СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники:
1.1. Опубликованные источники:
1. Афанасьев А.Н. Поэтические
воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994.
2. Балов А. Молитвы, заговоры и
заклинания, записанные в Пошехонском уезде Ярославской губернии.// Живая
старина. 1893. Вып. 3. Отд.5.
3. Великорусские заклинания.
Сборник Л.Н.Майкова. СПб., 1996.
4. Ветухов А. Заговоры,
заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в
силу слова. Варшава, 1902. Вып. 1.
5. Виноградов Н. Заговоры,
обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. 1.
6. Виноградов Н. Заговоры,
обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. 2.
7. Вохин Н.Н. Народные заговоры
против болезней начала XVIII-го века.// Русская старина.
1878. Т. 22.
8. Даль В.И. О поверьях,
суевериях и предрассудках русского народа.// СПб., М., 1880.
9. Ефименко П. Сборник
малорусских заклинаний. М., 1874.
10.Заговорные
тексты в рукописных материалах П.Г. Богатырева (публикация К.К. Богатырева).//
Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
11.Заговорные
формулы и описания магических действий, собранные П.Г.Богатыревым (из фондов
фольклорного архива ГЛМ, публикация О.В.Смолицкой).// Исследования в области
балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
12.Лечебные
«наговоры» Приангарского края из собрания А.А. Савельева./ Сост. В.Л. Кляус.
М., 1990.
13.Ляцкий
Е.А. К вопросу о заговорах от трясовиц.// Этнографическое обозрение. 1893. №4.
14.Мансикка
В.Н. Заговоры Шенкурского уезда.// Живая старина. 1912. Вып. 1.
15.Нижегородские
заговоры в записях XIX и ХХ веков./ Сост., вступит. статья и комментарии А.В. Коровашко. Нижний Новгород, 1997.
16.Попов
Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб, 1903.
17.Разумовская
Е. Н. Современная заговорная традиция некоторых районов русского Северо-запада
(по полевым материалам 1973-1988 годов).// Русский фольклор. Вып. XXVII,
1993.
18.Русский
народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. М.,
1989.
19.Традиционная
русская магия в записях конца ХХ века. С.Б.Адоньева, О.А.Овчинникова, вступ.
Статья, составление, примечания. СПб., 1993.
20.Шейн
П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах
и т.п. СПб., 1898.
1.2. Неопубликованные
источники:
Каргопольский
архив этнолингвистической экспедиции РГГУ.
2.Литература:
1.
Агеева
Р.А. Пространственные обозначения и топонимы в заговоре как типе текста (на
восточно-славянском материале).// Аспекты общей и частной лингвистической
теории. М., 1982.
2.
Аникин
В.П. Русский фольклор. М., 1987.
3. Астахова А. М.
Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.
4. Болонев Ф.Ф. О народной
медицине и заговорах русского населения Забайкалья.// Генезис и эволюция
этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986.
5. Великорусские заклинания.
Сборник Л. Н. Майкова. СПб., 1994.
6. Вендина Т.И. Русская
языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М., 1998.
7. Виноградова Л.Н. Заговорные
формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа.// Исследования
в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
8. Виноградова Л.Н. Славянские
заговорные формулы от детской бессонницы.// Этнолингвистика текста. Семиотика
малых форм фольклора. I. Тезисы и предварительные
материалы к симпозиуму. М., 1988.
9. Виноградова Л.Н., Толстая С.
М.. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии.//
Славянский и балканский фольклор. М., 1994.
10.Волоцкая З.М. Ассоциативные
связи природных явлений в фольклорной модели мира (на материале славянских
загадок).// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и
предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
11.Головачева А.В. Картина мира
и модель мира в прагматике заговора.// Исследования в области балто-славянской
культуры. Заговор. М., 1993.
12.Гура А.В. Символика животных
в славянской народной традиции. М., 1997.
13.Демич В.Ф. Заразные болезни
и их лечение у народа. Очерки русской народной медицины. СПб., 1914.
14.Демич В.Ф. Очерки русской
народной медицины. Лихорадочные заболевания и их лечения у русского народа.
СПб., 1894.
15.Дынин В.И. Русская
демонология: опыт выделения локальных вариантов.// Этнографическое обозрение.
1993, №4.
16.Елеонская Е.Н. Сказка,
заговор и колдовство в России. М., 1994.
19.Змеев Л.Ф. Чтения по
врачебной истории России. СПб., 1896.
20.Ильинская В.Н. Камень Латырь
и его роль в русских заговорах.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм
фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
21.Кагаров Е.Г. Словесные
элементы обряда.// Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981.
22.Киселева Ю.М. Смысловые компоненты
заговора как действующего слова.// Конференция «Слово как действие». Тезисы
докладов. М., 1998.
23.Кляус В.Л. Указатель сюжетов
и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.
24.Кляус В.Л. Что такое
«заговор»? (К проблеме жанровой дифференциации заговорно-заклинательного
фольклора).// Конференция «Слово как действие». Тезисы докладов. М., 1998.
25.Левкиевская Е.Е. Славянский
оберег как действие.// Конференция «Слово как действие». Тезисы докладов. М.,
1998.
26.Лекомцева М.И. Семиотический
анализ одной инновации в латышских заговорах.// Исследования в области
балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
27.Лечебные “наговоры” из
собрания А. А. Савельева. М., 1990.
28.Лосев А.Ф. Философия имени.
Вещь и имя.// Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
29.Мансикка В.Н. Представители
злого начала в русских заговорах.// Живая старина. 1909. Вып. 4.
30.Михайлов Н.А. Человек :
не-человек. (К антропологии русских заговоров).// Миф и культура: человек —
не-человек. Тезисы конференции. М., 1994.
31.Мороз А.Б. Звук/отсутствие
звука как способ характеристики “сего” и “того” света (На примере
сербохорватских заговоров).// Голос и ритуал. Материалы конференции. Май 1995.
М., 1995.
32.Мороз А.Б. Мотив земли в
сербохорватских заговорах.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм
фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
33.Невская Л.Г. О действенности
непроизнесенного слова.// Конференция «Слово как действие». Тезисы докладов.
М., 1998.
34.Невская Л.Г. Повтор как
особенность поэтики ритуального текста.// История культуры и поэтика. М., 1994.
35.Невская Л.Г. Повтор как
особенность поэтики ритуального текста.// История культуры и поэтика. М., 1994.
36.Нестик Т.А. Художественное
время в обрядовых текстах: заговорные и спасительные молитвы.// Конференция
«Слово как действие». Тезисы докладов. М., 1998.
37.Никитина С.Е. Жанр заговора
в народном представлении.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм
фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
38.Никитина С.Е. Сердце и душа
фольклорного человека.// Логический анализ языка. Образ человека в культуре и
языке. М., 1999.
39.Ожегова С.С. Композиция и
типы севернорусских заговоров.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм
фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
40.Олупе Э. Структура латышских
заговоров. Принципы и виды построения.// Этнолингвистика текста. Семиотика
малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М.,
1988, т. 1.
41.Петров В.П. Заговоры.// Из
истории русской советской фольклористики. Л., 1981.
42.Познанский Н. Заговоры. Опыт
исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995.
43.Померанцева Э.В.
Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
44.Попов Г. Русская
народно-бытовая медицина. СПб., 1903.
45.Проценко Б.Н. Из наблюдений
над структурой текста донских заговоров.// Этнолингвистика текста. Семиотика
малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М.,
1988. Т. 1.
46.Раденкович Л. Структура
южнославянского заговора.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм
фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
47.Разумовская Е.Н. Современная
заговорная традиция некоторых районов русского Северо-запада (по полевым
материалам 1973-1988 годов).// Русский фольклор. Вып. XXVII. 1993.
48.Разумовская Е.Н. Современное
состояние заговорной традиции некоторых районов русского северо-запада (по
полевым материалам).// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора.
Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
49.Русские заговоры./ Сост.,
предисл. и примеч. Н.И. Савушкиной. М., 1993.
50.Санникова О.В. Польская
мифологическая лексика в структуре фольклорного текста.// Славянский и
балканский фольклор. М., 1994.
51.Свешникова Т.Н. Структура восточнороманского
заговора в сопоставлении с восточнославянским (формулы отсылки болезни).//
Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
52.Смирнов Ю.И. Бытование
заговоров на Русском Севере (по наблюдениям 1956-1963 гг.).// Этнолингвистика
текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к
симпозиуму. М., 1998. Т. 1.
53.Смирнов Ю.И. Передача,
исполнение и запоминание заговоров на Русском Севере.// Этнолингвистика текста.
Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к
симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
54.Смирнов Ю.И. Утилитарные
группы северно-русских заговоров.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых
форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т.
1.
55.Суперанская А.В. Общая
теория имени собственного. М., 1973.
56.Схема описания
мифологических персонажей.// Материалы к VI Международному конгрессу по
изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII.89-6.IX.89. Проблемы культуры. М.,
1989.
57.Толстой Н.И. Вторичная функция обрядового
символа.// Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
58.Толстой Н.И. Еще раз о
семантике имени собственного.// Избранные труды. Том 1. Славянская лексикология
и семасиология. М., 1997.
59.Толстой Н.И. Заметки о
славянских именах собственных.// Избранные труды. Том 1. Славянская
лексикология и семасиология. М., 1997.
60.Толстой Н.И. Из «грамматики»
славянских обрядов.// Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по
славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
61.Толстой Н.И. Из наблюдений
над полесскими заговорами.// Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по
славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
62.Толстой Н.И. Некоторые вопросы
соотношения лингво- и этногеографических исследований.// Избранные труды. Т. 1.
Славянская лексикология и семасиология. М., 1997.
63.Топоров В.Н. О “поэтическом”
комплексе моря и его психофизиологических основах.// История культуры и
поэтика. М., 1994.
64.Топоров В.Н. О статусе и
природе заговора (теоретический аспект).// Этнолингвистика текста. Семиотика
малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988.
Т. 1.
65.Топоров В.Н. Об
индоевропейской заговорной традиции. (Избранные главы). V. Имена
личные в русских заговорах.// Исследования в области Балто-славянской духовной
культуры. Заговор. М., 1993.
66.Традиционная русская магия в
записях конца XX века. С. Б. Адоньева, О. А. Овчинникова, вступ.
статья, составление, примечания. СПб., 1993.
67.Усачёва В.В. Контакты человека с демонами болезни:
способы защиты и избавления от них.// Миф и культура: человек — не-человек.
Тезисы конференции. М., 1994.
68.Усачева В.В. Вокативные
формулы в народной медицине славян.// Славянский и балканский фольклор:
Верования. Текст. Ритуал. М., 1994.
69.Усачева В.В. Словесные
формулы в народной медицине славян.// Этнолингвистика текста. Семиотика малых
форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988, Т.
1.
70.Харитонова В.И.
Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян: Конспекты лекций. Львов,
1992.
71.Харитонова В.И.
Заговорно-заклинательная традиция восточных славян (к проблеме бытования
фольклорно-этнографического материала).// Этнолингвистика текста. Семиотика
малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988.
Т. 1.
72.Харитонова В.И.
Заговорно-заклинательный акт в культуре восточных славян.// Этнографическое
обозрение 1993, №4.
73.Харитонова В.И.
Мифологические персонажи в северно-русской заговорно-заклинательной традиции.//
Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и
предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Т. 1.
74.Харитонова В.И.. Магическое
заклинательное действо как коммуникативный акт: с кем общается заклинатель?//
В.И. Харитонова. Традиционная магико-медицинская практика и современное
народное целительство. М., 1995.
75.Цивьян Т.В. Защита от
дурного глаза: пример из албанской традиции.// Исследования в области
балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
76.Цивьян Т.В. Лингвистические основы
балканской модели мира. М., 1990.
77.Черепанова О. А.
Мифологическая лексика русского Севера. Л., 1983.
78.Черепанова О.А. Типология и
генезис названий лихорадок-трясовиц в русских народных заговорах и заклинаниях.//
Язык жанров русского фольклора. — Петрозаводск, 1977.
79.Чернов И.О. О структуре
русских любовных заговоров.// Уч. зап. Тартусского ун-та. Вып. 181. Труды по
знаковым системам. II. Тарту, 1965.
80.Чистов К.В. Кумоха (этюд).//
Русский Север. Л., 1986.
81.Шейн П.В. Великорусс в своих
песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Т.1. Вып. 1.
Спб., 1898.
82.Шиндин С.Г. Пространственная
организация русского заговорного универсума: образ центра мира.// Исследования
в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993.
83.Юдин А.В. Ономастикон
русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М. 1997.
3. Справочная литература:
1. Архангельский областной
словарь./ Под ред. О.Г. Герцовой. М., 1980. Вып. 1.
2. Даль В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989-1991.
3. Словарь русских народных
говоров. М.;Л., 1965-1997. Т. 1-31.
Этимологический словарь славянских языков. Под ред.
О.Н. Трубачева. Т.1. М., 1974.