ГАБРИЭЛИАДА. К 65-летию Г. Г. Суперфина.
«ТРАНХОПС» И ОКОЛО Часть II
Публикация И. В. Платоновой-Лозинской
Очередная сессия «Транхопса» состоялась 22 декабря 1911 г. в новой квартире Лозинского, которую он снял в начале осени того же года, по адресу: Тучков пер., 5, кв. 51. Изменился и состав дружеского круга Лозинского: теперь это члены только что основанного (20 октября) Цеха поэтов, куда Лозинский вошел 10 ноября того же года. Присутствовали:
Владимир Степанович Чернявский (18891948), в те годы студент университета, впоследствии актер;
Николай Александрович Бруни (18911938, расстрелян) недавний выпускник Тенишевского училища (1911), студент С.-Петербургской Консерватории. Вероятно, в тот день он еще не был избран членом Цеха и присутствовал на заседании «гостем», почему и участвовал в писании шуточных стихов, как видно из нижеследующего, «вне конкурса»;
Мария Людвиговна Моравская (18891947);
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (урожд. Пиленко; 18911945, погибла в фашистском концлагере), в это время слушательница Высших женских (Бестужевских) курсов, жена «стряпчего» Цеха поэтов Дмитрия Владимировича Кузьмина-Караваева;
Владимир Иванович Нарбут (18881938, расстрелян), в это время студент С.-Петербургского университета, руководитель отдела поэзии студенческого журнала «Gaudeamus», автор поэтического сборника «Стихи» (СПб., 1910);
Василий Васильевич Гиппиус, знакомый читателю по первой части этой публикации;
Леонид Васильевич Лебедев (1889?) студент С.-Петербургского университета (историко-филологического факультета, окончил в 1913 г.)2, член Цеха поэтов.3
Участвовал также поэт Владимир Алексеевич Пяст, упомянувший об этом заседании в своих воспоминаниях, о чем ниже.
В тот день на непосредственно предшествующем сессии «Транхопса» заседании Цеха присутствовали также Н. С. Гумилев и А. А. Ахматова, участвовать в «Транхопсе» не оставшиеся, так как должны были успеть к последнему поезду в Царское Село, что можно уверенно предполагать по следующему месту стихотворения Лебедева: «Ахматова-пиит с искусным Гумилевым! / Далече вас умчал проворный паровоз. / Ей, роком вы от бед охранены суровым. / Мне стоил сей сонет потоков горьких слëз».
Следует заметить, что тяга к писанию шуточных стихов реализовалась в среде Цеха не только на «Транхопсе»: так, незадолго, 10 декабря, члены Цеха поэтов Е. Кузьмина-Караваева, Вас. Гиппиус, О. Мандельштам, В. Пяст и Д. Кузьмин-Караваев в ресторане «Вена» устроили выборы «короля поэтов» и писали по этому поводу шуточные приветствия А. Блоку4.
Как известно, Цех поэтов был создан Гумилевым и С. М. Городецким в противовес Академии стиха (иначе Поэтическая академия, официальное название Общество ревнителей художественного слова), руководимой Вяч. Ивановым. В то же время члены Цеха участвовали и в работе Академии так, на ее заседании 11 ноября 1911 г. были прочитаны и обсуждались стихотворения Ахматовой, М. А. Зенкевича и Вас. Гиппиуса5. Когда и где были сказаны Вячеславом Ивановым слова, перифразированные в акростихе, точно установить не удается, по-видимому в самые недавние дни, и вероятнее дома, на «башне», в один из «понедельников», на которых бывали Мандельштам (в этот период часто), Нарбут6, Моравская, Кузьмина-Караваева. <Сонет-акростих «Цех ест Академию»>
Цех Поэтов
Обложка. Автограф М.Лозинского, синий карандаш. *** <Л. В. Лебедев>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Sit modus in rebus. Успенский пост с 1 по 14 августа (ст. стиля), перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. *** <Е. Ю. Кузьмина-Караваева>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Вроде сонета. *** <Василий Гиппиус>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Суровый Дант не презирал сонета. Едя в кондитерской пирог немецкий Ср. в воспоминаниях Ахматовой: «Инициаторами были Гумилев и Городецкий < > Они несколько раз встречались в каких-то ресторанах и сговаривались» (Будыко М. И. Рассказы Ахматовой // Об Анне Ахматовой. Л., 1990. С. 488). Склонился перед ним Журнал для всех, / Толкнул его Галченок в двери детской. В «Новом журнале для всех» в 1911 г. печатался Л. В. Лебедев, а с начала 1912 г. С. М. Городецкий и В. И. Нарбут; в детском журнале «Галчонок» Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, М. Л. Моравская. Ах, срифмовал бы жест и надоест <,> Да страшны кулаки и зубы Пяста <,> Его Недоброво и тот не съест <.> Возможно, речь идет о дисгармонии предударных согласных в рифме. Вопрос о рифме обсуждался на собраниях «про-Академии» на «башне» Вяч. Иванова в 1909 г.8 Николай Владимирович Недоброво (18821919) поэт и литературный критик, так же, как и Пяст, автор работ по стиховедению и активный участник деятельности Академии стиха. *** <В. А. Пяст>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Гюльнара. Этому собранию Цеха и писанию шуточных стихов Пяст посвятил две страницы во «Встречах», где процитировал свое стихотворение, мотивируя изменение акростиха в нем «Цех ест яства», и отредактировал два стиха в тексте9. Со слов Пяста стихотворение было записано в альбом М. Шкапской 8 декабря 1924 г., с пояснением к двум последним стихам: «Сиречь Ахматова»10. Артельцы. Подразумеваются члены Цеха поэтов. Кто до Вех / Еще и не касался шалопаев / То яростный гонитель Гумилев. Речь идет о критических выступлениях Гумилева, вероятно, с аллюзией на его статью «Поэзия в Весах» (Аполлон. 1910. № 9)11. *** <М. Л. Моравская>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Чик-чик. Корней Чуковский выругает всех. Подразумеваются литературно-критические выступления К. И. Чуковского в периодической печати тех лет. *** <В. И. Нарбут>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Два нуля. Удачный экспромт Нарбута был вскоре отредактирован коллективно (как это происходило впоследствии с «Антологией античной глупости» Мандельштама) или переработан автором, и в таком виде вошел в «фольклор» Цеха поэтов:
(Пяст В. Встречи. С. 171). Позднее его цитировала Ахматова в «Листках из дневника» (Вопросы литературы. 1989. № 2. С. 188). *** <М. Л. Лозинский>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Головой вниз. *** <В. С. Чернявский>
Автограф, карандаш. Подписано девизом: Бри! Бди! Источники девиза: Бри! реплика персонажа в пьесе А. Блока «Незнакомка» (наблюдение Г. А. Левинтона), Бди! афоризм Козьмы Пруткова. *** <Н. А. Бруни>
Автограф, черная тушь. На обороте: М. Л. Лозинскому. Для коллекции от Н. А. Бруни. Ату его!
На следующем листе записаны результаты конкурса, показывающие, что на баллотировках Лозинский и Нарбут собрали одинаковое число голосов. *** Сессия 1 апреля 1912 г.
Ей предшествовало заседание Академии стиха 18 февраля 1912 г., посвященное чтению и обсуждению докладов Вяч. Иванова и А. Белого, тексты которых были напечатаны в номере первом журнала «Труды и дни», в связи с выходом которого писались публикуемые ниже «дуодецимы» (стихотворения в двенадцать строк) с акростихом «Труды и дни гил[ь]». В прениях по докладам «синдики» Цеха Д. В. Кузьмин-Караваев, С. М. Городецкий и Н. С. Гумилев выступили согласованно: по отчету Н. В. Недоброво, Городецкий «сказал слова
в которых заключалась формула его полного обособления от символизма», а Гумилев «также заявил о своем отрицательном отношении к символизму» (Труды и дни. 1912. № 2. С. 2627).
Номер первый «Трудов и дней» вышел в двадцатых числах марта 1912 г. Из авторов, упоминаемых в следующих ниже «дуодецимах», в номер вошли работы: Иванов Вяч. Мысли о символизме; Белый Андрей. О символизме; Пяст В. Нечто о каноне; Кузмин М. «Cor ardens» Вячеслава Иванова. О журнале см. статью А. В. Лаврова в его кн. «Русские символисты: этюды и разыскания» (М., 2007. С. 499514). <Акростих «Труды и дни гил[ь]»> Дуодецима 1. Вас. Гиппиус 2. Гумилев 3. Кузьмин-Караваев 4. Лозинский Обложка. Рукой М. Лозинского, красный и простой карандаш. Над заглавием рисунок лиры. *** <Д. В. Кузьмин-Караваев>
Машинопись. Рукой Лозинского приписано имя автора. Руды, Раз навсегда зарытой у Ани мечтать, что мстит Ани И губит. Нет. Он просто мечет в пыль. Раскрыть тайну Анú (собств., муж.) нам не удалось. *** <М. Лозинский>
Черновой автограф, карандаш. Позднейшая приписка М. Лозинского: М. Лозинский. 1 апреля 912. Ц. Село. Ычжоуские твердыни не тверды И не страшны корейские огни. Обыгрываются реалии Русско-японской войны 19041905 гг. *** <Вас. Гиппиус>
Черновой автограф, чернила. Позднейшая приписка М. Лозинского: Вас. Гиппиус. 1 апр. 912. Ц. Село. *** <Н. Гумилев>
Черновой автограф, чернила. Позднейшая запись М. Лозинского: Н. Гумилев. 1 апр. 1912. Ц. Село. Диванов князь Иванов перефразированные строки Нарбута из его «транхопса» 20 декабря 1911 г. (см. выше). Неврозный Белый вóпят <:> пиль <!>. Первоначально было: Неврозный Белый Пяст Кузмин. ***
В архиве Лозинского сохранился недатированный сонет-акростих Гумилева «Брюсов и Сологуб», уже известный читателю по нескольким публикациям12. Форма сонет-акростих приводит к предположению о том, что он был написан в рамках «транхопса», и что были другие сонеты-акростихи, во всяком случае М. Лозинского, которые до нашего времени не дошли или не разысканы. Из текста, а также из обстоятельных комментариев к указанным выше изданиям видно, что: 1) тема сонета связана с выходом «эгофутуристского» альманаха «Орлы над пропастью», в котором, вместе с эгофутуристами (в числе которых, названные в сонете Игорь Северянин, Константин Олимпов и Михаил Пруссак) участие приняли В. Я. Брюсов (незадолго до того хвалебно писавший о поэзии Северянина в обзоре «Сегодняшний день русской поэзии»13) и Ф. К. Сологуб (вскоре написавший и предисловие к «Громокипящему кубку» Игоря Северянина), в своей рецензии на альманах (Гиперборей. 1912. № 3) Гумилев отозвался о его стихотворении как о «самом дурном» из всех написанных Сологубом; 2) в это время, осенью 1912 г., Гумилев вел переговоры с Северяниным о вхождении в Цех поэтов (казавшиеся успешными, ибо в ноябре, во втором номере «Гиперборея», органе Цеха поэтов, Северянин поместил письмо о своем выходе из группы «Ego» и вскоре передал для публикации в «Гиперборее» три стихотворения14), что подразумевается в словах «Игорь Васильич был совсем не глуп <,> Сбежал от них и остальных турусов».
Приводим текст в нашем прочтении, несколько отличающемся от предшествующих публикаций:
Автограф с правкой. На обороте листа с рисунками и записями делового характера, относящимися к итальянскому путешествию Гумилева в апрелемае 1912 г., это обстоятельство позволяет предполагать, что Гумилев писал сонет у себя дома, в Царском Селе. Если верно наше предположение о том, что сонет написан в рамках «транхопса», то это могло произойти после одного из ближайших заседаний Цеха в Царском Селе 1 или 10 октября, 1 или 15 ноября. Где же простыня Открыл под вами Игорь Северянин. Подразумевается прием, применявшийся в то время для спасения людей при пожаре: под окнами растягивали простыни, на которые люди прыгали из окон; таким образом ослаблялся удар о землю. 1 «Транхопс» был основан 22 мая 1911 в квартире М. Л. Лозинского по адресу: Румянцевская площадь, 1, кв. 7; об этом заседании и его участниках см. в части первой нашей публикации в Сборнике в честь 60-летия Г. А. Левинтона (готовится). 2 В те же годы на физико-математическом отделении университета учился еще один Леонид Васильевич Лебедев. Идентификация осуществлялась на основании атрибуции почерка в документах из личных дела «нашего» Лебедева: ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Ед. хр. 52844. 3 Печатал стихи в «Неделе Современного слова» (с 1908 г.) и других повременных изданиях. Его фамилия названа К. Мочульским в перечне «достославных людей»: Письма К. В. Мочульского к В. М. Жирмунскому / Вступительная статья, публикация и примеч. А. В. Лаврова // Новое лит. обозрение. 1999. № 35. С. 146. 4 Лит. наследство. 1981. Т. 92. Кн. 2. С. 231; Пяст Вл. Встречи / Вст. статья, подготовка текста, комментарии Р. Д. Тименчика. М., 1997. С. 171. 5 Русская художественная летопись. 1911. № 20. С. 321, отчет В. А. Чудовского. 6 См., например: Мандельштам О. Камень. Л., 1990. (Лит. памятники). С. 246; Кузмин М. А. Дневник 19081915 / Предисловие, подготовка текста и комментарии Н. А. Богомолова, С. В. Шумихина. СПб., 2005. С. 316. 7 Sit modus in rebus Да будет мера во всем (лат.). Это перифраз из «Сатир» Горация: Est modus in rebus (II, 1, 106). 8 Гаспаров М. Л. Лекции Вяч. Иванова о стихе в Поэтической Академии 1909 г. // Новое литературное обозрение. 1994. № 10. С. 9297. 9 Пяст Вл. Встречи / Вст. статья, подготовка текста, комментарии Р. Д. Тименчика. М., 1997. С. 143. Здесь ст. 3: «Ходок заклятый, ярый враг трамваев», ст. 7: «Арабов устрашает, кто до Вех». 10 РГАЛИ. Ф. 2182. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 246. 11 Синтаксис стихотворения сложен; характеристика «Шаманов враг» относится, по-видимому, к Гумилеву (под «шаманом» мог подразумеваться «Борис Бугаев», о манере чтения стихов которым некоторые мемуаристы писали как о «шаманстве»). Характеристику «Ходок известный, ярый враг трамваев, Калош презритель, зрящий в них помех- У для ходьбы» относим к Д. В. Кузьмину-Караваеву. Противоречие с идущим выше «ездок ретивый» кажущееся: здесь, вероятно, подразумевается тяга к дальним поездкам или путешествиям. 12 Впервые: Литературное обозрение. 1987. № 7. С. 107, в публ. А. В. Лаврова «Не покоряясь магии имен: Н. Гумилев критик. Новые страницы». Далее: Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 324; Гумилев Н. С. Соч. в 3 т. М., 1991. Т. 3. С. 291292, в обоих изд. в коммент. Р. Д. Тименчика; Викторова С. А. К истории творческих взаимоотношений Игоря Северянина и Федора Сологуба // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 4 (http://history.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/29_8/.). 13 Русская мысль. 1912. № 7. Здесь он назвал Северянина «настоящим поэтом, поэзия которого все более и более приобретает законченные и строгие очертания» (цитируется по изд.: Брюсов В. Я. Среди стихов: 18941924 / Составители Н. А. Богомолов и Н. В. Котрелев. М., 1990. С. 367). О поэзии Гумилева в том же обзоре Брюсов писал намного сдержаннее (Указ. соч. С. 364365), что должно было задевать Гумилева тем сильнее, что он считал себя учеником Брюсова. Об отношениях с Брюсовым см. вступительную статью Р. Д. Тименчика и Р. Л. Щербакова к публикации переписки Брюсова и Гумилева в кн.: Лит. наследство. 1994. Т. 98. Кн. 2. С. 400411. 14 См.: Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. С. 325, упомянутые здесь стихотворения Северянина находятся в архиве Лозинского. В указанном издании обстоятельно прокомментированы отношения Гумилева и Северянина: 18 октября 1912 г. Северянин был в Царском Селе у Гумилева; их отношения не прерывались еще в течение двух-трех месяцев, так, из письма Северянина Гумилеву от 20 ноября явствует, что Гумилев был намерен нанести Северянину ответный визит. |