![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ* Перипетии литературной эволюции Ясинского, которые описываются критиками и историками литературы как немотивированная смена эстетических программ и идейных убеждений, в действительности поддаются логическому объяснению. Они отражают сознательные попытки писателя определить свое место в современной литературе и занять соответствующую его литературным амбициям позицию. В 1880-е годы творчество Ясинского развивается по двум ведущим линиям это линия, восходящая к идеям «чистого искусства» и линия, связанная с французским натурализмом школы Золя и традициями «массовой» литературы. Соответственно Ясинский стремится занять в литературе одновременно и позицию «чистого художника», пишущего «для немногих» (идеалом для него становится Г. Флобер, влияние которого на прозу писателя особенно сильно в эти годы), и положение писателя, имеющего успех у широкой читательской аудитории (в этом отношении ближайшим ориентиром становится литературная позиция Э. Золя). Как мы показали, позицию «чистого художника» Ясинский открыто заявил в статьях 1884 г. в газете «Заря», которые были восприняты в критике как отказ писателя от своего демократического прошлого в литературе. Основным источником рассуждений литератора об искусстве становится эстетика французского поэта-пресимволиста Ш. Бодлера. В рамках установки на «чистое искусство» в творчестве Ясинского идет освоение новых жанров (стихотворение в прозе, новелла), новой стилистики в прозе («импрессионизм») и новых тем. Одной из таких тем становится тема «великого / нового человека». Ясинский в числе первых в русской литературе обращается к философии Ф. Ницше, генетически и типологически соотнося ницшеанского сверхчеловека с тургеневским Базаровым и героями-идеологами Ф. М. Достоевского. Однако, несмотря на явное предвосхищение Ясинским более позднего увлечения индивидуализмом Ницше в среде писателей-символистов «старшего поколения», в его творчестве второй половины 1880-х гг. представлена нехарактерная для декадентской литературы трактовка образа сверхчеловека Ницше. В работе было показано, что в 1880-е гг. литературная стратегия Ясинского характеризовалась также поисками механизмов воздействия на читательское мнение (не случайно вопросы прагматики искусства находились в центре обсуждения участников дискуссии 1884 г. в «Заре»). Сознательный эпатаж общественного мнения как элемент литературного поведения Ясинского обнаружился впервые именно в полемике 1884 г. со сторонниками «тенденциозного» искусства. Линия эпатажного поведения была подхвачена Ясинским в романе «Иринарх Плутархов» (1886) и последовавшей затем литературно-критической полемике вокруг романа. Роман «Иринарх Плутархов», с одной стороны, оценивался самим Ясинским как реализация его тезиса о свободе, «надпартийности» настоящей литературы (острие пародии было направлено не только на демократические и либеральные периодические издания, но и на консервативную печать). С другой стороны, создавая пародийный образ народнического критика и гротескно заостряя в обрисовке главного героя негативные черты реальных прототипов, Ясинский вступал в конфликт прежде всего с критиками демократической ориентации, осудившими его за «отказ» от прежних радикальных убеждений. Опробованный в «Иринархе Плутархове» памфлетный принцип построения текста берется Ясинским на вооружение (см. его рассказ «Петя Крохобор» 1886, романы «Старый друг» 1887, «Свет погас» 1889, «Лицемеры» 1893, «Горный ручей» 1894, «Прекрасные уроды» 1900 и др.). Создавая сочинения подобного рода, Ясинский преследует несколько целей. Во-первых, он стремится сформировать себе широкий круг читательской аудитории. Скандальный характер этих произведений привлекает внимание к их автору как со стороны литераторов, так и со стороны читателей. Во-вторых, популярность произведения у читателей выполняет свою роль в распространении идей «чистого искусства», которые он открыто отстаивает в 1880-е гг. в своих текстах. В-третьих, произведения подобного рода отражают противостояние Ясинского демократической критике, которое иногда превращается в самоцель. И, наконец, уже в 1890-е гг. памфлетные произведения Ясинского «работают» по замыслу самого писателя на создание его положительной репутации в литературе. Ясинский, зарекомендовавший себя как «ренегат», «пасквилянт», «лицемер», «безнравственный человек» и т. п. (работы критиков рубежа 18801890-х гг., посвященные подведению промежуточных итогов творчества писателя, закрепили эту репутацию в общественном сознании), в 1890-е гг. активно борется за восстановление своего честного имени в литературе. Целям его литературной апологии посвящен цикл мемуарных очерков, которые он помещает в «Историческом вестнике», а также романы «Лицемеры», «Горный ручей» и «Прекрасные уроды». Выстраивая в романе «Лицемеры» сложный прототипический ряд, Ясинский пытается, с одной стороны, ответить на критику в его адрес и отвести наиболее неблаговидные обвинения, а, с другой стороны, определить собственную позицию в литературе. Писатель в романе стремится отмежеваться как от декадентской литературы, так и от французского натурализма. Руководствуясь соображениями литературной тактики, Ясинский сближает в «Лицемерах» свою позицию с чеховской. Оба писателя, по мнению автора романа, являются представителями «объективной» литературы, которую нельзя упрекать в «безнравственности». Именно в Чехове, литературный авторитет которого в начале 1890-х гг. начинает стремительно расти, Ясинский находит союзника в борьбе с литературной критикой. Стремлением поправить свою репутацию в литературе были продиктованы попытки Ясинского в 1890-е гг. скорректировать две эстетические «программы», заявленные им в 1880-х гг. Программа «массового писателя», ориентирующегося на натурализм, трансформируется у Ясинского в «программу» художника-реалиста, а установка на «чистое искусство» заменяется установкой на «новое искусство». Отстаивание этих двух направлений в творчестве происходит у Ясинского преимущественно на уровне их манифестации, в действительности «программа» символизма не реализуется в художественных произведениях писателя, которые создаются в традициях литературы эпигонов реализма. В литературно-критических статьях 1890-х гг. о «новом искусстве» Ясинский определяет себя как литературного новатора и родоначальника символизма в России. Основываясь на негативных оценках «декадентства» в литературной критике 1890-х гг., Ясинский отделяет декадентство от символизма, корни которого возводит к традиции русской литературы (творчество Гоголя, Лермонтова, Фета, писателей 1880-х гг.). «Ненастоящим» московским декадентам и З. Н. Гиппиус, подражающим в бытовом поведении и литературном творчестве французским декадентам, он противопоставляет русских писателей-«упадочников». Представителями «направления упадка» в русской литературе 1880-х гг., по мнению Ясинского, был он сам и поэт-мистик К. М. Фофанов. В своем понимании предыстории современного символизма в русской литературе Ясинский пытается оспорить теорию возникновения «нового искусства», изложенную Д. С. Мережковским в манифесте «О причинах упадка ». Союзников в скрытой полемике с Д. С. Мережковским он находит в лице критиков журнала «Северный вестник», опираясь на предложенную в их статьях концепцию символистского искусства. Художественная проза Ясинского этих лет (романы «Горный ручей» и «Прекрасные уроды») подкрепляет «новыми фактами» из области жизнетворчества литераторов круга Мережковских высказанное в литературно-критических статьях осуждение декадентского искусства. В конце 1890-х начале 1900-х гг. у Ясинского появляются идеи об общенациональном характере символистского искусства. В романе «Прекрасные уроды», выстраивая миф о современной русской литературе, он возводит ее истоки к творчеству Пушкина, а две линии литературного развития, приведшие к декадентскому искусству, по мнению Ясинского, проходят через творчество Гоголя и Достоевского. «Мистицизм» своих произведений 1880-х гг. Ясинский связывает не с творчеством Достоевского, а с гоголевским «мистицизмом», т. к. традиция Достоевского уже была «занята» Д. С. Мережковским. Эти идеи Ясинский развивает и в статьях о поэзии В. Я. Брюсова, связывая с ним свои надежды на возрождение национальной поэзии (см.: Ясинский 1904 а: 116125). В самом указании на пушкинское «происхождение» символизма тоже выражается стремление Ясинского создать альтернативную Д. С. Мережковскому концепцию генезиса «нового искусства» и своего собственного творчества 1880-х гг. В развитии символизма Ясинский видит залог будущего ренессанса искусства. Редакторская политика писателя в 19001910-е гг. выражается в целенаправленной поддержке представителей «нового искусства». Ясинский предоставляет писателям-символистам право голоса в журналах, находящихся под его руководством. В «Ежемесячных сочинениях», «Беседе», «Новом слове» публикуют свои сочинения В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок и др. Ясинский помещает в журналах одобрительные рецензии на сборники В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, А. Белого, М. Лохвицкой (см.: Ясинский 1903 а; Ясинский 1904 б; Ясинский 1904 ж; Ясинский 1904 з и др.). В определившемся противостоянии московского и петербургского лагерей символистов Ясинский поддерживает творческие поиски московских символистов. Он критикует поэзию З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского за рационализм, не принимает их претензий на обновление содержания поэзии при отсутствии подлинного поэтического дарования (см.: Ясинский 1904 в; Ясинский 1904 г). С другой стороны, его привлекают новации В. Я. Брюсова и К. Д. Бальмонта в области стихотворной поэтики (эксперименты с рифмой, строфикой, поэтической лексикой [см.: Ясинский 1901 в; Ясинский 1903 а; Ясинский 1904 а: 116125 и др.]) и творческие поиски А. Белого в прозе (так, в 1904 г. он дает высокую оценку «Северной симфонии» поэта [см. Ясинский 1904 д; Ясинский 1904 з]). Отношение Ясинского к символистам в начале XX века явилось следствием произошедшей в 1890-е гг. внутренней переоценки своей роли в литературе. Ясинский, начиная с 1890-х гг., пытается занять место писателя «старшего поколения», учителя и наставника, снисходительно или с поощрением наблюдающего за деятельностью своих литературных преемников и учеников. Причины этих претензий писателя вполне объяснимы, т. к. уже в начале 1890-х гг. его собственные произведения не вызывают у литераторов-современников мыслей о литературном новаторстве. Показательно, что писал о нем А. Волынский, мнение которого сам Ясинский всегда высоко ценил, в пору дискуссий вокруг становящегося «нового искусства»: «Художественный талант Ясинского, жгучий, острый и по манере интеллигентный, с поэтической злостью в чисто-натуралистическом изображении душевных драм, с выдающейся способностью к выписыванию широких картин из центральной русской жизни, весь разменялся на беллетристический цинизм самого дурного тона, на мелкую литературную ябеду, на хорошо рассчитанную шовинистическую травлю < >. Современный Ясинский что бы ни говорили о нем разные угодливые репортеры, утрачивает мало-помалу всякую живую ценность в литературе» (Волынский 1896 в: 333). А. Волынский констатировал переключение литературных интересов писателя из сферы непосредственного художественного творчества в окололитературную борьбу. Ясинский представляет собой тип писателя, перешедшего в 1890-е гг. из категории литературных новаторов в категорию «массовых писателей»-эпигонов школы реализма. Этот переход оказался следствием сознательно выбранной Ясинским в середине 1880-х гг. стратегии литературного поведения. Из текстов Ясинского 1890-х гг. исчезают следы художественного новаторства, в то же время возрастает злободневность, памфлетность произведений, необходимые для создания успеха у массового читателя. Реалистический метод явно доминирует в этот период творчества писателя (см. романы «Ординарный профессор» (1891), «Петербургские туманы» (1892), «Нежеланные дети» (1897), повесть «Тараканий бунт» (1899) и др.). «Затухание» линии «чистого искусства» в творчестве писателя, связанной с установкой на эстетические интересы элитарного читателя, приводит к тому, что «пресимволизм» писателя 1880-х гг. не становится символизмом в 1890-е гг.
* Елена Нымм. Литературная позиция Иеронима Ясинского (18801890 годы). Тарту, 2003. C. 143147. © Е. Нымм, 2003. Дата публикации на Ruthenia 4.11.2004. |