![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Выставка «Иностранные иллюстрированные издания петербургского текста» и кинопоказ в рамках конференции «Образ Петербурга в мировой культуре» (СПб, 30 июня 3 июля 2003 года)![]() Выставка «Иностранные иллюстрированные издания петербургского текста» и кинопоказ в рамках конференции сосредоточены вокруг имени Александра Алексеева (19011982), знаменитого француза русского происхождения аниматора и книжного иллюстратора. Алексеев, подобно М. Добужинскому и А. Бенуа, создал уникальный авторский образ Петербурга в иллюстрациях к «Запискам сумасшедшего» Гоголя (1927), «Пиковой даме» Пушкина (1928), «Игроку» и «Запискам из подполья» Достоевского (1967), а также в анимационных фильмах, сделанных в изобретенной им технике «игольчатого экрана» «Нос» по повести Гоголя (1963) и «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского (1972). Алексеев соединил философское понимание природы книжной иллюстрации и анимационного кино с техническим открытием «игольчатым экраном», позволившим ему с предельной непосредственностью материализовать свои идеи («Штрих это запечатленный след мимики художника»). Начав свою творческую деятельность в Париже как театральный художник и декоратор в мастерской Сергея Судейкина, в труппах Комиссаржевского, Дягилева и Питоева, Алексеев в 1920е годы приобрел известность как талантливый иллюстратор, а к тридцати годам, почувствовав, что уже понял о книжной гравюре все, обратился к пионерской области анимации: «Я как бы входил в некий феерический мир, почти божественный, где мне предстояло (а был я художником-графиком) создавать двигающиеся изображения и воплотить те видения, которые приходили из моего детства, когда я слушал музыку». На выставке будут представлены книжные иллюстрации Алексеева из коллекции Пушкинского Дома и частных собраний Е. И. Федотовой, М. И. Башмакова и Жоржа Нива, показаны анимационные фильмы Алексеева и документальный фильм о нем «Сны об Альфеони», снятый петербургским режиссером В. Непевным. |