ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VI (Новая серия): К 85-летию Павла Семеновича Рейфмана. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2008. С. 54–62.

О ЗАПРЕЩЕНИИ ОПЕРЫ-ВОДЕВИЛЯ «КАЗАК-СТИХОТВОРЕЦ»:
ПИСЬМО А. А. ШАХОВСКОГО А. С. ШИШКОВУ

ДМИТРИЙ ИВАНОВ

Сценическая история оперы-водевиля князя Шаховского «Казак-стихотворец» всегда описывалась исследователями в совершенно радужных тонах1, на что были вполне веские основания. Хвалебные рецензии на пьесу2, трехкратное переиздание еще при жизни автора3, восторженные воспоминания современников и, наконец, количество представлений, которые она выдержала, говорят об огромном и неизменном успехе «Казака-стихотворца» у публики4. Тем более неожиданным кажется обнаруженное нами в архиве Санкт-Петербургского филиала архива РАН письмо Шаховского к Шишкову, в котором речь идет о негласном запрещении весной 1812 г. публичного представления оперы-водевиля.

Эту ситуацию можно было бы назвать исключительной, если бы мы располагали описаниями цензурных перипетий других пьес драматурга5. Однако до сих пор неизвестно, имел ли


1 См.: [Ярцев: II, 133; Гозенпуд: 26].
2 См.: Московские ведомости. 1814. № 53; Северная почта. 1814. № 50; Северный наблюдатель. 1817. Ч. 1. № 6; Благонамеренный. 1823. Ч. 23. № 13; Галатея. 1830. Ч. 16. № 28; Дамский журнал. 1830. Ч. 31. № 30. Мы благодарим Ирину Курневу, любезно предоставившую в наше распоряжение эту библиографию.
3 В 1815, 1817, 1822 гг. [Шаховской 1961: 761].
4 См. комментарии к тексту.
5 В книге Н. В. Дризена единственное упоминание цензурных исправлений у Шаховского касается драмы «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» 1832 г. — см.: [Дризен: 13, 297]. Можно также с некоторой долей вероятности предполагать какие-то цензурные затруднения, возникшие у автора с трагедией «Смольяне в 1611 году». Одобренная цензором 14 марта 1830 г.,
  54 | 55 

Шаховской какие-либо конфликты с цензорами, получал ли выговоры, приходилось ли ему снимать со сцены уже идущие пьесы. На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, будто бы драматург вообще не сталкивался с подобными проблемами за свою 40-летнюю авторскую карьеру: в сохранившихся цензурированных рукописях его пьес (режиссерских и суфлерских) практически нет цензорских исправлений6. Однако история с временным запрещением такой донельзя верноподданнической пьесы, как «Казак-стихотворец», требует заново поставить вопросы о характере и контексте самой оперы-водевиля, а также о реальных механизмах функционирования театральной цензуры в России при Александре I7.


она была позднее серьезно переработана, вновь подана в цензуру и впервые представлена только в 1834 г. — см.: [Киселева: 143].
6 В рукописи комедии «Аристофан, или Представление комедии “Всадники”», прошедшей театральную цензуру 13 августа 1825 г., слово «республика» в отдельных местах было заменено цензором на «отечество», «Афины» и проч. — см.: [Шаховской 1825].
7 Если книжная цензура первой трети XIX в. исследуется достаточно подробно (см., напр., новейшую работу юбиляра: Рейфман П. С. «Дней Александровых прекрасное начало»... «кочующий деспот» // Рейфман П. С. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры: Курс лекций. 2006. lepo.it.da.ut.ee/~pavel/russk/001al1.htm — 14.08.2007), то история цензуры театральной практически не изучена. Аналогичным образом, в работе Д. Г. Королева «Очерки по истории издания и распространения театральной книги в России XIX – нач. XX вв.» (СПб., 1999) ничего не говорится о цензурировании спектаклей. Больше внимания уделяется последующему периоду — см.: [Дризен]; Абакумов О. Ю. Драматическая цензура и III отделение (конец 50-х – нач. 60-х гг. XIX века) // Цензура в России: история и современность. СПб., 2001. Вып. 1; Swift E. A. Fighting the germs of disorder: the censorship of Russian popular theater, 1888–1917 // Russian history = Histoire russe. Irvine, 1991. Vol. 18.
  55 | 56 

Нижеприводимый текст письма даем с полным сохранением авторской пунктуации и в орфографии, максимально приближенной к оригиналу8.

Милостивый Государь!

Александр Семенович.

Быв уверен в благорасположении вашего Превосходительства ко мне, я беру смелость занять вам несколько минут прочтением сего письма: вот в чем дело: Я написал оперу Козак Стихотворец9; об которой я имел честь вам говорить: ее играли у Александра Львовича10 Государыня Императрица услышала что она и воспитанники представлявшие ее; сделали большое удовольствие11, пожелала ее видеть и она была представлена


8 Письмо кн. А. А. Шаховского к А. С. Шишкову по поводу оперы А. Шаховского «Казак-стихотворец». Автограф (из архива г. Коновцова). 17 мая 1812 г. // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 8 (Российская Академия, 1783–1841). Оп. 5. Ед. хр. 66.
9 «Казак-стихотворец». Анекдотическая опера водевиль в одном действии. Музыка К. А. Кавоса — см.: [Шаховской 1815a].
10 А. Л. Нарышкин (1760–1826) — обер-камергер двора, директор Императорских театров. Его салон, завсегдатаем которого был Шаховской, являлся центром околотеатральной жизни Петербурга 1800–1810-х гг. (см.: [Ярцев: II, 124]). Когда именно состоялось представление «Казака-стихотворца» в доме Нарышкина — неизвестно.
11 П. Н. Арапов позднее писал: «Казак стихотворец был разыгран молодой труппой, образуемой кн. Шаховским, и имел успех замечательный; музыка, аранжированная из русских и малороссийских песен много тому способствовала. Таланты очень недурной певицы, и актрисы (из числа воспитанниц) Спиридоновой (Маруся) и весьма бойкого, разнообразного актера Рамазанова (Климовский), ярко блестели в этом водевиле; равно были хороши Брянский (Капитан гвардии), Боченков (Демин, денщик), Величкин (Прудиус) и Пальников (Грицко, писарь). Едвали какая другая пиэса этого рода может померяться в успехе с Казаком-стихотворцем, музыка которого сочинена Кавосом» [Арапов: 215–216].
  56 | 57 

во дворце12; но Сергей Кузьмич13 остановил представление ее в Публике14, не запрещая однако совсем: ибо по его же словам в ней нет ничего противнаго по нравственности, и правилам Цензуры, <нрзб> проклятое имя Мазепы упомянутое в опере все начудесило15; хотя опера писана еще в прошлом годе; но у страха глаза велики и он видит часто то чего и нет16.

Не авторское самолюбие терзает меня; но честь и доброе мое и доброе мое <sic!> имя подвергается злословию, принуждают меня прибегнуть к вам. Вы сами всегда умели хранить честь и доброе имя, и знаете сколь они должны быть безценны каждому. Вам известно что я имею неприятелей, хотя божусь сам никому не <нрзб> причинил: но быв всегда в войне с самолюбием


12 Придворное представление оперы-водевиля состоялось 15 мая 1812 г. «на собственной половине императрицы Елизаветы Алексеевны» [Арапов: 215; Ельницкая: 483].
13 Очевидно, С. К. Вязмитинов (1744/49–1819) — в 1812 г. генерал-губернатор Петербурга, в отсутствие А. Д. Балашова управлявший Министерством полиции. В его ведении находилась петербургская (в том числе, театральная) цензура [Степанов].
14 Впервые опера была представлена на публичной сцене только после окончания Отечественной войны — 28 мая 1814 г. — см.: [Ельницкая: 483].
15 Упоминание Мазепы позднее было снято — см.: [Шаховской 1815a].
16 По всей видимости, Вязмитинов в преддверии войны опасался поднимать «польскую» тему, а также тему предательства. Как писал М. М. Сперанский в конце 1811 – нач. 1812 г., «смута» в отношениях России и Франции подкрепляется, в том числе, «происками и даже самым усердием поляков, кои здесь распространяют разные слухи о конституциях и о намерении правительства восстановить Польшу» [Сперанский: 63]. Характерно, что позднее в «Записках о 1812 годе» Ф. В. Ростопчин вспоминал о реакции общества на отставку 17 марта самого государственного секретаря: «Сперанский прослыл за преступника, за предателя своего царя и отечества, и люди простого сословия заменяли его именем имя Мазепы, которое есть эпитет изменника» (цит. по: [Зорин: 231]).
  57 | 58 

и глупостью пожнал не <мало> врагов и опасных17: Ети не преминули чуть воспользоваться запрещением моей пиесы распустить слухи что она наполнена, развратными мыслями <а как>.... <sic!> что злоба вымышляет то леность слушает, а глупость разглашает. То и найдутся люди которые прибавя к слышанному словца два и разкрасят чужой разсказ своею выдумкою: пожалуйте меня в злодеи губители18 и бог знает во что: Вы меня знаете19; и не погрешая против совести своей можете защитить меня против клеветы. Александр Львович послал пиесу к Александру Дмитриевичу Балашову20. Возьмите ее у него извольте прочесть и ежели вы хоть я уверен не найдете ее противной чистой нравственности ежели можно способствуйте к предупреждению злословия. Приблизя вас к престолу Царскому бог пролил надежду в души всех честных людей21; и я с той поры не смотря на все горести ежеминутно переживаемые мною гораздо покойней в [душе] деле моей. Я не напоминаю Вашему Превосходительству о моем


17 См. его сатиру «Разговор цензора и его друга» (1808): [Шаховской 1961: 78–81]. Как справедливо отметил А. А. Гозенпуд: «Сатира эта является <…> средством самозащиты от обвинений в кознях и интригах, которые выдвигались против Шаховского, члена репертуарного комитета, со стороны уязвленных им авторов и переводчиков», чьи пьесы не были им приняты на сцену [Шаховской 1961: 764]. Об одном из подобных конфликтов — с А. Лукницким в 1810–1811 гг. — см.: [Томашевский: 745–746].
18 Возможно, Шаховской имел в виду слухи о преследованиях им В. А. Озерова, которые, видимо, в это время распускали его неприятели — А. Н. Оленин и Н. И. Гнедич (см.: [Иванов: 49]).
19 Данных, позволяющих установить дату знакомства драматурга с Шишковым, у нас нет. Первое известное нам заседание будущей «Беседы», на котором Шаховской присутствовал, происходило в доме Г. Р. Державина 2 декабря 1810 г. — см.: [Хвостов: 365].
20 А. Д. Балашов (1770–1837), в это время — министр полиции (см.: [Дмитриев: 532]) — находился вместе с Шишковым в свите Александра I на маневрах гвардии близ Вильно (см.: [Ермолов]).
21 9 апреля 1812 г. Шишков был назначен государственным секретарем — см.: [Альтшуллер: 343].
  58 | 59 

Суссанине22. Вы тем <явите> отечественные добродетели, что не забудете Рускаго Крестьянина23. Вы удостоили не раз заниматься моими обстоятельствами, и так я не думал наскучить вам сказав <прямиком> о тяготящем меня положении. Доброжелатели мои отсоветовали пока подавать мне прошение в отставку я их послушался и предал себя в волю божию: что ему угодно то и будет со мною: хотя состояние мое очень плохо, и я не предвижу себе в настоящей моей службе ничего кроме горестей и нещастий24.


22 «Иван Суссанин». Анекдотическая опера в двух действиях. Музыка Кавоса — см.: [Шаховской 1815b]. Данное упоминание позволяет датировать пьесу началом 1812 г. — к моменту написания письма Шишков, очевидно, был уже знаком с ее текстом. Известно, что он вместе с Шаховским присутствовал 8 февраля на общем собрании Беседы — см.: [Десницкий: 127]. Публичное ее представление, так же как и «Козака стихотворца», состоялось уже после окончания войны — 19 октября 1815 г.
23 В стихотворном посвящении «Суссанина» Александру I, датированном 20 мая 1812 г., Шаховской обращался к царю:
    Да не сокроется забвеньем,
    Суссанин верный селянин,
    Ты оживи его воззреньем,
    И он Твоей России сын.
    Так, он победоносцам равен,
    Почтен, велик, безсмертен, славен,
    Коль спас священный Царский род.
    В его усердьи к Михаилу
    Узри наш Царь, любви той силу,
    Что Твой хранит к Тебе народ [Шаховской 1815b].

24 О каких «горестях» идет речь — доподлинно неизвестно: 6 мая 1811 г. драматург был произведен в действительные статские советники, однако, как замечал А. А. Ярцев, в этом году «не появилось на сцене ни одной новой пьесы Шаховского» [Ярцев: II, 133]. Также возможно, что его проблемы по службе начались после назначения 8 апреля 1812 г. вице-директором Императорских театров П. И. Тюфякина (см.: [Арапов: 213; Ярцев: III, 3]) — позднее именно «личные неудовольствия с Тюфякиным» вызвали отставку Шаховского в 1818 г. [Зотов: 405]. Выходом из затруднительного положения Шаховской избрал отпуск «для исправления
  59 | 60 

В беседе был читан ваш разбор Кантимира и сделал большое удовольствие. Стихи Князя Шихматова очень полюбились но <нрзб> поэзия же известного поэта хотя и не длино но наскучила порядочно25. Крылов отпирался от стихов26; но бог ему Судья, страх красит его вот все наши словесные новости.


дел» на 28 дней, полученный им 5 июня 1812 г. Однако начало войны изменило его планы — в июле, находясь в Твери, драматург вступил в ополчение и принял командование одним из полков [Ярцев: II, 134–136].
25 Речь идет о заседании «Беседы любителей русского слова» 4 мая 1812 г., на котором Шишкова не было: «В общем собрании Беседы <…> читаны были 1-го должностного разряда одобренные в приготовительном 30 апреля собрании следующие сочинения: 1. Продолжение опыта о российских писателях — Кантемир, А. С. Шишкова; 2. Гимн богу, г. Бередникова; 3. Чувство при наступлении весны, г-жи Волковой; 4. Весна 1812 года, гр. Хвостова; 5. Совет юному моему брату и другу, кн. Шихматова». Присутствовали: «Гавриил Державин, Федор Львов, Дмитрий Баранов, Александр Лабзин, князь Шаховской» [Десницкий: 129]. Судя по всему, «известным поэтом» Шаховской с иронией назвал Д. И. Хвостова.
26 Очевидно, речь идет о стихах Христофора Осиповича Кайсарова на назначение Шишкова государственным секретарем — «В карете под орлом». Как писал в дневнике Д. И. Хвостов: «Публика доселе не знает, кто истинный сочинитель сих стихов, ибо сочинитель из скромности себя не объявляет, из которых вышло большое недоразумение и парнасская ссора. Шишков в минуту отъезда своего к армии, получа сии стихи, принял их с похвалою, писал благодарственное письмо известному сочинителю басен Ивану Андреевичу Крылову, почитая его сочинителем оных. И хотя на стихах подписано было в конце одно К., яко первоначальная литера фамилии, а после точки, но Шишков, убедясь, что их писал Крылов, велел напечатать, поставя «Иван Крылов». <…> Баснописец, получа все сии похвалы и печатные стихи, молчал о них всю страстную неделю <15–21 апреля 1812 г. — Д. И.>. Но Иван Иванович Дмитриев и другие стали говорить, что стихи дурны. Крылов стал сердиться, браниться, от стихов отпираться, сперва словесно, потом письменно и посылал во все журналы ругательства на сочинителя стихов» [Хвостов: 384–385].
  60 | 61 

Прося вас о продолжении ко мне вашего благорасположения имею честь прибыть с глубочайшим почтением и непредельною преданностию

С. Петербург
1812 года 17 Майа
Вашего Превосходительства
Покорнейшим слугою
Князь Александр Шаховск<ой>

ЛИТЕРАТУРА

Альтшуллер: Альтшуллер М. Предтечи славянофильства в русской литературе (Общество «Беседа любителей русского слова»). Michigan, 1984.

Арапов: Арапов П. Н. Летопись русского театра. СПб., 1861.

Гозенпуд: Гозенпуд А. А. А. А. Шаховской // Шаховской А. А. Комедии, стихотворения. Л., 1961.

Десницкий: Десницкий А. В. Из истории литературных обществ начала XIX века // Десницкий А. В. Избранные статьи по русской литературе XVIII–XIX вв. М.; Л., 1958.

Дмитриев: Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни / Подгот. текста и прим. К. Г. Боленко, Е. Э. Ляминой и Т. Ф. Нешумовой. М., 1998.

Дризен: Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох: 1825–1881. <Пг., 1917>.

Ельницкая: Ельницкая Т. М. Репертуар драматических театров Петербурга и Москвы // История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. II.

Ермолов: Ермолов А. П. Записки генерала Ермолова, начальника Главного штаба 1-й Западной армии, в Отечественную войну 1812 года. www.museum.ru/1812/library/Ermolov/part4.html (18.06.2007).

Зорин: Зорин А. Кормя двуглавого орла…: Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2004.

Зотов: Зотов Р. М. Записки // Исторический вестник. 1896. Ч. 66. № 11.

Иванов: Иванов Д. В. А. Озеров и А. А. Шаховской: история взаимоотношений // Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. V (Новая серия). Тарту, 2005.

Киселева: Киселева Л. Н. Комментарии / Смольяне в 1611 году. Соч.<инение> К.<нязя> А. А. Шаховского // Театральное наследие. СПб., 2005. Вып. I (4).  61 | 62 

Сперанский: Сперанский М. М. Записка о вероятностях войны с Францией после Тильзитского мира // Русская старина. 1900. Т. 101. № 1.

Степанов: Степанов В. П.  Вязмитинов Сергей Кузьмич // Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1.

Томашевский: Томашевский Б. В. Комментарий // Ирои-комическая поэма. Л., 1933.

Хвостов: Из архива Д. И. Хвостова. / Публ. А. В. Западова // Литературный архив: Мат. по истории лит. и обществ. движения. М.; Л., 1938. Вып. 1.

Шаховской 1815a: Шаховской А. А. Козак стихотворец. Анекдотическая опера водевиль в одном действии. СПб., 1815.

Шаховской 1815b: Шаховской А. А. Иван Суссанин. Анекдотическая опера в двух действиях. СПб., 1815.

Шаховской 1825: Шаховской А. А. Аристофан, или Представление комедии «Всадники» // ОРиРК Санкт-Петербургской ГТБ. Рукопись, прошедшая цензуру 13 августа 1825 г. Шифр 1–21–3–87.

Шаховской 1961: Шаховской А. А. Комедии, стихотворения / Вступит. ст., подгот. текста и прим. А. А. Гозенпуда. Л., 1961.

Ярцев: Ярцев А. А. Князь Александр Александрович Шаховской (Опыт биографии) // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1894–1895 гг.: Приложение. СПб., 1896. Кн. 2–3.


Дата публикации на Ruthenia — 29/02/08
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна