МОДЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В А П. ЧУДАКОВ 1. Задача полноты воспроизведения действительности прошлых эпох в историческом романе. Эмпирический предмет и предмет художественный. Решающее влияние художественного предмета на представления о «внешней» исторической реальности и концепций великих национальных поэтов на представления общества об истории в целом. 2. Проблема целостного представления об эпохе в «Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочке». 3. Предметный инвентарь «Капитанской дочки» сравнительно с изображением обстановки в романах современников и романистов ближайшего времени (М. Загоскин, А. Марлинский, Н. Полевой, Р. Зотов, К. Масальский, И. Лажечников). Отношение к вещной детализации в последующей ближайшей отечественной художественно-исторической традиции (А. К. Толстой, Г. П. Данилевский, Д. С. Дмитриев, Е. О. Дубровина, И. К. Кондратьев, Г. А. Хрущов-Сокольников). 4. Принципы и приемы создания полноты вещной картины в пушкинском романе при исчислимости использованных художественных предметов. «Предметный пунктир» в изображаемых сегментах мира. 5. Проблема имитации языка эпохи в «Капитанской дочке». Речевая архаика и «стилистический налет». Переиначивание текстов, взятых для эпиграфов и сочинение текстов-имитаций. 6. Речевые сигналы архаичности и окрашивание нейтральных участков текста в «старинный» тон. 7. Принцип «домашней истории». 8. Сопоставление в романе этических, психологических, культурно-идеологических представлений «века минувшего» и «века нынешного» как один из главных способов воссоздания иной модели мира. (*) Пушкинские чтения в Тарту: Тезисы докладов научной конференции 1314 ноября 1987 г. Таллин, 1987. С. 2425. Назад © Александр Чудаков, 1987. Дата публикации на Ruthenia 18.02.2003. |