МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ А. А. ШАХОВСКОГО: Д. ИВАНОВ Москва 6 февраля 1829 года Не получая долго ответа на мое письмо: <сознаюсь> в грехе моем: я начинал думать, что <нрзб> время, не ожиданно, задело извинил и Ваше Любезнейшее Сиятельство; но чрезвычайно обрадовался когда увидел: что я виноват, что сердце мое <нрзб>, что Граф Михаил Семенович, не может походить на общий итог, и что почести, высокородье и самая слава, не в силах не убавить не переменить его, как выходцев Фортуны: потому, что оно его наследственное достояние2. Едва ли во всю жизнь мог я чувствовать, столь живое удовольствие, которое произвело в моем сердце дружеское письмо, доброго старого товарища и собеседника3; я радовался за <себя> и даже за наше отечество; в котором еще существует, истинный вельможа, соединяющий в свое душе просвещение чужих стран, с простым радушием старинных русских бояр. Самолюбие, нашего брата стихотворца, похоже на <нрзб>, которого все тотчас [Л. 1] оскорбляет и все мигом приводит в восхищенье: оно радо придраться ко всему, что ничто себе <нрзб> и часто, для удовлетворения своего, сближает, самые отдаленные идеи4, и вот почему, мне было очень приятно что славное имя Воронцова, слитое с бессмертной памятью Ломоносова5, может быть будет защищать несколько строчек и моей биографии: некоторые из нас писцов большие <нрзб>, и Северные пчелы, жужжат изо всех сил о живых и мертвых6. С самого детства, бредя бессмертием7, я <нрзб>: хоть говорил С: Павел, противу <нрзб>, чтобы не вовсе умереть8: Так мне бы очень грустно было, естли б я <нрзб> моей пожить вместе с Краонским Героем и покорителем Варны9. Так, долговечная память, цель и воздаяние победителей и поэтов, обожающих честь и славу своего отечества, часто сближали их имена в народных летописях, и письмо ваше любезный Граф, мне показалось задатком, сего единственнаго [Л. 1 об] воздаяния. За долговременные труды мои Вы желали иметь список всех произведений моей болтливой Музы, я его здесь прилагаю10, с двумя новыми лирическими выкладками моего разгоряченнаго воображения11. Два различные чувствования, бросили меня в Пиндарство: первые стихи мои, были мне внушены, <нрзб>, надеждою на грудь русскую, и любовь к Славной родине12; а вторые вырвало из меня в негодовании, против тех бездушников, которые не имея, ни доброй воли, ни нравственной силы, чтобы быть полезными сынами своего отечества, величают свое ничтожество, гражданством целаго мира, и уничтожают врожденное чувство, любви к родимой-стороне, подчиняя его формам правления13. Я не знаю успел ли я, отразить, моими стихами, всю силу моего презрения к ним, и завистливого почтения к тем, которые в Царствах и республиках, в стяжении или <нрзб>, жертвовали всем отечеству, [Л. 2] без великих своекорыстных расщетов, и потому только, что любили Его как мать родную. В эту минуту, я оставил, чтобы писать к вам; начатую тут мною, Маленькую Лирическую поэму, в разномерных стихах: в ней мне хочется представить, пиитическими картинами, Взятие Москвы и противуположенное, вшествие ваше в Париж14, увенчанное Светло-Восхищенным молебством, на <нрзб> площади15: Как скоро я кончу, это новое Пиндарство16, и буду им доволен, то пришлю его в Одессу17. Из списка моих сочинений видно как мало их напечатано: я признаюсь что этому причиной только моя беспечность; но что все мои сочинения еще не изданы вместе в этом не она а безделие мое виновато. Я хотел в полном издании моих Драматических произведений, предисловиями сообщить читателям, то что приобрел долговременной опытностью18, и показать причины, перехода моего [Л. 2 об] из высокопарной и холодной Французской школы, в пространное поприще Шекспирово, как <некоторые> называют; Романтизма19, но не имея средства исполнить своим скудным иждивением20, моего предприятия, прибегнул к Российской Академии как давнишний и не совсем бесполезный член ея21; Но Академия объявила мне, что по сделанному расщету, она не имеет довольно сумм, ибо издание мое будет стоить в двойном заводе22, как я просил: около 30 000 рублей. Граф Пушкин23 говорил Бенкендорфу о моем стесненном положении, старинный наш приятель24 обиделся что я не первым к нему писал, велел меня уверить, что он мне тот же друг который был, что не переменился и вечно не переменится. Я подумал, что нашел в нем не холопа Фортуны, пустился писать; но к нещастью, хотя доказать что я стою его дружбы, имею право на поминание, [Л. 3] и желая опровергнуть клеветы25, вежливо-гнусных и умильно-злых неприятелей всего на них не похожего, т: е: не ничтожнаго и не присмыкающегося26, я написал письмо длиннее этого: после долгого ожидания получил наконец самый учтивый канцелярский ответ, к моему Сиятельству от Его Превосходительства, в котором оно изволило предлагать мне, свое ходательство на получение места, просил покорнейше, чтоб я объявил имянно, какого желаю. Остолбенев от удивления, я не понимал что это значит, и решился просить у Графа Пушкина объяснения, которого ожидал. Я не принял места; а описав все мои очень незавидные обстоятельства, и отклик Академии, препоручал судьбу мою старинной приязни, в которой убедил меня Граф Пушкин по словам самого Александра Христофоровича. Если он находя что мне нужно вступать в службу27, чтоб удостоиться Высочайшаго вспомоществования [Л. 3 об] писал мне официальное письмо: дабы получить от меня таковой же ответ и по нем действовать: то я не прочь от службы; а особливо если меня захотят поместить, Попечителем какого нибудь учебнаго Округа28, где я надеюсь быть полезен, или в продолжении войны, употреблять меня по письменным делам, при Главнокомандующем, в чем я имею навык, исправляя два раза должность Дежурного Генерала29, и получил от покойного Государя, благоволение, за писанныя мною Донесения и обнародования30, о чем всех лучше знает Сам Бенкендорф; но едва ли что у желание улучшить судьбу мою, было причиной непонятного ответа; а просто, не досуг прочесть все мною написанное, заставил приказать отвечать мне какому нибудь канцеляристу, как можно учтивей, и тот переучтивил; однако ж в <нрзб> [Л. 4] что такой пример, неудачи долгих писем, не остановил болтливости моей, с человеком, котораго благородная душа, не может скучать, и даже <нрзб> пространным излияниям чувств стараго приятеля. Дай бог чтобы я сказал <нрзб> прощай, всем хлопотам, тяжбам, и тщетным надеждам, мог перенести навсегда, огромную тушу мою в теплый <нрзб> переселиться в Новую Россию и беседовать, там, с ея благотворителем, о прошлом и будущем. Привыкнув во всем полагаться на <волю> Милосерднаго Бога, я не начну слишком не надеяться и не в чем не отчаиваться. Ежели ему угодно будет, то он приведет меня к тихому пристанищу, и допустит, сердечно, изъявить Вашему Доброму и Милому Сиятельству, чувства душевнаго почтения, 33Сочинение и перевод Деббора < > напечатана Китайский Сирота < > рукопись Керим Гирей < > печатается Фингал и Роскрана < > рукопись Абуфар в 3-х Действ. переделанная из Дюсиса рукопись. Комедии в стихах Липецкия воды < > напечатана Пустодомы < > напечатана Аристофан < > напечатана Фин < > напечатана Своя Семья < > напечатана Не любо не слушай < > напечатана Какаду < > напечатана Любопытная < > рукопись Тетушка < > рукопись Урок женатым < > напечатана [Л.5] Водевил<и>, Дивертисменты В стихах Новости на Парнасе I Парнасская застава I В 1-м действии рукопись Девклионов потом I Буря < > взята из Шекспира. рукопись В прозе Романтические I Иваной I Комедии взятые I Судьба Ниджеля I рукопись из Вальтер-Скота I Таинственный карл I Сокол < > напечатана Комедии Полубарския затеи I Чванство Транжирина I Волтер I рукопись Батюшкина дочка I Фальстаф I Новый Стерн I напечатана Ссора или 2 соседа I Комедии-балеты Лилия Нарбонская I Остров немых I рукопись [Л. 5 об] Оперы оригинальные Иван Сусанин I Любовная почта I напечатана Продажное село I Новая Суматоха I рукопись Животный магнетизм I Взяты с французского Криспин в Серале I Все дело в окошках I рукопись Волшебная лампадка I Водевили сочиненные Ломоносов I напечатана Ф. Г. Волков I Евфратский Пеликан I Феникс I рукопись Ворожея I Привидение в 2-х действ. I Езоп I Встреча незванных I напечатанна Козак Стихотворец I Переделанные с французского Женщина Лунатик I Молодая мать в 2-х д. I рукопись Адвокат I [Л.6] Новый Бедлам I Пурсоньяк I Игнаша дурачек I в одной действии Женщина полковник I Король и Пастух I Посещение Принца I рукопись Бакалавр Саламанский I Два учителя I Граф Ори I Алепский Горбун I Канторское приключение I Бенефициант I Все сии пьесы печатанныя и рукописныя которые выберет Граф Михаил Семенович будут к нему немедленно доставлены [Л. 6 об]. ЛИТЕРАТУРА Аксаков 1956: Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. М., 1956. Т. 3. Аксаков 1886: Два письма Князя А. А. Шаховскаго к С. Т. Аксакову // Аксаков С. Т. Полн. собр. соч. СПб., 1886. Т. IV. Галатея: Шаховской А. А. Письмо к Издателю // Галатея. 1829. № 11. Грибоедов: Грибоедов А. С. Соч. М., 1988. Дмитриев: Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. Ежегодник: Из неизданной переписки В. А. Жуковского с русскими литераторами 18101820-х годов // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1980 год: Сб. науч. трудов. Л., 1984. Ломоносов: Ломоносов М. В. Избр. соч. Л., 1986. Марин: Марин С. Н. Полн. собр. соч. М., 1948. МТ: Антикритика // Московский Телеграф. 1829. Ч. 25. № 2. РА. 1904: Письмо князя А. А. Шаховскаго // Русский архив. 1904. Ч. 42. № 3. РА. 1901: Из писем А. Я. Булгакова к его брату. 1825-й год // Русский архив. 1901. Ч. 2. № 6. Справочник III: Справочный энциклопедический словарь / Под. Ред. А. Старчевскаго. СПб., 1854. Справочник VII: Справочный энциклопедический словарь / Под. Ред. А. Старчевскаго. СПб., 1853. Сухомлинов: Сухомлинов М. И. История российской академии. СПб., 1885. Т. VII. ТА: Шаховской А. А. Описание трагедии: Кающийся грешник // Театральный альманах на 1830 год. СПб., 1829. Шаховской 1961: Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961. Шаховской 1842: Шаховской А. А. Обзор русской драматической словесности: Эпоха 1-я. Трагедия // Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров на 1842 год. Кн. II. Шаховской 1840: Шаховской А. Вступление в мое наземное поприще (Письмо к П. М. Б.) // Маяк. 1840. Ч. 6. Шаховской 1836: Шаховской А. А. Первые дни в сожженной Москве, сентябрь и октябрь 1812 г. Письмо князя А. А. Шаховскаго к А. И. Михайловскому-Данилевскому // Русская старина. 1889. № 10. Шаховской 1833: Письмо князя А. А. Шаховскаго к князю Е. П. Мещерскому <20 авг. 1833 г.> // Русский архив. 1908. Т. 1. Шаховской 1830: Шаховской А. А. Москва и Париж в 1812 и 1814 годах. Воспоминания, в разностопных стихах. СПб., 1830. Шаховской 1828: Шаховской А. А. АРИСТОФАН, или Представление комедии «Всадники». Историческая комедия в древнем роде и в разномерных стихах Греческого стопосложения, в трех действиях, с прологом, интремедиями, пением и хорами. М., 1828. ЩС: Из записной книжки неизвестнаго, 1852 года // Щукинский сб. 1905. Вып. IV. Ярцев: Ярцев А. А. Князь Александр Александрович Шаховской (Опыт биографии) // Ежегодник Императорских театров. Сезон 18941895 гг.: Приложения. Кн. 3. СПб., 1896. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Письмо к Воронцову, Михаилу Семеновичу, князю от А. А. Шаховского. Автограф. Приложение: библиографический список драматических произведений Шаховского. № 1389. Ф. 93 (Собрание П. Я. Дашкова). Оп. 3. Рукописный отдел ИРЛИ РАН. 2 М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии графа С. Р. Воронцова. Герой войны 18121814 гг., кавалер многих орденов, в 181518 гг. командир русского оккупационного корпуса во Франции. С 1823 г. генерал-губернатор Новороссийский, а позднее и Бессарабский [Справочник III: 306308]. 3 Шаховской и Воронцов были знакомы еще с 1800-х гг., видимо, по службе в лейб-гвардии Преображенском полку об этом свидетельствуют письма Воронцову С. Н. Марина (см. [Марин]). 4 Видимо, здесь Шаховской перефразирует ломоносовское понятие метафоры, как «сопряжения далековатых идей» (см. [Ломоносов: 43]). 5 Автор письма намекает на канцлера М. И. Воронцова (17141767) друга и патрона М. В. Ломоносова (см. [Ломоносов: 267]). Ср. появление канцлера Воронцова в романе К. Полевого «Михаил Васильевич Ломоносов» (1836). 6 Видимо, речь здесь не идет о столкновениях лично Шаховского с «Северной Пчелой», но об его отношении к журналистам, дружественным Ф. В. Булгарину, прежде всего, сотрудникам «Московского Телеграфа», враждебно высказывавшимся о творчестве драматурга (см. [МТ: 279281; Галатея: 267273]). Открытый конфликт Шаховского с Булгариным произошел только после премьеры 28 октября водевиля «Еще Меркурий или Романный маскарад», в котором автор неоднозначно оценил роман «Иван Выжигин» (см. [Шаховской 1961: 730731]). Ответом стала ругательная рецензия, появившаяся в № 133 «Северной Пчелы», после которой Шаховской окончательно перешел в стан противников Булгарина (см. [Аксаков 1886: 151]). 7 Шаховской о себе сообщал, что «наследовал дар авторства от < > матери» и «начал стихотворничать» еще до приезда на службу в Петербург [Шаховской 1840: 4243]. 8 Против бессмертия телесного сказано во «Втором послании к Коринфянам апостола Павла» (Кор. 5: 14). Шаховской в этот период активно цитирует послания Св. Павла в письмах (см. [Шаховской 1833: 26]). 9 Воронцов «22-го и 23 го <февр. 1814 г.> командовал корпусом при сражении против всей французской армии < > у мест. Краона. На позиции позади этого местечка, гр. Воронцов, с 2 тыс. корпусом, в продолжении 9-ти часов, выдерживал упорный оборонительный бой против 50 тыс. французской армии, под предводительством самого Наполеона. < > За сражение при Краоне гр. Воронцов получил орден св. Георгия 2-го кл. большого креста. < > В авг. 1828 г. <Воронцов> назначен командиром отряда, осаждавшего Варну. < > В ознаменование взятия Варны граф Воронцов получил от Государя Императора в дар одно орудье, отнятое у Турок в центральном редуте, и награжден шпагою: за взятие Варны (29 окт. 1828 г.)» [Справочник III: 308]. 10 См. Приложение. 11 О каких стихотворениях идет речь нам неизвестно. 12 Предположительно, они могли быть посвящены событиям русско-турецкой войны 18281829 гг. 13 Общее неприятие «космополитических» идей философов Просвещения было традиционно для Шаховского. Однако, судя по всему, в данном случае его «негодование» было вызвано конкретными авторами, личности и тексты которых нам пока установить не удалось. 14 Речь идет о поэме «Москва и Париж в 1812 и 1814 годах. Воспоминания, в разностопных стихах». В предисловии к ней Шаховской писал: «Сближение дивных происшествий 1812 и 1814 годов всегда казались мне достоянием вдохновенной Поэзии: торжество благочестия, правды и Всевышней благости, в противоположности с безверием, счастьем и силой ума человеческого принадлежат Поэтам всех веков и земель» [Шаховской 1830: 3]. 15 Финал своей поэмы Шаховской пояснял в примечаниях: «посреди площади Людовика XV, обагренной кровью Королевского семейства и нескольких тысяч других жертв революции, Александр повелел воздвигнуть помост, на котором походный Духовник Его Величества, с собором полковых Священников, служил благодарственный молебен за мир» [Шаховской 1830: 49]. 16 Поэма была закончена не позднее 30 мая 1929 г., когда автор отослал рукопись в письме В. А. Жуковскому (см. [Ежегодник: 106107]). Цензурное разрешение на издание поэмы «Москва и Париж » было получено 17 сент. 1829 г. 17 Печатный экземпляр Шаховской также просил Жуковского преподнести своему воспитаннику «великому князю наследнику» Александру Николаевичу [Ежегодник: 108]. 18 См. свидетельство о данном замысле М. А. Дмитриева [Дмитриев: 395]. 19 В письме от 17 окт. 1824 г. А. С. Грибоедов сообщал П. А. Катенину: «У Шаховского прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики» [Грибоедов: 503]. Однако сам Шаховской, как следует из текста письма, относился к данному термину неоднозначно. В 1833 г. он противопоставлял «лучезарный гений Шекспира» и «благочестивый романтизм Вальтер-Скотта» «многогрешному демону Бейрона» и его подражателей [Шаховской 1833: 45.]. Характерно, что описывая «Французский романтизм», Шаховской использовал практически ту же формулу, что и в 1807 г. для описания «сентиментализма» в комедии «Новый Стерн» (см. [Шаховской 1961: 745]): «нынешний Французский романтизм давно и очень давно проявился за Альпами и около Пиринейских гор, проник в Гишпанию, занесен в Англию, оттуда переплыл не без подмочки в Германию и в ней уже схваченый, переуродован нынешними Французами» [Шаховской 1833: 44]. Обращение же к современному «немецкому» романтизму он осуждал не менее резко: «буйственное вторжение мнимаго Шекспировскаго романтисма завалило безсмыслицами и уродствами сцену, почти уже очищенную от прежняго раболепства Французской драматургии, задушило уже сделанное по народному толку и духу, и загромоздило совершенно противной им Немчиной» [Шаховской 1842: 4]. Свое общее отношение к оппозиции «классицизм романтизм» Шаховской формулировал так: «я радуюсь искусственным творениям классицизма и романтизма; а больше еще радовался бы если бы из них составился, укоренился и распространился руссицизм, в чем и не отчаяваюсь» [Шаховской 1833: 44]. 20 Как следует из воспоминаний неизвестного современника о периоде «1829 или около году», Шаховской «прожил все свое состояние» и Е. И. Ежова «содержала его < > своим жалованием 4000 руб. ассигнац. и доходом от 20 человек плотников, крепостных князя, которые были при театре в роде машинистов и платили оброк большой» [ЩС: 7475]. 21 Шаховской был принят в Российскую Академию 17 дек. 1810 г. и дважды выступал на заседаниях 8 февр. 1819 г. и 14 янв. 1823 г. [Сухомлинов: 6768] 22 Как любезно указал нам А. А. Костин, тираж издания «в двойном заводе» должен был составлять около 2400 экз. 23 М. Н. Мусин-Пушкин «В февр. 1827 г., по Высочайшему именному указу, назначен исправляющим должность попечителя казанского учебного округа с переименованием в статские советники < >. В 1829 г. пожалован в действительные-статские-советники с повелением быть попечителем казанского учебного округа» [Справочник VII: 301]. 24 Шаховской служил вместе с Бенкендорфом в отряде генерал-адъютанта Ф. Ф. Винценгероде и вошел вместе с ним в оставленную французами Москву, о чем неоднократно вспоминал (см. [Шаховской 1836: 3440]). 25 Шаховской не раз обращался к Бенкендорфу с пространными письмами, в которых опровергал «клеветы» и вступался за собратий по цеху см. [РА. 1904: 515516]. 26 Аналогичные выпады против «ничтожных» и «пресмыкающихся» общий мотив многих статей и писем Шаховского конца 1820-х начала 1830-х гг. (см. [ТА: 133139]), причем, как правило, имелись в виду враждебные драматургу журналисты «Московского Телеграфа», а несколько позднее «Северной Пчелы» (см. выше). 27 Шаховской был окончательно уволен от службы в Дирекции императорских театров 23 янв. 1826 г. [Ярцев: 4]. 28 Возможно, здесь автор намекал на недавнее назначение своего «приятеля» Мусина-Пушкина (см. выше). 29 Шаховской «находился в должности дежурного генерала при главнокомандующем в Риге» [Шаховской 1833: 27]. 30 Войдя с отрядом Винцегероде в оставленную французами Москву, Шаховской писал донесения А. С. Шишкову, в ответ на которые ему было объявлено «милостивое внимание Государя Императора» [Шаховской 1836: 41]. 31 А. Я. Булгаков московский знакомый Шаховского (см. [РА. 1901: 186, 192]). 32 Комедия в 3 действиях «Аристофан» была впервые представлена на петербургском Большом театре 19 нояб. 1825 г. и 10 сент. 1826 г. в Москве. В предисловии к отдельному изданию комедии Шаховской писал: «Чрезвычайный успех Аристофана в Петербурге, и хорошее принятие его в Москве, превзошли мою надежду и с избытком вознаградили долговременный труд» [Шаховской 1828: IX]. Московские театралы очень высоко оценили пьесу: Ф. Ф. Кокошкин, как пересказывает С. Т. Аксаков, заметил, что «Шаховской ничего не написал, да и ничего не напишет лучше» [Аксаков 1956: 63]. Сам мемуарист «был очарован» комедией [Аксаков 1956: 65]. 33 Приложение на отдельных листах, писарским почерком. Для удобства нами опущена часть заглавия пьес, а также фигурные скобки, росчерки и узоры, которые обрамляют приводимый список в оригинале. 34 В письме к издателю «Галатеи» Шаховской указывал: «в течении 33 лет представлено на Театре всего 56 разных моих сочинений и переводов и все они, кроме трех, существуют в Русском репертуаре» [Галатея: 268]. Три исключения, о которых шла речь в письме и которые также не помещены в приводимом списке, по-видимому, первые комедии «Женские шутки» (1795), «Коварный» (1804) и 4-ая часть комической оперы «Русалка» (1807). Однако при этом в посланном Воронцову списке 63 пьесы. Ближе к этой цифре был Аксаков, который в статье «О заслугах князя Шаховского в драматической словесности» (1830) называл 67 пьес [Аксаков 1956: 524], из чего можно заключить, что сам драматург не твердо помнил точное число написанных им к этому времени пьес см.: [Шаховской 1961: 817823]. Кириллица, или Небо в алмазах: Сборник к 40-летию Кирилла Рогова. Содержание Дата публикации на Ruthenia 8.11.2006. |