А.К. Байбурин Европейский университет (СПб.)"Остров Борнгольм" Н.М. Карамзина и устная традиция По словам Ю.М. Лотмана, повести, вошедшие в "Аглаю", а среди них и "Остров Борнгольм", посвящены "воображаемым путешествиям в географическом, культурном и временном пространстве" [Сотворение Карамзина. М.,1987. С. 251]. Известно, что Н.М. Карамзин никогда не бывал на этом острове. Есть основания полагать, что при работе над повестью "Остров Борнгольм" воображение Н.М. Карамзина в значительной мере опиралось на устную традицию (что, разумеется, не исключает существования других источников). Описание путешествия (на реальности которого автор настаивает) и самого острова удивительно точно соответствует всем канонам изображения острова в фольклорных текстах. В частности, речь идет о таких непременных мотивах, как его удаленность, труднодоступность, принадлежность чужому, наличие горы или камня и т.п., вплоть до существования темницы, в которой сидит девица, и тайны, которая всегда присутствует при изображении мифического острова. Автор не хочет делиться с читателем этой тайной, но по настойчивой характеристике несчастной любви как незаконной, становится ясно, что речь идет об инцестной ситуации (любви брата и сестры), хорошо разработанной в устной традиции и пока еще (ко времени написания этой повести) непривычной для литературной традиции.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|