ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ* В настоящем томе собраны статьи, заметки и публикации, посвященные творчеству русских поэтов и прозаиков эпохи модернизма. Хронологический охват представленного в сборнике материала довольно обширен (речь идет о литературе последней трети ХIХ и первой половины ХХ вв.). Как и в нескольких предыдущих выпусках «Блоковского сборника» (см. тома XIII, XIV, XV) и в соответствии с направлением исследований, заданным З. Г. Минц, материалы о Блоке помещены в контекст работ о предсимволистской и постсимволистской литературе. Одна из важнейших методологических установок З. Г. Минц была связана с идеей всестороннего и детального изучения материала одной культуры, в своем пределе вплоть до полной его исчерпанности. Историческая эволюция и поэтика русского символизма описывалась в трудах Зары Григорьевны всегда с точки зрения закономерностей, присущих «картине мира» отечественных литераторов и с точки зрения своеобразия, характеризующего русскую литературу. Это не означало, что не учитывался западноевропейский генезис эстетики модернизма в России. Однако главным объектом изучения становился именно русский символизм как единое целое. Описывались внутренние (имманентные) механизмы литературного направления (а также закономерности поэтики отдельных его представителей) в синхронном аспекте и эволюция направления в контексте русской культуры. Представленные в настоящем сборнике работы следуют, в первую очередь, такой установке: в подавляющем большинстве статей и в комментариях к публикациям идет речь о не выявленных до сих пор особенностях функционирования модернистских (художественных, дневниковых, эпистолярных, некрологических) текстов внутри русской культуры. В целом ряде исследований в новом ключе рассматриваются произведения, уже неоднократно анализировавшиеся учеными. Так, автор статьи «Как сладко с тобою мне быть », Моника Спивак, выявляет «интимные» подтексты в романе Андрея Белого «Москва», а Михаил Одесский в работе о цикле стихов А. Блока «На поле Куликовом» делает попытку интерпретировать цикл в контексте политических событий середины 1900-х гг. Анализу незамеченных прежде исследователями литературных подтекстов посвящены статьи Романа Войтеховича («Вагнеровский подтекст в «Стихах к Блоку» Марины Цветаевой»), Марии Боровиковой («Цветаева и Ахматова (вокруг последнего стихотворения Марины Цветаевой)») и Сергея Доценко («О генезисе топонима «Студенец»: из комментария к повести А. Ремизова «Пятая язва»»). Олег Лекманов в заметке «Ходасевич и Майринк» исследует отголоски романа Майринка «Голем» в эмигрантской поэзии В. Ходасевича. О менее известных и недостаточно пока изученных авторах (литераторах «второго ряда») говорится в работах Татьяны Цивьян (статья «Просвечивающие мотивы (Тургенев у Комаровского)», где исследуются подтексты на глубинных уровнях повествования в прозе Василия Комаровского), Леа Пильд («Иероним Ясинский: позиция и репутация в литературе»), Елены Нымм («О прототипической структуре романа И. Ясинского «Лицемеры»»). Историко-литературные и «интертекстуальные» аспекты зарождения русского символизма являются темой статьи Николая Богомолова «У истоков символизма». В разделе «Публикации» печатаются письма А. А. Блока его старшему современнику Иерониму Ясинскому (предисловие и примечания Александра Лаврова), неизвестный некролог Б. Пильняка А. Блоку (предисловие и примечания Александра Галушкина) и дневник А. Ремизова 1941 года (вступительная статья, подготовка текста и комментарий Аллы Грачевой). Таким образом, разделы настоящего тома отчасти объединены тематически: особое внимание уделено предшественнику русского символизма прозаику Иерониму Ясинскому.
* Блоковский сборник XVI: Александр Блок и русская литература первой половины XX века. Тарту, 2003. Назад Дата публикации на Ruthenia 08.05.03. |