Андрюнина М.А.
АКСИОЛОГИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОСТРАНСТВА ПРИ ПОГРЕБЕНИИ ОСОБЫХ ГРУПП УМЕРШИХ.
Доклад посвящен аксиологии пространства в народной культуре, а именно оценочной
характеристике локативных элементов в погребальном обряде при захоронении
различных групп умерших. Работа написана на в.-слав. материале, но наибольшее
внимание уделяется данным Полесского Архива, хранящегося в Институте
славяноведения РАН.
В докладе рассматриваются «хорошие» и «плохие» места захоронения различных групп
умерших, причисляемых к категории «чистых» или «нечистых» покойников. Целью
работы является установление соответствий между «положительными» и «отрицательными»
локусами и разными группами покойников, для захоронения которых избираются те
или иные места.
Ученые уже давно обратили внимание на то, что в традиционной культуре
существует разграничение покойников по двум основным категориям — умершие «своей»
(т.е. своевременной, нормальной, ритуально оформленной смертью) и «не своей» (т.е.
внезапной, неестественной, насильственной). К «нечистым (или «заложным») покойникам
относят самоубийц (особенно висельников), утопленников, опойц, колдунов и ведьм,
убитых, некрещеных детей и женщин, умерших от родов; а также инородцев и
иноверцев. За всеми перечисленными группами умерших закреплены в народных
обычаях различные места погребения, противопоставленные друг другу: это,
во-первых, сфера домашнего пространства, во-вторых, разные участки кладбища и,
в-третьих, сфера природного пространства. Все упомянутые локусы народное
сознание размещает на ценностной шкале определенным образом, начиная от наиболее
«чистого» и сакрального обжитого пространства (дома), далее — это двойственно
воспринимаемое кладбище и наконец, неосвоенные, страшные, а значит, «нечистые»
места в сфере природы.
Традиционно дом и близкое к нему пространство (подворье, двор, иногда все село)
получает в культуре высшее положительное значение сакрального, «своего»,
благополучного, безопасного места. Территория дома наиболее часто избиралась для
похорон некрещеных детей, и в этом проявляется положительная их оценка в
традиционной культуре.
Другим местом захоронения рассматриваемой здесь группы покойников было кладбище.
В народной культуре кладбище воспринималась как особая территория,
противопоставления и дому, и природному пространству. С одной стороны, это зона
смерти, нечистое место, вредоносное для живых. С другой — это святая земля,
предназначенная для вечного упокоения христиан; место, освященное атрибутами
религии — церковью и крестами. Самыми достойными и почетными местами погребений
считались участки возле церкви (если она имелась) или рядом с родовыми
захоронениями предков. Периферия кладбища была гораздо менее ценной и могла
использоваться для погребения «нечистых» покойников, которых часто хоронили без
церковного обряда. Обычно для «заложных» покойников отводились места возле
ограды кладбища, углы и отдаленные участки.
Но наиболее распространенными и традиционными местами похорон «нечистых» умерших
считались локусы природного пространства. К таковым относятся леса, поля,
перекрестки, границы — межи, лесные просеки, границы между угодьями соседних
сел; возвышенности, болота, берега водоемов, места произрастания определенных
пород деревьев. Зачастую самоубийц хоронили на месте их гибели, то же относилось
и к убитым.
Рассмотренный в докладе материал позволяет говорить о довольно высокой
устойчивости традиции различать «чистых» и «нечистых» покойников и позволяет
реконструировать некоторые архаические формы славянского погребального обряда.