2729 апреля 2020 года в Будапеште (Венгрия) пройдет Международная научно-практическая конференция «Эмиграция как социокультурное явление: культурно-историческое наследие и современность». Основные направления конференции:
Заявки принимаются до 1 февраля 2020 года . Оформить заявку можно на странице конференции: https://dialogorum.hu/jemigracija-kak-sociokulturnoe-javlenie/ К участию приглашаются преподаватели, аспиранты, студенты, ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (политологи, филологи, историки, социологи, журналисты, культурологи и др.), специалисты-практики, аналитики, руководители культурных центров и общественных организаций. http://ruthenia.ru/anons/553118.html 2728 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге пройдет VII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все запреты мира: табу в литературе и искусстве». Понятие запрета отличается исключительной широтой, и хотя оно нередко привлекает внимание исследователей, весь спектр значений «табу» в культуре и искусстве, сколько можно судить, не рассматривался никогда. Структуралисты считают запрет частью системы и анализируют структуры общественной жизни, которые моделируются посредством табу. Социологи изучают запреты как своеобразные регуляторы отношений. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках приводит к анализу запрета как формы «присвоения дискурса». А ведь свои трактовки предлагают религиоведение, психоанализ, политология, правоведение... «Инвариантная» трактовка запрета, предложенная в работах Ю.М. Лотмана абстракция. А как быть с конкретными реализациями? Ирландские крестьяне в ответ на вопросы о «малом народце» повторяют: «Мы не говорим об этом». И во многом с этим табу связано появление и успешное развитие «кельтского возрождения» (У. Б. Йейтс, лорд Дансени, А. Мейчен). Тема ГУЛАГа в русской литературе была запретной, однако ее разработка Солженицыным и Шаламовым привела к обновлению не только тематики, но и языка литературы. Словесные табу советской культуры порождают специфический язык «молодежной прозы», где создаются, например, весьма откровенные описания интимного, возможные только «в обход» привычных конвенций. И хрестоматийный пример «ворованного воздуха» Мандельштама если нет запрета, то поэтическое слово в его предельном воплощении по существу невозможно. Несомненно, практики государственной цензуры и самоцензуры имеют отношение к нашей теме, но, по существу, проблема запретного гораздо шире, и потому политические коннотации, связанные с темой и уже обстоятельно разработанные, остаются для организаторов проекта периферийными; наибольший интерес вызывают не законодательные, а эстетические практики, скрытые смыслы, а не внешние проявления табуирования. Запретный объект желания может быть сексуальным или сакральным, но еще до появления «царей-жрецов» табу является движущей силой искусства. Как изобразить запретное? Как сделать недоступное эстетическим объектом? И, с другой стороны, не будет ли снятие всех запретов в культуре скорее сдерживающим фактором? Путь от сакрального запрета (в основе которого скрытое желание) к политическому (стремление к власти), эстетическому (жажда красоты) и затем этическому (стремление к совершенству) может быть прослежен на широком историко-культурном материале. Можно рассмотреть соотношение «явного» и «скрытого» запрета в культуре, «силового/насильственного» и «мягкого вытеснения». Но при этом важно понимать, что искусство всегда стремится к желанному и запретному. Таким образом, в механизмах, которые кажутся абсолютно различными, есть нечто общее. И мы хотели бы увидеть это общее, выводящее за рамки «канона». Обозначенные проблемы хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, начатый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве». Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «запретного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений. Планируется обсуждение следующих тем:
Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе. Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта включительно представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: [email protected]. Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2020 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников. По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ). Рабочий язык конференции русский, оргвзнос 300 руб. Место проведения: Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Оргкомитет: Сергей Викторович Денисенко (д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Антон Олегович Дёмин (к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН), Илона Витаутасовна Мотеюнайте (д.ф.н., проф. кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского государственного университета), Александр Юрьевич Сорочан (д.ф.н., проф. кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета). http://ruthenia.ru/anons/553127.html 2426 апреля 2020 года в Будапеште (Венгрия) пройдет международная научно-практическая конференция «Политика и культура: пространство игры». Основные направления конференции:
Заявки принимаются до 01 февраля 2020 года на странице конференции: https://dialogorum.hu/politika_i_kultura_prostranstvo_igry/. К участию приглашаются преподаватели, аспиранты, студенты, ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (политологи, филологи, историки, социологи, журналисты, культурологи и др.), специалисты-практики, аналитики, руководители культурных центров и общественных организаций. Предполагается как очное, так и заочное участие. http://ruthenia.ru/anons/553119.html 2223 апреля 2020 года в Москве пройдет Международная конференция молодых ученых «Русский авангард и границы искусства. Художественные практики, архитектура, дизайн, исполнительские искусства, и выход за рамки жанров». К участию приглашаются искусствоведы, философы, культурологи, историки, сотрудники музеев, художники, а также все заинтересованные в обсуждении заявленных тем. Возраст докладчика до 35 лет (включительно). Вопрос границ один из ключевых вопросов в изучении авангардных художественных практик. По существу, именно авангард ставит этот вопрос, как предмет особого внимания. Начиная с самых ранних художественных объединений авангардистов, таких как петроградский «Союз молодежи» и московский «Бубновый валет», авангардное искусство осознанно включает в поле своего обсуждения работу с границами и выход за их пределы. Позднее и супрематизм, и конструктивизм становятся своего рода программами переосмысления базовых установок искусства, выхода художественных практик в новые пространства социальной жизни и попыткой их трансформации. Рассматривая различные направления авангардного искусства в контексте преодоления ими установленных границ и сдвигания принятых рамок к новым отметкам, а также влияния авангардного искусства на дальнейшее развитие художественных практик, конференция преследует цель обнаружить принципы переопределения и создания новых художественных смыслов в рамках авангардного искусства первой половины ХХ века. Конференция будет носить междисциплинарный характер и охватывать историю и проблемы авангарда в области разных видов искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, театра, кинематографа. К обсуждению предлагаются следующие темы:
Организаторы: Еврейский музей и центр толерантности, Государственный институт искусствознания, Энциклопедия русского авангарда, МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, НИУ ВШЭ, МГХПА им. С. Г. Строганова. Цель конференции: предоставить возможность молодым ученым (студентам, магистрантам, аспирантам, молодым преподавателям и научным сотрудникам) поделиться своими исследованиями и получить комментарии, замечания и предложения как коллег своего поколения, так и состоявшихся ученых и известных исследователей искусства первой трети XX века. Для более эффективной работы конференции и получения реального результата, предлагается отличающийся от академического чтения докладов формат проведения конференции.
Заявки присылать по адресу [email protected] до 20 января 2020 г. Готовые доклады должны быть присланы до 27 марта 2020 г. Рабочий язык конференции русский. http://ruthenia.ru/anons/553120.html 1617 апреля 2020 года в Новосибирском государственном педагогическом университете на кафедре русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе пройдет всероссийская научная конференция Третьи Чумаковские чтения. Тема конференции «Текст и контекст». Предлагаются следующие направления работы конференции:
В рамках конференции планируется проведение секции, посвященной памяти профессора Нины Елисеевны Меднис. Общее тематическое направление секции «Поэтика и семиотика русской литературы». Научный кругозор Нины Елисеевны Меднис был очень обширным, ее интересовала литература во всем многообразии смыслов и контекстов. «Слово читателя в творчестве Пушкина 30-х годов» (1978), «Проблемы психологии и философии творчества в романе Евгений Онегин» (1983), «Венеция в русской литературе» (1999), «Сверхтексты в русской литературе» (2003), «Тема безумия в произведениях второй болдинской осени. Поэма Медный всадник и повесть Пиковая дама» (2005) вот далеко не полный перечень научных работ Нины Елисеевны Меднис.
По материалам конференции будет подготовлена коллективная монография с последующим размещением в РИНЦ. Заявку на участие в конференции и аннотацию доклада (500600 знаков) просим подать не позднее 25 марта 2020 года в электронном виде с пометкой «конференция» по адресу: [email protected] Фарафоновой Оксане Анатольевне. О решении будет сообщено до 1 апреля 2020 г. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок и материалов для публикации. Проезд и проживание за счет направляющей стороны. Организационный взнос (500 рублей) оплачивается при регистрации участников конференции. http://ruthenia.ru/anons/553132.html 1011 апреля 2020 года кафедра общей теории словесности (дискурса и коммуникации) филологического факультета МГУ проводит Международную научную конференцию «Эффект правдоподобия и проблема литературного воображения: к культурной истории феномена». На конференции мы предлагаем рассмотреть следующие проблемы:
К участию в конференции приглашаются филологи, культурологи, социологи, философы в целом, ученые, интересующиеся проблемой эффекта реальности в литературе, иммерсивностью, теорией возможный миров в различных аспектах. В рамках конференции планируется отдельная «творческая» секция с участием писателей, преподавателей, теоретиков и методологов творческого письма. ФИО с указанием места работы/учебы, тему доклада, тезисы (объемом до 1000 знаков с пробелами), короткую автобиографию (до 500 знаков с пробелами) присылать до 10 января 2020 года на адрес: [email protected] http://ruthenia.ru/anons/553110.html 911 апреля 2020 года в Твери пройдет научная конференция «Старость как сюжет». Конференцию совместно проводят кафедра истории и теории литературы Тверского государственного университета и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Конференция «Старость как сюжет» продолжает исследовательскую работу, которая проводилась в 2012 2019 годах в рамках серии конференций «Время как сюжет», где рассматривались категории «прошлое», «настоящее», «будущее», «вечность», «мгновение», «безвременье», «юность», «зрелость». Основная проблема, которой посвящено это научное мероприятие, заключается в исследовании художественных стратегий одной из составляющих категории времени в литературе — сюжетного потенциала индивидуального времени. На предшествующих конференциях анализировались «вторичные проявления» (фиксации представлений об истории), формы «спасения достоверности», модели конструирования будущего и сегментации времени. Проблема репрезентации времени и сюжетного потенциала временных категорий остается наиболее важной для организаторов проекта. Категория «старость» связана и с представлениями о «мгновении» и «вечности», «прошлом» и «будущем», и с представлениями о «юности» и «зрелости». Выход за пределы масштабных линейных и циклических моделей позволяет рассмотреть значимые аспекты времени на микроуровне: сюжетная интерпретация движения времени в индивидуальной плоскости представляется достаточно сложной. «Старость» рассматривается чаще всего как этап подведения итогов, как «золотая осень» или «закат». Подобный подход возможен и в оценке развития государства/нации, цивилизации, человечества. На протяжении столетий менялись возрастные границы «старости», менялись характеристики, которые с ней связаны, каждая эпоха предлагала свои нормы и сюжеты. Условность подобных классификаций позволяет участникам конференции предложить собственные трактовки и концепции. В рамках конференции организаторы планируют уделить особое внимание следующим вопросам:
Расходы за счет направляющей стороны, оргвзнос не предусмотрен. Предполагается экскурсионная программа. По итогам конференции планируется издание сборника статей и материалов, стоимость публикации 500 р. (предоставляется один авторский экземпляр). В заявке просим указать: ФИО, место работы, должность, ученую степень, звание. Темы докладов с краткой аннотацией (до 500 печ. знаков) просим направлять по адресу [email protected] до 1 марта 2020 года. http://ruthenia.ru/anons/553126.html
|