|
А.Б.Мороз
ИЗ
ОПЫТА РАБОТЫ НАД БАЗОЙ ДАННЫХ "ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА
(КАРГОПОЛЬЕ)".
С 1996 г. в
лаборатории фольклора РГГУ ведется работа по созданию компьютерной версии
фольклорного архива каргопольской экспедиции[1].
При создании базы мы не ставили перед собой исследовательских целей, связанных
с анализом каких бы то ни было фактов традиционной культуры, а стремились дать
исследователю возможно более полный свод данных по народной культуре
Каргополья, полученных в ходе десятилетней работы экспедиции и поисковый
аппарат, который помог бы ему найти необходимый фактический материал по как
можно более широкому кругу параметров. Иными словами, мы стремились сделать
широко доступным рукописный архив экспедиции. Этим была определена и структура
базы, повторяющая в основных параметрах структуру рукописного архива. В свою
очередь структура "бумажного" архива определяется системой опроса
информантов. Поэтому начнем ab
ovo.
Опрос информантов
ведется по специальным тематическим программам-вопросникам, каждый из которых
посвящен одной из сторон народной культуры[2].
Каждый из таких вопросников содержит от 15 до 40 вопросов, ответы на которые
собиратель старается получить в ходе интервью. Записанные материалы затем
оформляются как карточки и сортируются по вопросам программы, по программам и
селам. Однако диалог собирателя с информантом не строится строго в форме
вопросов, задаваемых в обязательной последовательности и ответов на них, а
следует логике речи информанта, так что всегда возникают отклонения от заданной
темы, продиктованные ассоциативными связями в сознании информанта, его
интересами пристрастиями и эмоциями; затем разговор может возвращаться в свое
русло и вновь выходить из него. По ходу дела собиратель задает уточняющие
вопросы, переспрашивает, возвращаясь к ранее услышанному, просит повторить
недопонятое и т. д. В результате далеко не всегда мы имеем четко членимый на
небольшие фрагменты текст, который потом можно было бы разбить на отдельные карточки,
а подчас длинные нарративы, включающие самостоятельные тексты, но соединенные
логическими или формальными связками в речи информанта. В таких случаях
возникает вопрос о разбиении интервью на отдельные части. Дилемма, перед
которой встает собиратель в этом случае такова: разбивая большой текст на
части, даже если в основе каждой из них лежит свой сюжет, лишает их контекста и
связей с другими фрагментами того же интервью. Стремление же сохранить эти
связи ведет к концентрации большого количества информации в одной записи и
делает часть данных фактически недоступной в рукописном архиве из-за
отнесенности карточки к конкретному вопросу конкретной программы.
Рассмотрим
элементарный пример: записывается текст о том, как женщине ночью является
домовой и начинает ее душить. На обращенный к нему вопрос, к добру или к худу
он явился, тот отвечает, что к худу. Через некоторое время у нее умирает муж.
Вслед за тем следует повествование о том, как информант тяжко переживает смерть
супруга и как вследствие этого тот начинает посещать ее по ночам. Соседки,
прознав про это, дают рекомендации, как избавиться от ночного гостя. После того
как жертва исполнила все рекомендованное, покойник перестал являться.
В приведенном примере
отчетливо выделяется два смысловых центра: весть, поданная домовым, и ходячий
покойник и способы избавления от него. Каждый из них представляет собой
самостоятельное верование, информация о котором вполне самоценна. В жанровом
отношении мы также имеем две былички. Подходя к тексту как к описанию народного
верования или как к быличке, мы должны были бы разделить их и отнести к разным
вопросам разных программ (Демонология и Похороны). Однако существенным
представляется еще одно обстоятельство: оба эти текста рассказаны во
взаимосвязи, один непосредственно вытекает из другого и, в сознании информанта,
обусловлен им. Нарушая эти связи, мы игнорируем исполнителя текста и
особенности индивидуального текстопорождения. Вопрос членения/нечленения, таким
образом, становится вопросом подхода и интересов исследователя. В любом случае
при бумажном хранении часть информации оказывается закрытой.
Близкая проблема
возникает при попытке отнесения фактически любого, даже самого небольшого и
односюжетного текста к той или иной теме (программе и вопросу). Например,
рассказ о тушении пожара путем обегания горящего дома нагой женщиной с иконой в
руках, сопровождающегося произнесением молитвы или заговора может быть отнесен
к теме "тушение пожара" (в нашей практике она входит в программу "Метеорология"),
к теме "Утварь и одежда" (вопрос об обрядовой наготе), к теме
"Народное православие" (вопрос об иконе или вопрос о молитвах).
Наконец, если подходить к этому тексту как к разновидности несказочной прозы,
мы должны будем отнести его к теме "Фольклор". Этот ряд может быть
продолжен.
В значительной степени
вопросы членения текста интервью на отдельные фрагменты и вопрос отнесения
записи к той или иной рубрике картотеки решается интуитивно. Естественно,
простое дублирование материалов могло бы облегчить поиск информации, но
чрезмерно раздуло бы объем картотеки и создало бы дополнительные трудности при
поиске. Принципиально устранить эту ситуацию в "бумажном" архиве
невозможно. Электронная версия архива призвана решить подобные проблемы,
возникающие при поиске материалов и расширить возможности поиска.
Основной единицей
хранения в базе данных остается "карточка" - текстовая запись,
соответствующая фрагменту интервью, нанесенному на карточку рукописного архива.
Помимо собственно текста рукописная карточка содержит еще номер программы и
вопроса (вопросов), по которым они сортируются, название села, где сделана
запись, год записи, а также шифры собирателей и информантов, подробные данные о
которых содержатся в отдельных списках. Все эти данные в электронном архиве разнесены
по отдельным полям, которые отображаются на экране. Более подробные сведения о
программе, вопросе, информанте помещены в отдельные справочники, которые могут
быть просмотрены по желанию пользователя.
Таким образом, пользователь
системы помимо просмотра данных по параметрам село-программа-вопрос, возможность
которого предоставляется ему и картотекой, получает возможность поиска данных
по тексту посредством ввода в окно запросов для полнотекстового поиска любое
сочетание букв. При этом программа будет искать заданный текст во всех записях,
содержащихся в базе. Теперь снимается острота вопроса о членении интервью на
фрагменты и отнесения текста сразу к нескольким вопросам: в базе данных можно
найти любой текст независимо от отнесенности к той или иной программе и любой номер
вопроса независимо от того, каким по порядку он стоит в карточке.
Этот поиск, однако, может
быть затруднен рядом обстоятельств: во-первых, одно и то же понятие может
обозначаться в текстах разными лексемами, во-вторых, в разных записях возможно
использование разных диакрититческих знаков, отражающих особенности фонетики локального
говора или индивидуальной речи информанта. Наконец, искомое слово может вообще
не употребляться в тексте при том что нужное понятие будет содержаться имплицитно.
Поэтому в качестве основного инструмента поиска в базе вводится использование
так называемых ключевых слов. Ключевыми словами мы называем устойчивый набор
лексем, выражающих основные категории традиционной культуры, обозначающих понятия,
релевантные для этнографических описаний, включающие предметы и явления,
действия, признаки, а также принятые в науке жанровые обозначения текстов и
обрядов. Для базы разработан словник[3],
представляющий собой простой (не иерархический) список лексем, выбором слов из которого
описывается содержание любой записи в базе данных. Отказ от иерархической
организации списка ключевых слов мотивирован тем, что в зависимости от
контекста слово может входить в ту или иную подгруппы, что создает ряд
неудобств в использовании их при описании содержимого карточки.
При описании архивного
текста с помощью ключевых слов передается главным образом его содержание, так
что синонимы, диалектизмы, словообразовательные и фонетические варианты, грамматические формы могут быть сведены к одному "заглавному"
слову. Им также может быть обозначено понятие, имплицитно выраженное в тексте. Никакой
аналитической информации при помощи ключевых слов не передается, что позволяет
избавить пользователя от чужого взгляда на материал. Исключение составляют
только жанровые определения, относящиеся к текстам и обрядам и служащие для
облегчения поиска не по содержанию, а по типам текстов.
Несмотря на отказ от
иерархической организации словника, он содержит слова, находящиеся в иерархических
отношениях. В таких случаях в описание карточки вводятся как гипонимы, так и
гиперонимы, что позволяет составлять более широкую или более частную выборку
данных (например, если в тексте говорится о голубе, в поле "Ключевые
слова" вводятся лексемы голубь и
птица).
В ряде случаев
различается действие и предмет, состояние или явление (например, "молитва"
и "молиться", "пост" и "поститься",
"дорога" и "путь"). Это сделано для различения случаев,
когда описание явления, обозначаемого существительным, не содержит указания на
действие или наоборот, когда акцент в описании падает на само действие, а предмет
выходит за рамки описания (например, речь идет о том, как нужно молиться, но
текст молитвы не приводится). Возможен поиск по нескольким ключевым словам одновременно.
Комбинированием разных
параметров для поиска (место и время записи, ключевые слова, собиратель, информант)
можно сузить выборку до необходимого минимума, избавив пользователя от
просмотра излишнего материала.
Ниже приводится
словник базы данных с необходимыми комментариями.
СЛОВНИК
А
Аборт
Август
Агония
Ад
Адам
и Ева
Александра
день
Алексея
день
Амбар
Амулет
Ангел
Андрея
день
Анекдот
Антихрист
Апокриф
Апрель
Афанасия день
Б
Баба
Бабочка
Бабье
лето
Баллада
Банник
Баня
Баран
Бдение
Бег
Безбрачие
Белемнит
Белка
Белый
цвет
Бердо
Береза
Беременность
Бес
Бесплодие
Бессонница
Бесчинства
Бешенство
Библия
Бить
Битье
посуды
Благовещение
Благопожелание
Благословлять
Близнецы
Блины
Блоха
Блуждать
Бобр
Бог
Бог
скотий
Богатство
Богатырь
Богородица
Богослужение
Божья
коровка
Болезни
скота
Болезнь
Болото
Боль
Большой-маленький
Борода
Борода
(жатвенная)
Бородавки
Борона
Бороновать
Борщ
Босой
Брак
Брань
Брат
Братчина
Брачная
ночь
Брить
Брови
Брод
Бросать
Будить
Бука
Булочка
Бумага
Буря
Бусы
Бык
Былина
Быличка
Быстрый
В
Вампир
Варвара
Васильев
день
Введение
(праздник)
Вдовство
Ведьма
Век
Великан
Великий
пост
Величать
Венец
Веник
Венок
Венок
жатвенный
Венок
свадебный
Венчание
Верба
Вербное
воскресение
Веревка
Веретено
Верх-низ
Веселье
Весна
Веснушки
Веснянка
Вестись
Ветер
Ветки
Вечер
Вилы
Вино
Виноград
Виноградье
Висельник
Вить
Вихрь
Власий
св.
Внутренний-внешний
Вода
Водить
Водка
Водоворот
Водяной
Воздвиженье
Воздух
Вознесение
Война
Вокруг
Волк
Волос
(болезнь)
Волосы
Воля
Воробей
Ворон
Ворона
Ворота
Воск
Воскресение
Воскресенье
(день недели)
Восток
Вошь
Время
Всемирный
потоп
Встреча
Вторник
Втыкать
Выбрасывать
Вывешивать
Выворачивать
Выворотень
Выгон
скота
Выдра
Вызывание
дождя
Выкуп
Выпуклый-вогнутый
Высокий-низкий
Вышивка
Г
Гадания
Гадательные
книги
Гады
Галка
Гениталии
Георгий
св.
Глаза
Глупость
Глухота
Гнездо
Говорить
Год
Голова
Головешка
Головная
боль
Головные
уборы
Голос
Голубь
Гончар
Гора
Горбатость
Горностай
Горох
Горшок
Гость
Грабли
Град
Граница
Гребень
Гребень
ткацкий
Греть
покойников
Грех
Гречиха
Грешник-праведник
Грибы
Гроб
Гроза
Гром
Грудь
Груша
Грыжа
Грызть
Гумно
Гусеница
Гусь
Д
Давать
взаймы
Давать-брать
Дар
Два
Дверь
Двоедушие
Двор
Дворовой
Деверь
Девичник
Девочка
Девственность
Девушка
Девушка-мать
Девять
Деготь
Дед
Декабрь
Демонология
День[4]
Деньги
Дерево
Деревце
обрядовое
Дети
некрещеные
Детский
фольклор
Дефект
Диалог
Дмитрия
день
Дни
Дни
недели
Добро-зло
Доброхоты
Дождь
Дождь
грибной
Дожинки
Доить
Доля
Дом
Домовой
Дорога[5]
Дочь
Дразнить
Драка
Драма
народная
Дрова
Дружка
Дуб
Дуть
Духов
день
Духовные
стихи
Душа
Душить
Дым
Дыхание
Дьявол
Е
Евдокии
день
Еврей
Еда[6]
Еж
Ель
Ж
Жаворонок
Жатва
Жезл
Железо
Желтый
цвет
Жених
Женщина
Жердь
Жернов
Жертва
Жест
Жестокий
романс
Животное
Животные
мифические
Жизнь-смерть
Житие
предметов и растений
Жито
Жнивная
песня
Жук
Журавль
З
Забор
Завивать
Заворачивать
Завязывать-развязывать
Загадка
Заговенье
Заговоры
Задабривать
Закапывать
Закладка
дома
Закликание
Заклинание
Закрещивать
Закрывать
Залом
Замок
Запад
Запах
Запрет
Заря
Заслонка
Засуха
Затмение
Заумь
Зачатие
Заяц
Звезда
рождественская
Звезды
Звук
Звукоподражание
Зевота
Зеленый
цвет
Зелень
Земледелие
Землетрясение
Земля
Зеркало
Зерно
Зима
Змей
летающий
Змея
Знак-знамение
Знамя
Знахарь
Зов
Золовка
Золото
Зосима
и Савватий св.
Зубная
боль
Зубы
Зять
И
Ива
Иван
Купала
Игла
Игната
день
Игра
пастухов
Игра
покойницкая
Игра
фольклорная
Игрища
Игрушки
Изгнание
Измерять
Икать
Икона
Икота
Ильин
день
Илья
св.
Именины
Имя
Иней
Иноверец
Инородец
Инцест
Иоанн
Креститель
Испуг
Источник
Иуда
Июль
Июнь
К
Каин
и Авель
Кал
Калач
Календарь
Калина
Камень
Канун
Канун
свадьбы
Капуста
Кара
Карлик
Картошка
Карты
Касьян
Кататься
Кататься
по земле
Катить
Качели
Каша
Квас
Квашня
Кикимора
Кисель
Кислый
Клад
Кладбище
Клен
Клеть
Кликушество
Клички
Клоп
Ключ
Клятва
Книга
Князь
Когти
Кожух
Коза
Колдовство
Колдун
Колесо
Колода
Колодец
Колокол
Колокольчик
Колос
Колтун
Колыбель
Колыбельная
песня
Кольцо
Колючий
Коляда
Колядка
Колядовать
Комар
Конек
крыши
Конец
Конец
свадьбы
Конец
света
Конопля
Конь
Копыто
Корень
Корзина
Корить
Кормить
Корова
Коровай
Коровья
смерть
Коршун
Корыто
Коса
(волосы)
Коса
(орудие)
Костер
Кости
Костра
Кострома
Кот
Кочерга
Кража
Крапива
Красная
горка
Красный
угол
Красный
цвет
Красота
(головной убор)
Крест
Крест
нательный
Крест
придорожный
Крестины
Крестник
Крестные
родители
Крестный
ход
Крещение
кукушки
Крещенье
(праздник)
Кривой
Крик
Крики
животных
Крики
птиц
Кровь
Кропить
Кросна
Крот
Крошки
Круг
Кружево
Крупа
Крутить
Крыло
Крыса
Крыша
Кувада
Кудель
Кузнец
Кузьма
и Демьян св.
Кузьмы
и Демьяна день
Кукиш
Кукла
Кукуруза
Кукушка
Кулик
Кулич
Кумление
Кумовство
Куница
Купальская
песня
Купание
Купля-продажа
Куриная
слепота
Куриный
бог
Курица
Курятник
Кусать
Куст
Кутья
Л
Лавка
Ладан
Лазарь
Лапти
Ласка
(животное)
Ласточка
Лебедь
Лев
Левый
Легенда[7]
Лед
Лежать
Лен
Лента
Лепешка
Лес
Лестница
Лето
Летучая
мышь
Леший
Липа
Лисица
Лихорадка
Лицо
Лодка
Ложка
Ломать
Лопата
хлебная
Лубок
Луг
Лук
(оружие)
Лук
(растение)
Луна
Лунные
пятна
Лунные
фазы
Любовная
магия
Людоедство
Лягушка
М
Май
Мак
Макар
Макарий
св.
Макария
день
Мальчик
Мара
Март
Маска
Масленица
Масленичная
песня
Масло
Масть
Матица
Мать
Махать
Мед
Медведь
Медицина
Медь
Мельник
Мельница
Меморат
Мерка
Места
мифические
Мести
Месяц
Месячные
Металлы
Мечение
животных
Мешок
Милостыня
Михаила
день
Млечный
путь
Многоженство
Могила
Можжевельник
Мокошь
Молитва[8]
Молиться
Молния
Молодожены[9]
Молодой-старый
Молодуха
Молоко
Молот
Молотьба
Молчание
Мольба
Мор
Море
Морковь
Мороз
Мост
Мотать
Мотовило
Моча
Мужской-женский
Мужчина
Музыка
Музыкальные
инструменты
Музыкант
Мука
Муравей
Мусор
Мутовка
Муха
Мыло
Мытье
Мышь
Мясо
Мясоед
Мята
Мяч
Н
Навоз
Навь
Нагота
Надгробие
Надпись
Над-под
Наоборот
Народ
Народная
литература
Народная
педагогика
Народная
этимология
Народное
православие
Насекомое
Насест
Наступать
Натощак
Начало
Небо
Небылица
Невеста
Невестка
Неделя
Немота
Непогода
Неурожай
Нечистая
сила
Никола
вешний
Никола
зимний
Николай
св.
Нит
(ткаческое орудие)
Нитка
Нищий
Новобрачные
Новорожденный
Новоселье
Новый
Новый
год
Новый-старый
Нога
Ногти
Нож
Ножницы
Нос
Ночницы
Ночь
Ноябрь
О
Обводить
Обвязывание
деревьев
Обвязывание
предметов
Оберег
Обет
Обливать
Обман
Обмен
Обмирание
Обмывание
покойника
Обношение
Оборотничество
Обручение
Обувь
Обход
Обыденные[10]
предметы
Овес
Овин
Овинник
Овод
Овощи
Овсень
Овца
Огни
блуждающие
Огонь
Огонь
живой
Огород
Одежда
Один
Ожог
Озеро
Окно
Октябрь
Окуривать
Олово
Омела
Опахивание
Опоясывать
Орел
Орехи
Орешник
Орион
Орнамент
Орудия
ткаческие
Оружие
Оса
Освящение
Осел
Осень
Осина
Основа
(ткач.)
Остатки
Осыпать
Отбирание
молока
Отел
Отец
Отказ
от замужества
Открывать
Открытый-закрытый
Отравление
Отходы
Охота
Охотник
Очаг
Очищение
П
Падать
Падучая
Пазуха
Палец
Палка
Паломничество
Память
Панспермия
Пантелеймон
св.
Папоротник
Пар
Параскева
Пятница св.
Парень
Пастбище
Пастух
Пасха
Паук
Паук
(соломенное украшение)
Паутина
Пахание
ритуальное
Пахота
Пеленки
Пенки
Пень
Пепел
Первый
Переворачивать
Перевясло
Передача
предметов
Передний-задний
Пережин
Перекресток
Перепелка
Переправа
Переступать
Перец
Перо
Песня[11]
Песок
Пест
Пестрый
Петр
и Павел
Петра
и Павла день
Петрушка
(раст.)
Петух
Петушиное
яйцо
Петь
Печень
Печенье
фигурное
Печник
Печь
Пиво
Пирог
Письмо
Пить
Питье[12]
Пища
Плата
Платок
Плач
ритуальный
Плевать
Плести
Плеяды
Плеяды
(зозвездие)
Плодородие
Плуг
Повитуха
Поговорка
Погода
Погребение
Подблюдная
песня
Подкова
Подмена
ребенка
Подойник
Подол
Подпол
Подушка
Поезд
свадебный
Пожар
Поить
Покойник
Покойник
заложный
Покойник
ходячий
Покров
(праздник)
Покрывать
Пол
Полазник
Полдень
Поле
Полевик
Полено
Полночь
Полный
Половой
акт
Полотенце
Полотно
Полудница
Полулюди
Полуночница
Полынь
Помело
Помет
Поминальные
дни
Поминки
Помои
Понедельник
Порог
Порча
Посаженные
родители
Посвящение
Посиделки
Послед
Последний
Пословица
Пост
Постель
Поститься
Посторонний
Пострижины
Посуда
Посуда
молочная
Посыпать
Пот
Потешка
Потолок
Потроха
Похоронный
обряд
Похороны
вторичные
Похороны-свадьба[13]
Пояс
Правый
Правый-левый
Праздник
женский
Праздник
родовой
Праздники
Превращение
Преграда
Предания[14]
Предания
топонимические
Предки
Предметы-обереги
Преломление
хлеба
Преображение
(праздник)
Препятствие
Приветствие
Привидение
Приглашение
Приговор[15]
Приданое
Приметы
Присловье[16]
Причастие
Причитания
Проводы
Прогон
скота
Продуцирующая
магия
Проклятие
Проращивание
злаков
Прорицание
Просо
Пространство
Простуда
Просфора
Противень
Процессия
Прощание
Прощеное
воскресенье
Прутья
Прядение
Пряжа
Прялка
Прямой
Пряник
Птица
мифическая
Птица
Пугало
Пугать
Пуповина
Пускать
по воде
Пустой
Пустошь
Путь
Путь
обрядовый
Пчела
Пчеловод
Пчеловодство
Пшеница
Пыль
Пьянство
Пятиться
задом
Пятка
Пятница
Р
Радоваться
Радуга
Радуница
Разбойник
Развод
Разрыв-трава
Рай
Рак
Распятие
Растение
Растение
вечнозеленое
Растение-оберег
Ребенок
Ребенок
внебрачный
Ребенок
первый
Ребенок
последний
Резать
скот
Резьба
Река
Рекрутские
обряды
Ремесло
Репа
Речь
ритуальная
Решето
Рог
Род
Родимое
пятно
Родины
Родители
Родство
Роды
Рожа
(болезнь)
Рождество
Рождество
Богородицы
Роженица
Рожь
Роза
Роса
Росомаха
Рот
Ртуть
Рубаха
Рубашка
(околоплодный пузырь)
Рука
Рука
легкая
Рукав
Рукавица
Русалка
Русальная
неделя
Ручей
Рыба
Рыба
мифическая
Рыболовство
Рытье
земли
Рябина
Ряженье
С
Саван
Савва
св.
Сад
Сажа
Сакральный-мирской
Самоубийца
Сани
Сборник
рукописный
Свадебные
песни
Свадебный
обряд
Свадебный
пир
Свадьба
жив. и птиц
Свадьба
предметов
Свастика
Сват
Сватовство
Сваха
Свекор
Свекровь
Сверчок
Свет-тьма
Свеча
Свивальник
Свинья
Свист
Свой-чужой
Связывать
Святки
Святые
Святыня[17]
Священник
Сглаз
Сговор
свадебный
Сев
Север
Сектанты
Селезенка
Семейные
обряды
Семена
Семенов
день
Семик
Семь
Сено
Сенокос
Сентябрь
Сердце
Серебро
Серп
Серый
цвет
Серьги
Сестра
Сеть
Сеяние
ритуальное
Сжигание
Сидеть
Синий
цвет
Сирень
Сирота
Сказка
Скалка
Скатерть
Сквозь
Сковорода
Сковородник
Скорбь
Скорлупа
Скороговорка
Скот
Скотоводство
Сласти
След
Слезы
Слепота
Слива
Случка
скота
Слушать
Слюна
Смерть
Смерть
животных
Смех
Смотреть-заглядывать
Смотрины
Снег
Сновать
Сновидение
Сноп
Сноха
Снятие
порчи
Собака
Соболь
Сова
Сокол
Солдат
Солнце
Соловей
Солома
Соль
Сон
Сонник
Сорняк
Сорок
Сорок
мучеников
Сорока
Сосед
Сосна
Сосулька
Сотворение
мира
Соха
Сочельник
Спас
Спина
Сполохи
Спорина
Спорынья
Среда
Средокрестие
Сретенье
Ссора
Старая
дева
Старик
Старообрядцы
Старуха
Стена
Стефана
день
Стол
Столб
Стоять
Страны
света
Страстная
неделя
Страх
Страшилка
Страшный
суд
Стрела
Стрельба
Строитель
Строительный
обряд
Стук
Ступа
Суббота
Суд
Судьба
Сук
Сумка
Супруги
Сутки
Сухой
Сухой-мокрый
Счет
Считалки
Сын
Сыр
Сырое-вареное
Сытый-голодный
Т
Табак
Табу
Тайно
Танец
Танец
обрядовый
Таракан
Татары
Театр
народный
Телега
Тело
человека
Тень
Тепло-холод
Терять-находить
Тесто
Тесть
Теща
Тихон
св.
Тканье
Ткачество
Толока
Толстый
четверг
Топить
в воде
Тополь
Тополя
(обряд)
Топор
Торг
Тот
свет
Травы
Трапеза
ритуальная
Траур
Три
Тризна
Трифона
день
Троица
Троицкие
песни
Труба
печная
Трубочист
Труп
Тур
Турки
Туча
Тыква
У
Убивать
Убиение
стариков
Убой
скота
Уборка
дома
Угол
Угол
дома
Уголь
Угощение
Угроза
Удача
Удод
Уж
Узел
Узнавать
Укачивать
Украшать
Украшения
Укус
Улей
Улитка
Ум-безумие
Умывание
Уничтожение
ритуальное
Упряжь
Уродство
Урожай-неурожай
Усекновение
главы Иоанна Предтечи
Успение
Богородицы
Усы
Утварь
Утварь
печная
Утка
Утопленник
Утро
Ухват
Ухо
Ф
Факел
Фартук
Фата
Февраль
Филин
Флор
и Лавр св.
Флора
и Лавра день
Фома
св.
Фомина
неделя
Х
Хвалить
Хворост
Хвост
Хлеб
Хлеб
поминальный
Хлеб
ритуальный
Хлеб
рождественский
Хлеб
свадебный
Хлеб-соль
Хлев
Хмель
Ходить
Хождение
в жито
Хозяин-хозяйка
Холера
Холостой
Хомут
Хоровод
Хороводные
песни
Хороший-плохой
Хоругвь
Хорь
Хрен
Христос
Хромота
Ц
Царь
Цвет
Цветы
Цедилка
Целование
Цеп
Цепь
Церковь
Цыган
Цыпленок
Ч
Чайка
Частушка
Челнок
(ткаческий)
Чемер
(болезнь скота)
Черви
Чердак
Черемуха
Череп
Черепаха
Черепица
Черепки
Черный
цвет
Черт
Черта
Чеснок
Четверг
Чет-нечет
Чины
свадебные
Чирей
Число
Чистота
ритуальная
Чистый
четверг
Чистый-грязный
Чихать
Чудо
Чудь
Чума
Чучело
Ш
Шапка
Шведы
Шерсть
Шить
Шкура
Штаны
Шуликун
Шум
ритуальный
Шутка
Щ
Щекотать
Щепка
Щука
Э
Эпос
Эротика
Эхо
Ю
Юг
Юродство
Юрьев
день
Юрьевская
песня
Я
Яблоко
Яблоня
Явор
Яга
Ягненок
Ягодицы
Ягоды
Язык
животных
Язык
растений
Язык
тайный
Яичница
Яйцо
Яйцо
пасхальное
Январь
Ярмарка
Ярмарочный
фольклор
Ясновидение
Ячмень
(болезнь)
Ячмень
(растение)
Ящерица
[1] База данных создается при поддержке РГНФ
(проекты №99-04-12024в, 02-05-12026в) и Association Henry Durand. Universite Paris-IV. Sorbonne.
[2] Часть из них опубликована в первом
сборнике "Актуальные проблемы полевой фольклористики" (М., 2002):
Трофимов А.А. Скотоводство; Хафизова Л.Р. Народная педагогика; Каспина М.М.
"Народная Библия"; Каспина М.М., Мороз А.Б. Народное православие.
[3] Словник заимствован нами из базы данных
"Полесский архив", создаваемой в отделе этнолингвистики и фольклора Института
славяноведения РАН, и переориентирован на севернорусский этнографический
материал.
[4] Время суток (в отличие от
"дни" как единица измерения времени: два дня).
[5] Элемент пространства (в отличие от
"путь" как перемещение в пространстве, путешествие).
[6] Процесс поедания пищи (в отличие от
"пища" как бъект поедания).
[7] Вид народной несказочной прозы с
христианским сюжетом.
[8] Текст (в отличие от "молиться"
как действие).
[9] Слово соответствует народному молодые, то есть супруги в первый
год/несколько лет после брака (в отличие от "новобрачные" как только
что вступившие в брак).
[10] Ритуальные предметы, изготовленные в
течение одного дня.
[11] Жанр (в отличие от "петь" как
исполнение песен).
[13] Погребение в свадебном наряде и/или с
элементами свадебного обряда.
[14] Вид народной несказочной прозы с
"историческим" сюжетом.
[15] Заговорный текст, не имеющий сюжетной,
повествовательной части (см. статью К. Балобановой в настоящем сборнике).
[16] Термин "присловье"
используется в понимании Д.К.Зеленина, то есть как коллективное прозвище для
жителей одного населенного пункта/ части населенного пункта /группы населенных
пунктов.
[17] Деревенские святые места, не
принадлежащие к ведению церкви: камни, источники рощи и т. п.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|