![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
"Структура и типология русского стиха" (Тарту, 2000) (Из предисловия) Диссертация основана на публикациях М.Ю. Лотмана: (1) Печальный хвост: соотношение метрического и графического членения и проблема разграничения явлений стиха и прозы // Studia metrica et poetica. Сборник статей памяти Петра Александровича Руднева. СПб, 1999.С. 20-50. (2) О системах стихосложения (преимущественно на материале эстонского и русского стиха) // Труды по знаковым системам: 26. 1998. С. 201-253.
(3) Русский стих: основные размеры, входящие в европейский метрический фонд // S (4) Гиперстрофика Бродского // Russian Literature. XXXVII-II/III. Special Issue: Joseph Brodsky. 1995. P. 303-332. В состав настоящей диссертации вошли работы, посвященные наиболее общим и теоретическим вопросам строения русского стиха; выполненные диссертантом описания конкретных аспектов стихотворных систем различных авторов (А.Х. Востокова, А.С, Пушкина, И. Анненского, В. Маяковского, И. Бродского), а также исследования в области сравнительной метрики (как индо-европейской, так и финно-угорской) остались за ее рамками. Предлагаемая в качестве первой главы статья (1) посвящена проблеме "стих и проза"; особое внимание обращается на соотношение метрического членения с графическим. Показывается, что, вопреки мнению Б.В. Томашевского и многих других ведущих специалистов по русскому стихосложению, графическое членение само по себе не конституирует стихотворность текста; оно становится знаком стихотворности лишь в том случае, если выражает глубинное метрической членение. Хотя работа выполнена в первую очередь на материале русской поэзии, ее выводы имееют значение, выходящее за рамки русского стиховедения. Во второй главе - статья (2) - предлагается принципиально новый подход к проблеме типологии систем стихосложения, претендующий на универсальность. Система стихосложения определяется как комплекс принципов, устанавливающих соответствие метрической структуры с естественноязыковой. Дается типология систем стихосложения в эстонской и русской поэзии; приводятся сопоставительные данные, касающиеся других поэтических традиций. В третьей главе - статья (3) - дается в новом пересмотре сжатая характеристика основных метрических форм русской поэзии, приводится грамматика основных метров; описание дополняется статистическими данными (заимствованными, в первую очередь, из классических трудов К.Ф, Тарановского и М.Л. Гаспарова, дополненными из других источников и подсчетами самого автора). В четвертой главе - статья (4) - описывается уровень стихотворной структуры, никогда еще не становившийся предметом специального рассмотрения, более того, исследователями стиха, кажется, вообще не замечавшийся; для обозначения явлений, составляющих этот уровень, предложен термин 'гиперстрофика'. а конституируемые им единицы структуры стиха - гиперстрофами. |