Семинары

АNNАЛИЗ

ТЕКСТА

К Lehrer'у

Иосиф Бродский: геометрия поэтического мира

У этого текста длинная и, надеюсь, еще не завершившаяся история. Он была написан девушкой, использующей в сети ник Вечность L'Arma, в качестве курсовой работы по культуре речи - это объясняет некоторые особенности текста. Затем девушка прислала ее мне в ответ на предложение почитать ее работы (хотела она, чтобы ее работы почитали. Что неясно?) Я предложил обсуждать текст в режиме семинара (на что она согласилась), но прежде попросил ответить на несколько технических вопросов по тексту. Дело было в сентябре. С тех пор ответов я не получал, а потому решил публиковать текст как есть, только убрал введение - право же, если вы читали 1 введение к курсовым, вы читали их все. Возможность обсуждения не закрыта; надеюсь, что автор работы тоже еще появится.


§1. Место поэзии Иосифа Бродского в поэтической традиции

Поэзия 1920-1970-х годов развивалась по направлениям, намеченным в модернизме и авангарде. Можно выделить три основные линии. Первая идет от акмеизма, условно говоря, петербургская линия (наследующая опыт Ахматовой, Мандельштама, Аненнского). Вторая идет от футуризма - линия московская (Хлебников, Маяковский, Пастернак). Третья - линия крестьянской поэзии.
В литературе эмиграции значительно преобладала акмеистическая, петербургская линия. В Советском Союзе движение литературы все в большей мере определялось теорией и практикой "партийности".
Место поэта в русской культуре в главной мере определялось принадлежностью к тому или иному поколению. Особенно это было актуально во времена правления Сталина. Поэтическое наследие этой эпохи партийно, тенденциозно и единообразно.
Отношение к поэзии, к власти резко изменилось у того поколения, которое вошло в литературу в 1960-е годы. Оно порвало с представлениями о том, что поэзия должна служить - чему бы то ни было - и вернулось к ее пониманию как самодостаточной ценности.
Новое поэтическое мышление наиболее полно выразил Иосиф Бродский, ставший голосом поколения.
Продолжатель традиции Ахматовой, он стал создателем своей новой поэтической империи, отражающей окружающую реальность в новом ракурсе.


§2. Творческий и жизненный путь

Бродский, родившийся в 1940 году, начал сознательно работать в поэзии около 1960 года. Это время стало для Бродского и его друзей днем ноль, точкой отсчета.

Иосиф Бродский ушел из восьмого класса школы, чтобы больше никогда не возвращаться в стены учебного заведения. Уйдя из школы, он пошел рабочим на завод, потом, желая подготовить себя к профессии врача, о которой мечтал, - в больничный морг. В это время Евгений Рейн познакомил Бродского с Ахматовой.
Первая строчка поэта, появившаяся в печати, была опубликована Ахматовой. В 1962 году Бродский посвятил ей стихотворение, вошедшее в книгу "Остановка в пустыне".
Иосиф Бродский. Избранное

Вскоре в 1963 году двадцатитрехлетний поэт был объявлен тунеядцем, в следующем году арестован, отдан под суд и приговорен к ссылке, несмотря на заступничество смелых людей. После новой волны протестов в 1965 году Бродский был возвращен в Ленинград. В 1972 году его выслали из СССР. В США Иосиф Бродский нашел признание, уважение и доброжелательную обстановку для работы.
В 1987 году он стал Лауреатом Нобелевской премии в области литературы. До этого времени на родине было напечатано только четыре его стихотворения.


§3. Построение геометрической модели

§3.1
Поэзия Иосифа Бродского - своеобразный итог мучительного поиска нового поэтического языка, новой поэтической формы, нового Слова.
Его творчество ни на что не похоже, но вместе с тем входит в читательское восприятие органично, как нечто, известное всегда (может быть, своего рода оживление генетической матери).
Литература- искусство временное (по Лессингу), Бродский делает ее пространственной, реализованной в фигурах и телах.
Он "начинает литературу заново, на пугающем своей опустошенностью месте".
Бродский через голову тенденциозной поэзии XIX и XX веков перенял и воплотил идею самодостаточной поэзии.
Обратившись к мировому поэтическому опыту, он выбирает для себя создание новой поэзии, новой империи.
Поиск основополагающих своего поэтического творчества поэт начинает со строкой первого своего стихотворения. Две крайности становятся его миром - язык и математика.
§ 3.2
Анализ стихотворений Бродского показывает, как, начиная с обращения к античности, вне политики, он создает перенаселенный вещный мир, свое время и пространство. Этот мир в дальнейшем, выражаясь в своеобразных геометрических построениях, становится внутренним миром поэта.
Ища в окружающем мире то, что стало бы основой для собственной империи, Бродский "загромождает" стихи реальными вещами. Возникают характерные для стихотворной речи Бродского длинные синтаксические конструкции, переливающиеся через границы строк и строф. Принимая, что человек живет не в стране, а в языке, Бродский возводит язык в разряд духовных ценностей. Овеществляя "диктант языка", поэт обращается к геометрии.
Количество стихов, проанализированных нами, составляет одиннадцать хронологических сборников. Но знаковым в нашем анализе стало стихотворение "Пение без музыки" (1970 год). Думается, оно является определяющим для развития геометрической темы в творчестве Бродского.
На протяжении всего хронологического отрезка, который охватывает 1966-1976 годы, геометрические образы в стихотворениях Иосифа Бродского развивались от сложного к простому (по количественному критерию).
3.2.1. Стихотворения 1966 года для нас стали точкой отсчета. Но исследования стихотворных текстов доказало наше предположение об эволюционном развитии геометрических образов. В этих стихотворениях дано четкое видение реальности, не преломленное в призме субъективного восприятия. Из всех интересующих нас понятий только "пространство" встречается два раза (1.8, 1.23) и то в общепринятом понимании места. 1966 год - год языка, единственное, что владеет поэтом. Из-за этого он отказывается от архитектуры:

… В такой архитектуре
есть что-то безобразное…
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья. (1.11)

В первых его стихотворениях математические термины являются лишь способом приблизить описание к действительности:

В провалах алтаря зияла ночь.
И я - сквозь эти дыры в алтаре -
Смотрел на убегавшие трамваи,
На вереницу тусклых фонарей.
И то, чего вообще не встретишь в церкви,
Теперь я видел через призму церкви

Это мир, в котором еще не появилось пространство. Об этом свидетельствует частое употребление слова "пустота" в различных его отображениях: "пустота в кармана" (1.30), "с кресла пустого" (1.52), "пустоты" (1.89).
3.2.2. Постепенно структурный объем стихотворений уменьшается. И в 1967 году в них появляется пространство, словно до этого были просто оболочки предметов.
Роль творца своей Вселенной позволяет Бродскому экспериментировать с общеизвестными понятиями, проверяя их в своем измерении.

Развалины есть праздник кислорода
И времени. Новейший Архимед
Прибавить мог бы к старому закону,
Что тело, помещенное в пространство,
Пространством вытесняется. (1.100)

Хаос овеществленности, мира, переполненного предметами, заполняется пространством, вытесняемым все лишнее.
В этом хронологическом сборнике впервые "диктант языка" служит математике. Появляются темы и образы, которые после будут разработаны автором. Сейчас это только напоминание о том, что скорее всего было, скорее всего будет. Поэт начинает экспериментировать с вещами, предметами и даже человеком. Он превращается у него просто в точку. Причем это превращение автор переносит на самого себя (восприятие смысла бытия?). Геометрия касается, как считали многие художники, писатели и поэты, двух самых сложных, труднообъяснимых жизненных проявлений: любви и времени. Только у Бродского две эти реалии выражаются через одно - разлуку (знаково):

Стоит ли? Вряд ли. Не стоит строчки.
Как две прямых расстаются в точке,
пересекаясь, простимся. Вряд ли
свидимся вновь, будь то Рай ли, Ад ли.
Два этих жизни посмертных вида
лишь продолженье идей Эвклида. (1.84).

Впервые, определив геометрическое проявление Рая и Ада, поэт примеряет к жизни, словно прикладывает или строит на реальности, геометрическую символику:

Так долго прожили без книг,
без мебели, без утвари, на старом
диванчике, что - прежде, чем возник -
был треугольник перпендикуляром,
восставленным знакомыми стоймя
Над слившимися точками двумя. (1.97).

3.2.3. 1968 год. Это время ноля:

"Который час?" "Да около ноля".
"О, это поздно". "Не имея вкуса
к цифири, я скажу тебе, что для
меня все "о" - предшественницы плюса". (1.132).

Именно ноль является определяющей метафорой в стихотворениях этого периода. И даже человек в определенном смысле слова ноль:

… Я - круг в сеченье… (1.108)

Что есть круг? В сеченье - ноль. Круг есть точка с радиусом. Стихотворения 1968 года "округлены". Это стихотворения с радиусом: "И это - тот же круг, но радиус его, бесспорно, шире" (1.113), "Я думаю, лишь радиус нуля" (1.116), "Вжаться в сей радиус не жаждет голова, а брюхо…" (1.117), "радиус стрелки…" (1.122).
Так геометрия вошла в повседневную жизнь, стала отражается (сквозить) во всем., что окружает, во всем, что было и что будет (даже крест становится плюсом). Завершением стало появление квадрата:

Ночь. Форточка… О если бы медбрат
открыл ее!.. Не может быть и речи.
На этот - ныне запертый - квадрат
Приходятся лицо мое и плечи. (1.121)

3.2.4. "Квадрат окна" появляется и в 1969 году. Человек выбрал для связи с миром пространство, ограниченное четырьмя прямыми.
Это сборник, в котором встречаются две противоположности - время и пространство. И в стихах Бродского утверждается диктант пространства:

…Посмеиваясь криво,
пусть Время взяток не берет -
Пространство, друг, сребролюбиво!
Орел двугривенника прав,
четыре времени поправ! (1.159)

"Конец прекрасной эпохи" - центральное стихотворение данного хронологического сборника. Название говорит само за себя. В этом мире, мире конца эпохи:

Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
Немота вынуждает нас как бы к созданью своих
Этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
Свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам. (1.161).

Пространство не нуждается в предметах, оно их вытесняет, осталяя только "поверхности вещей" (1.145).

И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
Но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
Тут конец перспективы. (1.162)

Так мир становится чертежом. Наверное, тем, чем он является на самом деле.
Стремление человека окружить себя квадратами (далеко несовершенной геометрической фигурой) Бродский выражает всего в нескольких строках:

…Весь в поту,
Он бродит ночью голый по паркету
не в собственной квартире, а в углу
большой земли, которая кругла,
с неясной мыслью о зеленых листьях. (1.174)


3.2.5. 1970 год. Год теоремы. Год учения Бродского. То, что он искал с самого начала своего творческого, а может быть, и жизненного пути, он выразил в теореме.

Закрепляя значимость пространства:
Друг, чти пространство! (1.227)

Бродский пишет инструкцию к видению того, что есть на самом деле, инструкцию к построению - "Пение без музыки".
Это стихотворение является центральным с точки зрения хронологического разделения и цели нашего исследования. Это зашифрованный чертеж, текст диктует построение геометрической модели.
По нашему мнению, эта пространственная модель представляет собой два подобных треугольника, лежащих в разных плоскостях и пересекающихся по прямой, являющейся перпендикуляром каждого треугольника. Она выстраивается следующим образом.
Стихотворение состоит из трех смысловых частей. Первая из них является введением и переводит реальный мир в измерение поэтического текста. Во второй части стихотворения происходит текстуальной построение геометрической модели одного из треугольников, а именно, земного. Начинается оно с проведения перпендикуляра, как небесам опоры (1.233). Утверждение о том, что человек - всего лишь точка, трансформируется из философского понятия в географическое (что доказывает именно земную принадлежность первого треугольника):

… ведь мы в ту пору
уменьшимся и там, Бог весть,
невидимые друг для друга,
почтем еще с тобой за честь
слыть точками… ( 1.233)

Основанием, к которому проводился перпендикуляр (точнее, у Бродского основание проводится к перпендикуляру) есть линия, соединяющая две точки - разлука (в психологическом и пространственном смысле слова):

… итак, разлука
есть проведение прямой… (1.234).

Две другие стороны образованы взглядами "жаждущей встречи пары" (1.234). Вершина треугольника становится пространственной характеристикой, обозначающей убежище для любовников. Земной треугольник является любовным. Абсолютно жизненным и реальным, только третьим является не человек, а место встречи, непознанное и в какой-то степени пугающее своей таинственностью (1.234).
Определяясь с символом пространства - чистая бумага, Бродский продолжает построение своей геометрической модели стихотворения (точнее, продолжает диктант языка в служении геометрии). Начинается построение второго треугольника, треугольника ирреального, существующего в измерении поэтического текста. В мире, где происходит подмена понятий, терминов, принятых в реальной жизни. Назовем условно этот мир небесным, поскольку :

…наш
мир все же ограничен властью
Творца: пусть не наличьем страж
заоблачных, так чьей-то страстью
заоблачной… (1.235).

Разлука в этом треугольнике трансформируется в прямую, не соединяющую две данные точки, а лежащей между ними. Именно через нее, по мнению Бродского, выражается зависимость любви от жизни. Скорее всего, это будет различное расстояние от точек до прямой:

… разбей чертеж
на градусы, и в сетку втисни
длину ее - и ты найдешь зависимость любви от жизни. (1.235).

Это прямая - своеобразный предел или место точек, где две данные никогда не будут вместе. Она граница, разделяющая их, которую они не в силах пересечь. Эта прямая не содержит точку, которая в первом треугольнике являлась местом встречи, встречи "двух пронзительных взглядов". И построение продолжается построением перпендикуляра из центра данной прямой. Но поскольку прямая бесконечна, то за точку, из которой восстанавливается перпендикуляр, принят центр отрезка, соединяющего две эти точки в земном треугольнике (земная разлука). На основании предыдущих анализов можно сделать вывод, что данные точки переносятся с земного треугольника на небесный. И местом их расположения и будет прямая между двумя данными. Они трансформируются в прямые, которые встречаются в основании перпендикуляра и расходятся в противоположные стороны. Так как прямая содержит бесконечное число точек, то следующие построения могут быть представлены в различных вариантах, зависящих от субъективного восприятия. Об этом говорит и сам поэт в начале стихотворения, упоминая "о двадцати восьми возможностях" (1.233). Стороны этого треугольника также являются линиями "пронзительных двух взглядов", только теперь они перенесены в другую плоскость. У Бродского сначала определяется угол, а потом только то, что его образует. Это геометрия его мира. Данный угол находится в вершине перпендикуляра. А точки пересечения двух взглядов в земном и небесном треугольнике совпадают и являются вершиной углов, общей точкой, точкой соединения в мире реальном и ирреальном, точкой соединения этих двух миров:

…она для них сама - услуга,
как зеркало, куда глядят
не смеющие друг на друга
взглянуть… (1.236).

Таким образом каждый из взглядов является лучом падающим и отраженным одновременно. По Бродскому линии взглядов пересекаются под прямым углом:

… а каждый взгляд,
к вершине обращенный, - катет. (1.235).

Далее, обращаясь к геометрии, после того, что "ДАНО" следует доказательство теоремы, в которой:

…муча глаз
доказанных обильем пугал,
жизнь требует найти от нас
то, чем располагаем: угол. (1.236).

Снабжая геометрический термин реальными вещественными пояснениями, Бродский объясняет его смысл для объективной реальности. Обращаясь к действительности, автор находит в том, что всегда было понятно, скрытый смысл, поясняющий общеизвестные понятия. И постепенно:

…скарб мыслей одиноких, хлам
невысказанных слов - все то, что
мы скопили по углам… (1.236)

Углы комнаты превращаются в те самые углы, которые образуют пересекающиеся прямые в нашей модели. В данном случае это пересечение прямой земной разлуки и взглядов, выходящих из данных точек.
В своем творении Бродский доходит до высшей степени мастерства:

И рано или поздно точка
Указанная обретет
Почти материальный облик,
Достоинство звезды и тот
Свет внутренний, который облак
Не застит… (1.237).

Точка ложится на карту звездного неба, и поскольку звезда долговечна, она становится судьбой двух точек. Тем, что им дано, надолго, навсегда, до гроба. Потому что, "невидимы друг для друга", оттуда обозримы они оба. И так будет всегда и везде, в любое время и в любом пространстве, что, в конце концов:

…Начнем
от этого зависеть ока
всевидящего. Как бы явь
на тьму ни налагала арест,
возьми его сейчас и вставь
в свой новый гороскоп, покамест,
всевидящее око слов
не стало разбирать… (1.237)

Может быть, Иосиф Бродский имел в виду какую-то определенную звезду. Нам кажется, что эта звезда могла бы входить в созвездие Близнецов. Как известно, Иосиф Бродский родился под созвездием Близнецов. И две точки, по нашему гипотетическому предположению, являются двумя наиболее яркими звездами этого созвездия.

В качестве приложения - три схемы для людей с не столь богатым пространственным воображением.

К семинарам
В Отходы
ABC-лист
Знания здесь!
На форум
Послать NN

Новенькое:

5.02.2005
Размещен полемический комментарий К. Юдина к статье М.Л. Гаспарова о стихотворении О. Мандельштама

30.10.2004
В списке авторов выложена ссылки на анализы текстов, сделанные на форуме

3.11.2003
Размещена
работа О. Кикава
о пунктуации А. Белого

24.10.2003. Продолжение
"Анализа текста" - разбор сюжетов "Жирафа" и "Озера Чад" Н. Гумилёва.

Пополнение
"Отходов" - кусок диплома по сказке эпохи романтизма.

21.10.2003. Продолжение семинара по интеллигенции

15.10.2003. Размещено обсуждение работы по "Левше" с форума "ГПР"

10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы "Когда всё это кончится" и "Сюжеты бывают всякие".

1.10.2003. Открыт дискуссионный лист - рассылка, в которую может писать любой подписчик. Хотите попробовать? Мыло на полку (см. внизу)!

19.08.03. Открыт семинар по Шкловскому

19.04.03. И еще одно пополнение "Отходов" - "Эпитеты в "Машеньке" Набокова"

16.04.03. Пополнение в "Отходах" - реферат по эпитетам

10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок

31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского

АNNАЛИЗ ТЕКСТА

Озон