Заключение
В ходе работы проведено исследование религиозной практики
населения Русского Севера в связи с вопросом усвоения и
воспроизведения в ритуале похорон церковного обряда и атрибутики.
Православный чин погребения существовал на практике не без влияния
местных традиций населения, что облегчало его понимание. Это
входило в задачу местных священников, участвующих в охватившем
православную церковь в ХIХ в. миссионерском движении. В 2 гл.
определена роль популяризации среди населения церковного учения о
смерти, о загробной участи души в формировании народных верований,
составляющих содержание погребального обряда. Помимо церковного
элемента, в народных представлениях о смерти велика роль
дохристианских верований и апокрифических сказаний. Были
приведены примеры, когда сюжеты народных легенд представляют собой
своеобразный комментарий к соответствующим обрядам при
погребении.
Анализ этнографических сведений о погребальном обряде в ХIХ
в. и современных полевых записей, состоящих из описаний и интервью,
позволяет сделать выводы о существующих в народной традиции
механизмах переосмысления церковного обряда и атрибутики. Можно
выделить три основных механизма, характеризующих процесс
переосмысления.
Один из них основывается на представлении об их
сакральности, что объясняется принадлежностью к сфере христианского
культа. В связи с этим представлением церковный обряд или атрибут
наделяется свойствами освящать пространство, отгонять бесов,
облегчать агонию, избавлять умирающего от грехов. Перечисленные
свойства позволяют использовать их в оградительных, очистительных
обрядах.
Второй механизм строится на установлении сходства церковного
обряда, атрибута с обрядовым предметом или действием. Основой для
сходства, как правило, служит сближение их по каким-то сущностным
характеристикам: внешним признакам и качествам, по функции в
обряде. В этом случае церковный обряд или атрибут рассматривается
как один из возможных в ряду обыденных предметов или ритуальных
действий, используемых с той же целью, отсутствие же его может
восприниматься как нарушение целостности обряда, что само по себе
опасно, т. к. основная задача похорон – ритуальное закрепление,
оформление факта смерти, при котором важно последовательное
исполнение всех этапов. Для описанного механизма в некоторых
случаях характерна тенденция к десакрализации церковного таинства,
попытка представить его буквально, объяснить физически (нпр.,
исповедь рассматривается как сдача грехов, физическая передача их
кому-то).
Причастность к похоронному обряду является причиной соотнесения
всех рассматриваемых церковных обрядов и атрибутов со сферой
смерти. Это позволяет нам говорить о третьем механизме
переосмысления. Соотнесённость со сферой смерти является причиной
использования их во вредоносной магии и в приметах, по которым
судят о близкой кончине.
Описанные механизмы переосмысления церковного обряда или его
атрибутов строятся главным образом на сохранении их священного
смысла и наделении дополнительным значением, исходя из законов
формирования традиционных верований.
Следует отметить ещё, что в ХIХ в. восприятие церковных
обрядов и предметов было непосредственное, т.к. существовала живая
церковная практика. В советское время, по причине её отсутствия,
можно наблюдать процессы, связанные с сохранением представлений об
обряде. В связи с этим важен уже сам факт их сохранения и
функционирования в традиции. Отслеживание динамики (ХIХ в. –
советское время – постсоветское) позволяет сделать дополнительные
выводы относительно того, что сохраняется только то из церковного
обряда и атрибутов, что нашло себе соответствие в народных
представлениях и ритуальной практике. При этом потеря каких-либо
представлений также говорит о восприятии, точнее об отсутствии
такового.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|