Вся
традиционная обрядовая система пронизана параллелями, взаимосвязями между
отдельными обрядами, проведение которых помогает нам представить себе эту
систему целостно и наиболее полно. В данной работе я попытаюсь установить
параллели между отелом и родинами. В качестве предварительного замечания
хотелось бы заметить, что существует очень малое число работ, посвященных
непосредственно данной теме, однако подобные параллели отмечаются. В частности,
С.П. Бушкевич в своей работе о случаях экспрессивной номинации (корова)
обнаруживает принцип такой номинации как перенос качеств животного (коровы) на
человека (женщины) сначала на языковом уровне (метафорически построенное
экспрессивное выражение), а затем и на уровне обрядов, уделяя большее внимание
свадебным обрядам.
Первоначально
стоит выделить несколько уровней, на которых можно сравнивать эти обряды:
1.
пол детеныша. В связи с отелом гадают о поле будущего теленка, а
также и по полу первого теленка, иногда его также пытаются продуцировать
заранее. Однако здесь важно понимать, что для ребенка важнее мужской пол, потому
что мужчина – кормилец, а для теленка же желателен пол женский, потому что телка
– кормилица всего семейства.
2.
где проходят роды. Здесь важно понимать, что оппозиция
«чистый»-«нечистый», «свой»-«чужой», «защищающий»-«враждебный» имеет и
конкретное пространственное воплощение в пределах жизненного пространства. Так,
дом – место обитания человека, поэтому он ассоциируется в первую очередь с миром
людей, а хлев (в данном случае так же, как и баня, в которой зачастую проходили
роды) – с миром, противоположным миру людей, пространство хлева нечисто.
3.
магические действия по облегчению родов, продуцированию потомства,
плодовитости, увеличению количества молока у роженицы или коровы. Условно эти
действия можно назвать попытками влияния на процесс родов, разумеется,
магического
4.
семантика переходных обрядов. Известно, что роды, воспринимаются
как переход новорожденного из потустороннего мира в человеческий и осмысливаются
поэтому как «нечистый» процесс. С этим представлением связаны особые действия,
которые совершают с последом, первым молоком, ритуальное очищение коровы или
роженицы и новорожденного, некоторые ритуальные запреты
При
выделении этих уровней, на которых удобно проводить сравнение, мы также
сохранили и хронологию событий, поэтому мы проследим за всем процессом родов и
отела, останавливаясь на наиболее значимых деталях.
Теперь,
прежде чем переходить непосредственно к сравнению, необходимо сказать несколько
слов о том, с чем целесообразно связывать возникающие различия. Безусловно,
корова достаточно сильно ассоциативно сближается с женщиной, особенно в связи с
продолжением рода. Но все же важно помнить о ее специфическом назначении
(кормилица-матушка) и месте в хозяйстве. Корова в первую очередь дает молоко,
один из основных продуктов питания, поэтому почти для всех обрядовых действий,
связанных с коровой, главное – увеличить количество молока и не потерять его. С
этим, например, связаны различия в том, чем грозит нарушение запретов.
1.
В вопросе
о поле детеныша скорее больше различий, чем сходств. Главную причину мы уже
выяснили во введении. Теперь же стоит отметить также, что в случае с коровой
чаще гадают не о поле будущего теленка, а о том, какая будет сама отелившаяся
корова, в зависимости от того, какого пола ее первый теленок. Как это часто
бывает, даже в пределах одного села информанты приводят противоположные
«гадания», то есть это не связано с местом, а отражает общую модель
функционирования таких текстов. Говорят, что если первой родилась телочка, то
корова «отдаст» ей все молоко и станет меньше доиться, а иногда говорят
наоборот, что если первая родилась телка, то это хорошо, значит, корова будет
молочная.
Существуют способы определения пола будущего теленка по форме живота коровы и
оппозиции 'правый-левый'. Обращают внимание, с какой стороны он больше: справа
или слева. В случае с беременной женщиной эта оппозиция реализуется, например,
так: беременной предлагается сесть на пол и встать, при этом смотрят, на какую
руку она обопрется; правая говорит о беременности мальчиком.
Вариант: Ребёнок если шевелится в правом боку [...] - значит
мальчик. […] А если в левом - девочка.
В отношении беременных женщин существует щироко известные представления о
зависимости пола и от формы живота: если живот «острый», значит, будет мальчик,
а если плоский, то девочка. Возможно, это можно связать с традиционной
ассоциацией всего острого с мужским началом. Однако это представление гораздо
более четко выражено в текстах, связанных с продуцированием пола будущего
ребенка. Так, в первую брачную ночь невеста должна подложить под подушку топор
(мужское орудие), чтобы родился мальчик и прялку для девочки. Характерно, что
при воспроизведении этого обряда некоторые информанты опускают вторую его часть,
говоря только про топор. В этом нам видится реализация исходного положения о
важности первенца-мальчика для традиционного сознания.
2.
При
разговоре о пространстве необходимо предварительно отметить, во-первых, что оно
тесно связано с представлением о его «хозяине». Во-вторых, хлев имеет коннотации
«нечистого» места, нежилого, неосвоенного человеком. Если иметь это в виду, то
мы увидим, насколько зеркальными оказываются представления о месте в обрядах
родов и отела. Ведь корова и так живет в хлеву, который при человеческих родах
дополнительно семантизирутся. Поясним. Корова телится там же, где живет,
в хлеву, а после этого теленка обмывают и забирают в избу. Некоторые информанты
объясняют это, исходя из практических соображений, потому что в хлеву холодно,
особенно зимой.
Но все же в этом можно усмотреть ритуальное действие. В особенности потому, что
в доме теленка часто поднимают к матице (несущая балка на потолке), одному из
семантических центров жилища, обеспечивая его рост и здоровье. Здесь
задействовано представление о том, что если теленка (как и любое животное или
даже растение) поднять, или подбросить кверху, то можно задать ему это
направление, и он поэтому будет лучше расти. Кроме того, его вносят в дом,
чтобы он прижился, пригрелся в семье и стал ее частью. Уже в этом ритуале
отмечаем обязательную смену пространств.
У
роженицы же все наоборот. Женщина живет в доме, но когда приходило время родов,
стремилась из него уйти. До тех пор пока повсеместными не стали роды в роддомах,
они нередко проиходили вне доашнего пространства: в бане и даже хлеву. В крайнем
случае, женщина рожала на полу, но как правило не на своей кровати. Даже
существуют поверья, что если женщина родила в доме, то в него нельзя заходить
какое-то время (до двух месяцев). В этом видится четкая связь с представлением о
родах как о нечистом процессе. Итак, женщина уходит. Иногда говорят, что она
уходит в поле, но кажется, что это скорее связано с реалиями жизни крестьян,
большую часть времени работающих на поле. Говоря о родах в хлеву или в бане,
информанты зачастую отмечают, что в хлеву грязь, поэтому роды должны
проходить там.
Иногда еще отмечают, что плохо, если роженицу кто-то видит, особенно из
посторонних, а для хлева существует четкий запрет на проникновение туда
посторонних. Итак, вторично отмечаем необходимость смены пространства при
родах или отеле, а именно смены его на противоположное, так чтобы новорожденный
сначала оказывался не в том пространстве, где он будет жить, а в семантически
противоположном ему. Новорожденный попадает в мир живых из противоположного ему
– мира мертвых, поэтому в обрядах вокруг родов (отела) это как бы повторяется в
уменьшенном масштабе – он еще раз перемещается из «нечистого» пространства в
«чистое».
Кроме
того, иногда информанты говорят,
что женщина рожает в хлеву в стайке (отдельный небольшой загон, где стоит
теленок) «под коровой». Здесь уместно вспомнить параллель между роженицей и
стельной коровой, о которой говорилось во введении, и отметить, что она
прослеживается и на уровне пространства.
3.
В
ритуальных действиях по упрощению процесса родов можно выделить два основных
вида. Первый связан с осмыслением родов как пути, который новорожденный
проходит, чтобы попасть в этот мир, и в конце его он проходит через «ворота»,
границу двух миров. В связи с этим представлением, для упрощения тяжелых родов
необходимо совершать действия, семантически связанные с открыванием,
освобождением этого пути. Поэтому когда рожает женщина, открывают окна, печные
трубы, ей распускают волосы, развязывают пояс, а на живот кладут полотенце.
Кроме того, существует множество приговоров для облегчения родов. Вот один из
них, который используется при отеле: Бабушка-Соломонидушка, помоги нашей
милой коровушке, кровушку в ней разгони и теленочка на свет божий давай.
Примечательно обращение в заговоре к Соломонии - персонажу из апокрифического
Протоевангелия Иакова, повитухе, принимавшей роды у Богородицы, соответственно,
повивавшей Христа. Это имя часто упоминается в заговорах на роды или мытье
новорожденного (Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку
оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Кате, аминь),
использование же его в тексте на отел говорит об актуальности данной параллели и
для самой традиции, о переносе магических средств, используемых при родах, на
аналогичную ситуацию со скотом.
Вторая
группа действий связана с тем, что рожающей дают что-то соленое (или, наоборот,
сладкое). Здесь отмечаем, что и корове, и женщине дают съесть или выпить
совершенно одинаковые продукты: кислый хлебный напиток (квас, выступающий как
жидкий аналог хлеба), клюквенный морс или сладкий чай (последний чаще для
женщин) но чаще всего дают хлеба с солью. На мой взгляд, ключевым здесь
является присутствие хлеба как главного продукта, безусловно, хорошо
отрефлектрированного в сознании. Можно также провести параллель между
хлебом-солью, которым встречают гостя или который свекровь выносит невесте,
принимая ее в свою семью. Скорее всего, здесь даже видим перенос ритуально
осмысленного для человека предмета на животное. Новую корову, конечно, не
встречают хлебом-солью, но раз это помогает женщине, то должно помочь и корове,
ведь она находится в таком же положении. Кроме того, отмечают такой способ
профилактической магии сглаза и порчи младенца как облизывание матерью ребенка
(Украина),
то есть мы можем наблюдать и обратный процесс – перенос действия с животного на
человека.
4.
Новорожденного необходимо очистить. Ребенка сразу после родов моют, при этом
вода должна быть подготовлена заранее, и в нее часто кладут денежку, крест,
яйцо, соль или специальные растения, которые должны обеспечить ребенку здоровье
и благополучие. Теленка, однако, дают облизать самой корове. Понятно, что
здоровье, а тем боле благополучие теленка менее важно, чем ребенка, но все же,
ритуальное его очищение присутствует.
Также
важны действия с последом. Его (в обоих случаях) закапывают в землю или в навоз.
Всегда важно, чтобы его не съели собаки, а для коровы и чтобы она сама не съела.
Коровий послед также иногда пускают плыть по реке с быстрым течением.
Это, во-первых, связано с восприятием родов как появления нового существа из
потустороннего мира. Ведь потусторонний, «нечистый» мир воспринимается как
подземный. висутствует. о тем боле благополучие
теленка менее важно, чем ребенка, но все же, очищение к же, как и баня) - с
А во-вторых, мне кажется, с тем, что природе всегда необходимо
возвращать часть полученных от нее благ, поэтому послед и зарывают, и не дают
есть живым. Собаки в данном случае просто животные, которые скорее всего во
дворе могут его съесть). Река в данном случае тоже связана с семантикой
захоронения, она соединяет этот свет с тем (ср.: в поминальных обрядах
покойникам переправляют вещи по реке). Про человеческий послед также говорят,
что это вся твоя грязь, то есть в нем видят как бы квинтэссенцию всей
нечистоты родового процесса, поэтому его необходимо спрятать. Нарушение этих
действий, (то есть если послед съест собака), как слышим практически от всех
информантов, ведет к плохому самочувствию коровы или теленка и женщины
соответственно. Хотя часто говорят, что это просто запрещено, не объясняя
причины (таков общий принцип существования и функционирование обрядовых
запретов). Однако при разговоре о запретах необходимо вспомнить про различия в
«наказаниях» за их нарушение, отмеченное в начале. Корова дает молоко, это ее
главное богатство, поэтому самое плохое, что с ней может случиться – у нее
пропадет молоко. С человеком же может случиться гораздо больше неприятностей,
поэтому нарушение запретов женщиной (при том, что и запретов этих в разы больше)
не ведет к какой-то одной проблеме, а просто рефлексируются, как «что-то
плохое». Но и у женщины отмечают, что если послед закопать, то будет больше
молока
Первое
время после отела молоко коровы не употребляют в пищу. Число удоев, которые
нужны для очищения молока разное (7, 9, 40), но всегда это какое-то неслучайное
число, играющее в первую очередь ритуальную функцию. Самое первое молоко
называют молозивом, им поят теленка, а потом делают из него булку,
или сыр, запекая в печке. В случае же с родами тоже видим, что сразу
после них молоко «нечистое», отсюда запрет сразу кормить ребенка грудью. Правда,
срок указывается меньше (в силу физиологических причин) – от двух часов до двух
дней.
Также
здесь стоит отметить, что роды как появление нового члена семьи связаны с тем,
что его должен принять «хозяин». Для теленка это дворовой (которого часто
называют просто хозяином), а для ребенка – домовой. С этим связаны заклинания.
Вот пример приговора, который говорят в хлеву после отела: У коровушки
теленочек родился, нам по уму и по сердцу, а хозяину и хозяюшке по шерсти.
Текст адресован дедушке –
дворовому.
Итак, подводя итоги,
важно отметить, что мы наблюдаем два безусловно родственных процесса. Но все же
нельзя забывать и о некоторых их функциональных различиях, которые удивительно
красиво реализуются в традиционном сознании способом обратной симметрии, при
которой всегда сохраняется общая центральная точка.
Источники:
1.
Каргопольский фольклорный архив Лаборатории фольклора РГГУ. Содержит
полевые записи из Каргопольского и Няндомского р-нов Архангельской обл.
Литература:
1.
Бушкевич С.П. Этнографический контекст одного случая экспрессивной
номинации (корова) // Этноязыковая и Этнокультурная история Восточной Европы /
отв. ред. Топоров В.Н. – М., 1995.
2.
Дурасов Г.П. Обряды, связанные с обиходом скота в сельской общине
Каргополья в XIX — начале ХХ.//Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.