Семинары

АNNАЛИЗ

ТЕКСТА

К Lehrer'у

Этот семинар - зеркало обсуждения моей работы о "Левше", возникшего на форуме "Говорим по-русски". Началось с моего вопроса:

NN
01.04.2003 15:39

Тема: Crusoe

А что скажете о моей революцьонной гипотезе, что лесковский "Левша" - это фига в кармане, обращенная к Победоносцеву и прочим патриотам из окружения нового царя?

Crusoe
01.04.2003 16:03

Тема: Левша

Ой, не думаю. Лескову фиги как-то не к лицу. Человек он был, конечно, очень тяжёлый и желчный, но это не фига... Это летящий в лицо кулак, как и "На ножах", "Юдоль", "Владычный суд", причём достаётся всем. У Лескова было удивительно объёмное зрение, персонажи "Левши" трагичны, величественны, жалки и смешны одновременно. У него не было иллюзий о плохой или доброй власти или о плохом или хорошем народе и он не метался между ними. Он просто видел всех насквозь. Меньше всего Лесков был интеллигентом с фигой в кармане. Это был боец, очень злой и очень сильный. Интересно, что он никогда не станет "нашим всем" - слишком страшен, хотя более чем заслуживает этого звания.

NN
01.04 . 2003 16:15

Все же открытым протестом против "загона" "Левшу" тоже не назовешь. Да и обстановочка весной 1881 года была не та, чтобы кулаками-то махать. Ну, не фига, а, скажем, подножка. О которую поныне спотыкаются - у нас в Туле-то, конечно, не Лесков "наше всё", но Левша (так, хотя и неправильно, пишут) - это брэнд. Это Имя. Это касса...

Crusoe
01.04 . 2003 17:58

Я бы не стал утверждать, что некий протест может породить что-либо, кроме прокламации-однодневки. Как и восхваление. Это несчастный удел критиков считать "Клеветникам России" тем то, а "Бориса Годунова" - ещё чем то. Счастливый удел читателя - снова и снова перечитывать тексты, изумляясь их бесконечной многослойности и неоднозначности (вот земляки Ваши и остановились на одном из слоёв - оказался золотоносен). Удел (уж не знаю какой) автора - исторгать из себя эти тексты и процесс этот (IMHO) чисто физиологический. Внешние впечатления, как мне кажется, могут послужить неким спусковым механизмом, инициацией родов, но к зачатию и вынашиванию ребёнка отношения не имеют. Разве что, от несвоевременного инициирования недоносок может появиться ("На ножах" - явный недоносок), но "Левша" оказался нормально доношен. Я не вижу причин, почему бы "Левше" не появиться годом-двумя раньше или позже. Его делали "не по случаю", он вне текущих событий, он просто архетипичен для России. Он вне либерально-консервативного жужжания, фиг в кармане, что делать, блин, и кто, блин, виноват, он просто не имеет к ним отношения. И не вижу я в "Левше" эзопова лукавства, как выпелся, так и выпелся. Лесков, пребывая среди визгливого и мечущегося, как тараканы под кипятком ("С кем вы мастера культуры? Ура! Всё пропало!") тогдашнего бомонда, выродил "Левшу". Правнук его, Саша Соколов, пребывая в протухшей эмигрантской среде, выродил "Между собакой и волком". Что тут скажешь - припрёт, так и на помойке родишь. Это физиология.
Найдётся ли в "Левше" величие России? Да, конечно. А её убожество - как властей, так и народа? Сколько хотите. Фигнер - герой войны 12-го года? Разумеется. Но ведь он садист? Да, и садист. Александр II дал волю крестьянам? Дал. Но всё сделал через жопу? Именно так. А Сталин был тиран и деспот? Тиран, детки, да и деспот. Но ведь он Россию спас? Спас, милые, спас...

NN
01.04 . 2003 18:55

По поводу "Левши" - ну да, конечно. Мысли о чем-то по этому поводу (блоха и все такое) у Лескова бродили и ранее, но воцарение Александра III, видимо, оказалось моментом "кристаллизации" в этом насыщенном растворе...

Арнольд
01.04 . 2003 19:51

+++ Левша (так, хотя и неправильно, пишут) - это брэнд. Это Имя. Это касса... +++
Характерно, что блоху-то Левша подковал, но передвигаться после этого она перестала. Смело уподоблю сей казус локализации буржуйского программного продукта, выполненной "на коленке".

NN
01.04 . 2003 21:04

Тема: О том и речь.

Собственно, по этому поводу весь анализ и написан -
http://www.ruthenia.ru.annalystxt/Leskov.htm
Что без них нам никак нельзя, а с ними, но по-нашему - себе дороже...

Crusoe
02.04.2003 18:52

Я вот чего подумал - а кому Лесков фигу-то показывал? Над "Сказом" он работал в апреле-мае 1881 года - кстати, параллельно с "Леон - дворецкий сын" - не заинтересует ли Вас сопоставление текстов? Так вот, "чья возьмёт" в апреле-мае было ещё не очевидно. Явно было, что гайки закрутят, но вот насколько? И сколько ещё Гриневицких с бомбами ходят по улицам? С одной стороны, манифест опубликован 29 апреля, в начале мая ушли в отставку Лорис-Меликов, Абаза, Милютин, Сабуров и убран В.К. Константин Николаевич. Идут погромы. Создана охранка, "Священная дружина", введены войска. 3 апреля повешены 5 террористов.
Но:
++
Петербург был совершенно терроризован,-- не только покушением, совершенным 1/13 марта, но еще более слухами о силе и отваге революционеров. На улицах можно было встретить лишь запуганных и растерянных людей. При встрече друг с другом они обменивались тревожными новостями, множившимися с каждым часом. Говорили о сенсационных арестах, о захвате оружия, взрывчатых веществ, об обнаружении тайных типографий, о революционных прокламациях, расклеенных в общественных местах и даже в Зимнем дворце, об угрожающих письмах, полученных высшими представителями власти, об убийствах жандармских офицеров среди белого дня в центре города и т. п.
++М.Палеолог
++
Окапываются дворцы; запрещается ходить по их панелям. Временный совет при градоначальнике воображает, что он призван управлять полицией и самим градоначальником; министр внутренних дел стушевался и даже не обнаруживает никакого участия в делах охранения или восстановления общественного порядка в столице... Быстро катится шар по наклонной плоскости и надтрескивается. Ко всему нужно быть готовым.
++П.Валуев.
++
За невозможностью немедленного второго цареубийства наступило затишье. С нашей стороны оно было вынужденным, но общественное мнение толковало его, как затишье перед грозой. Само правительство разделяло такой взгляд и ожидало новых трагических событий. Напряженное ожидание было, можно сказать, характерным признаком общественного настроения того времени. Действия Комитета за весь истекший период были окружены тайной: никто не знал, когда, именно, в какой момент и в какой форме загремит удар. Никто не знал и того, какими средствами, и смысле персонала и техники, располагает <<Народная Воля>>. Эту полную неизвестность и вместе с тем признание Исполнительного Комитета в данное время вершителем судеб России, в смысле поворота к свободе или еще большего усиления реакции, в шутливой форме, метафорически, выразил Глеб Иванович Успенский: в беседе со мной как-то после 1 марта и в связи с этим событием он сказал: <<Что-то с нами теперь сделает Вера Николаевна?>>, подразумевая под Верой Николаевной Исполнительный Комитет.
++В.Фигнер

Александр III убегает в Гатчину.
++
Вид дворца и парка, оцепленных несколькими рядами часовых с добавлением привезенных из Петербурга полицейских чинов, конных разъездов, секретных агентов и проч. и проч. Дворец представляет вид тюрьмы
++Д.А.Милютин
++
Царь сидит в Гатчине безвыездно, ничего не говорит, ничем о себе не заявляет
++А.А.Киреев

Ходят слухи, что готов взбунтоваться Скобелев...
++
Я уже смел писать Вашему Величеству о предмете, который почитаю важным -- о приеме Скобелева. Теперь в городе говорят, что Скобелев был огорчен и сконфужен тем, что Вы не выказали желания знать подробности о действиях его отряда и об экспедиции, на которую обращено было всеобщее внимание и которая была последним, главным военным делом, совершенным в минувшее царствование. Об этом теперь говорят, и на эту тему поют все недовольные последними переменами. Я слышал об этом от людей серьезных, от старика Строгонова, который очень озабочен этим. Сегодня гр. Игнатьев сказывал мне, что Д. А. Милютин говорил об этом впечатлении Скобелева с некоторым злорадством.

Я считаю этот предмет настолько важным, что рискую навлечь на себя неудовольствие Вашего Величества, возвращаясь к нему.
....
Обстоятельства слагаются к несчастию нашему так, как не бывало еще в России -- предвижу скорбную возможность такого состояния, в котором одни будут за Вас, другие против Вас. Тогда, если на стороне Вашего Величества будут люди, хотя и преданные, но неспособные и нерешительные, а на той стороне будут деятели,-- тогда может быть горе великое и для Вас, и для России. Необходимо действовать так, чтобы подобная случайность оказалась невозможной. Вот, теперь, будто бы, некоторые, нерасположенные к Вашему Величеству и считающие себя обиженными, шепчут Скобелеву: "Посмотри, ведь мы говорили, что он не ценит прежних заслуг и достоинств". Надобно сделать так, чтобы это лукавое слово оказалось ложью, и не только к Скобелеву, но и ко всем, кто заявил себя действительным умением вести дело и подвигами в минувшую войну.
...
Пускай Скобелев, как говорят, человек безнравственный. Вспомните, Ваше Величество, много ли в истории великих деятелей, полководцев, которых можно было бы назвать нравственными людьми -- а ими двигались и решались события. Можно быть лично и безнравственным человеком, но в то же время быть носителем великой нравственной силы, и иметь громадное нравственное влияние на массу. Скобелев, опять скажу, стал великой силой и приобрел на массу громадное нравственное влияние; то есть, люди ему верят и за ним следуют. Это ужасно важно, и теперь важнее, чем когда-нибудь.
++К.Победоносцев.
++
Впрочем, новый курс во внутренней политике восторжествовал не сразу. Назначенный, по рекомендации Победоносцева, министром внутренних дел гр. Игнатьев созывал совещания <<сведущих людей>> из земских кругов для обсуждения некоторых текущих вопросов, а вскоре согрешил представлением царю проекта о созыве земского собора (в согласии с программой славянофилов). Победоносцев, узнав о проекте Игнатьева, конечно, пришел в ужас, и снова завопил, что этот <<чудовищный>> проект есть <<верх государственной бессмыслицы>>, и что осуществление его означало бы <<гибель правительства и гибель России>> (Письма, I, №№ 299 и 300, 4 и 6 мая 1882 года).
Сановный поклонник славянофильских теорий немедленно вылетел из министерского кресла, а место его занял гр. Д. А. Толстой, пресловутый изобретатель классицизма и земских начальников. Теперь новый курс определился вполне.
++Пушкарёв, "Россия в 19 веке".

И так далее. Всё ещё впереди.
"Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" - 14 августа 1881.
Новые цензурные правила ("Временные правила") - 27 августа 1882.
"Общий устав императорских российских университетов" - 23 августа 1884 года.

Так что, сотворение "Сказа" пришлось на период, по сути, безвластия, мятежа и неопределённости. Не в этом ли ключ?

Э. Воляпюк
02.04.2003 19:44

Да, потрясающая картина. Здорово! Я, правда, так и не понял, при чем тут Левша. Что он писался в это время? Ну... Ну ладно. А вот как вы думаете: траванули-таки Скобелева или он сам помер?

NN
02.04.2003 19:45

Спасибо! Если я возьмусь-таки за эту работу, Ваша информация станет весьма полезным средством первичной ориентировки в материале.

Да, очевидно, простого политического памфлета Лесков писать не собирался. Это - собственно художественный способ как-то организовать (прежде всего свое) смысловое пространство в этой неопределенной ситуации. Однако Ваши материалы подтвердили мою гипотезу о том, что эта историческая ситуация получила-таки отражение в сюжете сказа, хотя и не в форме тривиальной аллегории ("Ал.I = Ал.II, Ник.I = Ал.III"). Скорее Лесков, уловив весьма большую вероятность того, что "загонные" идеи станут политикой государства (а убеждения наследника и его ближайшего окружения, думаю, не были секретом для общества задолго до убийства Александра II), попробовал вспомнить (и напомнить), чем закончился предыдущий "загонный" период...

NN
02.04.2003 19:56

Тема: ЭГе


Коротко моя мысль заключается в следующем. В "Левше" противопоставлены "слабый" Александр I, который, с т.зр. рассказчика, слишком уж ориентировался на Запад (и умер, когда заехал слишком далеко на восток), и "сильный" Николай I, который вроде как русскую нацию очинно даже защищал. Вот и заставил он нашего левшу англичан превозмогать. Левша превозмог, да еще и военный секрет у англичан вызнал - и заторопился домой. Те его в ответ споили, но он все равно ничего не сказал. Да только и в Петербурге слушать левшу никто не захотел. И кончилось дело тем, что англичане-то "сильного" Николая в Крымской войне уконтрапупили.
Ситуация смены ориентиров власти показалась мне слишком уж важной для текста, написанного в 1881 году, да еще весной. Ну, а если хотите чуть подробнее - загляните на сайт, дорожку знаете ;)

Crusoe
02.04.2003 20:32

NN:
Да, и мне мыслится, что это ответ на вечное: "Русь! Куда несешься ты? Дай ответ..." И ответ он знал, ибо отчётливо понимал колебания российского маятника с востока на запад и обратно. И отличался он от современников пониманием той истины, что этот маятник нельзя остановить без полного разрушения российской цивилизации.

Э.Воляпюк.
Я просто попытался воссоздать настроения апреля-мая 1881, когда Лесков писал "Левшу".
История не даёт ответа, была ли смерть Скобелева насильственной. Как и нет ответа о самоубийстве Николая I, о причинах смерти Наполеона, Александра III и... Александра II. Вопрос о последнем - загадка, ждущая исследователя. За ним охотились, Желябов и Перовская рыли подкопы, взрывали поезда и мосты, Зимний Дворец рванули, веселились и ликовали, одним словом. А после 1 марта - всё, шабаш. Всех отловили, посадили, заперли, повесили. И обстановка подозрительная - на август 1881 был назначен брак Александра с княгиней Юрьевской, существующие наследники, стало быть, побоку. Конституция Лорис- Меликова (кстати, пустая бумажка) похоже предполагалась информационным прикрытием. Так что было и кому и за что. Март, опять же, скверный для российских императоров месяц...

Э. Воляпюк
02.04.2003 22:12

Спасибо NN и Crusoe за разъяснения насчет Левши.
Мне по-прежнему кажется, что искать отражений злобы дня в сказке -- дело совершенно дохлое. Почему "Пир во время чумы" -- в 1830 г.: из-за холеры? Или из-за предстоящей женитьбы?
Но сам процесс... Очень интересно. Вот и про Александра II меня все время что-то свербило. За ним такая охота, а он разъезжает туда-сюда с совершенно символической охраной. Но как это можно было подстроить?

NN
02.04.2003 22:39

Тема: Ну, не убедил

так не убедил.

(В сторону) Хотя сказ и сказка - разные вещи...

Э. Воляпюк
02.04.2003 22:49

Кто, я? Ну и правильно. Меньше всего я хотел бы быть убедительным (мо!).

(Ш е п о т о м) Вот зануда! Неужели не ясно, в каком тут смысле "сказка"!

Разочарованный странник
03.04.2003 06:30

++ Э. Воляпюк: А после 1 марта - всё, шабаш. Всех отловили, посадили, заперли , повесили.

В политике больше всех достаётся тем, кто ни вашим, ни нашим. Тогда недовольные среди и тех, и других, а друзей ни там, ни там. Добавьте сверху постоянные резкие, непредсказуемые движения. В этом смысле для Александра II 1881 год мало отличался от остальных, ему всё время угрожали. Но интересно посмотреть кто и когда.

Закрывает Бутурлинский цензурный комитет, разрешает заграницу выезжать, снимает ограничение на студентов, отправляет в отставку Нессельроде, Дубельта, Долгорукова, затеивает <<крестьянский вопрос>>, ставящий под угрозу благосостояние очень многих и очень влиятельных, прямо говорит, что не боится конституции, назначает либеральных министров - это уже в 50-х. Кто недоволен (и очень?). Назовём их <<ваши>>.

Проходит времени немного и начинается: боится полной гласности, обсуждение крестьянского вопроса запрещено в печати, комитет по этому вопросу Негласный, дворяне Тверской губернии посажены в тюрьму - теперь это раздражители для <<наших>>, но пока не очень сильные. Угроза со стороны <<ваших>> намного сильнее. В 1961 году перед обнародованием манифеста царь ночует у сестры, боясь покушения - не Гриневицкого. От Гриневицкого можно и в Зимнем спрятаться. Эта угроза справа и она с манифестом никуда не уходит, а только усиливается.

Тем временем и <<наши>> не дремлют (подстёгиваемые Герценом): пожары в Петербурге, восстание в Польше - всё 60-е. И вот - первое покушение, и первый <<откат>> - консервативный Шувалов становится <<Петром Четвёртым>>, либеральных министров заменяют на консервативных и о конституции царь говорит уже не с таким энтузиазмом. Угроза со стороны <<наших>> вырастает до размеров угрозы <<ваших>>, только одна открытая внешнему взгляду, бурная, а другая скрытая.

Вот, похоже, и получается, что к началу 70-х <<ваши>> поняли, что самим ничего делать не нужно, а только дать волю <<нашим>> - и дали. Наши воспользовались неоднократно - семь раз, начиная с 60-х! И - ничего. А как дело сделали, их и убрали. Действительно, наводит на размышления.

Почему так долго тянули? Революционные кадры тогда ещё набирали опыт: кто от страха не мог метнуть, а кто из христианского чувства (тогда нигилисты были, но и религия была глубже) вместо того чтоб метать, помог поднести раненого царя в карету. Порох не так давно изобрели, технология новая. Роль мистики в истории тоже нельзя отрицать: предсказали, что семь (такое число интересное) покушений переживёт невредимым, вот и пережил. А восьмого нет.

Возможно, <<явно было, что гайки закрутят, но вот насколько? И сколько ещё Гриневицких с бомбами ходят по улицам?>> (NN), не совсем так. Не закрутили ни в 60-е, ни в 70-е, хотя поводов было достаточно. А сколько Гриневицких ходит, думаю, знали. Вы представляете себе, где жила та самая <<Вера Николаевна>>? Скажем так, любимым местом прогулок Александра II была Малая Садовая - самая короткая улица Петербурга и одна из самых фешенебельных, выходящая одним концом на памятник Екатерине и Александринку, а другим на другое любимое место царя - Манеж, куда царь часто ездил. Длиной М. Садовая - в четыре дома, включая два угловых. Один из них - Министерство юстиции, квартира минюста, второй - торговый дом Елисеевых с внутренними помещениями, третий - гостиница, где Тургенев выследил, наконец, Виардо и проч. Жилых - не домов даже, а квартир - раз-два и обчёлся. Любимое место прогулок царя. Неужели не проверили, кто живёт, что за люди? Не знали (бывшие подчинённые снятого Александром Дубельта), что в одной из квартир расположилась Вера Николаевна? А у В.Н. деньги откуда в таком месте снимать? Дешевле ничего не найти было?

++Конституция Лорис-Меликова (кстати, пустая бумажка) похоже предполагалась информационным прикрытием.

Не совсем понятно, что значит информационное прикрытие, но если бы конституцию обнародовали, но убивать не надо было бы. Вот и выходит, то ли с конституцией затянули, то ли с покушением поторопили.

+++И обстановка подозрительная - на август 1881 был назначен брак Александра с княгиней Юрьевской, существующие наследники, стало быть, побоку...

Отношения с Екатериной, конечно добавили огня в костёр <<ваших>>, Александр III её ненавидел, но к 1881 году Екатерина и Александр II были вместе уже почти 16 лет, имели двоих детей, жила она прямо в Зимнем дворце рядом с первой женой, а в 1880 они поженились таким браком, который не давал право наследия.

++ Март, опять же, скверный для российских императоров месяц...

Не только для российских :)

++ нет ответа о самоубийстве Николая I
Александра I?

++в начале мая ушли в отставку Лорис-Меликов, Абаза, Милютин, Сабуров и убран В.К. Константин Николаевич. Идут погромы. Создана охранка, "Священная дружина", введены войска. 3 апреля повешены 5 террористов.

Может, кто-то из них знал слишком много. А, может, показательные выступления устроили, чтоб не заподозрили неладное.

Про Лескова ничего не знаю, не читал, сорри.

Crusoe
03.04.2003 11:27

Тема: Разочарованному страннику и немного о марте месяце.

Абсолютно! Игра "и вашим и нашим" обычно плохо кончается... Можно вспомнить ещё историю с освободительным походом на Балканы - бравурное начало, ход кампании и её бесславный конец. Источник постоянного раздражения достаточно было просто плохо охранять... Ну, конечно, некий тогдашний Азеф(ы) в Исполнительном Комитете не помешал(и) бы - для передачи денег, химических реактивов и информации о перемещениях самодержца...
Что касается mensis Martius: есть в нём явная мистика. Оставаясь в рамках Российской истории вспомним ещё примеров. Вот, погожим днём 18 марта 1811 года, император Александр I навестил сестру Екатерину Павловну в Твери. Судя по всему, день был погожий, так как император много гулял в саду. А к вечеру на огонёк заехал известный писатель и историк Н.Карамзин (ранее приглашённый Екатериной Павловной) и зачитал присутствующим "Записку о древней и новой России".
++
Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи, и коих благотворность остается доселе сомнительной.
++
Прикинув в уме тонкий намёк на толстые обстоятельства, учтя статус и настроения младшей сестры и её окружения и вспомнив некоторые мартовские подробности лет прошедших, император задумался. И ровно через год без одного дня - 17 марта 1812 года, известный реформатор М.Сперанский после задушевной ночной беседы с самодержцем отправился по традиционному для российских реформаторов пути - в Нижний Новгород... Всё же, есть в марте месяце что-то мистическое.

Crusoe
08.04.2003 11:49

Хочу обратить Ваше просвещённое внимание на одно тонкое обстоятельство в "Левше".
Сопоставляя "Сказ" с историческими реалиями, видим точное соответствие за одним нарочитым анахронизмом.
Венский конгресс.
Поездка Александра I и Платова в Англию - была, 1814 год. Встречали их триумфально, именем Платова был назван 80-пушечный английский корабль, Оксфордский университет вручил ему диплом почетного доктора права, Вальтер Скотт с бравым атаманом беседовал.
"Поп Федот" - был, см. комментарий самого Лескова.
Комендант Скобелев - Скобелев Иван Никитич, дед знаменитого генерала, комендант Петропавловской крепости (с 1839 г.). Тем самым, имеем временную отметку возвращения Левши в Россию - не ранее 1839 года. Чуть ниже я покажу, что история с подковыванием нимфозории происходила с 1836 по 1839 год.
Далее, Чернышов, Нессельроде, Мартын Сольский - реальные лица и время совпадает.
Блоху заводила ключиком младшая дочь Николая I - Александра, 12.06.1825 - 29.07.1844. Ей к тому времени было около 11 лет.
Николай I действительно посылал старого генерала на Дон, в феврале 1836 года, вести переговоры междоусобные:
++
Израненный, 68-летний воин, не рассчитывал уже ни на какое новое служебное поприще для себя, когда, в конце января 1836 года, получил высочайшее повеление немедленно прибыть в Петербург. Не зная причины вызова, он терялся в догадках о ней и пришел к убеждению, что вероятно, при введении в дело нового "Положения", встретилось какое-либо затруднение, вызывающее необходимость совещания с опытными уроженцами Дона, и что для этого требуется в столицу он и еще кто-либо из известных донских жителей.
....
5-го февраля 1836 г. ... прибыл в Петербург и на другой же день был принять Государем. Прием этот так описан со слов ... :

Государь встретил его очень милостиво и сказал:

- Я боялся за тебя; морозы, снега, дорога тяжела, а раны твои еще тяжелее. Я хочу дать тебе новое назначение. Знаю, что ты любишь меня и потому не откажешься от новых трудов. Я назначаю тебя наказным атаманом, на Дон... Я дал новый закон казакам и надеялся, что он упрочит их благосостояние, что его примут с радостью, с благодарностью, а вышло другое: его приняли холодно.
++
Только это был не Платов. Платов умер в 1818 году, а на Дон был послан генерал-лейтенант Максим Григорьевич Власов. А у Лескова мужественный старик Платов здравствует до конца "Сказа".
Не буду распространяться, что может означать этот нарочитый анахронизм - вывод одного из персонажей "Сказа" из исторических рамок в бессмертие и ограничусь выводом - по моему мнению, имеет смысл дополнить Ваш список главных героев - тульский мастер, блоха и атаман Платов.

Буквоедица
08.04.2003 12:06

Тема: Браво, Крузо!

Про Платова - это класс! Что Платов в "Левше" - легендарный персонаж, вроде бы и так было ясно. Но такое мощное фактическое подкрепление - это здорово!


Арнольд
08.04.2003 12:58

Crusoe
Платов -- легендарен и бессмертен не только в "Левше". У меня в детстве была тоненькая книжица одного ростовского издательства "Донские сказы" (так, кажется). Там были собраны сказки, записанные в станицах этнографами в 1950-х годах. Платов там соседствует с ханом Урюком и девицей Синеглазкой совершенно спокойно. Сила приписывается ему небычайная, на уровне Геракла, ум -- чисто Аристотеля, владение саблей -- не хуже Расёмона. Это IMHO именно то, что называется "остался навеки в памяти народной".

Crusoe
08.04.2003 13:24

Платов у Лескова очень приземлён и совсем не легендарен. Он служит царю-батюшке, "портит ему политику" ибо политесу не обучен, бывает в фаворе и наоборот, смердит трубкой в форточку коляски Александра, чем весьма его раздражает, матюкает ямщика, таскает Левшу за волосья, пьёт водку и лежит на кушетке. Это бытовой и весьма канонический образ старого солдата. То же и главный герой. Он забит, жалок, косноязычен, ничтожен вне своего мастерства. А блоха просто молчит и дрыгает ножками. У Лескова нет былинных героев и, вместе с тем, его творение оставляет чёткое ощущение героического эпоса. Это, наверное, главная загадка "Сказа".

Буквоедица
08.04.2003 14:30

=>Crusoe.
Легендарный персонаж - это не обязательно былинный герой. Он может быть и комическим, и страшным - что молва припишет. Вот, например, Василий Иванович Чапаев - легендарный персонаж. Он может оказаться в каком угодно месте и времени, например, на необитаемом острове вместе со Штирлицем. Или Стенька Разин с персидской княжной. Атаман Платов - как раз такой легендарный персонаж. Лесков не первый придумал приписывать ему то, чего он никогда не делал, а вослед народной традиции.

Арнольд
08.04.2003 14:46

Я имел в виду именно то, что написала Буквоедица. "Былина" на самом деле ведь в одном из значений -- "небылица". Энантио -- ик! -- семичность, тысызыть...

NN
08.04.2003 15:59
Тема: Crusoe - спасибо и :)

Я вижу, Вы позабыли свой универсалистский подход к "Левше" как размышлению о вечных судьбах России и перешли на изучение степени его историчности. Вспоминается вторая (или третья?) степень толкинутости - "Все было совсем не так!"

Я пока тоже не могу осознать _внетекстовых_ резонов, по которым Лескову нужно было заменять Власова на Платова - а вот внутритекстовых более чем достаточно. И удваивать фигуру старого вояки с точки зрения композиции - излишняя трата средств; и объяснять, кто такой Власов, когда Платова знают и помнят куда лучше, ни к чему; и функция у этой фигуры в сущности одна и та же: защитник, в конце концов не способный защитить то, что должен... Это и в самом деле персонаж, построенный из фольклорного материала - но конструкция никак не фольклорная. В народной поэзии защитник может быть бессильным только в начале или середине рассказа; а вот закончить его поражением ни "старина", ни песня не могли. Лесков же именно к этому все время и приводит Платова.

Кстати, и левша, конечно, должен напоминать Иванушку-дурачка, который в конце концов женится на царевне - да только не женится ведь...

А что, 1836-39 годы отмечены чем-то особенным в политической истории России?

Crusoe
08.04.2003 17:38

Универсалистскую идею я ни в коей мере не забыл. Но писатель ведь не может декларировать голые идеи - не пропагатор ведь. Обозрев здание и высказав мнение об архитектурном стиле и сочетаемости его с ландшафтом, я предался изучению строительного материала, кирпичиков.
На уровне общих идей можно разделить персонажей "Сказа" на истинных и мнимых. Истинные - кузнец, блоха и отец-начальник Платов. А мнимости - Александр, Николай, Нессельроде, etc. Православие и народность, но вот что делать с самодержавием - неясно. Ослабишь его - вылезет народность в облике маркиза Пугачёва, усилишь - ружья кирпичом чистить будут. Про Пугачёва явно нет, но просматривается: отпустили народность в Европу - она запила и затосковала без отеческого кулака. Сами наблюдали, знаем- с.. И интересуется народность исключительно проблемой эффективности стреляния. Лесков, остро понимая необходимость твёрдой власти, смог увидеть её относительно осмысленный и эффективный вид только в Платове. Так что универсалий найдём в "Сказе" сколько угодно - и даже на уровне кирпичиков.
В 1836-1839 году режим активно густел. В сущности, Николай I начал очень неплохо. Но после Польши и европейских революций 30-х он переменился. Что можно отметить? Наверное, рождение российской философской школы нового времени: 1836 год, "Философические письма", универсальный ключ к пониманию российской истории да и России в целом по наши дни. И рецензия Николая: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного". Правда уколола и произошло закрытие журнала "Телескоп",ссылка редактора, увольнение цензора и объявление автора сумасшедшим по распоряжению правительства. Смерть Пушкина от отсутствия воздуха. Русификация Польши, присоединение униатов к православным, финансовая реформа, кавказская война, неудача под Хивой. Смутное и тяжёлое время. Пессимисты верили, что будет хуже, а оптимисты надеялись, что хуже не будет, должно быть.

NN
08.04.2003 21:28

Тема: Это Платов-то эффективная власть?
У него было (в сказе) 4 задачи. 1. Защитить Александра I от пагубного влияния иностранцев. Не уберег.
2. Повести "междоусобные разговоры" с казаками. Как-то провел, хотя результаты неизвестны; впрочем, почета у царя он после этого особого не заслужил.
3. "Превозмочь" англичан, сделав диковину более невероятную, чем смогли англичане - _не повредив_ блоху. Превозмочь превозмогли, да блоха сломалась.
4. Уберечь левшу от грозившей ему без "тугамента" беды. Эту задачу он фактически взял на себя, схватив левшу и не послушав других рабочих. Не уберег - именно из-за отсутствия документов левшу таскали по больницам и, в конце концов, угробили.

А цари в сказе - тоже вполне фольклорные: "добрый, но слабый" Александр I, "наш, сильномогучий" Николай I. Думаю, эти архетипические образы русской власти очень косвенно соотносятся с реальными историческими фигурами...

И все-таки сомневаюсь, что Лесков высчитывал годы, на которые должно было приходиться действие сказа. Что-что, а пространство-время там вполне условные, особенно что касается Европы: чего стоит только путь из Англии в Петербург по "Твердиземному морю"...

Crusoe
09.04.2003 13:28

"Твердиземное море" - ещё один пример нарочитого пренебрежения реалиями, на этот раз - географическими. Пример вызывающий, поскольку соседствует с реальным "рижским Динаминде" и это не попытка стилизации - тогда бы было "Немецкое море" (Северное) или "Варяжское море" (Балтийское). Интересно, что "Твердиземное море" попадается в одном из вариантов переложения былины о Садко и находится там вблизи от Ильмень-озера. Я не знаток былин, их вариантов и переложений - тут Вам и карты в руки: что за переложение с "Твердиземным морем" и когда появилось (до или после 1881 года), есть ли это самое, Твердиземное, в каком-либо из 9-ти вариантов "оригинальных" текстов "Садко", нет ли тут скрытого послания (например) Стасову, не скрытая ли это цитата... В любом случае, название это явно не вольность, но некий художественный приём, как и долголетие Платова.
Что же касается высчитывания годов: он не высчитывал, а твёрдо знал. Вот смотрите - он пишет о периоде с 1814 по 1839 год, пишет в 1881, родился Лесков в 1831 году. Перенесём эти временные интервалы в наше время и представим себе автора, 1953 г.р., пишущего в 2003 году нечто о периоде 1936 - 1961 года. Сможет ли наш современник (если он, конечно, не журналист, не недоучка и не имеет намерения использовать анахронизм, как художественный приём) написать, что Хрущёв послал Жданова или генерала Брусилова к Королёву с наказом сделать носитель, для полёта на Марс? Сомневаюсь.
Эффективность Платова несомненна. Буреметры, мантоны и смолевые непромокабли не смотрелись до Ватерлоо по причине малости достижений к 1814 году британской армии по сравнению с деяниями русских, прусских и (отчасти) австрийских войск. Пистоль Ивана Москвина, опять же... Ну а с нимфозорией выход нашёлся позже - Платов и исполнителей нашёл и способ исполнить государево поручение. А что танцевать перестала - так ведь приказ был идиотский: "Превзойти!" В этом и суть. Платов эффективно исполняет приказы, пусть даже и идиотские, превращая мнимость приказаний в реалии, методами жёсткими и действенными. Если бы ему приказали тульских мастеров грамоте и цифири обучить - обучил бы, но на это ума у вышестоящих недостало. И как завод воли государевой заканчивался, Платов - на кушетку, вверх ногами, как та нимфозория. Это идеал исполнительной власти - действовать быстро, жёстко, не рассуждая и достигать результат. И защитником Левши Платов не был - Левша интересовал его не более ямщика, довёз - до свидания. Вот и с тугаментом:
++
Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак -- такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся -- и, погрозивши, говорит: "Вот вам тугамент!" А казакам говорит:
- Гайда, ребята!
++
И какая тут "защита"?
Вот и выходит, что простую мысль о том, что мужика надо сечь, ибо мужик балует, Лесков реализовал через образ геройского и симпатичного атамана Платова. Отсюда выводим:
- сечь надо и это правильно;
- есть кому сечь и это правильно тоже;
- некому указать правильную цель сечения и из средства достижения результата порка переходит в самоцель.

NN
09.04.2003 22:55

Так, да не так.
Лесков, кстати, был журналистом, самоучкой (это иногда меньше, но в случае Лескова, конечно, больше, чем недоучка) и использовал анахронизм как художественный прием. И сегодня писатель, который попробует написать сказку-притчу-сказ-былину, спокойно пойдет на такое нарушение хронологии. Да, собственно, фольклорная свобода в соединении персонажей разных эпох уже справедливо отмечалась - для анекдотов...
Дело именно в том, что Лесков стилизует повествование, вкладывая его в уста старого рабочего (это объяснение исчезло лишь позднее). И средством стилизации становится именно обращение к образам народной поэзии, откуда бы они ни пришли - из былин, из казацких баек или еще откуда.
И остается самый большой вопрос - _на что_ намекал Лесков, заменяя Власова Платовым? Ведь если эта замена не только эстетически, но и политически осмысленна, то в чем ее смысл? Вот в "Твердиземном море", на мой взгляд, отразилось учение Данилевского о противостоянии романо-германской и славянской культур. Англичане взяли на себя "германскую" часть, а "Аболон", "Канделябрия" и это самое море - "романскую".

Про эффективность и жесткость - вот Вам цитатка: "Платов не совсем доволен был тем, что туляки так много времени требуют и притом не говорят ясно: что такое именно они надеются устроить. Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними по-донски хитро заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать".

Как видите, силу употребить Платов здесь не решился. Да и был ли он только исполнителем? Ведь он не только объяснил Николаю, что это за коробочка завалялась, он сам предложил "превозмочь": "...но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке... - не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались". То есть это был _его_ план, который появился у него еще в Европе, но лишь теперь мог быть реализован. На его страх и риск, конечно.
Посему пока вижу в Вашем прочтении фигуры Платова лишь отражение какой-то Вашей историософской концепции, которая любопытна сама по себе, но мало что объясняет в сказе. Может, потому, что я ее не знаю? ;-)

Да, надо бы повнимательнее посмотреть, кто там кому верит-не верит.


Crusoe
10.04.2003 11:55

Давайте попробуем порассуждать с Ваших позиций и вложить "Сказ" в уста старого рабочего. Итак, имеем 3 уровня "искажений" истории с географией - неизбежный субъективизм самого Лескова, как раба судьбы, сомнений и страстей, пишущего в душевном смятении - он с сыном 1 марта был практически свидетелем убийства императора, да и обстановочка..., искажения в рассказе старого и малограмотного человека и наш с Вами субъективизм - мы люди своего времени и своих страстей и судеб. Остановимся на 2-х отступлениях от истории и географии - Платове/Власове и Канделабрии, Аболоне и Твердиземном море.
Если следовать логике художественного приёма Лескова - стилизации "Сказа" под речь престарелого тульского пролетария, второе становится очевидным и без Данилевского. "Старый" по тем временам - лет этак 60, то есть 1821 года рождения, вся жизнь этого персонажа прошла в эпоху войн с турками.
1821 - 1829 - Дипломатические маневры и война с турками за освобождение греков (Аболонов- невольников-кандальников в Канделабрии), легендарный Наварин, опять же.
1832 - 1840 активное участие России в турецко-египетских войнах, в том числе и военной силой
Далее - наслоения в памяти, Крымская война, начавшаяся, как война с Турцией, походы 70-х (отсюда и "Скобелевский след", но здесь Лесков всё же добавил "комендант", чтобы уж явно деда с внуком не отождествлять).
То есть, очень даже естественно, что для рабочего-рассказчика география заграницы, где живёт неприятель, прочно связана с турками, Твердиземным морем и т.д. В народной памяти, как нечто постоянное и даже извечное прочно осели войны с турком, меньше - Кавказ и поляки. Прочее - фрагментарно, "швед под Полтавой", "шумел-гудел пожар московский"...
Что касается Платова/Власова: мифологический образ донского атамана вполне уместен в устах престарелого мастерового, но то, что мы видим в "Сказе" несколько отличается от лубочной картинки. Платов "Сказа" действует не на своём традиционном поле - поле молодецкой брани с супостатом. Он действует на ниве исполнительной власти и несколько страшноват. Я бы сказал, что он более на Аракчеева смахивает - предан без лести, исполнителен, хитёр и жесток. И это уже не только сказитель народный, это - Лесков. То есть Платов "Сказа" - некий гибрид Платова реального, Платова лубочного и Платова по Лескову. И чрезмерное долголетие Платова, как мифологического персонажа, не вяжется с использованием этого долголетия. Буратино - директор кукольного театра или Штирлиц - директор департамента ФСБ? Миф этого не умеет. М.б. в этом ответ? В искуственном переносе мифа за ту черту, где он не работает? В обращении мифа в собственную противоположность? Это явный Лесков, это не народное творчество. Это антимиф, антиПлатов.
Обратим внимание ещё на одно обстоятельство. Разделим "Сказ" на действия и посмотрим, кто выходит на сцену.
Действие 1: "Явление и триумф блохи" - Платов, англичане, блоха, прочие.
Действие 2: "Явление Левши и низвержение блохи" - Платов, Левша, блоха, прочие.
Действие 3: "Низвержение Левши" - Платов, Левша, англичане, прочие.
Платов выходит на сцену _во всех действиях_, даже когда он уже и необязателен по сюжету. Не он ли истинный главный герой? Не совсем. Я бы предложил ввести 2-х главных героев: Англичанин с Блохой и Платов с Левшой. Тогда всё становится на свои места - появляется симметрия, главные герои не уходят со сцены до конца пьесы и поражают друг-друга: укол с одной стороны, укол с другой, шпаги сломаны, занавес... до обретения героями новых аргументов в поединке. Запад есть Запад, а Восток есть Восток. Кто победитель, кто побеждённый и что будет в следующей серии - автор оставляет на усмотрение читателя.

Crusoe
10.04.2003 13:08

Забыл добавить - война с турками, как устойчивый народный стереотип:
++
Городничий. Ну, что? Как вы думаете об этом?
Почтмейстер. А что думаю? война с турками будет.
Аммос Федорович. В одно слово! я сам то же думал.
Городничий. Да, оба пальцем в небо попали!
Почтмейстер. Право, война с турками. Это все француз гадит.
Городничий. Какая война с турками! Просто нам плохо будет, а не туркам.
Это уже известно: у меня письмо.
Почтмейстер. А если так, то не будет войны с турками.
++

NN
10.04.2003 20:23

Видимо, любая деталь сказа должна осознаваться как принадлежащая двум рассказчикам - рабочему (он хотя и туляк, кстати, но "работал в Сестрорецке", так что географию Балтики чуть-чуть представлять вроде бы должен...) и Лескову. "Рабочий" - фигура, на мой взгляд, не то что совсем маскарадная и конспиративная, но все-таки подставная. То есть объяснения на ее уровне должны включаться в какой-то более широкий контекст. Контекст Лескова, например. Хотя и не обязательно.

Вернемся к Платову. Фигура эта для рассказчика-рабочего достаточно однозначна и воспринимается через не раз помянутые образы - "слуга царю, отец солдатам", "батяня-комбат", "хитрый солдат" и проч. Рассказчику-1, на мой взгляд, нравится не только его верность русскому - и царю, и народу, но и его грубость - в обращении и с царями, и с народом. Можно поразмышлять над тем, как эта снисходительность к дранью волос воспринималась рассказчиком-2, Лесковым; но рабочему "жертв" Платова, по-моему, не жаль.

Не жаль и потому, что у него Большая цель, в сущности не зависящая от императоров - те только могут позволить или не позволить ей осуществиться. Цель эта все та же - превзойти и не посрамить. И это цель не одного Платова (и совсем не цель власти - власть-то не только у Николая, но и у Кисельвроде с Клейнмихелем), но и всего народа - потому туляки так готовы превозмогать, потому левша так стремится сообщить английский секрет. И жалеть волосы и спины, когда надо превозмочь и не посрамить - для рассказчика-1 это странно. Вот если человек жизнь положил на это, а ему ничего не удалось сделать - тогда жалко, конечно. Левшу того же...

А теперь вопрос. В какой мере это - оценки Лескова? Жалеет ли он левшу за то, что тому не дали превозмочь и не посрамить так, как он мог? Или все же просто потому, что левша погубил свою жизнь в состязании, по сути дела, пустом и ненужном? И тогда и сам Платов становится фигурой жалкой и страшной - поскольку он-то расходовал в этой игре не только свою жизнь - и тоже впустую...

Crusoe
11.04.2003 12:54

"Вот какую притчу о Востоке / Рассказал мне старый аксакал / Даже сказки здесь - и те жестоки / Думал я и шею измерял"

++
...
как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
...
Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.
...
Это их эпос, и притом с очень "человечкиной душою".
++
Следуя Лескову, уберём теперь Рассказчика-1, как некую конкретную личность. Эта личность была нам нужна и была изначально нужна Лескову - но он её убрал. Почему? Он ответил сам - для придания "Сказу" характера мифа, эпоса, фольклора, выражающего общий дух эпохи. Общий дух, но не мнение представителя какой-то профессии, социального слоя, какого-то конкретного по своей принадлежности человека. И в создании мифа Лесков преуспел: Левша отделился от автора и пошёл сам по себе, как Конёк-Горбунок, Штирлиц и Василий Иванович.
Итак, имеем создателя фольклора (прикинувшегося собирателем) Лескова. Как "дух эпохи" соотносится с "превозмочь и не посрамить?" Исчерпывается ли он этим? Как мнение Лескова соотносится с "духом эпохи?"
Моё мнение таково - соотносится в полной мере и отнюдь не исчерпывается: мы видим полное равновесие, золотую середину между (вернее, над) западниками и почвенниками. "Инь и Янь", неразрывное сосуществование Востока и Запада и их постоянную борьбу, в которой не может быть победителей и побеждённых. Каждый тезис в "Сказе" сопровождён антитезисом, а читатель может проделать или не проделать синтез.

Платов патриотичный - Платов держиморда.
Платов, отступившийся перед уникальностью мастерства туляков - Платов, бьющий их по роже после исполнения заказа.
Николай, батюшка царь, патриот - Николай, царь заводных блох, "империи каталогов", царь не людей, а "тугаментов".
Левша, великий мастер - Левша, безграмотный кустарь
Левша, патриот, везущий секрет военный - Левша, впавший в запой, по этой причине не довезший секрет военный.
Англичанин-мудрец - Англичанин, битый неграмотным полукрестьянином
Просвещённая Европа - Европа, спасённая Платовым-героем (впоследствии держимордой) от Бонапарта.

И так далее. Баланс этот идеален, Лесков скуп на эмоции. Всяк волен выбирать из "Сказа" то, что ему нравится - и выбирает. Для меня, например, тема (одна, кстати, из многих тем в "Сказе") - "превозмочь и не посрамить" - предмет одновременно и гордости и грусти. Превозмогли и не посрамили, но не в том. Александр восхитился блохой, а не нарезным штуцером (а то бы и штуцер превзошли, как это впоследствии сделали Мосин и Калашников, не вижу я Большую Цель осью "Сказа" - для Левши обуздание нимфозории заморской было вызовом, испытанием мастерства), заманили не вещью, а цацкой. Как бы научиться отделять мнимости от реалий и превозмогать с молодецким артистичным азартом именно в реалиях? "Сказ", как любое истинное произведение искусства - зеркало для читателя. Он таков для читателя, каков сам читатель.
На вопрос: "С кем Вы, Николай Семёнович" мне ответить просто - ни с кем, сам по себе, выше всех, со своим народом и со своей страной. И клал он с прибором и на Писарева и на Каткова и на западников и на славянофилов и на либералов и на консерваторов. Как и во всём, не только в "Сказе", даже "Загон" не стоит воспринимать слишком однозначно...
Что касается рабочего, сведущего в географии Балтики: убрал его Лесков и "Твердиземное море" весьма ложится на обезличенный фольклор. "Война с турками будет". Скажу честно, не верится мне вставка столь неуклюжего намёка на какую-то умозрительную теорию о соперничестве культур в народный эпос.

NN
11.04.2003 13:50

Тема: Именно

"- ни с кем, сам по себе, выше всех, со своим народом и со своей страной. И клал он с прибором и на Писарева и на Каткова и на западников и на славянофилов и на либералов и на консерваторов".

Тем и хорош Лесков - рассказывает не о том, как надо бы побеждать в этом споре (тем более - как мы победим или проиграем), а о том, как этот неизбежный спор происходит. И до чего может доводить. И почему не кончается. И как мы с этим живем...

И славянофильские теории здесь выступают не как непосредственный объект сатиры или восхваления, а как часть умственного ландшафта - ну, вроде того же Аполлона полведерского, прикопанного в этом ландшафте Пушкиным с Некрасовым.

Crusoe
11.04.2003 14:23

А вот на сайте Вашем написано, что об этом нельзя школьника рассказывать... А почему нельзя? Злобный директор/методист мешает или неокрепшие умы могут свихнуться от отсутствия определённости в трактовке произведения?

NN
11.04.2003 15:55

Тема: "Левшу"

изучают в 6 классе. Это по-старому пятый. Вроде как воспитывают чувство гордости за свой народ. И эту самую, ненависть к царизму. Объяснить 11-летним ученикам всю смысловую полноту сказа у меня не получалось...

К семинарам
В Отходы
ABC-лист
Знания здесь!
На форум
Послать NN

Новенькое:

5.02.2005
Размещен полемический комментарий К. Юдина к статье М.Л. Гаспарова о стихотворении О. Мандельштама

30.10.2004
В списке авторов выложена ссылки на анализы текстов, сделанные на форуме

3.11.2003
Размещена
работа О. Кикава
о пунктуации А. Белого

24.10.2003. Продолжение
"Анализа текста" - разбор сюжетов "Жирафа" и "Озера Чад" Н. Гумилёва.

Пополнение
"Отходов" - кусок диплома по сказке эпохи романтизма.

21.10.2003. Продолжение семинара по интеллигенции

15.10.2003. Размещено обсуждение работы по "Левше" с форума "ГПР"

10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы "Когда всё это кончится" и "Сюжеты бывают всякие".

1.10.2003. Открыт дискуссионный; лист - рассылка, в которую может писать любой подписчик. Хотите попробовать? Мыло на полку (см. внизу)!

19.08.03. Открыт семинар по Шкловскому

19.04.03. И еще одно пополнение "Отходов" - "Эпитеты в "Машеньке" Набокова"

16.04.03. Пополнение в "Отходах" - реферат по эпитетам

10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок

31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского

АNNАЛИЗ ТЕКСТА

Озон