П.Л. Асанова (МГУ)
СЮЖЕТ ЛЕГЕНДЫ О ТАБАКЕ В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ: ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ.
(по
материалам экспедиций МГУ в Уржумский и Слободской р-ны Кировской обл.)
1. Старообрядческое
мировоззрение главным образом определяется двумя тесно связанными между собой
учениями: о конце света и об антихристе. По вопросу о природе антихриста мнения
старообрядцев разделились: одни считают, что его явление будет чувственным (в
образе человека), другие - духовным (как определенное состояние умов).
Последнее характерно для беспоповцев. По их учению, чтобы не быть причастным
“духу антихристову” надо соблюдать определенные нормы поведения. Для выявления
этих норм и существует система запретов. Одна из основных функций которой
защитная - направлена на отталкивание окружающего греховного мира. Один из
элементов этой системы - запрет на употребление табака.
2. Ко времени раскола в
России сложилось резко отрицательное отношение к табаку. 1634 год - табак
анафематствован на соборе, а все употребляющие его подлежат отлучению от
церкви. В законодательстве, составленном при Михаиле Феодоровиче за его
хранение и торговлю определяется смертная казнь. По Уложению царя Алексея
Михайловича (1649 г.) курильщиков наказывают кнутом, рвут им ноздри, режут носы,
ссылают на поселение в дальние города с конфискацией имущества виновных.
Табак становится одним из
значимых пунктов в полемике старообрядцев с господствующей Церковью. Это
связано с тем, что в 1662 году для решения возникших противоречий по
приглашению патриарха Никона в Россию приезжает Паисий Лигарид, митрополит
Газский и привозит с собой для продажи партию табака. Вторым значимым фактом
является то, что именно Петр Первый (человек, которому в старообрядческих
писаниях приписываются черты антихриста) впервые официально разрешает ввоз
этого товара.
В контексте эсхатологических
ожиданий второй половины XVII в. начинает формироваться отношение к табаку как
“сатанину зелию”, “антихристовой траве”, закрепившаяся в текстах о его скверном
происхождении. К наиболее известным относится “Сказание от книги, глаголимая
Пандок, о хранительном былии, мерзком зелии, еже есть траве табаце, откуду, и
како зачатся, и разсеяся по вселенней, и всюду бысть” (ок. 1679 г.). В нем
распространение табака вписано в контекст Священной истории как событие,
предшествующее кончине мира; событие, являющееся исполнением пророчеств
Апокалипсиса. Утверждается, что причастные к употреблению табака лишены
возможности попасть в рай.
3. Посмотрим, как этот “миф о табаке” отражается в современном
фольклоре. Прежде всего следует отметить, что основным в “Сказании” является
хорошо известный мотив[1]
о произрастании растения из могилы. При создании фольклорной версии легенды
естественно предположить обратный ход мысли: чужеземное запретное растение,
одуряющее употребляющих его, могло произойти только из трупа порочного
человека. Отражение этого мотива мы видим в сюжетах с двумя типами мотивировок:
а) происхождение табака из
мертвого тела/ скверной части тела:
“Табак вырос не на хорошем
месте. Женщина умерла и на еёном месте вырос табак. Видно уж все заросло.” (д.
Осиновка, Грязева М. Т., 1934, мест., филипповский толк);
б) из тела грешника:
“Грех курить. Вот была одна
блудница, дак умерла. На ее могиле этот табак и вырос”. (с. Шурма Шихалева В.
К., 1928, мест., федосеевский толк).
Другой мотив, получивший
отражение в современном фольклоре - это стремление вписать повествование о
табаке в контекст Священной истории. За его употребление человек лишается
благодати Божией. Это породило два типа сюжетов, связывающих запрет на его
употребление:
а) с событиями до сотворения
человека:
“Табак проклят 12 раз.
Сатаниил был. Она - сатана - дошла до седьмого неба, решила выше Бога быть. Ее
Бог с неба и сверзил и дал ей 300 лет на одной ноге стоять. “А зачем мне, -
говорит, - на одной ноге стоять? Я всем табак дам и все мои будут”. Поэтому
табак 12 раз проклят”. (д. Максинерь, Крупин Ф. И., 1922, мест., дух. наставник
филипповской старообрядческой общины.);
б) с событиями после
Воскресения Христова:
“Когда Иисус Христос
родился, потом уж воскрес. Он сошел в царство смерти. А до того все и святые в
ад попадали. И вывел из царства всех, кого хотел. А сатана-то рассердилась и
говорит: “Все равно все мои будут - табак курить начнут”. И посадила табак. Сейчас-от
смотри - все курят, и попы даже”. (с. Русский Турек, Почкина А. А., 1907,
мест., филипповский толк).
В первом из приведенных
текстов появление табака связано с первым в мире грехом - падением Сатаниила -
и характеризуется как “корень диавольский” (соответственно, каждый
употребляющий его становится служителем сатаны и противником Богу); во втором
тексте утверждается, что всякий, употребляющий табак, отдается сатане и
отрекается от Воскресения Христова.
Третий мотив, отразившийся в
современном фольклоре - связывание событий с эсхатологическими представлениями:
“До потопа воду в рот брали,
дак потоп сделался. А теперь курят все - огонь в рот берут - дак огонь будет”.
(д. Осиновка Чупрукова М. Ф., 1934, мест., филипповский толк)
В полевых материалах по
Кировской обл. есть тексты, отражающие старообрядческую полемику первого
периода раскола, когда троеперстное крестное знамение понималось как щепоть,
которой берут табак. “Мирские - табачники” (д. Пиляндыш, Кожевников И. А.,
1914, мест., духовный наставник федосеевского толка). Другое толкование -
понимание троеперстного крестного знамения как печати антихристовой, которая
должна появиться на правой руке и на челе.
Таким образом, в
старообрядческой культурной традиции запрет на употребление табака является не
просто бытовым запретом, но входит в систему эсхатологических представлений,
что тесно связано с историей распространения табака в России.