АНОНСЫ
34 апреля 2015 года в Москве пройдет Международная научная конференция «Newslore и medialore в современном мире: фольклоризация действительности». Обоснование темы конференции: Помимо прямой реакции на событие, традиционно являющейся предметом социологических исследований, общество может реагировать на текущие процессы и явления опосредованно. Реакция на актуальное, зачастую новостное, событие облекается в форму фольклорных жанров-«реагентов». Нередко человек, не выражающий прямо своего мнения по поводу некоторого общественного события, тем не менее, косвенно высказывает его, становясь активным участником «цепочки» трансмиссии и репликации фольклорных текстов. В результате складывается значительная группа фольклорных форм, которые могут откликаться на любые изменения социально-политического контекста, продуцируя тексты, нацеленные на осмысление актуальной реальности то, что можно было бы обозначить термином «актуальный фольклор» (или, пользуясь термином Рассела Фрэнка, newslore). Такой фольклор оказывается способен к максимальной оперативности реагирования (нередки случаи, когда фольклорная реакция проявляется в течение нескольких минут после публикации информации о некотором событии в СМИ). Эта реакция может выражаться в различных формах: от городских легенд, шуток, слухов, мемов, страхов до пародийных и пропагандистских текстов список далеко не окончательный. Однако фольклорные тексты не просто отражают реакцию общества на события-стимулы. С одной стороны, они сами являются реакцией и стимулом и в этом качестве выполняют важнейшие социальные функции: адаптируют членов общества к изменившемуся социально-политическому контексту, компенсируют возможную фрустрацию в связи с травмирующими событиями, способствуют становлению групповой идентичности. С другой стороны, фольклорные тексты в определенной степени формируют как представление сообщества о текущих процессах, так и отношение к ним. Каналы трансмиссии актуального фольклора сами становятся специфической формой новостных медиа. Фольклорные тексты такого рода, как правило, в высокой степени медиазависимы. Сюжетная база актуального фольклора базируется на медийной топике, а изобразительно-выразительные средства языка medialore активно эксплуатируют как текущий медийный дискурс, так и популярные образы массовой культуры, позволяющие не только найти аналогии происходящему в освоенном информационном поле, но и сделать текст адекватным культурному пространству сообщества. Тексты newslore и medialore, таким образом, сочетают признаки «классического» фольклора с образами современной культуры: яркими примерами этого рода являются слухи о роли шаманов в крушении самолета, инспирированные журналистами слухи о снежном человеке, который в устных нарративах приобретает черты лешего и т.д. В ходе работы конференции будут рассмотрены следующие проблемы (список открытый):
Для желающих принять участие в конференции необходимо до 1 февраля 2015 года заполнить анкету участника по адресу: https://clck.ru/9Njtb. Тезисы вставляются в специальное окно этой анкеты. Объем тезисов: от 500 до 600 слов (без подсчета списка литературы). В тезисах необходимо указать основную проблему, материал исследования и теоретические подходы, задействованные заявителем для ее решения. Оргкомитет примет решение о включении доклада в программу не позднее 7 февраля. Доклады участников конференции (в краткой форме) предполагается опубликовать в электронном виде до начала мероприятия. В связи с этим просим все принятые доклады прислать в Оргкомитет к 10 марта 2015 года. Рабочие языки конференции – русский и английский. Оргкомитет рассматривает возможность возмещения расходов части участников на проезд до/от Москвы и проживание в гостинице РАНХиГС. Всю актуальную информацию о конференции можно найти на сайте http://www.shagi.ranepa.ru/ и http://www.ruthenia.ru/folklore. Задавайте Ваши вопросы координаторам конференции по адресу [email protected]. (Источник информации: Александра Архипова) |