|
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|
|
Васькина Анастасия
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ В НЯНДОМСКОМ Р-НЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.
|
Святочные гадания – традиционный элемент рождественских и
новогодних праздников. Гадали по большей части молодые девушки – на
счастливое замужество, или уже замужние, пожилые женщины – на судьбу
всей семьи (Ну у нас не мама, а вот например…у нас бабушка была,
тётя, там это б… другие ли женщины, они собирались, гадали). Нередко
они же помогали девушкам: подготавливали помещение, создавая требуемую
специфическую атмосферу, давали советы, устанавливали необходимые для
совершения гадания магические предметы – зачастую необходимый
атрибут гадания, проводник между реальностью и потусторонним миром. Так,
гадания можно условно разделить на те, в которых такие предметы
используются или не используются.
Все
святочные гадания имеют устойчивую локализацию. Одни проводятся в
помещении (в доме или дворе), другие требуют ухода от него, третьи
совершаются не в доме, однако непосредственно с ним связаны.
Далее, основываясь на архивных данных фольклорной экспедиции РГГУ 2007
года, будет рассказано о некоторых гаданиях, встречающихся в сёлах Лимь
и Лепша Няндомского района Архангельской области.
Гадания,
проводимые в доме.
Прежде всего хотелось бы поговорить о тех из них, в которых
задействуются специальные магические предметы (чаще всего они берутся из
повседневной жизни и наделяются волшебной функцией на короткое время).
Гадание с зеркалом. Этот предмет благодаря своей способности
отражать действительность, причём перевёрнутую, в традиции часто
понимается, как посредник между миром настоящего и будущего, наделяется
соответствующими свойствами. Гадания с ним строятся на его первичной
функции – показать что-либо, – которой придаётся магическое значение.
С
зеркалом стараются не гадать непосредственно там, где живут, так как
всякая магия так или иначе связывается с потусторонним (нечеловеческим),
тёмным началом, а дом, изба – со святостью. Его ставят в пустой избе или
избе нежилого дома напротив открытой двери, ведущей из прочих помещений,
так что в отражении создаётся эффект коридора.
Раньше-то эти избы-ти пустые, были, не жили-то ф которых. Вот ходили
туда, собиралися, ходили в эти избы… штобы нетоплена изба была... [ш]тобы
ни… нижилая изба, нихто штобы в ней не жил (НЕТ).
Перед
зеркалом размещают некоторые дополнительные предметы, причём различные
гадальщицы называют разные, но в основном в их воспоминаниях фигурируют
свечи, стакан с золотым обручальным кольцом на блюдце (причём стакан
может быть как пустым, так и наполненным святой водой). Блюдце также
пустым не было: На блютце, по-моему, у ниё [у бабушки, помогавшей
девушке с гаданием] писок был, или зола, што-то вот такое.
Девушка усаживается напротив зеркала, а женщина-помощница в некоторых
вариантах гадания троекратным повторением нехитрых слов «Дух такого-то,
приди!» закликает в устье печи духа, который покажет будущее. В селе
Лимь, к примеру, чаще всего упоминали духов Пушкина и Лермонтова.
Далее
идёт основная часть гадания: девушка начинает смотреть на отражение в
зеркале кольца, находящегося в стакане, либо прямо в стакан, в колечко.
Ну
вот, и... смотрела я … как бы в зеркало, но ф то же время и вот это
кольцо... со стаканом, в нём… (ГИВ)
По
прошествии от пятнадцати минут до нескольких часов, как рассказывают, в
зеркале появляются «виденья».
И
вот када долго-долго напрягаеш глаза... и смотриш, и поттом появляеца
какое-то изображение. Вот из… [В зеркале?] В зеркале, да. И вот
появилось изображение, вот я говорю, я тогда увидела солдата. Угу. С
рюгзаком, вот эта военная форма, фсё… (ГИВ)
Таким
образом, ГИВ говорит о том, что ей удалось высмотреть своего будущего
супруга: поначалу …была недовольна, помню [т.к. ожидала увидеть
другого]. А потом, когда я спустя уже сколько-то времени фстретила
вот мужа [ЕКВ] типерь… настоящево, да? […] Он пришол из армии как
рас… и [в]первые мы у…встретились, я смотрю и думаю: «Где-то я видела»
[…] а поттом и фспомнила, што это же в гадании было как рас. Так
вот хочеш верь…
Присутствовать во время данного гадания должны только двое: молодая и
старая. Известен рассказ о том, как на ещё одну вошедшую в избу во время
гадания девушку вдруг набросилась кошка и исцарапала ей лицо – хотела
выгнать.
Зачастую гадания, совершаемые в условиях дома, ориентированы на сон,
как состояние человека, среднее между реальным и потусторонним мирами.
Чтобы вызвать во сне образ жениха, девушки подкладывали под подушку
гребень, которым перед сном расчесывали косы.
Вот например… или перед Новым Годом… или перед Рож’еством Христовым…
вот… спать ложацы, расчасывают… гребешком голову. И ложат грибишок пот
подушку. Вот. «Суженый, ряженый, приходи. Ко мне» (НЕТ).
Подобные слова-приговоры являются необходимым элементом многих
известных гаданий. Гадания синтезируют слова и действия произносящего их
человека, без выполнения этого условия цель не будет достигнута.
Существовало и более замысловатое гадание: во время ужина перед Новым
годом или Рождеством первый кусочек хлеба…откусят…и
положат взапазуху. Потом вечиром, как спать ложица, вот она
[гадающая девушка] выйдет на крыльцо, три раза поклоницы…ф три
стороны... «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать». Вот с этим
кусочком хлеба ложица ф постель. Вот ей и присница [жених]»
Таким образом, важен был контакт задействуемого предмета с человеческим
телом.
Некоторые домашние гадания тяготели к определённым сакральным центрам
дома, избы – к столу и печи. На столе происходило, к примеру, гадание с
вытягиванием соломы.
Там, вот я помню, были большие сковоротки, но они были ни... тяжолые и…
чугунные, а... лёхкие. На них раньше блины пикли […] вот эти
соломин…ки клали, длинные, пат сковоротку, потом тихонечко вы… йих
тинули, в… одну, фторую, и они как бы пели. Ну, там, музыку, звук
какой-то издавали (ГИВ).
Рассказывавшая об этом способе гадания женщина вспоминала, что тянуть
солому часто взрослые просили детей, для которых извлекаемый звук ничего
не значил. Толкованием его занимались взрослые, заботящиеся о судьбе
семьи люди.
Ряд
гаданий связан с печью. К примеру, один из них заключался в том, что
бумагу жгли
[НЕТ:] Комок бумаги сож… сожгли... так фсю сомнём, сомнём, сковороды
такие были большие, на с… на сковороду положим, вот смотрим на тень…
Эти.. што тень определяяет. Э… или машина, или, может, лошадь. [Что
видится?] Хто его знает, што бывает, гроп
[ТВМ:]
Дожидались больше жениха дак.
[НЕТ:] Да, жениха больше-то дожидались.
Тут
сложилась и особая система символов, знамений. Определённый зрительный
образ влёк за собой конкретное будущее.
Коня увидиш, или вот… крест можно увидить… […] Коня даг замуш пойдёш.
(ДОЛ).
Сковороду старались держать так, чтобы тень от сгоревшей бумаги падала
на печь. Это объясняют и практическим удобством (не задумываясь о
специфике выбранного места): стенки печи белые, на них лучше и
отчётливее видна тень, больше шанс увидеть будущее правильно.
Гадания, проводимые в хозяйственных постройках.
Нередко для гаданий избиралось особое место: гадать уходили в
прилегающие к нему хозяйственные постройки – в баню, хлев, сарай и пр.
Так,
известно гадание с блюдцем, проводившееся в бане (нечистом месте)
нечётным числом девушек. Для гадающих была важна округлость и плоскость
блюдца: его катали по листу бумаги, на котором предварительно по кругу
писали алфавит, цифры и какие-либо варианты ответа на предполагаемый
вопрос («да», «нет», «не знаю»). Данное гадание сопровождалось
спиритическим элементом: в печь «выкрикивали духа», заранее открыв все
заслонки: «Дух, дух такой-то… приди, расскажи…», после чего заслонки
быстро закрывали, чтобы тот не ушёл раньше времени. Вызванному духу
гадающие задавали интересующие их вопросы о скором замужестве, качествах
будущего супруга и пр. Ответ они получали, катая по заготовленному
листку блюдечко (лёгкое, фарфоровое) с нарисованной на нём стрелкой. По
окончании гадания духа необходимо было выпустить обратно в печь, открыв
и снова закрыв за ним заслонки. Вспоминают и такие случаи, когда сделать
это было очень непросто – развеселившийся дух никак не хотел уходить от
молодых гадальщиц.
Иногда к гаданию привлекался скот. В таких случаях либо он приносился в
жилое помещение (к примеру, куры), либо гадающие уходили в хлев или на
конюшню. Так с последней связано ночное кормление лошади:
Дефки собируцы… вот… лошать… лошать кормили. При… придут ф конюшню… и ф
подол, ну, фартуки опм… оденут, фартук, наложат офса и вот, стоят перид
лошадью и… трясут. Офсом-то. А лошать вот у которой, фпереди лошать…
будет овёс есьть ис фартука, та фпереди замуж и войдёт (НЕТ).
Гадальщицы трясли и пересыпали овёс в фартуках, чтобы лошадь слышала
знакомый звук. Гадание происходило в темноте, чтобы лошадь не могла
видеть, к какой девушке она тянется первой – таким образом сохранялась
«чистота эксперимента», подтверждалась непредвзятость знамения судьбы
девушки.
Гадания,
проводимы вне помещения.
Некоторые из такого рода святочных гаданий только начинались на улице (в
поле, у реки), там лишь подготавливалась возможность приоткрыть тайну
будущего (для чего также могли потребоваться предметы-посредники).
Помимо прочего, их функцию выполняли и предметы одежды, принадлежащей
как лично гадающему, так и кому-либо из членов семьи. Так в селе Лепша
было зафиксировано обрядовое использование валенка в
женском гадании, при котором, помимо распространённого перекидывания его
через ворота или крышу дома, его необходимо было намочить в проруби:
Левую ногу [прямо в валенке] купает, и штобы [возвращаясь
домой] левой ногой фсё время вперёд, ступать (НЕТ), причём
возвращаться следовало взáдпятки – то есть спиной вперёд.
Дома
девушка ложилась спать, не снимая намоченного валенка. Непосредственно
перед сном она троекратно закликала жениха, призывала присниться ей:
[Соб.:
И что потом?]
[НЕТ:] Ну дак вот, потом… ну жених… и жених ночью присница. Лягет,
лягет спать, ну вот эта, загадает: «Суженый…присьнись мне». Вот ей и
присница.
Помимо сна гадания нередко ориентированы на то, чтобы услышать,
выслушать своё будущее. Слушать девушки ходили, например,
на перекрёстки дорог или в поле.
С
одной подрушкой гърит пошли гадать ф поле, во Святки-ти. На… Сели на...
[нрзб.] дороги были, кристы, вот туда дорога, туда дорога, от так
и сесть на эти (МЗЯ).
Такие
гадания связаны с привлечением помощи нечистой силы, хотя и выступающей
на стороне гадающих, но от этого не менее опасной. От неё необходима
была защита. Противостоять нечистой силе в традиционной культуре
способны предметы, тесно связанные с домом, со святостью очага – кочерга
или сковородник (в данном случае они взаимозаменимы). Итак,
гадальщицы усаживались на разостланную на снегу шубу или шкуру, а одна,
произнося специальные слова, по кругу зачерчивала всех каким-либо
из упомянутых предметов домашней утвари, чтобы нечистая сила не вошла в
круг.
Гърит мы сели, а третья, гърит, сестра тут другой-то гърит э, взяла эту
кочергу и говорит э… нас этой кугом, што забыла, как, ни знай слова эти.
[Обвела кругом?] Обвела, обвела, не знаю, «черта медная или черта
железной, по-за этой черты ходит сила окаянная», ни знаю, какая черта,
вроде бутто сказала (МЗЯ). Люди оставались внутри черты, вне
досягаемости нечистой силы.
После зачерчивания и произнесения слов девушки, закрыв глаза,
ждали: откуда донесётся первый звук (голос, лай собаки, любой шум),
оттуда и будет родом жених:
С
какой стороны собака лает, с той стороны значит… моя сужиная или сужиный
ж… живёт (З).
Нами
был записан рассказ о том, как шкуру, на которой сидели девушки, не до
конца зачертили – забыли про хвост:
Не
знаю уш, правда ли, нет ли, а это, хвост-тот не опчертили, хвост
ещё у шкуры-то был. От, чёрт-тот пришол да их [гадающих] за этот
хвост захватил и потащил, до проруби дотащил […] Так они потом:
«Чур-чур, аминь», – и чёрт отступилсы. Шкуру бросил. До проруби
дотащил, он мог бы и в прорубь затащить (НЕТ). Таким образом,
гадающие находятся в безопасности только до тех пор, пока соблюдаются
все изначальные условия. Нарушение каких-либо из них грозит опасностью
или, как минимум, неудачей в затеянном деле.
Нередко взрослые шли сами или посылали детей выслушивать будущее, но не
на перекрёстки дорог, а к чужим домам, судьба жителей которых была
интересна. В таком случае дети в нечётном количестве вставали под окна
дома (либо к его углу) и прислушивались к происходившему внутри:
Например, придём вот к дому, фстанем, э… к углу, стоим, слушаем,
упрёмся о угол головой. Есьли… есьли например… там… виселье, песьни
поют, пляшут, гармонь играет, это значит к свадьбе. А есьли… доски
посыпались… это значит хто-то помрёт в этом доме. [Слушали звук
изнутри дома?] Да. [Кто ходил - и дети и взрослые?] И дети
ходили, и взрослые, фсе ходили (НЕТ).
Рассказывая о данном типе гадания, в пример доносящихся до слуха звуков
чаще всего приводят именно стук досок и песни, звук музыкального
инструмента, также смех – вестники двух основных моментов явлений
человеческой жизни: смерти и свадьбы.
Однако следует заметить, что материалы обо всех приведённых выше типах
гаданий, в чём-то схожих или отличных друг от друга, были получены от
людей преклонного возраста, чья юность, вместе с традиционным
празднованием святочной недели, давно минула. Некоторые детали
оказались забыты пожилыми женщинами, так как в большинстве своём старые
гадания больше не практикуются, не передаются младшим поколениям.
Женщины говорят о них исключительно в прошедшем времени, как о деле
минувшем. Молодёжь (уже – внуки тех, у кого нашей экспедиции удалось
узнать о святочной обрядности), о традиционных гаданиях знает крайне
мало и предпочитает современные (или осовремененные) их виды, такие как,
например, вызывание чёртика у печки.
Сведения об информантах.
НЕТ:
Трапезникова Нина Ефимовна, село Лепша. 1928 года рождения, род. и всю
жизнь живет в с. Лепша. Род. в д. Осташевская (=Патрушевская, ныне
несуществующая), в 1932-1943 гг. жила в пос. Полоха, сейчас живет в с.
Лепша (д. Ступино=Ручей). Работала в колхозе, ветеринаром. Жена ТВМ.
ТВМ:
Трапезников Владимир Макарович, село Лепша. 1931 года рождения, род. в
с. Лепша (д. Кырчема). Работал в д. Ступино лесником. Муж НЕТ.
ГИВ:
Варакина Галина Ивановна, село Лепша. 1937 года рождения, род. и жила до
1951 г. в с. Лепша (д. Ступино=Ручей), затем жила в г. Вельск, сейчас
живет в г. Архангельск, в с. Лепша, (д. Ступино=Ручей) приезжает на
лето.
З:
Лупандина Зинаида Михайловна, село Лимь. Примерно 1960 года рождения,
род. в с. Малая Орьма, примерно в 1980 вышла замуж в с. Лимь, живет в с.
Лимь (д. Наволок), продавец.
МЗЯ:
Моисеева Зоя Яковлевна, село Лимь. 1932 года рождения, род. в с. Лимь
(д. Низ), живет в с. Лимь (д. Село). 7 кл., работала начальником
отделения связи. Замужем не была.
ДОЛ:
Дойкова Ольга Леонидовна. 1959 года рождения, род. в лесопункте Новая,
живёт в селе Лимь. |