ИРИНА БЕЛОБРОВЦЕВА РОМАН М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»: КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА Тарту, 1997
Введение 6
Фантомные пласты в исследовательской литературе о романе «Мастер и Маргарита» 13
Глава I. M. Булгаков и литературно-эстетическая традиция 19
Романтическая традиция в романе «Мастер и Маргарита» 22
«Мастер и Маргарита» как неомифологический роман 38
Осмысление и представление Средневековья в романе «Мастер и Маргарита» 47
Эмблематика 49
Средневековая концепция личности и роман «Мастер и Маргарита» 50
Современность как «новое Средневековье» в «Мастере и Маргарите» 52
Средневековье и игра в романе 52
Мастер как юродивый 54
Магия и символика в романе 56
Мотив в «Мастере и Маргарите» как частный случай традиции 57
Художественное пространство в романе «Мастер и Маргарита»: отношение к традиции 60
Глава II. Игра в романе «Мастер и Маргарита» 61
Пародия в романе 61
Проявление игрового принципа в романе 68
Игра в демонологической линии романа 68
Игра в ершалаимском сюжете романа 70
Эзотеричная игра Пилат — Афраний 71
Игровой эзотерический пласт в московском сюжете 76
К вопросу о прототипах образа Воланда (проявление игрового принципа) 91
Игра «на опровержение» как один из основных способов введения в роман игрового принципа 93
Глава III. Жанрово-композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита» 97
Проблема завершенности романа 97
Поэтика эпилога 110
Проблема жанра романа 115
Проблема автора и героя 127
Структура диалогического слова в романе 138
Заключение 146
Примечания 149
Литература 152
Kokkuvõte 162
© И. Белобровцева, 1997.
Дата публикации на Ruthenia 23.11.2004.
|