(28-29 февраля 2000) Первый день работы семинара начался со вступительного слова заведующей кафедрой русской литературы профессора Л.Н. Киселевой. В своем выступлении проф. Киселева сказала, что подобные семинары проводятся уже несколько лет и приурочены ко дню рождения Юрия Михайловича Лотмана. В эти дни сотрудники кафедры Лотмана представляют промежуточные этапы своей научной деятельности. Лучшим же подарком Лотману являются издания, подготовленные при участии сотрудников кафедры. В этом году было представлено два таких издания. Об одном из них рассказала Л.Л. Пильд, составитель первого тома избранных трудов Зары Григорьевны Минц1, особо отметив высокий профессиональный уровень редактора тома - Н.Г. Николаюк. Второй тютчевский сборник2 - издание, подготовленное Институтом славянских языков Стокгольмского университета и Кафедрой русской литературы Тартуского университета, представил соредактор тома Р.Г. Лейбов. После презентации изданий слово было предоставлено профессору Ларисе Ильиничне Вольперт, которая выступила с докладом «Ирония в "Евгении Онегине" и "Красном и черном"». Ирония, по мнению докладчика, - один из оновных механизмов пушкинского романа в стихах. В докладе рассматривались принципы иронии в «Евгении Онегине». Особое внимание было уделено эпиграфу и первой строфе романа, было показано отличие и сходство «иронических интонаций» Пушкина и Стендаля. Следующий доклад «Кто такой Мельмот?» прочитал профессор Павел Семенович Рейфман, проанализировав произведение Ч.Р. Метьюрина и показав явные и скрытые отсылки к этому роману в «Евгении Онегине». После перерыва аудитории был предложен доклад Татьяны Николаевны Степанищевой «Поэма Жуковского "Агасфер": история замысла». В докладе был рассмотрен творческий контекст замысла Жуковского о Странствующем жиде - поздние баллады, лирика, стихотворные повести. Анализ наполеоновской темы в творчестве Жуковского 30-40-х годов позволяет предположительно реконструировать финал поэмы, в которой поэт сводит Наполеона и Агасфера. Завершил первый день работы семинара совместный доклад профессора Любови Николаевны Киселевой и Елены Анатольевны Погосян «Формирование имперского календаря», посвященный феномену светского календаря памятных и знаменательных дат гражданской истории. Были подробно проанализированы причины и условия появления календаря в России петровских времен, динамика и логика отбора дат для имперского календаря и поставлены вопросы о функционирования календаря в разные эпохи, его соотношения с другими инструментами идеологического строительства (годовщинами, юбилеями, памятниками, царскими визитами и путешествиями, и т.д.). Второй день начался с доклада Леа Лембитовны Пильд «Религиозно-культурная утопия А.Волынского (1890-е гг.) и Н.С. Лесков». В докладе рассматривался один из малоизученных вопросов истории русского символизма: причины обращения в 1897 году ведущего критика и фактического редактора журнала «Северный вестник» к анализу творчества Н.С. Лескова. Елена Юрьевна Нымм в докладе «"Новый человек" в повести И.Ясинского "Учитель" (1886)» отметила, что И.Ясинский традиционно в исследовательской литературе относится к русским писателям-пресимволистам. В осмыслении сверхчеловека Ф.Ницше (по Ясинскому это вариант «нового человека», наряду с нигилистом Базаровым и героями-идеологами Достоевского) Ясинский далек от интерпретации этого типа в символистской литературе. Автор доклада «К постановке проблемы "Цветаева и Гераклит"» Роман Сергеевич Войтехович обосновывал правомочность постановки такой проблемы, характеризовал вклад в разработку этой темы А.Саакянц, Л.А. Мнухиной, М.Л. Гаспарова и Н.Д. Стрельниковой, а также анализировал важные аспекты рецепции «Фрагментов» Гераклита в переводе В.О. Нилендера в цветаевском творчестве. Затрагивались аспекты поэтики (категория «темноты»), топики (цитаты и реминисценции), идеологии («цветаевской теологии», по выражению М.Л. Гаспарова) Цветаевой. Подробно анализировалась пьеса Цветаевой «Федра». Работу семинар завершил доклад Александра Алексеевича Данилевского «Новые приключения Остапа Бендера». В сообщении шла речь о проекциях некоторых персонажей и связанных с ними сюжетных линий произведения Б.Темирязева (Ю.Анненкова) «Повесть о пустяках» на известную дилогию И.Ильфа и Е.Петрова. Докладчик убедительно показал «инверсированность» проекций и их игровой характер, что удачно вписывается в общий конструктивный принцип романа Тимирязева. Практически каждый из докладов вызвал вопросы аудитории и спровоцировал обмен репликами. Закрывая семинар, профессор Л.Н. Киселева поблагодарила докладчиков за ценные сообщения, а аудиторию за внимание и терпение, а также заметила, что подобные встречи в научном отношении оказываются весьма плодотворными.
И.Ф. 1. З.Г. Минц. Блок и русский символизм. Избранные труды в трех книгах. Книга 1: Поэтика Александра Блока / Вступ. ст. В.Н. Топорова, сост. Л.Л. Пильд. СПб.: "Искусство - СПб", 1999. Назад |