Е.А. Акимова
(МГУ)
ЧЕЛОВЕК
ЗДОРОВЫЙ
Народная медицина
как область народной культуры представляет
собой сферу, где пересекаются разнообразные
классификационные и таксономические системы,
такие, как народная анатомия, ботаника,
мифология, зоология и т.д. Центральным
организующим понятием, в котором преломляются
все эти многочисленные системы является болезнь
и тесно связанное с ним в народном сознании
понятие вины человека, поскольку болезнь
осознавалась как наказание за нарушение правил,
оформляющих отношения человека и окружающего
мира. Таким образом, противопоставление больной
– здоровый в области народной медицины не было
столь важным для народных представлений, как
противопоставление традиционно
регламентированное и нерегламентированное
поведение человека. Однако заговоры, былички,
присловья, сами названия болезней и т.п. содержат
сведения не только о симптомах, демонах, их
внешнем виде, локализации в человеке и
макрокосмосе, действиях, причинах возникновения
болезней, но и имплицитно содержат народные
представления о здоровье. Представления о
болезни могут быть определены как «не-болезнь».
В этом отношении чрезвычайно любопытны
данные, получаемые при анализе заговорных
текстов. Так одним из магических средств
врачевания было сравнение больного с персонажем
или предметом, который не способен подвергнуться
воздействию болезни или в силу своего нынешнего
состояния или в силу своей постоянной
устойчивости. Одним из эталонов здоровья было
мертвое тело – часто именно сравнение с ним
могло исцелить заболевшего. Мертвые в отличие от
живых лишены всяких ощущений, в том числе и
болезненных. Иногда это «анонимное» тело,
мертвое тело вообще, однако при персонализации
мертвого языческая и христианская компоненты
культуры предполагали разных персонажей. Если
для язычества мертвые – это умершие родители или
предки вообще (лежащий старый человек), то для
христианства – это первые люди, Адам и Ева, тоже
умершие, лежащие в гробу. Это сравнение
поддерживалось, по-видимому, традицией иконописи
изображать под Голгофой череп, Адамову голову,
которая в заговоре может фигурировать как
мертвая голова вообще. В связи с мотивом мертвого
тела или его части возникает мотив убийства.
Терапевтическое воздействие достигалось
упоминанием в заговоре убийства, то есть акта,
когда живое тело становится мертвым и
приобретает способность не чувствовать болезнь.
В качестве иллюстрации убийства выступают
убийство Авеля Каином из Ветхого Завета и
убийство Христа евреями из Нового. Периферию
занимают убийства святых, например, св.Макария,
или человек в убийстве заменяется животным,
бараном (что тоже может происходить из
христианской традиции). Таким образом, здоровье
мыслится как свойство «того света», мира мертвых,
которые являются более здоровыми, чем живые.
Поэтому одним из способов избавления от болезни
было ее отсылание из мира живых в потусторонний
мир, где она не сможет навредить.
С этими представлениями о здоровье смыкаются
представления о земле, обладающей абсолютным
здоровьем, способной нейтрализовать вредоносное
воздействие (закапывание болезни и вещей
больного) и наделить здоровьем человека. Кроме
того все природные явления, например снег, вода, и
природа вообще воспринимались как эталоны
здоровья, потому что они не могли нарушить как
человек порядок, в результате чего и появлялась
болезнь. У земли просили здоровья или смерти, то
есть одного из выходов из болезни.
Кроме того, эталонами здоровья могли
представляться такие предметы, как камни и
железо (в обобщенном – медное, железное, булатное
или конкретном варианте – медный стол, например).
Камни и железные предметы характеризовались
большой крепостью (ср. крепкое здоровье), их
трудно было разрушить или деформировать.
Разделение на материальное и нематериальное не
было существенно для традиционной культуры,
поэтому устойчивость железа или камня при
физическом действии распространялась и на сферу
воздействия болезни, к тому же действия болезни
были также материальны, как и действия человека.
Таким образом, здоровье человека не
рассматривается в традиционной культуре как
самостоятельная ценность, а подчиняется
категории предписанного, традиционного
поведения. Однако представления о здоровье может
быть сформулировано как неспособность ощущать
боль, причиняемую болезнью, и в этом смысле
близко категории смерти. Кроме того, здоровье
мыслится как свойство, присущее природе и
природным явлениям, а также некоторым предметам.