М.В. Ахметова, Москва
Город в современных эсхатологических пророчествах Доклад посвящен теме города в современных эсхатологических пророчествах и предсказаниях, бытующих в православной и сектантской среде (под последним подразумеваются секты, возникшие на территории России в 90-е годы: Белое Братство, Богородичный центр и Община Виссариона). В качестве источников следует назвать проповеди, основанные, в том числе, на визионерском опыте, и религиозную публицистику, посвященную попыткам осмысления событий современности в контексте традиции толкования Апокалипсиса – пророчеств православных старцев, видений и т. д. Не будучи сами по себе нарративными, эти тексты представляются основанными на известном фольклорном мотиве гибели отдельных городов (что в русской традиции чаще всего связывается с Петербургом) и имеющими в себе возможность перехода обратно в устное бытование. Эсхатологические предсказания раскрывают единую картину мира современных православных и сектантов. Современность воспринимается как рубежный период, предшествующий концу света, когда происходит обновление мира и, соответственно, переориентация его духовного пространства. В этом смысле, гибель одних городов и возвышение других символизирует победу нового мира над ветхим. Во первых, переосмысливается идея священного города как духовного центра мира. Являющийся таковым в общехристианской традиции Иерусалим дискредитируется, поскольку там должен воцариться антихрист. Соответственно, функция святой земли переходит на Россию в широком смысле (для православных и богородичников), Украину (для Белого братства) и Сибирь (для виссарионовцев), где находится свой новый Иерусалим (соответственно, Москва, Киев или новопостроенный поселок у озера Тиберкуль). Нахождение на этой сакральной территории в момент конца света служит гарантией спасения, потому что с нее начинается создание Царства Божия на земле. С другой стороны, может объявляться нечистым город как таковой, что в большей степени характерно для воззрений сектантов. Он олицетворяет современную технократическую цивилизацию, плоды которой – радиация, вредоносная техника – отчасти выступают и как проявление эсхатологических бедствий. Атмосфера города описывается как губительно влияющая на телесное состояние человека; город видится сосредоточием разврата. В этом контексте Москва перестает быть новым Иерусалимом и становится апокалиптическим Вавилоном. Кроме того, Москва как столица может представлять само государство с его осуждаемым социалистическим прошлым; поэтому "Вавилонская блудница" иногда является метафорой и Советского Союза, и его столицы. Также, коль скоро Москва традиционно осмысливалась как второй Иерусалим, эсхатологические пророчества предрекают ей удел Иерусалима и в негативном аспекте, как места воцарения антихриста. Рассматриваемые тексты предсказывают разрушение нечестивых городов – прежде всего, Москвы и Петербурга, иногда Казани – крупнейших в бывшем СССР и поэтому являющихся в своем роде представительными. Сектантские тексты (в особенности, Богородичного братства) рисуют картину гибели вообще всех городов, из которых предписывается уходить. Как представляется, не города гибнут оттого, что там не остается праведников, а наоборот, праведники должны покинуть города, поскольку последние обречены на уничтожение. Разрушенным в результате бедствий грешным городам противопоставляется новое мироустройство: новые поселения возникают в бывших пустынных местах (Богородичный центр), строятся "экологическими средствами" (виссариониты), описываются как имеющие ангельскую, небесную природу. В представлениях, разделяемых частью православных, мир должен стать священным государством под властью русского царя, и в этом случае, в качестве столицы новой империи называется город Владимир (что, по сути, является возвращением к идеализируемому прошлому). Таким образом, говоря об идее города в современных эсхатологических предсказаниях и пророчествах, мы имеем дело с двумя ситуациями. Первая строится по линии "Иерусалим – Москва" (Киев) и сводится к противопоставлению старого сакрального центра мира центру новому. Другая, отрицающая городскую цивилизацию как таковую, строится по линии "Москва/Петербург – провинциальный город" и сводится к противопоставлению столицы, большого города, запятнавших себя грехом, – провинции, пустоши, несущих в себе потенцию обновления или память об идеальном прошлом. В обоих случаях речь идет о переходе утраченного сакрального статуса от одного локуса к другому. Восприятие пространства в эсхатологическом пророчестве, в целом, построено на оппозиции "сакральное – нечистое" и "центр – периферия". Как отмечал Б.В. Кондаков, постоянное противопоставление "центра" и "периферии", которые, в конечном итоге, меняются местами, характерно для "провинциального мифа" с его ощущением "рубежности", "переходности". В данном случае мы также имеем дело с ощущением переходности, причем очень обостренным. В целом, создавая картину смены одного сакрального центра другим, уничтожения осквернившихся городов и замены их новыми, праведными городами, эсхатологические пророчества и предсказания говорят о стремлении их носителей к обновлению, возрождению мира.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|