Список источников и литературы
1. Источники
Опубликованные
А.Н. По мезенским тундрам. // Народное образование. 1902. Т.2.
Кн.9.
Архангельский А.,свящ. С. Давшино Ярославской губ., Пошехонского
у. // Этнографический сборник, издав. ИРГО. Спб.,1854.В.2.
С.24-25.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990.
С.96-115, 110-111, 137-138.
Балов А. Свечи и ладан в народных поверьях // ЖС Спб., 1896.
В.2. С.262-264.
Балов А.В. Очерки Пошехонья. // ЭО М.,1898. №4. С.86-92.
Барсов Е.В. Причитанья Северного края. Т.1. Спб.: Наука,
1997.
Бергштрессер К. Опыт описания Олонецкой губернии. Спб.,1838.
С.52.
Богатырёв П.Г. Верования великоруссов Шенкурского у.
Архангельской губ.// ЭО М.,1916. №3-4.
Богатырёв П.Г. Верования великоруссов Шенкурского уезда // ЭО
М.,1916. №3-4.
Богослужебный устав православной церкви. Опыт изъяснительного
изложения порядка богослужения Православной церкви. Сост. Вас.
Розанов. М.,1998. С.495, 556.
Борисовский А.,свящ. Приметы, обычаи и пословицы в 5 волостях
Нижегородского у. // Нижегородский сборник. Нижний Новгород. 1870.
№3, 1875. №5.
Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов
этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева (на примере Владимирской
губ.). Спб.,1993.
Ветлужская сторона. Фольклорн. сб-к. Кострома, 1996. В.2
С.136-147.
Вятский фольклор. Мифология. М.: МГУ, 1996. С.58-69.
Г.Б. Из области народных воззрений и суеверий: Погребальные
обычаи и похоронные причитания. // Руководство для сельских
пастырей. Киев,1895. №44.С.197-208, №46. С.259-267. №52-53.
С.414-437.
Георгиевский М.Д. О сороковом дне в Карельском краю. // ОГВ
1884. № 23. Ч. Неофиц.
Герасимов Н.К. Некоторые обычаи и верования крестьян
Череповецкого у. Новгородской губ. // ЭО 1895. №4, 1900. №3.
Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом,
статистическом и этнографическом отношениях. Спб.,1842.
С.212-217.
Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения
Архангельской губ.// ИОЛЕАиЭ М.,1877. Т.30. Кн.5. В.1
Заварин Н. О суевериях и предрассудках, существующих в
Вологодской епархии. // ВЕВ 1870. №4. С.144-149. Прибавления.
Завойко Г. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской
губ. // ЭО М.,1914. №3-4.
Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии.
М.,1890.// ИОЛЕАиЭ. Т.69. Труды этнографического отдела.
Из обычаев Обонежского народа (Этнографические заметки) //
Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867г. Петрозаводск, 1867.
Отд.3. С.6-131.
Ильинский И.,свящ. Александро-Ошевенская святыня (впечатления
богомольца). // ОЕВ 1908. №12. Ч. Неофиц.
Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия
(православного и старообрядческого) // ЖМНП Спб., 1863.№1.С.1-73,
№6. С.67-75, №7. С.20-21.
Каргопольский уезд к 1926г. Каргополь, 1926. С.107-108.
Ковров И.,свящ. На Новой Земле.(Дневник) // АЕВ 1915. №7. С.
79-80. Приложение.
Костоловский И.В. Из поверий Ярославскй губернии. // ЭО М.,
1906. №3-4.
Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России.
Костромская губерния. Спб.,1861. Т.12. С.523.
Кудрявцев В.Ф. Обзор этнографических данных, помещённых в 5-ти
томах “Нижегородского сборника”. // ИОЛЕАиЭ. Т.28. Кн.4. М,1877. С.
77-96.
Куликовский Г.И. Похоронные обряды Обонежского края // ЭО
М.,1890. №1. Кн. 4.
Лесков Н. Доклад о поездке в Олонецкую губ. летом 1892г. // ЖС
Спб., 1893. В.3. С.3-74.
Лесков Н. Погребальные обряды кореляков // ЖС Спб., 1894. В.3-4.
С.511-513.
Луппов П.Н. Материалы для истории христианства у вотяков в 1пол.
ХIХв. Вятка, 1911. С. 257276.
Магницкий В.К. Поверья и обряды в Уржумском у. // Памятная
книжка Вятской губ. на 1884г. Вятка, 1884. С.115-120.
Максимов С Нечистая, неведомая и крестная сила. М.,1989. С.132,
147.
Малиновский А.,свящ. Обряд поминовения в 40-й день у чудинов
зап. побер. Онежского оз. // ОЕВ 1903 №2
Мелехова Г.,сост. Русские Традиционный уклад
Лёкшмозерья.М.,1993.Ч.1. С.217-218.
Миропольский А.,свящ. Крещённые вотяки. // Православный
собеседник. М.,1876. №12.
Михайлов И. Поездка на Югорский Шар. // АЕВ 1898. №5.
С.133-139.Ч.Неофиц.
Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян. // ЭО М.,
1907.№1-2.
Некрасов П.А. Вытегорский погост. // ОГВ 1884. №86. Ч.
Неофиц.
Неуступов А.Д. Верования крестьян Кадниковского у. Вологодской
губ. // ЭО М., 1902. № 4.
Нижегородский сборник. Нижний Новгород. Т.1,1867. С.220.
Т.2,1869. С.281. Т.3,.1870.С.197-223. Т.5,1875. С. 213.
Никольский Виктор,свящ. Две легенды о смерти. // ОЕВ 1907. №5.Ч.
Неофиц.
Описание находящихся в императорской публичной библиотеке
старопечатных богослужебных книг (1564-1640). // Христианское
чтение. Спб., 1857. Ч.II. №7-9. С. 99-172, 291.
От членов-корреспондентов Архангельского Общества изучения
Русского Севера. // Известия Архангельского Общества изучения
Руского Севера Архангельск, 1910. №24.
побережья Онежского оз. // ОЕВ 1903. №2. Ч. Неофиц.
Попов А. Домашняя жизнь, нравы и некоторые обычаи поморов. //
Известия Архангельского Общества изучения Русского
Севера.Архангельск, 1910. №24. С.41.
Потанин Г.Н. Этнографические заметки на пути от г.Никольска до
г.Тотьмы // ЖС СПб., 1899. В.1,2.
Приклонский С. Крестьянский мир и приходской причт. // Северный
вестник. Спб.,1885. №1. С.42-46, №2. С.83-91. Отделен. 2.
Пр-ский Ал.,свящ. Внебогослужебные религиозно-нравственные
чтения в храме. (с. Большая Шалга, Каргопольского у.) // ОЕВ 1908.
№10.Ч. Неофиц.
Разова И.О. Похоронный обряд Белозерского р-на Вологодской обл.
// ЖС М.,1994. №3.
Русские заговоры и заклинания. М.: МГУ, 1998. С. 382-385.
Серебренников В. Похоронные обычаи и причитания по умершим у
крестьян Стряпунинской волости, Оханского у., Пермской
губернии.
Синезерский М. Домашний быт крестьян Левочской вол. Боровичского
у.Новгородсой губ. // ЖС М.,1899. В 4.
Синодик Дедовской пустыни //ОЛДП. Спб,1877. В.13. С.1
Смирнов Вас. Народные похорные и причитания в Костромском крае
// Костромское научное общество по изучению местного края. 2-й
этнографич. сб-к. Кострома, 1920. В 15.
Типикон. М.: Изд-во Московскй Патриархии, Лл. 29, 60, 153.
Требник митр. Петра Могилы. Репринт. изд. Киев,1996. Т.1.
С.541-543, С.554-726
Требник. М,1981. Т.1. С.129-204.
Филимонов К.Ф. Погребальные и поминальные обряды в Ежезерском
приходе, Олонецкой епархии. // ОЕВ 1901. №18.Ч. Неофиц.
Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского
у., Олонецкой губ. // Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1894.
В.3.С.304- 346.
Четыре сельских обряда Белозерского у. Каманевской вол. Годовые
поминки // ВГВ 1844. №19. Прибавление.
Шайжин Н. Похоронные обычаи и приплач в с. Нигижме (Пудожского
у.) // ОГВ 1902. №119-124. Ч. Неофиц.
Шайжин Н.С. Олонецкий край по данным местного фольклора. //
Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909г. Петрозаводск, 1909.
С.196-229.
Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, верованиях,
сказках, легендах и т.п. Спб.,1898, 1900. Т.1. В.1,2.С.780-793.
Шустиков А.А. Троичина Кадниковского у.(Бытовой очерк) //
ЖС Спб.,1892. В.3.
!.2 Неопубликованные
АКФМГУ
КА
Архив ЕУ
АРЭМ Ф.7 Оп.1.
2. Литература
Агапкина Т.А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в
традиционной культуре славян. // Мир звучащий и молчащий. Семиотика
звука и речи в традиционной культуре славян. М.,1999.
С.244-273.
Алексеевский М.Д. География похоронных обрядов Каргополья //
Исторический город и сохранение традиционной культуры. Материалы V
Каргопольской научн. конф. Ред. Решетников Н.И. М.-Каргополь,1999.
С.76.
Балто-славянские этнокультурные и археологические древности.
Погребальный обряд. М,1985.
Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой
литературы. Спб.,1891.
Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия. //
С.Э. М.,1989. №1. С.91-100.
Булгаков С.В. Настольная книга для церковно-священнослужителей.
Сб-к сведений, касающийся преимущественно практической деятельности
отечественного духовенства. Харьков,1900. С.1181-1270.
Вятский фольклор. Мифология. М.: МГУ, 1996. С.58-69.
Голубинский Е.Е. История русской церкви. М.,1997. Т.1 Ч.2
С.457.
Горожанский Я О смерти и посмертном существовании по причитаниям
северного края. Опыт исследования. // Русский филологический
вестник. М.,1885. Т.ХIII. №2. С.227-265.
Громыко М.М. и др. Православие в русской народной культуре:
направление исследований. // Э.О. М., 1993. №6. С.60-68.
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения
русских крестьян ХIХв. М.,1986.
Громыко М.М. Этнографическое изучение религиозности народа:
заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа
исследований. // Э.О. М.,1995. №5. С.77-83.
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции
М.,1997.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.
М.,1981.
Дронов М.,прот. Писание и Предание. // ЖМП №11 С.9-25.
История и культура Важского края: Тез. докладов регион.
конференции. Вельск, 1992. Ред. Рогозина Н.Н.
Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. //
Сб-к ОРЯиС Имп. Акад. Наук. Спб.,1891. Т.49. С.1-296.
Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обряды у русских. Традиция и
современность. // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М.,1993.
С.8-40.
Кулешов Е., Тарабукина А. Современный “прицерковный” круг:
рукописные тексты. // Ж.С. М.,1995. №1. С.42-45.
Левкиевская Е.Е. Механизмы порождения новых текстов в
восточнославянской культуре. // Речевые и ментальные стереотипы в
синхронии и диахронии. М.,1995. С.60-65.
Левкиевская Е.Е. Народное православие и традиционные верования
Каргопольских крестьян. // Каргополь. Историческое и культурное
наследие. Сб-к трудов. Каргополь,1996. С268-275.
Листова Т.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды русских
Смоленской, Псковской и Костромской обл. // Похоронно-поминальные
обычаи и обряды. М.: Б-ка российского этнографа,1993. С.48-80.
Логинов К.К. О жертвоприношениях в Заонежье. // Обряды и
верования народов Карелии. Петрозаводск,1992. С.48, 51-53.
Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера.
// Русский Север: К проблеме локальных групп. Спб., 1995.
С.100-101.
Мальцев Г.И. Похоронно-поминальный обряд коми-пермяков. //
Православие и культура этноса:Тез. докладов. М., 2000.
С115-116.
Мелехова Г.Н. Православные традиции в Каргополье в ХIХ-перв.
трети ХХ в. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук.
М.,1997.
Мороз А.Б. Житие Кирилла Челмогорского и устная традиция
Лёкшмозерья. // Исторический город и сохранение традиционной
культуры. Материалы Каргопольской научн. конф. Ред. и сост.
Решетников Н.И. М.-Каргополь,1999. С.98-101.
Мороз А.Б. Мужчина в кругу своих жён (многожёнство на Русском
Севере). // Мужской сборник. В.1. Мужчина в традиционной культуре.
М.,2001. С.49.
Настольная книга священника. Разрешение недоуменных вопросов из
пастырской практики. М.,1998. С.254-290.
Нефёдов Геннадий, прот. Таинства и обряды православной церкви.
М.,1999.С.194-198,221-231,248-250.
Никитина С.Е. Роль старообрядцев в нестарообрядческих селениях
Севера. // Старообрядческая культура Русского Севера. Тезисы
докладов и сообщений Каргопольской научной конференции. Ред. и
сост. Решетников Н.И. М.-Каргополь,1998. С61-63.
Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание.
М.,1993. С.24-45.
Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания. //
Православие и культура. Сб-к религ.-филосовских статей. Ред. проф.
Зеньковский В.В.: Русская книга. Берлин, 1923. С.7.
Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны,
поминки. М.,1993. С.61-121.
Панченко А.А. Заметки и материалы к исследованию фактора русских
мистических сект. // Мифология и повседневность. Спб.,1998. В.1.
С.146-157.
Панченко А.А. Народное православие. Исследования в области
народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России.
Спб.,1998.
Панченко А.А. Религиозные практики и антропология религиозности.
// Канун. Антропология религиозности. Спб.,1998. В.4. С.5-13.
Панченко А.А. Религиозные практики: к изучению “народной
религии”. // Мифология и повседневность. В.2. Спб.,1999.
С.198-215.
Петухов Е.В. Очерки из литературной истории Синодика. Спб.,
1895. С.83-334.
Покровский О. О народных говорах северо-западной части
Костромской губ. // Ж.С. М.,1898. В.3-4. С.462-469.
Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского
Севера. Материалы международной научной конференции.
Т.1.Киров,1996.С.244, 366, 372, 401.
Савельев Ю.В. Старообрядчество в Печорском крае Усть-Сысольского
У. Вологодской губ. // Исследования по истории книжной и
традиционной народной культуры Севера. Межвузовский сборник научн.
трудов. Сыктывкар,1997. С.99-102.
Сакович А.Г. Роль религиозного лубка в нравсвенном воспитании
русского народа (ХVII-ХIХвв.) // Православие и культура этноса.
М.,2000. С. 172-173.
Сахаров Афанасий,еп. О поминовении усопших по уставу
православной церкви. Спб.,1995. С.53-55,109,139-154,162.
Седакова О.А. Обрядовая терминология и структура обрядового
текста (погребальный обряд восточных и южных славян).Дисс. канд.
филолог. наук. М.,1983. Т.1,2.
Симина Г.Я. Народные приметы и поверья Пинежья. // Русский
фольклор. Т. ХХI. Л., 1981.
Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. Спб.,1895.
С.4-30.
Смолич И.К. История русской церкви. Т. VIII. Ч.2 1700-1917. М.:
Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С.56.
Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским
представлениям. Переизд. (1-е изд.: Сергиев Посад, 1913) М.,1999.
С.9-191.
Стадник Ю.А. Кинетика заговорных лечебных ритуалов семейских
Забайкалья. // Ж.С. М.,2000. №1. С.30-31.
Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел к.ХIХ-н.ХХ.
Л.,1985. С.52-132.
Тема смерти в духовном опыте человечества. Мат-лы международной
конференции. Спб.,1993.
Тихомиров Т.С.,свящ. На приходе. М.,1915. Т.1. С.295,
409-440.
Толстой Н.И. Мифологическое в славянской народной поэзии. //
Ж.С. М.,1994. №2. С18-19.
Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа
правый-левый, мужской-женский. // Языки культуры и проблемы
переводимости. М.,1987. С.169-183.
Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М.,1995. С. 56-59, С.185-205.
Толстой Н.И.,ред. Славянские древности. Этнолингвистический
словарь. Т.1,2. М.,1995,1999.
Толстые Н.И. и С.М. О жанре “обмирания”. // Вторичные
моделирующие системы. Тарту,1979.
Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских
древностей. М.: МГУ,1982. С.143, 149-150.
Фадеева Л.В. Духовно-религиозные искания народа и их отражение в
русском фольклоре (на мат-ле заговоров). // Религия и церковь в
культурно-историческом развитии Русского Севера. Мат-лы
Международн. научн. конференции. Киров,1996. Т.2. С.109.
Фадеева Л.В. Заговоры с мотивом ограждения Ризой Богородицы. //
Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского
Севера. Мат-лы Международн. научн. конференции. Киров,1996. Т.2.
С.119.
Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным
стихам. М,1991.
Харламов С.С. Церковные периодические издания как источник
изучения этнографических аспектов православия. // Библиотека и
история. Сб-к научн. трудов. М.,1994. В.2.
Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. М.,1998.
Шаляпин С.О. Религиозная ситуация на Русском Севере в
исторической ретроспективе (ХIII-ХIХвв.) // Религиозная жизнь
Архангельского Севера. История и современность. Архангельск, 1997.
С.6-21.
Щепанская Т.Б. Кризисная сеть. // Русский Север: К проблеме
локальных групп. Спб.,1995. С.131-138.
Юмсунова Т.Б., Майоров А.П. Обряжение и проводы покойников у
семейских Забайкалья. // Ж.С. М.,2000. №1. С.11-13.
Ясинская М.Я. Похоронные обряды в Уржумском районе Кировской
области // ЖС М.,2000 №1. С16-17.
3. Справочная литература
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
В 4-х тт.
Дьяченко Г.,свящ. Полный церковно-славянский словарь. М.,1900.
С.567.
Куликовский Г.И. Словарь областного олонецкого наречия в его
бытовом и этнографическом применении. Спб.,1898.
Подвысоцкий А.О. Словарь областного архангельского наречия в его
бытовом и этнографическом применении. Спб.,1885.
Полный православный богословский энциклопедический словарь.
Спб.,1912.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|