ГАБРИЭЛИАДА. К 65-летию Г. Г. Суперфина. К ИСТОРИИ ЖУРНАЛА «НОВЫЙ ПУТЬ»: А. В. ЛАВРОВ Двухлетняя история издания петербургского религиозно-философского и литературно-публицистического журнала «Новый Путь» (19031904) освещена в специально посвященных ей работах общего характера1, а также в ряде публикаций, среди которых особенно значимы подборки писем В. Я. Брюсова и З. Н. Гиппиус к официальному редактору журнала П. П. Перцову2. До сих пор, однако, не были введены в исследовательский оборот с достаточной полнотой документальные материалы по истории «Нового Пути», сосредоточенные в архивных фондах государственных учреждений; лишь в статье Д. Е. Максимова «Новый Путь», построенной на многочисленных рукописных источниках, а также учитывающей устные свидетельства П. П. Перцова и ряда других участников литературного процесса начала ХХ века, процитированы два документа Петербургского Цензурного Комитета, касающиеся этого журнала3. Делопроизводственные бумаги, имеющие отношение к изданию «Нового Пути», сосредоточены в двух фондах Российского государственного исторического архива I отделения Главного Управления по делам печати (на 58 листах)4 и Санкт-Петербургского Цензурного Комитета (на 59 листах)5. Как известно, идея издания журнала определилась вскоре после разрешения учредить в Петербурге Религиозно-философские собрания, основной задачей которых было публичное совместное обсуждение религиозно-философских проблем и вопросов представителями интеллигенции и духовенства. Первое собрание состоялось 29 ноября 1901 г., прошение же Перцова в Главное Управление по делам печати об издании в Петербурге повременного издания «Новый Путь» датировано 21 января 1902 г. В прошении была приведена программа будущего журнала из 12 пунктов, включавших «Статьи по вопросам религиозно-философским и этическим» и «Отчеты о деятельности обществ: научных, философских, художественных и др.»6; последний раздел в данном случае предполагал публикацию в «Новом Пути» стенографических отчетов Религиозно-философских собраний, которые печатались в журнале в конце каждого номера самостоятельной рубрикой («Записки Религиозно-философских собраний») с отдельной сквозной пагинацией. Последующим непременным условием для выдачи разрешения на издание был сбор сведений о заявителе и о степени его политической благонадежности. Директором Департамента полиции был представлен в Главное Управление по делам печати следующий документ (28 февраля 1902 г., с грифом «Секретно»): Вследствие отношения от 24 минувшего января за № 695, Департамент Полиции имеет честь уведомить Главное Управление по делам печати, что ввиду полученных в 1894 г. указаний на проживавшего в то время в Казани дворянина Петра Петрова Перцова, как на ревностного распространителя недозволенных сочинений графа Л. Толстого, рассылаемых по различным городам для перепечатки книжной торговлей «Посредник», и на намерение Перцова прибыть в С.-Петербург, на деятельность его было обращено внимание С.-Петербургского Градоначальника. Живейший интерес заявителя к «недозволенным сочинениям» Толстого и к личности неугодного властям графа (выразившийся, в частности, в посещении Ясной Поляны в том же 1894 году, который упоминается в донесении8) был отмечен и в «справке по отделению по охранению порядка и общественной безопасности в С.-Петербурге» от 7 июня 1902 г., также представленной в Главное Управление по делам печати:
Для получения разрешения на издание в данном случае одного прошения по инстанции было недостаточно, требовались дополнительные энергичные усилия для того, чтобы выпуск в свет журнала, в котором предметом свободной дискуссии становились темы, остававшиеся до того времени исключительной прерогативой ортодоксального богословия и церкви, оказался возможным. Были предприняты некоторые шаги и задействованы личные связи, которые, естественно, в официальной документации отражения не нашли (в частности, Мережковский воспользовался своим знакомством с влиятельным в «высших» сферах кн. В. П. Мещерским, который ходатайствовал о разрешении «Нового Пути» перед министром внутренних дел Д. С. Сипягиным, а затем, после убийства Сипягина, перед его преемником В. К. Плеве10). 3 июля 1902 г. П. П. Перцову было выдано официальное свидетельство как издателю журнала «Новый Путь»11, 5 июля Главное Управление по делам печати направило извещение С.-Петербургскому Цензурному Комитету о разрешении издавать ежемесячный иллюстрированный журнал «Новый Путь» по прилагаемой программе12. Как издание, уделявшее значительное внимание религиозной и церковной проблематике, «Новый Путь» подлежал двойному контролю предварительной цензуре светской и духовной. В ведении второй находились публикуемые в 1903 г. в каждом номере «Записки Религиозно-философских собраний» (духовный цензор митрополит Антонин); кроме того, на рассмотрение Духовного Цензурного Комитета представлялись различные материалы религиозного содержания, принятые к печати13. В письмах к Перцову З. Н. Гиппиус, в ведении которой оказалась практически вся редакционная работа, неоднократно жаловалась на препоны и ограничения, налагаемые духовной цензурой. В остро конфликтной истории взаимоотношений редакции с духовным ведомством самым сокрушительным ударом по журналу стало запрещение Религиозно-философских собраний (5 апреля 1903 г.) прямое следствие кампании против «Нового Пути» в охранительной и ортодоксальной церковной печати. Над журналом тогда непосредственно нависла угроза запрета. 6 апреля Гиппиус писала Перцову: «Если < > потеряем журнал, вряд ли стоит сидеть в России и ждать погоды. Железный занавес упадет опять между нами и общественно-церковной жизнью»14. В этих обстоятельствах «Новый Путь» уцелел, но «Записки Религиозно-философских собраний», помещавшиеся в нем вплоть до декабрьского номера за 1903 г., допечатать не удалось; публикация была прекращена на основании следующего распоряжения С.-Петербургского Духовного Цензурного Комитета от 27 декабря 1903 г.:
Светским цензором «Нового Пути» был назначен статский советник Евгений Семенович Савенков по определению Перцова, «благонамеренный старец», «старомодный и угрюмо подозрительный черносотенец»16. В деле С.-Петербургского Цензурного Комитета по изданию «Нового Пути» сохранились его пространные доклады о материалах, представленных в журнал, а также подробный обзор истории журнала и его идейных установок (от 27 ноября 1904 г.)17. По представлению Савенкова 31 января 1904 г. из Цензурного Комитета был направлен следующий документ, касающийся публикации в «Новом Пути» романа Д. С. Мережковского «Петр и Алексей», начатого печатанием с январского номера за 1904 г.:
Речь в этом донесении идет о третьей книге романа Мережковского, содержащей «Дневник фрейлины Арнгейм» и инкорпорированный в него «Дневник царевича Алексея». Судя по приведенному тексту, цензор воспринял как подлинные исторические документы вымышленные автором романа дневники (в которых, впрочем, как и обычно в художественной практике Мережковского, «широко представлены исторически документированные материалы, свободно перемешанные с вымышленными»19). Объяснение в этой связи дал сам автор (на его письме наложена резолюция: «К делу. Прошу разрешение цензором. 4/II»):
В результате Цензурному Комитету было направлено 5 февраля 1904 г. постановление о том, что препятствий к напечатанию 3-й главы «Петра и Алексея» не встречается «но под условием исключения из этой главы мест, перечеркнутых красным карандашом в препровождаемых при сем корректурных листах»21. Указанные корректурные листы с цензорскими изъятиями, видимо, не сохранились, но эти изъятия поддаются восстановлению путем сличения текста, опубликованного в «Новом Пути» (1904. № 3. С. 118), с текстом отдельного издания романа. Были исключены 4 фрагмента из «Дневника царевича Алексея»: весьма пространный (полстраницы) от слов «У нас людей не берегут. Тирански собирают с бедного подданства слезные и кровавые подати» до слов «Русские люди в последнюю скудость пришли. И никто не доводит правды до царя. Пропащее наше государство»; абзац «о земском соборе и о народосоветии», заканчивающийся словами: « без многосоветия и вольного голоса быть царю невозможно»; фрагмент о «подпитках» («С Благовещенским протопресвитером ~ к лицу Феодосия, архимандрита невского»); наконец, короткий абзац: «Так-то, под наилучшим полицейским распорядком, учат ругать Самого Христа, Царя Небесного, в образе нищих, бьют батожьем и ссылают на каторгу»22. Собственно «непочтительных отзывов» о Петре Великом и Екатерине I эти фрагменты не содержат, но негативные суждения о российской государственности и православных иерархах в них налицо. Роман Мережковского, впрочем, пострадал от цензорского вмешательства сравнительно незначительно, в отличие от пяти сказок Ф. Сологуба («Палочка-погонялочка и шапочка-многодумочка», «Три плевка», «Колодки и петли», «Телята и волк», «Нетопленные печи»), которые, доведенные до набора, были запрещены к публикации в «Новом Пути» «вследствие своей явно вредной тенденции» (доклад и. д. цензора от 9 декабря 1904 г.)23. Как в ходе выявления компрометирующих фактов биографии будущего редактора-издателя «Нового Пути», так и при просмотре материалов, принятых для публикации в журнале, особого внимания удостоился Л. Н. Толстой: видимо, выход в свет любых корреспонденций, подписанных его именем, требовал дополнительного контроля со стороны надзорных инстанций и соответствующих согласований. 15 ноября 1902 г. Цензурный Комитет направил в Главное Управление по делам печати подборку «Письма гр. Л. Н. Толстого к М. А. Н.» (духовному писателю-публицисту Михаилу Александровичу Новоселову), подготовленную к публикации в № 1 «Нового Пути»; 18-м ноября 1902 г. датировано заключение члена Совета С.-Петербургского Цензурного Комитета Н. И. Пантелеева относительно этих семи писем Толстого: «чего-либо особенно предосудительного в цензурном отношении в письмах найти нельзя»; 23 ноября Перцову направлена явно в связи с прохождением того же материала записка с просьбой пожаловать в Главное Управление по делам печати сегодня «от 3 1/2 до 4 1/2 ч. пополудни для необходимых объяснений»; и, наконец, 28 ноября была вынесена резолюция: препятствий к печатанию «Писем Толстого к М. А. Н.» не встречается24. Достаточно курьезный характер (впрочем, при надлежащем усердии чреватый серьезными последствиями) имел еще один эпизод из истории «Нового Пути», в котором всплыло имя консервативного публициста И. И. Колышко, сыгравшего (согласно позднейшему признанию Перцова в письме к Д. Е. Максимову от 12 января 1929 г.) «решающую роль в разрешении Нов<ого> П<ути>, благодаря своему влиянию на кн. Мещерского (а хлопотал ради Мережковских)»25. В февральском номере «Нового Пути» за 1903 г. в рубрике «Политическая хроника» была напечатана пространная корреспонденция «Наши задачи в Сибири», подписанная криптонимом И. С. (по старой орфографии: I. C.) и раскрывающая перспективы колонизации и государственного освоения сибирских пространств26. В запросе Министерства финансов в Главное Управление по делам печати (21 февраля 1903 г.) сообщалось, что эта корреспонденция представляла собой «почти дословное заимствование» из доклада министра финансов по поездке его на Дальний Восток», и следовала просьба выяснить, кем представлена в редакцию статья и кто ее автор27. Перцов направил по инстанции следующее письмо:
Занимая официальный пост редактора-издателя «Нового Пути», Перцов, постоянно живший в Казани и бывавший в Петербурге лишь наездами правда, довольно продолжительными, не мог всецело посвятить себя журналу, да и не выказывал к тому большого стремления; основные заботы по формированию номеров журнала были распределены между Мережковским и Гиппиус. О своем предполагаемом полном устранении от редакторских дел Перцов писал В. Я. Брюсову уже летом 1903 г.29 Возникла кандидатура нового редактора Д. В. Философова, критика и публициста, ставшего к тому времени ближайшим другом и единомышленником четы Мережковских. Последовало официальное обращение:
20 мая последовало решение об удовлетворении ходатайства Перцова, Философов был утвержден в звании соиздателя и соредактора 22 мая31. После этого Перцов предпринял следующий шаг:
В июньском номере «Нового Пути» были указаны как редакторы-издатели Перцов и Философов, в июльском и августовском редактор Философов, издатели Философов и Перцов, в последующих книжках журнала подпись Перцова уже не фигурировала. Одним из значимых начинаний, предпринятых Философовым на посту руководителя «Нового Пути», была попытка изменить условия его издания избавить от предварительной цензуры. 20 октября 1904 г. он направил в Главное Управление по делам печати прошение, в котором говорилось:
Прошению был дан ход, вследствие чего 17 ноября 1904 г. С.-Петербургский Цензурный Комитет направил в Главное Управление развернутый доклад, в котором представил соображения Е. С. Савенкова. Цензор «Нового Пути» указывал, что подконтрольный ему журнал недостаточно проявил себя в выполнении своих задач, что его деятельность вызывала неодобрительную реакцию в среде духовенства, обращал внимание на перемены, произошедшие в последнее время в редакционных установках («Внимание, обращенное до того на дела церковные, обращается теперь на дела государственно-общественные»), и предлагал тем не менее уважить ходатайство, принимая во внимание самый веский аргумент: «Подцензурная пресса абсолютно безответственна по закону < > Бесцензурная ответственна и в административном, и в судебном порядке»34. Вердикт, вынесенный цензурным ведомством, дал основание Философову направить 3 декабря 1904 г. министру внутренних дел прошение об освобождении журнала от предварительной цензуры35. 11 января 1905 г. последовала резолюция: «Ввиду того, что, по донесению С.-Петербургского Цензурного Комитета, направление журнала Новый Путь не может считаться удовлетворяющим требованиям Цензурного Устава, Главное Управление по делам печати полагало бы отклонить настоящее ходатайство г. Философова»36. А 10 июня 1905 г. Философову из Канцелярии Главного Управления по делам печати последовал ответ: ходатайство об издании журнала «Новый Путь» без предварительной цензуры не удовлетворить37. Бюрократическая циркуляция в очередной раз обнажила свою абсурдную суть: издание «Нового Пути» было прекращено полугодом ранее, чем высочайшее ведомство сформулировало свое решение; последний номер журнала помечен декабрем 1904 г., а с января 1905 г. вместо него стал выходить ежемесячник «Вопросы Жизни» во многом преемственный «Новому Пути», но и существенным образом от него отличающийся38. 1 Максимов Д. «Новый Путь» // Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. Издательство Писателей в Ленинграде, 1930. С. 129254; Корецкая И. В. «Новый Путь». «Вопросы жизни» // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX начала ХХ века. 18901904. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М.: Наука, 1982. С. 179233. 2 Максимов Д. Валерий Брюсов и «Новый Путь» // Литературное наследство. Т. 27/28. М., 1937. С. 276298; Письма З. Н. Гиппиус к П. П. Перцову / Вступ. заметка, подготовка текста и примечания М. М. Павловой // Русская литература. 1991. № 4. С. 124159; 1992. № 1. С. 134157. 3 Максимов Д. «Новый Путь». С. 244. 4 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. 5 РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Д. 136. 6 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 11 об. 7 Там же. Л. 55 об. Упомянутый в тексте Николай Васильевич Клейгельс (18501911) в 18991902 гг. петербургский градоначальник. 8 См. об этом отдельную главу в кн.: Перцов П. П. Литературные воспоминания 18901902 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 119129.
9 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 88 об. В тексте упоминается трактат Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», напечатанный в Берлине в издательстве Августа Дейбнера в 1894 г. Произведения под названием «Тулон» в творческом наследии Толстого не имеется; видимо, в данном случае мы встречаемся с нередкой для агентурных донесений порчей текста, его неправильным прочтением или дезинформацией. 10 См.: Максимов Д. «Новый Путь». С. 149. 11 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 14, 40. 12 РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Д. 136. Л. 1. 13 См.: Максимов Д. «Новый Путь». С. 243244. 14 Русская литература. 1992. № 1. С. 136. 15 РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Д. 136. Л. 21. 16 Перцов П. П. Литературные воспоминания 18901902 гг. С. 280. На прошении Перцова от 30 октября 1902 г. в С.-Петербургский Цензурный Комитет о назначении для «Нового Пути» цензора наложена резолюция: Е. С. Савенкову (РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Д. 136. Л. 3). 17 См.: РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Д. 136. Л. 4650 об. 18 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 27 об. 19 Комментарии З. Г. Минц в кн.: Мережковский Д. Христос и Антихрист: Трилогия. Т. 4. Антихрист (Петр и Алексей). М.: Книга, 1996. С. 612. 20 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 2828 об. 21 Там же. Л. 29. 22 См.: Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. Т. 5. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1914. С. 163165, 168. 23 РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Д. 136. Л. 52. 24 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 15, 20а23. Указанная публикация появилась в двух номерах «Нового Пути» (1903. № 1. С. 150153; № 2. С. 153155). 25 РНБ. Ф. 1136. Ед. хр. 34. 26 См.: Новый Путь. 1903. № 2. С. 215226. 27 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 24. 28 Там же. Л. 2626 об. 29 См. предисловие М. М. Павловой к публикации писем З. Н. Гиппиус к П. П. Перцову (Русская литература. 1991. № 4. С. 126). 30 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 30. Там же (Л. 3233) формулярный список Философова, состоявшего с 1900 г. в Публичной библиотеке младшим помощником библиотекаря. 31 Там же. Л. 38, 39. 32 Там же. Л. 43. 33 Там же. Л. 4848 об. 34 Там же. Л. 5055. Доклад Е. С. Савенкова с заключением «за уважительность ходатайства» и резолюцией от 10 ноября 1904 г. РГИА. Ф. 777. Оп. 5. Ед. хр. 136. Л. 3841. 35 РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1542. Л. 56а. 36 Там же. Л. 57. 37 Там же. Л. 58. 38 См.: Колеров М. «Вопросы Жизни»: история и содержание // Логос. 1991. Вып. 2. С. 264283. |