которые глубокие, использовались не, как формы для выпечки хлеба, а как объем (сосуд) для хранения продуктов. Надо отметить, что изделия из корня не обладают свойствами, например, берестяных или деревянных изделий. Особенности их конструкции таковы, что мелкие сыпучие продукты будут просачиваться через небольшие отверстия между корешками, каким бы плотным не было плетение. Поэтому, если и использовались чаши для хранения продуктов, или подачи их на стол, то только таких продуктов, которые бы не просыпались и не проливались (хлеб, стряпня, и.т.д).

   Кроме этого, все чаши можно разделить на 2 группы по размеру диаметра в верхней части чаши – «крупные» чаши с диаметром 30 см см и больше (2 экз.), «средние» чаши с диаметром 25 – 30 см (таких предметов 10, 1/3 всей коллекции) и «мелкие» с диаметром менее 25 см (7 экз). Стандартными, более распространенными являются средние чаши, формы для выпечки подового хлеба.

   Можно различить чаши по профилю стенок и форме дна. Так, по профилю стенок выделяется группа чаш конусовидной и подпрямоугольной формы. А по форме дна – чаши с закругленным дном и с уплощенным дном. Понятно, что на эстетику или качество выпекаемого хлеба, эти различные формы чаш  влияния никакого не оказывали (тут дело было в умении хозяйки), а вот для мастера, изготавливавшего данный предмет, это могло иметь значение. Техника изготовления чаш у разных мастеров, видимо, была разная (круговое, косое плетение). При изготовлении чаш – форм, чаще используется мастерами косое плетение. В некоторых случаях мастера оставляли край чаши открытым, но чаще, и для декоративности и для прочности, край закрывали. Это тоже специфический прием  в технике корнеплетения.

   Следующая группа предметов из корня – шкатулки. Они составляют 17,5% от всей коллекции. Иногда встречаем такие названия, как «шкатулка», «плетеная коробочка», «короб», «коробка», «коробок», «кони-куд», «куд». При близком рассмотрении данных предметов убеждаемся, что все эти предметы, скорее всего, своеобразного типа разнообразные по форме шкатулки. Шкатулки использовались для хранения мелких предметов. Шкатулки были с крышкой и без. Крышки могли быть круглой, конусовидной, уплощенной формы. В зависимости от фантазии и умения мастера. По размерам и форме мы так же можем выделить несколько подгрупп шкатулок: по размерам (высота, диаметр), форме, профилю стенок. По высоте – до 10 см (низенькие) и более 10 см (высокие). По форме выделяем цилиндрические, сферические, кубовидные и сложные фигурные. Наиболее распространенный тип – сферические по форме шкатулки.

   Еще одна группа предметов из корня – корзинки. Их в описи иногда называют «корзинка», «плетеное лукошко», «набирушка», «куд», «бадь пу», «вупс падъян». Корзины составляют 10% коллекции изделий из корня. Они использовались для сбора грибов и ягод в летнюю пору, а так же для хранения женских принадлежночтей для вязания, шитья, прядения и.т.д. Корзины мы так же классифицировали по следующим признакам: высота, размеры (диаметр), форма корзины, профиль стенок , форма дна. По форме верхней части корзины можно все их разделить на: овальные (6 экз.) и круглые (2 экз.). По диаметру верхней части корзинки  на: большие (30 и более см) – «корзины» и маленькие (25 и менее см) – «набирушки». Различаются корзинки так же  по высоте и профилю стенок. С высокими стенками (30 см и более ) корзины встречаются реже. Более распространены были низкие набирушки со стенками от 15 см и ниже. У корзинок отмечена различная форма дна – закругленная и ровная уплощенная. Корзинки были очень легкими и удобными в эксплуатации. Ими легко могли пользоваться и взрослые и дети. Техника плетения корзин разная – косое, прямое, круговое плетение. В одном из случаев встречаем технику лозоплетения.

    Четвертая группа изделий из корня представлена коробами. В некоторых случаях встречаются такие названия изделий, как «короб», «короб дорожный», «корзина дорожная», «сундук», «корзина». Короба можно было использовать, как для хранения вещей (как сундучок) дома, но чаще их использовали для переноски вещей, как чемодан. Для этого были приделаны две довольно удобные ручки. В нескольких случаях есть приспособления для замочка. Всего коробов в коллекции 10 экземпляров, что составляет 1/7 коллекции. Короба очень разнообразные, как по технике плетения, по форме, размерам, использованию дополнительных материалов (досочек), форма ручек, застежек, и.т.д. По форме их можно разделить на 3 группы – овальные (в разрезе имеют сферические стенки), трапецевидные (в разрезе сужаются к горловине), подпрямоугольной формы (с относительно ровными вертикальными стенками). Более распространенными являются дорожные короба (корзины) трапецевидной формы. Очень интересный, хорошо сохранившийся  экземпляр хранится в Национальной галерее РК «Пильгуев короб». История его происхождения связывается с Ижемским районом. Этот дорожный короб изготовлен в технике прямого плетения. Фигурная форма тулова и крышки этого короба свидетельствуют о высоком мастерстве человека его изготовившем.

   Следующую группу изделий из корня представляют воронки (8 экз.) Присутствуют такие названия этих предметов, как «воронка», «воронка-крышка», «цедилка», «сысъясан», «сур сысъялан», «сур сысъялом доз».  В некоторых случаях эти изделия, вероятно, использовали и, как крышки для накрытия сосудов. В сопроводительных записках к описям предметов указывается, что он использовались, как воронки для слива «сура» - пива. По видимому для того, чтобы во время брожения сура накопившийся газ выходил в отверстие, эту воронку переворачивали и использовали, как крышку. Причем, в пользу этого предположения говорит и форма стенок воронки – вертикальные, хорошо насаживающиеся на сосуд такого же диаметра.

Плетение воронок достаточно плотное. Все они имеют круглую форму и отверстие для носика. Но вот сам носик имеет разную форму (цилиндрическую, конусовидную) и различную длину (варьируется от 5 до 15 см).

   Меньшим количеством предметов представлена группа предметов «тарелки» – 4 экз. По форме и внешнему виду они очень напоминают чаши-формы. Но размеры их в двух случаях – очень маленькие. Разве, что, если их использовали тоже в качестве формочки для выпечки. Но это были  какие-то маленькие хлебцы.  Одна тарелочка выделяется тем, что она изготовлена в технике ажурного плетения и явно использовалась для подачи на стол каких-то яств. Другая тарелочка, по форме напоминает чашу-коренник, но имеет невысокую подставку-ножку.

В одном экземпляре представлена ваза. Ваза довольно изящной формы, редкого плетения, на высокой  подставке-ножке, ажурная .

   Отдельно можно выделить еще одну группу изделий народных промыслов – предметы, основа которых изготовлена из другого материала (береста, дерево), а в деталях или отделке так же используется корень сосны, ели, ивы. К этой группе можно отнести многочисленные сита, для изготовления сеточки которых использовался расщепленный корень сосны, сосновая дранка.

  В берестяных туесах, коробах сосновый корень используется в качестве оплетки края, для придания большей декоративности. При этом используется крестовидный шов, шнуровой с шагом и плотным шнуром.

   В целом, надо отметить, что  при изготовлении предметов из корня сосны, ели, ивы использовались различные приемы и техника: косое, прямое, круговое плетение, иногда - приемы лозоплетения. Предметы изготовлялись в технике плотного плетения, реже – неплотного плетения, еще реже – ажурного плетения. Для изготовления предметов чаще использовался тонкий корень, но в некоторых случаях брали и толстые корни. Тогда в первом случае предметы получались легкие, аккуратные, миниатюрные, а во втором случае - тяжелые, громоздкие, грубые. Края предметов иногда оставляли мастера открытыми, т.е. без декоративного завершения, а чаще – край закрывали, придавая предмету завершенность. Для обработки края, в случае изготовления предмета из другого природного материала (дерево, береста, и.т.д.), так же использовали корень. Оплетку оформляли в виде крестовидного шва, или шнуровки. Нами было выявлено несколько (5 экз.) предметов, которые были окрашены снаружи. Это шкатулки, корзинки, чаши. Цвет – темно-синий, черный и коричневый. Какое значение имела окраска предметов – трудно сказать: или это имело ритуальный характер или рационально-хозяйственный. По мнению Кокориной Е.В., красить предметы могли снаружи для того, чтобы краска заполнила просветы, и не просыпались бы мелкие продукты. Но это только предположение.

    Таким образом, всю коллекцию предметов из корня, состоящую из 73 экземпляров, мы можем разделить на несколько групп: предметы собственно изготовленные из корня и предметы, где корень используется только для декоративной отделки. К первой группе относятся:  чаши- коренники,   шкатулки,  короба - дорожные корзины,  корзины, воронки, сита, тарелки, вазы. Внутри первой группы можно разделить предметы на подгруппы по признакам: размер предмета (высота, ширина), размер диаметра предмета, профиль стенок предмета, форма дна и.т.д.

   По функциональному назначению все предметы носят бытовой характер, использовались в быту: для выпечки хлеба и хранения несыпучих продуктов, для слива и процеживания жидкости, для сбора ягод и грибов, для хранения и перевозки вещей, для хранения мелких предметов, и.т.д. В процессе работы определены районы бытования изделий из корня в Коми. Таких районов насчитывается 9. По всей видимости больше это мастерство было распространено в Сыктывдинском районе по р.р. Вычегде и Сысоле. Часть обнаруженных предметов датируется XIXXX в.в. Стали известны имена старинных мастеров – корнеплетчиков из Сысольского (Кузнецов В.П.) и Сыктывдинского (Сивков А.Н.).

 

Часть 2. Технология и мастерство корнеплетения.

 

   Сосна, ель, ива – вот те деревья из корней которых умелец может изготовить великолепные и главное, полезные предметы. Эти предметы помогают человеку обустроить быт, облегчить и скрасить жизнь. Для плетения используется корень. При этом очень важны такие качества корня, как цвет очищенного корня, его эластичность, пластичность, длина, толщина. Немаловажное значение имеет простота и удобность добывания корня. По мнению Кокориной Е.В., проще, легче и с меньшим нанесением вреда природе, можно добывать корень сосны. Сосна растет на просторных борах, часто по краю карьеров, ее нижняя часть дерева не загущена другой порослью, чья корневая система бы могла мешать при заготовке. Сложнее в этом отношении заготавливать корень ели. В ельниках растительность густая, корни все плотно переплетены, выкопать их достаточно сложно. Хороший материал для плетения – ива. Но у нее корневая система такая глубокая, что добыча ее корней составляет немалых трудностей. В цветовом отношении сосна и ива имеют определенные преимущества. Их корни – белого цвета с небольшим желтоватым оттенком. Изделия из корня ивы и сосны со временем меняют цвет – они несколько бледнеют, но не темнеют. У ели корень грязновато- серого цвета, со временем предметы из этого материала могут потемнеть. Этим, вероятно, и можно объяснить, что цвет некоторых старинных предметов из корня разный. Одни предметы – светлые, желтоватые, а другие – темные, грязные, почти черные. По мнению Кокориной Е.В., у сосны корень более пластичный, длинный. Это облегчает изготовление предметов более сложной формы. Для простых изделий подходит корень ивы или ели. Но при этом, надо помнить, что корень ивы при высыхании становится более ломким, чем корень ели, но при этом изделие в цветовом отношении будет выглядеть более изящным. Точно так же изделие из корня ивы будет более изящным потому, что ее корни более тонкие, чем у ели.

   Процессу изготовления предмета из корня предшествует достаточно длительный и сложный подготовительный период, который включает в себя заготовку корня, его первичную обработку, создание условий для хранения, оборудование рабочего места, приготовление инструментов и приспособлений. Только после всего этого мастер приступает непосредственно к плетению. При заготовке корня надо хорошо знать где, как и когда можно и нужно это делать. Как это сделать, чтобы нанести максимально малый урон природе?

   Заготовка корня – дело трудное и опасное, поэтому к нему готовиться надо заранее и выезжать вдвоем и более человек, лучше – группой. Лучше, если место заготовки корня определено заранее и обследовано. Проводить заготовку надо в лесах, где намечаются плановые лесозаготовки, вырубка дорог,  карьеры, просеки и.т.д. Вопросы об объемах и местах заготовки корня согласовываются с представителями лесхозов и лесничеств. На заготовке корня в лесу необходимо находиться в сапогах, в рубашке с длинным рукавом и закрытым воротом, в головном уборе, закрывающем голову, уши, шею. Надо иметь средство защиты от комаров. Не надо торопиться в лесу, а терпеливо присмотреться к деревьям, выбрать некоторые и начать осторожно работу.

Заготовка соснового корня.

   Сосновый корень заготавливают в течении продолжительного времени года – весной, когда только оттает земля, и до поздней осени, пока она не схватиться морозами и не покроется снегом.

Традиционные места заготовки: лесосеки, карьеры, боры. Весной, после половодья, возможна заготовка соснового корня по берегам реки. Вода подмывает берега, обнажая корни. Нужно успеть собрать их до высыхания. Лежащие на поверхности земли кони не пригодны. Они слишком сухие, не поддаются очистки и расщепления на ленты, к тому же имеют цвет подгнившей древесины. Почва, на выбранном для заготовки участке, не должна быть густо поросшей травой и мелким кустарником. Они усложняют заготовку, переплетаясь своими корешками с корнями сосны. Лучше, если почва песчаная.

   Инструменты, используемые для заготовки: крючок на длинной ручке или садовая тяпка, нож. Наиболее удобна садовая тяпка. Она легкая, ее можно купить в любом хозяйственном магазине. Одна сторона рабочей поверхности тяпки должна быть в виде двух зубцов (она используется для выкапывания и вытаскивания коня), противоположная сторона в форме лопатки (используется для обрубания корня).

   Корень подкапывают, затем вытягивают тяпкой в окружности 1- 4 метров от дерева, на глубине не менее 5 - 20 сантиметров. Более глубокая заготовка возможна, но она требует больших физических усилий, в этом случае используется крюк с длинной ручкой. Вытягиваемый корень поднимает за собой корни, переплетающиеся с ним. Длина корней может достигать 5 -10 метров и более.

   Для удобной транспортировки, заготовленные корни скручивают в кольца и плотно складывают в мешки из рогожи. Необходимо заготовить корни разного диаметра (от 0,2 до 2 миллиметров).Заготовленный корень очищают от коры в течении трех дней, пока он не высох и кора легко снимается при помощи «щепилки» и ножа. Очищенный корень снова скручивают в кольца и раскладывают для просушки в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

   Хорошо просушенный корень сортируют по диаметру. Для хранения складывают в картонные коробки или связывают  веревкой. Хранится корень в течении двух-трех лет, по истечению этого срока корень приобретает более темный цвет и теряет пластичность.

Наиболее толстый и ровный корень идет на основу изделия. Его можно расщепить на 2-4 части, при помощи резака и «колунков», отстругать до нужной толщины.

   Осуществляя заготовку соснового корня в карьерах и по берегам реки,  наносится наименьший ущерб природе. Если заготовка ведется в бору – надо постараться сначала аккуратно снять мох со слоем почвы, а после заготовки заровнять борозды и выложить мох на прежнее место.

 

Инструменты и приспособления.

Для каждого ремесла требуются свои инструменты. Есть они и в корнеплетении. Прежде всего, это нож-резак. Он может быть как самодельным, так и заводским. Например, резак со сменными лезвиями. Нож обязательно должен быть очень острым.

Колунки: Само название говорит о назначении этого инструмента. Крупные корни раскалывают на 2-3 части, а тонкие откладывают. Они используются в круглом виде. Колунки можно сделать из металла, кости и дерева твердой породы (береза, рябина, дуб). Конечно, металлический колунок в работе надежнее. Ручка деревянного колунка является продолжением самого колунка, а для металлического колунка делается отдельно. Длина ручки 15 - 25 сантиметров. Чтобы расколоть прут, его подрезают с конца ножом и слегка раскалывают пополам или крестообразно. Несколько труднее подрезать для раскола на три части. В надрез вставляют нужный колунок и одной рукой поправляют прут, а другой подталкивают колунок к противоположному концу корня.

Стуг : Для дальнейшей обработки расколотых корешков применяется струг. Стругают со стороны сердцевины, для того, чтобы получить ленты одной толщины. После остружки, ленты становятся более прочными, т. к. замечено, что самый крепкий слой древесины – наружный. Если удалось аккуратно снять внутренний слой, его можно использовать в плетении декоративных изделий. Для работы чаще используются ленты длиной в 1 метр.

Когда весь материал приготовлен для работы, наступает время для самой работы – плетения. Но прежде надо подготовить корень для плетения, сделать его мягким, пластичным, податливым.

Замачивание.

Выбрать круглый, длинный корешок для основы изделия и ленты. Они должны быть тоньше основы, тогда изделие будет смотреться гармонично. Основа и ленты замачиваются в чистой теплой воде на 15 - 30 минут, в зависимости от толщины корня. Вода может потемнеть – окраситься, следует ее поменять и следить за тем, чтобы вода была теплой. В процессе плетения и основу и ленты постоянно смачивают теплой водой при помощи тряпочки из мягкой ткани.

Вот и наступило время самого плетения. В качестве примера мы объясним самые простые приемы плетения мастеров-корнеплетчиков.

 

Плетение овала.

Наиболее тонкая часть основы сгибается на расстоянии 7 - 8 сантиметров от конца. Широкий конец ленты заостряется при помощи резака. Тупой конец вставляется в сгиб основы внешней стороной сверху. Делается несколько витков ленты вокруг основы (обхватывая оба конца основы). Расстояние между витками равно ширине ленты. Основа укладывается по спирали.

Плетение круга.

Самое сложное – начало плетения. Нужно сложить очень маленькое кольцо из основы (начиная с тонкого конца) и обвить его несколько раз лентой. Расстояние между витками равно ширине лент. Основу постепенно скручивают по спирали вокруг кольца. После каждого оборота, конец ленты подсовываем (прошиваем) под очередной виток ленты, расположенный на предыдущей спирали. С увеличением диаметра выплетаемого круга, расстояние между витками ленты увеличивается. Чтобы это предотвратить, необходимо дважды прошить ленту в одном месте. Укладывая основу спиралью в одной плоскости, получаем круги разного диаметра, которые можно использовать как подставки под горячее или же в качестве декоративного коврика. Чтобы край изделия получился аккуратным и выглядел законченным, в последнем витке между прошивками, делают холостые обороты вокруг основы.

Если же необходимо сплести изделие более сложной формы, то в процессе плетения каждый очередной виток основы увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Чтобы сделать стенки изделия цилиндрическими, основу наращивают вверх по вертикали. При увеличении диаметра каждого очередного витка, изделие расширяется, а при уменьшении – сужается.

Наращивание основы.

Концы основы срезаются на нет, при помощи острого ножа, и накладываются друг на друга. Затем механизм плетения повторяется.

Добавление лент.

Оставляем конец ленты длиной 2-3 сантиметра, вставляем по ходу первой ленты новую. Новая лента закрепляет конец предыдущей. По завершению работы ваше изделие будет похоже на колючего «ежа». Все «колючки» аккуратно срезаются или обламываются только на готовом сухом изделии.

Заключение.

Искусство корнеплетения сегодня.

 

   Основоположником возрождения искусства древнего корнеплетения в Коми стал Михаил Степанович Кочев. Его дело затем продолжили его ученики.

 М.С. Кочев – художник, мастер, педагог, Член Союза художников России. К сожалению, очень рано ушедший из жизни. Но даже за свою недолгую жизнь он успел не только возродить многие утраченные за годы Советской власти народные ремесла, но и вырастить целую плеяду достойных учеников, которые продолжили его дело. Любимым материалом М. С. Кочева была береста, но и из других природных материалов он делал великолепные вещи. Из рассказа ученицы Кочева Кокориной Е.В.: «С изделием из корня он столкнулся случайно. Однажды в старом доме на чердаке он нашел вещь, сплетенную чудным образом, спросив стариков, выяснил, что это корнеплетение. Предмет был плохой сохранности, но Кочев решил разобраться с секретом неведомого ему старинного искусства. Он разобрал этот предмет, сам попробовал сплести, и дело пошло». Судя по всему, консультации не только по бересте получал Кочев у старого народного мастера России Семена Ильича Оверина, с которым не раз встречался и обменивался опытом. Оверин из с. Пажга Сыктывдинского района.  А мы выяснили в процессе исследования, что это село подарило по меньшей мере в начале XX века двух мастеров-корнеплетчиков (Лапшин Н.Д., Кононов Е.С.).  Бестужева К.А дополняет рассказ о Кочеве: «Он для начала освоил 2 способа корнеплетения, которым научил своих учеников. Сам же по-прежнему занимался берестой. Он поставил тогда перед собой задачу: не овладеть искусством корнеплетения досконально, а попробовать восстановить его азы, и затем передать это дело кому-то из своих учеников, чтобы они его возродили и развили дальше».

   Такими учениками стали Кокорина Е.В., Бестужева К.А. (Народные мастера России, члены Союза мастеров России), Красман А.А. Продолжатели дела теперь есть и у бывших учеников Кочева – Филлипова Г.Н. и другие. Все они участники выставок и фестивалей республиканского, российского масштабов. Их изделия - поистине шедевры декоративно-прикладного искусства (приложение 11). И очень радует, что такое замечательное старинное прикладное искусство, как корнеплетение не кануло в лету, а сохранилось и радует нас сегодня.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                              Сост. Васкул И.О., Зеновская В.П., Уткина И.М. Народное искусство коми. Альбом. Сыктывкар. 1992. рис. 42, 43.

2.                              Грибова Л.С. «Декоративно-прикладное искусство народов Коми».М. 1980.

3.                              Кочев М.С. «Секреты бересты». Сыктывкар. 2000.

 

Список использованных источников:

 

1.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, научно-вспомогательный фонд, н/в 2487/2.

2.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, научно-вспомогательный фонд, н/в № 6205/1

3.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, научно-вспомогательный фонд, н/в № 1877/9

4.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, №5513/13.

5.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 53 535

6.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6207/3

7.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6720/2

8.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5669/9

9.                              Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6197/14

10.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6338/29

11.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 1857/8

12.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 8783/3

13.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5352/1

14.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6187/1

15.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 198

16.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, №5351/2

17.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 10572/8

18.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5838/4

19.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5838/4

20.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5653/1

21.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5664/1

22.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 196

23.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6162/2

24.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 1862/1

25.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 1862/2

26.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 9144/58

27.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 9144/58

28.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 9144/58

29.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/12

30.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/13

31.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/14

32.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/15

33.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/16

34.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/17

35.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/18

36.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/19

37.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 3325/20

38.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 4706/2

39.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 2281/6

40.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 2511/1

41.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 2511/2

42.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6187/2

43.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 7072/45

44.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 197

45.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 5640/1

46.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 6207/1

47.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд, № 195

48.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд № 7072/47

49.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд № 1877/8

50.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, основной фонд № 2511/4

51.                          Национальный музей РК, этнографический отдел, РКМК 42511/39

52.                          Национальная галерея РК, вспомогательный фонд, без номера (2 предмета)

53.                          Музей археологии и этнографии СыктГУ, ф. 3., 3 (7), № 300

54.                          Музей археологии и этнографии СыктГУ, ф. 3., 3 (19).

55.                          Музей археологии и этнографии СыктГУ, ф. 3/7, № 299

56.                          Музей археологии и этнографии СыктГУ, ф. 3/7, № 185

57.                          Кокорина Е.В., 1963 г.р., Ур. Г. Тверь.

58.                          Бестужева К.А., 1956 г.р., Ур. Г. Сыктывкар.


Приложения


Тезисы

«Зарни вуж» - золотой корень. Искусство корнеплетения у коми.

Автор: Кокорина Галина Игоревна, 11 кл, ЦДТ Эжвинский район г. Сыктывкар, Республика Коми

 

   У каждого народа сложились самобытные традиции в изготовлении и декорировании даже самых обыденных бытовых изделий – посуда, утварь, предметы обихода, обувь, каркасы для головных уборов и.т.д. Для изготовления этих предметов использовался различный природный материал – береста, кап, лоза, дерево, корень. Эластичность, водонепроницаемость (для некоторых видов изделий из природного материала), термостойкость, устойчивость от гниения, легкость и красота позволяли применять эти природные материалы в самых различных отраслях жизни.

   Надо отметить, что история народных промыслов народа коми достаточно хорошо изучена. Есть фундаментальные исследования, посвященные изготовлению предметов из природного материала - берестяному ремеслу, изготовлению вещей из дерева, капа, лозоплетению. Однако, такой народный промысел, известный коми, как корнеплетение, к сожалению, совсем не изучен в Республике. Нет публикаций об истории корнеплетения у коми, анализа способов корнеплетения, и.т д. Публикации изображения изделий из корня – единичны. Не изучены и не систематизированы те предметы из корня, которые хранятся в различных музеях республики. В картотеках и фондах музеев зачастую даются неверные исходники – из чего сделан предмет, какая техника изготовления его применялась мастером. На наш взгляд выбранная тема по корнеплетению у коми вполне актуальна и нуждается в разработке.

   Зачастую  точно определить тип предмета, технологию его изготовления, материал и.т.д. может только мастер, узкий специалист. В решении этой задачи мы прибегли к помощи Народного мастера России, члена Союза мастеров России, одного из немногих

на сегодняшний день в Республике Коми, специалиста по корнеплетению, Кокориной Е.В. Вместе с нею был просмотрен весь материал из корня, хранящийся  в фондах Национального музея РК, Национальной галереи РК, музея этнографии и археологии СыктГУ, музея археологии и этнографии КНЦ УрО РАН. Были просмотрены и сфотографированы, как сами предметы, так и записи в Книгах описей об этих предметах. Все выходные данные каждого предмета указаны в сопровождающей таблице.

   Всего нами было просмотрено несколько десятков коллекций из разных музеев Республики, из которых мы выделили (определили) 73 предмета из корня. Был проведен анализ этих предметов, сделано их описание, зарисовки, фотографии. На основе данной первоначальной работы, затем была составлена корреляционная (сравнительная таблица). В основу данной таблицы был положен следующий принцип – тип предмета, его назначение, материал, место изготовления, мастер, время изготовления, особенности технологии изготовления. Затем была проведена типология предметов, т.е. внутри выделенных больших групп предметов (по назначению) были выделены подгруппы. Эти подгруппы мы разделили  по разным признакам – форма предмета, размеры (высота, ширина), диаметр дна, горловины, форма стенок, дна, материал, и.т.д.. Был проведен анализ ареала и времени распространенности  данного вида народного промысла у коми. Определены имена мастеров – умельцев корнеплетчиков. Анализу  наблюдений и полученному материалу посвящена первая часть исследования: «История, типология и старинная технология корнеплетения у коми».

   Предметы из корня (сосна, ива, ель) довольно разнообразны. Их наименований очень много, есть коми названия. Названия отражают, как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга соседей.

   Корнеплетение – это довольно сложное ремесло. На сегодняшний день – практически забытое. Изделия из корня требуют особой подготовки в заготовке материала и процессу их исполнения. Во второй части своего исследования «Технология и мастерство корнеплетения» мы постарались восстановить все этапы работы с корнем, начиная с его заготовки в лесу, обработки, хранения, оборудования рабочего места, описание инструментов и приспособлений,  и.т.д. Эта работа требует большого терпения, черновой работы, прежде чем будет готово изделие. В приложениях представлены иллюстрации и фотографии всех этапов работы с корнем.

   В заключительной части своего исследования «Искусство корнеплетения сегодня», мы постарались показать на современных примерах, что мастерство старинных умельцев-корнеплетчиков полностью не исчезло. Есть в Республике продолжатели этого дела сегодня. Предлагается небольшая фотовыставка и база данных изделий из корня современных умельцев, наших земляков – эжвинцев, достойных продолжателей народного творчества: Кокориной Е.В., Бестужевой К.А. - народных мастеров России, членов Союза мастеров России, Кочева М.С. – члена Союза художников России и других.  Надо отметить, что в отличие от предков, предметы современных мастеров больше носят не бытовой, утилитарный характер, а – декоративный, художественный. Часто – высокохудожественный.

   Поскольку, автор данного исследования так же занимается корнеплетением, и участвовала в нескольких республиканских и российской выставке прикладного творчества, в конце приложений предлагается фотовыставка авторских изделий из корня сосны.

 

 


Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.

 

 

Информация | Сотрудники | Учеба | Научные проекты | Конференции | Экспедиция
Хроника экспедиции | База данных | Фонотека | Публикации