ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

РИФМЕННО-СТРОФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
РОМАНА В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА(*)

В. С. БАЕВСКИЙ

1. Онегинская строфа, согласно схеме, содержит семь рифменных серий по два стиха каждая, три женских и четыре мужских: AbAbCCddEffEgg. Однако реальные рифменные связи в строфе зачастую иные. Например, конечные слова строфы 4, XXXI таковы: пишет, молодой, дышит, остротой, услышит, пишет, живой, рекой, вдохновенный, своего, кого, драгоценный, тебе, судьбе. Этому соответствует схема: AbAbAAbbCddCee. Бросается в глаза, что различных рифменных связей в романе значительно больше, чем предусмотрено схемой строфы. Используя напрашивающуюся аналогию, можно сказать, что схема как бы задает «метр», а реальные рифменные связи представляют его «ритмические варианты» на уровне строфической организации. Создается впечатление, что автор специально заботился о значительном разнообразии, которое бы преодолевало монотонность схемы.

2. Рассмотрим разновидности реальных рифменных связей.

2.1. В пределах строфы.

2.1.1. Дополнительные связи в женских рифмах.

2.1.1.1. Одной рифмой объединены 1-я и 2-я пары жен. ст. (начало строфы): AbAbAAccDeeDff; в романе 3 случая.

2.1.1.2. Объединены 2-я и 3-я пары жен. ст. (конец строфы): AbAbCCddCeeCff; 2 случая.

2.1.1.3. Объединены 1-я и 3-я пары жен. ст. (кольцо): AbAbCCddAeeAff; 4 случая.

2.1.2. Дополнительные связи в мужских рифмах.

2.1.2.1. Начало: AbAbCCbbDeeDff; 11 случаев.

2.1.2.2. Середина: AbAbCCddEddEff; 10 случаев.

2.1.2.3. Начало-середина: AbAbCCddEbbEff; 9 случаев.

2.1.2.4. Середина-конец: AbAbCCddEffEdd; 10 случаев.

2.1.2.5. Конец: AbAbCCddEffEff; 9 случаев.

2.1.2.6. Кольцо: AbAbCCddEffEbb; 14 случаев.

2.1.2.7. Шестичленная рифменная серия: AbAbCCbbDbbDee; 2 случая: 7, V и 10, XV.

2.2. Между строфами. Одинаковые рифменные серии в соседних строфах обыкновенно привлекают к себе внимание. Однако мы фиксировали только те из них, которые а) занимают одинаковые позиции в соседних строфах или б) образуют стык, занимая конец предыдущей строфы и начало последующей. В этих случаях дополнительные рифменные связи актуализируются благодаря их композиционной функции.

2.2.1. В женских рифмах.

2.2.1.1. Совпадают 1-е жен. рифменные серии, например: 4, XXXIII и 4, XXXIV (годы : оды, свободы : оды). 4 случая,

2.2.1.2. Совпадают 2-е жен. рифменные серии, 1 случай,

2.2.1.3. Совпадают 3-и жен. рифменные серии, 1 случай.

2.2.1.4. Стык. Например, в 7, XXV 3-я жен. рифменная пара: моложе : то же; в 7, XXVI 1-я жен. рифменная пара: в кого же : тоже. 2 случая.

2.2.1.5. Совпадают 3-и жен. рифменные серии в трех строфах подряд: 3, XXXVI – 3, XXXVIII. 1 случай.

2.2.1.6. Особый случай. При повторяющихся лексемах в 6, XXXVI 1-я жен. рифменная пара, в 6, XXXVII 2-я жен. рифменная пара, в 6, XXXVIII. XXXIX 1-я жен. рифменная пара (поэта : света, поэта : света, поэта : лета).

2.2.2. В мужских рифмах.

2.2.2.1. Совпадают 1-е муж. рифменные серии. 1 случай.

2.2.2.2. Совпадают 2-е муж. рифменные серии. 4 случая.

2.2.2.3. Совпадают 3-и муж. рифменные серии. 1 случай.

2.2.2.4. Совпадают 4-е рифменные серии. 8 случаев.

2.2.2.5. Стык. Например, Отрывки из путешествия Онегина, <XV> 4-я муж. рифменная пара: друзья : края; Отрывки <XVI> 1-я муж. рифменная пара: корабля : отправлюсь я. 8 случаев.

2.2.2.6. Шестичленная рифменная серия «стык» + «начало»: 5, XXIX 4-я муж. рифменная пара, 5, XXX 1-я и 2-я рифменные пары (поскорей : друзей : бледней : очей : друзей : очей). 1 случай.

2.2.2.7. «Кольцо» + «стык»: 8, LI-я муж. рифменная пара: идеал : знал, 4-я муж. рифменная пара: кристалл : различал, 8, LI 1-я и 2-я рифменные пары: читал : сказал : идеал : отъял. 1 случай.

2.2.2.8. Совпадают две муж. рифменные пары «середина»: 4, XLII и 4, XLIII. 1 случай.

2.2.2.9. «Кольцо» + совпадение двух 4-х муж. рифменных пар: 5, XV и 5, XVI. 1 случай.

3. Кроме указанных реальных рифменных связей имеются теневые рифмы: иногда Пушкин объединяет две рифменные серии менее точным созвучием. Объединяться могут и мужские серии, и женские, и женские с мужскими, как в пределах строфы, так и в соседних строфах, например: Но ты, Бордо, подобен другу, Который, в горе и беде, Товарищ завсегда, везде, Готов нам оказать услугу Иль тихий разделить досуг. Да здравствует Бордо, наш друг! (4, XLVI). Рифменные серии другу : услугу и досуг : друг образуют теневую рифму. Не имея места классифицировать материал, укажем лишь, что выявлено 34 случая усложнения рифменной системы за счет теневых рифм в пределах строфы и 4 случая между строфами.

4. Дополнительные реальные рифменные связи выявлены в 74 случаях (раздел 2.1.) в пределах строфы, в 36 случаях между строфами (2.2); эти последние охватывают 74 строфы. Теневые рифменные связи отмечены внутри 34 строф и между 8 строфами. Все вместе дает 190 строф. В действительности дополнительными рифменными связями отмечено не 190, а 170 строф, т. к. в некоторых строфах наблюдается по два и даже по три случая дополнительных рифменных связей. Всего в «Евгении Онегине» (гл. 1-8, Примечания, Отрывки из путешествия Онегина, 10 гл. ) 383 полных строф и 24 неполных. Т. о., дополнительными рифменными связями охвачено около половины всех строф романа.

5. В расположении дополнительных рифменных связей можно выявить определенные закономерности.

5.1. Онегинская строфа начинается жен. рифменной парой, а оканчивается муж. В соответствии с этим дополнительные связи в жен. рифмах имеют тенденцию сосредотачиваться в начале строфы (особенно ясно это в теневых рифмах), в муж. рифмах — в конце. Вместе с относительным преобладанием «кольца» это свидетельствует о стремлении маркировать начала и концы строф.

5.2. То же самое демонстрируют дополнительные рифменные связи между строфами. 1-е рифменные жен. серии совпадают в соседних строфах 4 раза, а 3-и — 1 раз; 1-е муж. рифменные серии совпадают в соседних строфах 1 раз, а 4-е — 8 раз. Столь же распространен «стык».

5.3. По главам дополнительные рифменные связи распределены равномерно за исключением гл. 6, где их количество вдвое ниже среднего. В пределах главы они маркируют элементы фабулы и/или композиции: начало гл. 1, описание Татьяны в гл. 2, любовные переживания Татьяны в гл. 3 и Ленского в гл. 4, душевная жизнь Татьяны в гл. 5, дуэль в гл. 6, начало и конец гл. 7, конец гл. 8, описание Одессы в Отрывках из путешествия Онегина.

5.4. Можно думать, что в дополнительных рифменных связях, наложенных поверх схемы строфы, отразился опыт астрофических стихотворений и поэм Пушкина.

6. Несколько разделов работы в тезисы не поместились и будут сообщены в докладе.


(*) Пушкинские чтения в Тарту: Тезисы докладов научной конференции 13–14 ноября 1987 г. Таллин, 1987. С. 55–58. Назад
© В. С. Баевский, 1987.
Дата публикации на Ruthenia 26.02.2003.
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна