ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Пятый сборник «Пушкинских чтений в Тарту», продолжающий серию изданий, которая началась в 1987 г. с небольшой книжечки, напечатанной на ротапринте1, выходит в двух томах. Он составлен, по большей части, из работ участников международных чтений «Пушкинская эпоха и русский литературный канон», прошедших 1719 сентября 2010 г. Конференция, организованная в рамках гранта ЭНФ «Формирование русского литературного канона» и при поддержке фонда Eesti Kultuurkapital, собрала ученых из России, США, Германии, Великобритании, Финляндии, Эстонии; было прочитано 30 докладов и проведен круглый стол, посвященный циклам в истории русской литературы. Заявленная тема представляется нам актуальной. Пушкинская эпоха, «золотой век» играл в русской культуре XIXXX столетий роль «осевого времени», сформировавшего русский литературный канон и специфические для русской культуры функции литературы. Ряд работ, вошедших в книгу, посвящен непосредственно Пушкину. Статья П. С. Рейфмана возвращает нас к сюжету о пушкинской трагедии и романе Булгарина «Димитрий Самозванец». Работа А. Бодровой посвящена почти детективной текстологии стихотворения «Аквилон»; статьи Н. Мазур и Е. Ляминой предлагают новые комментаторские решения; Т. Гузаиров рассматривает литературный фон «Истории Пугачевского бунта»; В. Мильчина описывает две книги, послужившие вероятными источниками сведений Пушкина о современной французской политической жизни. Статья М. Лотмана и ушедшего из жизни в прошлом году С. Шахвердова продолжает их совместные труды над пушкинским стихом. Заметим, что традиции стиховедческих штудий, заложенные в Тарту П. А. Руд- 1 Пушкинские чтения в Тарту: Тезисы докладов научной конференции. 1314 ноября 1987 г. Таллин, 1987. 96 с. 10 невым, продолжает и В. Семенов, работа которого опубликована в сборнике. Пушкинская эпоха представлена в сборнике рядом работ. М. Виролайнен рассматривает феномен «Золотого века». В. Парсамов описывает взгляды будущих декабристов на художественную литературу и литературную политику. Две работы (А. Балакина и Н. Назаровой) опровергают неверные традиционные атрибуции, причем в первом случае речь идет об авторе вполне каноническом (Батюшков). Д. Иванов описывает репертуарную практику русских театров начала XIX в. Л. Зайонц интерпретирует «Записки сумасшедшего» в связи с «собачьей темой» в европейской культуре. Статья А. Осповата восполняет лакуны летописи жизни и творчества Тютчева; работа М. Велижева вводит в обиход материалы для интеллектуальной биографии С. Уварова. Статья И. Виницкого посвящена новонайденному автографу и истории создания одного позднего стихотворения Жуковского. Блок работ описывает становление представлений о классике в русской критике XIX в. (А. Вдовин), историю канонизации пушкинского наследия и пушкинской эпохи (работы Т. Степанищевой, Л. Киселевой и Е. Фоминой, Л. Пильд, А. Немзера). Эта тема продолжена в статьях, посвященных литературе XX в. М. Боровикова и Р. Войтехович исследуют диалог М. Цветаевой с поэзией XIX в.; И. Булкина предлагает новый подход к теме «Бродский и Баратынский». О. Лекманов рассматривает пушкинские подтексты Хлебникова, а К. Поливанов описывает прямые и опосредованные блоковской темой отсылки к пушкинскому творчеству у Пастернака. Завершает сборник раздел публикаций. Г. Левинтон и Н. Охотин републикуют статью Б. В. Томашевского, напечатанную в 1923 г. в машинописном журнале «Гермес». Вторая публикация, подготовленная Б. Егоровым, Т. Кузовкиной и И. Пильщиковым, представляет отклики коллег на биографию Пушкина Ю. М. Лотмана. Редколлегия приносит благодарность Эстонскому научному фонду и фонду Eesti Kultuurkapital за поддержку издания. |