Канева И.
МЕЗЕНСКАЯ
РОСПИСЬ. СИМВОЛ КОНЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ КОМИ.
Ярким и самобытным
проявлением народного прикладного искусства является мезенская роспись.
Происхождение ее до сих пор остается загадкой. Необычность росписи,
графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц
побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве
соседних северных народов и в наскальных рисунках (петроглифах). Для
мезенской росписи характерны контурные, графические фигуры живописных,
фигуры птиц с ярко выраженными S-образным контуром. Характерной
особенностью росписи является многоярусность. Почти на каждой мезенской
прялке выделяются три яруса, причем, в нижнем и среднем главными
фигурами представляются кони (олени), в верхнем – птицы.
Основные образы
мезенских прялок – птицы, кони, олени входят в круг фольклора,
встречаются в различных календарных и семейных обрядах.
Из материалов,
полученных в ходе этнографической экспедиции в Удорский район на р.
Мезень, мною отобраны те, которые касаются образа коня, так часто
встречающегося в мезенской росписи. Образ коня архаичен, он связан с
культом этого животного, особо почитаемого в народе. Изображение коня
служило своеобразным оберегом. Конь – атрибут божественный, он
обязательно присутствует в мифологии, сказках, преданиях. Образ коня
сопоставляется с душой человека.
Таким образом, с
конем удорские коми связывали многое в своей жизни: благополучие, удачу,
охрану от несчастий и т.д.
Образ коня
наделялся магической силой, он был своеобразным “проводником”,
“посредником” между мирами. Культовое значение коня находит свое
выражение во многих обрядах и традициях. Конь – символ солнца,
плодородия, источник всех жизненных благ. Вот почему такое уважительное
отношение к этому животному, вот почему образ его находит широкое
распространение в народном прикладном искусстве.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.