«И БРАТЬЯ МЕЧ ВАМ ОТДАДУТ»* В. ПАРСАМОВ 1. Пушкинское стихотворение «Во глубине сибирских руд» по-разному понималось декабристами. Известный ответ А. И. Одоевского не был выражением общего мнения. М. И. Муравьев-Апостол и А. Е. Розен видели в этом стихотворении обращение лишь к лицейским друзьям автора Пущину и Кюхельбекеру. Д. И. Завалишин отмечал, что некоторые «легковерные» декабристы решили, что Пушкин сообщает им, что в России имеются «продолжатели их дела». Связь стихотворения с лицейской тематикой неоднократно отмечалась исследователями. При этом также указывалось, что Пушкин в лице своих ближайших друзей обращался ко всем заключенным декабристам. Это бесспорно так. 2. Если адресат стихотворения не вызывает значительных разногласий в исследовательской литературе, то само сообщение является предметом острой полемики. Споры ведутся как по поводу общей концепции стихотворения, так и по поводу его отдельных мест. Остановимся на последней строке стихотворения
Кто такие «братья» и что значит «меч»? Как отмечалось выше, Д. И. Завалишин в своих воспоминаниях о каторге писал, что «стихотворение Пушкина вызвало у некоторых легковерных, после такого опыта, какой мы имели, несбыточные надежды, что в самом деле «братья меч им отдадут» и что, следовательно, в России есть продолжатели их дела»1. Мнение этих «легковерных» декабристов разделяли некоторые исследователи. Однако общепринятой точкой зрения в настоящее время можно считать мнение, что речь идет не о продолжении борьбы, а о восстановлении декабристов в гражданских и сословных правах2. При этом остается неясным, кто же тогда «братья», если не продолжатели дела декабристов. С довольно странным объяснением этого слова выступил недавно В. Непомнящий. По его мнению, «братья» — это все дворяне Российской империи. Но дворянами были и сами декабристы, и их судьи, дворянами были и Пушкин, и Николай I. Несмотря на это, В. Непомнящий видит у Пушкина надежду на помощь, возвращение «рыцарской чести» осужденным со стороны дворянства в целом. Трудно представить себе Бенкендорфа, братски протягивающего оружие прощенным декабристам. Концепция В. Непомнящего чисто умозрительна. Для того, чтобы понять, кто такие «братья», следует проследить употребление этого слова в других текстах Пушкина, прежде всего поэтических. 3. Из всех значений этого слова, указанных в «Словаре языка Пушкина», в данном случае нас будет интересовать значение «единомышленник, друг»3. Братом Пушкин называет Дельвига («Мой брат по крови, по душе…», «Мы рождены, мой брат названный…»), Кюхельбекера («Лицейской жизни милый брат», «Мой брат родной по музе, по судьбам»), Пущина («мой брат по чаше»), Вяземского («Итак, ты все же братец мой»). Семантически родственными слову «брат» у Пушкина могут выступать слова «друг», «товарищ». Например, при обращении к Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный» или к Чаадаеву: «Товарищ, верь…». Полный синонимический ряд Пушкин относил к осужденным декабристам: «Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». 4. Как видно из этих примеров, Пушкин называл братьями вполне определенный круг лиц4. Это наиболее близкие ему люди, друзья детства или ранней молодости: лицеисты Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин; старший товарищ, но тоже лицейский знакомый Чаадаев. Довольно быстрое сближение с Вяземским следует, вероятно, отнести ко второй половине 1817 года. Все эти люди имели непосредственное отношение к декабристам. Исследователи декабристского движения относят их часто к разным политическим лагерям. Пущин и Кюхельбекер оказываются декабристами, а Дельвиг, Вяземский, Чаадаев — людьми, близкими к декабристам. Между тем для Пушкина это был единый круг ближайших друзей. До июля 1826 года было неизвестно, кто где окажется. Все они могли оказаться на каторге. Однако судьбы их сложились по-разному. Вяземский, Дельвиг, Чаадаев оказались хотя и в немилости, но на свободе, Кюхельбекер — в крепости, Пущин — в Сибири. Таким образом, в результате катастрофы 14 декабря единство этого круга распалось, но, видимо, были надежды на то, что «братья» вновь соединятся. Тему катастрофы Пушкин раскрыл в «Арионе», а тему надежд в послании в Сибирь и в «Стансах». 5. Таким образом, можно предположить, что Пушкин, когда писал «братья», имел в виду вполне определенный круг лиц. Однако при этом остается неясным, каким образом «братья» смогут «отдать меч» осужденным. Видимо, кроме своего предметно-логического значения слово «меч» могло приобретать и дополнительные ассоциативные значения. Меч может выступать не только как символ чести, но и как символ единения, союза, справедливости5. Поэтому строчку «И братья меч вам отдадут» следует понимать не только как процесс, обратный гражданской казни, но и как надежду на соединение близких по духу людей и торжество справедливости. Думается, что конкретное употребление Пушкиным слова «брат», а также символические значения меча следует учитывать при полном анализе данного стихотворения. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. М., 1980, т. 2, с. 246. Назад 2 Там же, с. 402. Назад 3 Словарь языка Пушкина. М., 1956, т. I, с. 170. Назад 4 Единственный, кого Пушкин называет братом и кого нельзя отнести к этому кругу — это И. И. Козлов («О милый брат..») В данном случае доминирующим оказывается пушкинское представление о том, что все поэты — братья. Именно поэтому слово «брат» наиболее часто используется при обращении к Дельвигу и к Кюхельбекеру. Но, видимо, помимо поэтического единства для Пушкина имели значение и близкие дружеские отношения. Назад 5 Мифы народов мира. М., 1982, т. 2, с. 149. Назад
* Тезисы докл. конф. по гуманит. и естеств. наукам СНО: Русская литература / Отв. ред. М. Плюханова. Тарту, 1986. С. 10–12.Назад Дата публикации на Ruthenia 11.04.03. |