В. Абашев, Пермь
Пермская "башня смерти": история и легендаВ рамках программы "Устная история Перми" лаборатория литературного краеведения и городской культуры Пермского университета собирает устные рассказы о городе. Среди записанных текстов выделяется обширная группа историй о памятных местах города или городских урочищах (В.Н. Топоров). Множество рассказов откровенно легендарного характера связано с "башней смерти". Почти исключительно под этим именем среди горожан известно административное здание с характерной башней и шпилем в угловой части. Здесь размещается областное управление внутренних дел. Поскольку здание находится в центральной части города в месте пересечения множества транспортных маршрутов и имеет приметный архитектурный облик, оно служит одним из важных ориентиров в городском пространстве и потому особенно часто попадает на язык. При этом оно не называется иначе как "башня смерти". Характерно, что когда собиратели историй обратились в городское общество охраны памятников за справкой об объективной истории здания ОблУВД, председатель общества, знаток городской застройки, не понял, о каком объекте задан вопрос, пока ему не пояснили, что речь идет о "башне смерти". Неофициальный топоним вытеснил официальное наименование. Соответственно легендарная история урочища стала в сущности его общепринятой историей. Поскольку здание было построено сравнительно недавно, в 1952 году (архитектор М.А. Перелешин), перед нами случай, когда легенда формировалась почти на глазах. Тем не менее истории, которые рассказывают о башне, откровенно невероятны. Рассказы о "башне смерти" имеют этиологическую природу, они объясняют, почему здание получило такое зловещее название. Кстати, наиболее вероятное фактическое объяснение происхождения названия здания состоит в том, что оно восходит к фильму "Королевство кривых зеркал" (режиссер А. Роу). Этот сказочный фильм появился на экранах в 1963 году и имел чрезвычайный успех как у детей, так и у взрослых. Так, благодаря фильму повсеместное распространение в подростковой среде получила тогда игра с наоборотным произнесением имен (герои фильма попадают в зазеркалье, где имена "переворачиваются"). Одна из главных реалий королевства кривых зеркал – башня смерти, куда заключают приговоренных к смерти. Скорее всего этот фильм и дал повод к возникновению нового пермского топонима. Однако, никто из респондентов "не помнит" о возможности такого простого объяснения. Лишь в одном из рассказов эта версия хоть косвенно проявилась: "До того, как построили это здание, здесь был кинотеатр. Последний фильм, который показывали, назывался "Башня смерти"". В рассказах о башне история здания существенно отодвигается в прошлое. Оно как бы выводится за пределы непосредственного контакта с современностью. Хотя здание было построено на излете сталинской эпохи в 1952 году, молва, как правило, связывает его с годами большого террора. "Башня смерти" названа в народе так, потому что в небезызвестном 1937 году в ней тайно расстреливали людей, за которыми ночью приезжали государственные машины и увозили навсегда". "Молва говорит, что там в довоенное время репрессированных расстреливали". "Башней смерти" это здание давно называют, все потому, что там люди исчезали. Все боялись НКВД, а мой отец работал там, так сам тоже боялся. Страшное место. Никто из башни не возвращался домой". "Народ назвал так "Башню смерти", потому что в ней царит атмосфера страха, т. к. очевидцы утверждают, что там все еще бродят тени жертв сталинских репрессий, которые строили это здание". Нередко встречаются рассказы, в которых история башни возводится к еще более раннему периоду советской и даже к досоветской истории. "Главное здание ОВД на Комсомольской площади называют Башней Смерти, потому что во время революции в его подвалах было замучено и умерло под пытками много людей". "Башню смерти называют так, потому что до революции 1917 г. с крыши этого здания сбросился большевик. Говорят, что он не выдержал давления царского правительства". Встречается мотив строительства здания в проклятом месте, что предопределило его историю: "Вообще на месте главного областного управления МВД когда-то действительно кладбище было, на опушке леса. Там вроде как расстрелы производились, красных белыми, белых красными во время гражданской войны, когда город переходил из рук в руки. Хотя сейчас уже не поймёшь кто кого и за что стрелял". "Ясно, что там во времена репрессий кого-то мучили... Хотя здание было построено в 50-х годах… Значит, на месте этого здания было старое, где НКВД располагалось". Частый мотив рассказов о башне – подвалы и подземные ходы. Этот мотив связывает истории о башне с общим характером пермской мифологии, для которой рассказы о подземельях (заброшенные шахты и штольни, подземные ходы, мотивы рассказов а чуди) очень характерны. "Башней смерти" потому называется, что там находится тюрьма еще сталинских времен под асфальтом, под дорогой, под домами. Говорят [там] до сих пор еще люди сидят. Подземные ходы там… к кладбищу, чтобы трупы закапывать… замученных". "Раньше в подвалах того здания (во времена коммунизма) коммунисты пытали своих врагов. И туда, где сейчас находится 1-ая часть (тюремная зона), в Разгуляе, от башни смерти вел подземный тоннель. В самой башне смерти находились разные орудия пыток. В ее подвалах были обнаружены остатки замученных до смерти людей". Распространенный сюжетный мотив рассказов о здании, объясняющий ее название - самоубийство заключенного, бросившегося с башни. "Башней смерти она называется потому, что в период репрессий с нее сбросился какой-то лейтенант или офицер, я точно не знаю. А вторая версия заключается в том, что с нее сбросился простой человек, решивший покончить жизнь самоубийством". "Ещё рассказывали легенду, как после в советское время один подследственный бросился из окна башни вниз к ногам своей дивизии. Тогда многие допросов ГПУ не выдерживали, выбрасывались и разбивались. Нехорошее это место" Не исключено, что в основе этого мотива лежит реальное событие. Рассказчики, которые настаивают на этом, склонны демистифицировать историю башни. "Есть еще версия. В жаркий летний день на самом последнем этаже башни следователь допрашивал преступника. Окно в комнате было открыто. Преступник взял да и выпрыгнул, следовать успел выстрелить, поэтому преступник упал на землю уже мертвым. Да он все равно бы разбился. Люди видели это и стали называть ее Башней смерти". "Все, что говорят о том, что здесь пытали в подвалах до смерти - неправда. А реальным поводом может служить такой случай: на втором или третьем этаже здания велся допрос. А дело было летом, жара, поэтому открыли окно. В это окно и выпрыгнул преступник, решивший бежать. Но следователь был начеку и выстрелил в преступника. На землю преступник упал уже мертвый. Люди, увидев это, и стали называть "Башней смерти"". Генерализация этого мотива приводит к тому, что башня в отдельных рассказах утрачивает связь с советской политической историей и ее название мотивируется уже чисто романтическими обстоятельствами несчастной любви. Мне моя тетя рассказывала, что она называется "башня смерти влюбленных". С ней связана какая-то любовная история. Девушку заточили в башню, в то время, как возлюбленный умирал. По-моему, она сбросилась с этой башни. Легендарная история башни стала настолько характерным элементом пермской городской молвы, что в последние годы она получила литературное развитие. В рассказе "Башня смерти" (1997) пермского прозаика Анатолия Субботина башня стала главной площадкой фантасмагорических событий в духе Кафки и популярных антиутопий. Ее описание конкретно и узнаваемо, но подчинено, как и действие в рассказе, легендарной истории здания: "Башня Смерти, куда заключили Старыгина, возвышалась в центре города <…> Стык башни и шпиля образовывал открытую террасу, огражденную железными перилами. Днем и ночью, круглый год по террасе кружил часовой. <…> Башня Смерти представляла собой универсальное заведение правосудия, работающее полный, законченный цикл: суд, тюрьма, казнь"1 . В этом описании свернуто представлена схема повествования: суд, тюрьма, казнь. Легенда о башне продиктовала сюжет. Рассказ в этом смысле написан не только автором, но и Пермью. - Субботин А. Башня Смерти // Лабиринт: Литературный альманах. №1. Пермь, 2000. С.61.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|