| К 
      Lehrer'у | Этот семинар - зеркало 
        обсуждения моей работы о "Левше", возникшего 
        на форуме "Говорим по-русски". 
        Началось с моего вопроса: NN01.04.2003 15:39
 Тема: Crusoe  А что скажете о моей революцьонной гипотезе, что лесковский "Левша" 
        - это фига в кармане, обращенная к Победоносцеву и прочим патриотам из 
        окружения нового царя? Crusoe01.04.2003 16:03
 Тема: Левша Ой, не думаю. Лескову фиги как-то не к лицу. Человек он был, конечно, 
        очень тяжёлый и желчный, но это не фига... Это летящий в лицо кулак, как 
        и "На ножах", "Юдоль", "Владычный суд", 
        причём достаётся всем. У Лескова было удивительно объёмное зрение, персонажи 
        "Левши" трагичны, величественны, жалки и смешны одновременно. 
        У него не было иллюзий о плохой или доброй власти или о плохом или хорошем 
        народе и он не метался между ними. Он просто видел всех насквозь. Меньше 
        всего Лесков был интеллигентом с фигой в кармане. Это был боец, очень 
        злой и очень сильный. Интересно, что он никогда не станет "нашим 
        всем" - слишком страшен, хотя более чем заслуживает этого звания. NN01.04 . 2003 16:15
 Все же открытым протестом против "загона" "Левшу" 
        тоже не назовешь. Да и обстановочка весной 1881 года была не та, чтобы 
        кулаками-то махать. Ну, не фига, а, скажем, подножка. О которую поныне 
        спотыкаются - у нас в Туле-то, конечно, не Лесков "наше всё", 
        но Левша (так, хотя и неправильно, пишут) - это брэнд. Это Имя. Это касса... Crusoe01.04 . 2003 17:58
 Я бы не стал утверждать, что некий протест может породить что-либо, кроме 
        прокламации-однодневки. Как и восхваление. Это несчастный удел критиков 
        считать "Клеветникам России" тем то, а "Бориса Годунова" 
        - ещё чем то. Счастливый удел читателя - снова и снова перечитывать тексты, 
        изумляясь их бесконечной многослойности и неоднозначности (вот земляки 
        Ваши и остановились на одном из слоёв - оказался золотоносен). Удел (уж 
        не знаю какой) автора - исторгать из себя эти тексты и процесс этот (IMHO) 
        чисто физиологический. Внешние впечатления, как мне кажется, могут послужить 
        неким спусковым механизмом, инициацией родов, но к зачатию и вынашиванию 
        ребёнка отношения не имеют. Разве что, от несвоевременного инициирования 
        недоносок может появиться ("На ножах" - явный недоносок), но 
        "Левша" оказался нормально доношен. Я не вижу причин, почему 
        бы "Левше" не появиться годом-двумя раньше или позже. Его делали 
        "не по случаю", он вне текущих событий, он просто архетипичен 
        для России. Он вне либерально-консервативного жужжания, фиг в кармане, 
        что делать, блин, и кто, блин, виноват, он просто не имеет к ним отношения. 
        И не вижу я в "Левше" эзопова лукавства, как выпелся, так и 
        выпелся. Лесков, пребывая среди визгливого и мечущегося, как тараканы 
        под кипятком ("С кем вы мастера культуры? Ура! Всё пропало!") 
        тогдашнего бомонда, выродил "Левшу". Правнук его, Саша Соколов, 
        пребывая в протухшей эмигрантской среде, выродил "Между собакой и 
        волком". Что тут скажешь - припрёт, так и на помойке родишь. Это 
        физиология.Найдётся ли в "Левше" величие России? Да, конечно. А её убожество 
        - как властей, так и народа? Сколько хотите. Фигнер - герой войны 12-го 
        года? Разумеется. Но ведь он садист? Да, и садист. Александр II дал волю 
        крестьянам? Дал. Но всё сделал через жопу? Именно так. А Сталин был тиран 
        и деспот? Тиран, детки, да и деспот. Но ведь он Россию спас? Спас, милые, 
        спас...
 NN01.04 . 2003 18:55
 По поводу "Левши" - ну да, конечно. Мысли о чем-то по этому 
        поводу (блоха и все такое) у Лескова бродили и ранее, но воцарение Александра 
        III, видимо, оказалось моментом "кристаллизации" в этом насыщенном 
        растворе... Арнольд01.04 . 2003 19:51
 +++ Левша (так, хотя и неправильно, пишут) - это брэнд. Это Имя. Это 
        касса... +++Характерно, что блоху-то Левша подковал, но передвигаться после этого 
        она перестала. Смело уподоблю сей казус локализации буржуйского программного 
        продукта, выполненной "на коленке".
 NN01.04 . 2003 21:04
 Тема: О том и речь. Собственно, по этому поводу весь анализ и написан -http://www.ruthenia.ru.annalystxt/Leskov.htm
 Что без них нам никак нельзя, а с ними, но по-нашему - себе дороже...
 Crusoe02.04.2003 18:52
 Я вот чего подумал - а кому Лесков фигу-то показывал? Над "Сказом" 
        он работал в апреле-мае 1881 года - кстати, параллельно с "Леон - 
        дворецкий сын" - не заинтересует ли Вас сопоставление текстов? Так 
        вот, "чья возьмёт" в апреле-мае было ещё не очевидно. Явно было, 
        что гайки закрутят, но вот насколько? И сколько ещё Гриневицких с бомбами 
        ходят по улицам? С одной стороны, манифест опубликован 29 апреля, в начале 
        мая ушли в отставку Лорис-Меликов, Абаза, Милютин, Сабуров и убран В.К. 
        Константин Николаевич. Идут погромы. Создана охранка, "Священная 
        дружина", введены войска. 3 апреля повешены 5 террористов. Александр III убегает в Гатчину.Но:
 ++
 Петербург был совершенно терроризован,-- не только покушением, совершенным 
        1/13 марта, но еще более слухами о силе и отваге революционеров. На улицах 
        можно было встретить лишь запуганных и растерянных людей. При встрече 
        друг с другом они обменивались тревожными новостями, множившимися с каждым 
        часом. Говорили о сенсационных арестах, о захвате оружия, взрывчатых веществ, 
        об обнаружении тайных типографий, о революционных прокламациях, расклеенных 
        в общественных местах и даже в Зимнем дворце, об угрожающих письмах, полученных 
        высшими представителями власти, об убийствах жандармских офицеров среди 
        белого дня в центре города и т. п.
 ++М.Палеолог
 ++
 Окапываются дворцы; запрещается ходить по их панелям. Временный совет 
        при градоначальнике воображает, что он призван управлять полицией и самим 
        градоначальником; министр внутренних дел стушевался и даже не обнаруживает 
        никакого участия в делах охранения или восстановления общественного порядка 
        в столице... Быстро катится шар по наклонной плоскости и надтрескивается. 
        Ко всему нужно быть готовым.
 ++П.Валуев.
 ++
 За невозможностью немедленного второго цареубийства наступило затишье. 
        С нашей стороны оно было вынужденным, но общественное мнение толковало 
        его, как затишье перед грозой. Само правительство разделяло такой взгляд 
        и ожидало новых трагических событий. Напряженное ожидание было, можно 
        сказать, характерным признаком общественного настроения того времени. 
        Действия Комитета за весь истекший период были окружены тайной: никто 
        не знал, когда, именно, в какой момент и в какой форме загремит удар. 
        Никто не знал и того, какими средствами, и смысле персонала и техники, 
        располагает <<Народная Воля>>. Эту полную неизвестность и 
        вместе с тем признание Исполнительного Комитета в данное время вершителем 
        судеб России, в смысле поворота к свободе или еще большего усиления реакции, 
        в шутливой форме, метафорически, выразил Глеб Иванович Успенский: в беседе 
        со мной как-то после 1 марта и в связи с этим событием он сказал: <<Что-то 
        с нами теперь сделает Вера Николаевна?>>, подразумевая под Верой 
        Николаевной Исполнительный Комитет.
 ++В.Фигнер
 ++
 Вид дворца и парка, оцепленных несколькими рядами часовых с добавлением 
      привезенных из Петербурга полицейских чинов, конных разъездов, секретных 
      агентов и проч. и проч. Дворец представляет вид тюрьмы
 ++Д.А.Милютин
 ++
 Царь сидит в Гатчине безвыездно, ничего не говорит, ничем о себе не заявляет
 ++А.А.Киреев
 Ходят слухи, что готов взбунтоваться Скобелев...++
 Я уже смел писать Вашему Величеству о предмете, который почитаю важным 
        -- о приеме Скобелева. Теперь в городе говорят, что Скобелев был огорчен 
        и сконфужен тем, что Вы не выказали желания знать подробности о действиях 
        его отряда и об экспедиции, на которую обращено было всеобщее внимание 
        и которая была последним, главным военным делом, совершенным в минувшее 
        царствование. Об этом теперь говорят, и на эту тему поют все недовольные 
        последними переменами. Я слышал об этом от людей серьезных, от старика 
        Строгонова, который очень озабочен этим. Сегодня гр. Игнатьев сказывал 
        мне, что Д. А. Милютин говорил об этом впечатлении Скобелева с некоторым 
        злорадством.
 Я считаю этот предмет настолько важным, что рискую навлечь на себя неудовольствие 
        Вашего Величества, возвращаясь к нему.....
 Обстоятельства слагаются к несчастию нашему так, как не бывало еще в России 
        -- предвижу скорбную возможность такого состояния, в котором одни будут 
        за Вас, другие против Вас. Тогда, если на стороне Вашего Величества будут 
        люди, хотя и преданные, но неспособные и нерешительные, а на той стороне 
        будут деятели,-- тогда может быть горе великое и для Вас, и для России. 
        Необходимо действовать так, чтобы подобная случайность оказалась невозможной. 
        Вот, теперь, будто бы, некоторые, нерасположенные к Вашему Величеству 
        и считающие себя обиженными, шепчут Скобелеву: "Посмотри, ведь мы 
        говорили, что он не ценит прежних заслуг и достоинств". Надобно сделать 
        так, чтобы это лукавое слово оказалось ложью, и не только к Скобелеву, 
        но и ко всем, кто заявил себя действительным умением вести дело и подвигами 
        в минувшую войну.
 ...
 Пускай Скобелев, как говорят, человек безнравственный. Вспомните, Ваше 
        Величество, много ли в истории великих деятелей, полководцев, которых 
        можно было бы назвать нравственными людьми -- а ими двигались и решались 
        события. Можно быть лично и безнравственным человеком, но в то же время 
        быть носителем великой нравственной силы, и иметь громадное нравственное 
        влияние на массу. Скобелев, опять скажу, стал великой силой и приобрел 
        на массу громадное нравственное влияние; то есть, люди ему верят и за 
        ним следуют. Это ужасно важно, и теперь важнее, чем когда-нибудь.
 ++К.Победоносцев.
 ++
 Впрочем, новый курс во внутренней политике восторжествовал не сразу. Назначенный, 
        по рекомендации Победоносцева, министром внутренних дел гр. Игнатьев созывал 
        совещания <<сведущих людей>> из земских кругов для обсуждения 
        некоторых текущих вопросов, а вскоре согрешил представлением царю проекта 
        о созыве земского собора (в согласии с программой славянофилов). Победоносцев, 
        узнав о проекте Игнатьева, конечно, пришел в ужас, и снова завопил, что 
        этот <<чудовищный>> проект есть <<верх государственной 
        бессмыслицы>>, и что осуществление его означало бы <<гибель 
        правительства и гибель России>> (Письма, I, №№ 299 и 300, 4 и 6 
        мая 1882 года).
 Сановный поклонник славянофильских теорий немедленно вылетел из министерского 
        кресла, а место его занял гр. Д. А. Толстой, пресловутый изобретатель 
        классицизма и земских начальников. Теперь новый курс определился вполне.
 ++Пушкарёв, "Россия в 19 веке".
 И так далее. Всё ещё впереди."Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного 
        спокойствия" - 14 августа 1881.
 Новые цензурные правила ("Временные правила") - 27 августа 1882.
 "Общий устав императорских российских университетов" - 23 августа 
        1884 года.
 Так что, сотворение "Сказа" пришлось на период, по сути, безвластия, 
        мятежа и неопределённости. Не в этом ли ключ? Э. Воляпюк02.04.2003 19:44
 Да, потрясающая картина. Здорово! Я, правда, так и не понял, при чем 
        тут Левша. Что он писался в это время? Ну... Ну ладно. А вот как вы думаете: 
        траванули-таки Скобелева или он сам помер? NN02.04.2003 19:45
 Спасибо! Если я возьмусь-таки за эту работу, Ваша информация станет весьма 
        полезным средством первичной ориентировки в материале. Да, очевидно, простого политического памфлета Лесков писать не собирался. 
        Это - собственно художественный способ как-то организовать (прежде всего 
        свое) смысловое пространство в этой неопределенной ситуации. Однако Ваши 
        материалы подтвердили мою гипотезу о том, что эта историческая ситуация 
        получила-таки отражение в сюжете сказа, хотя и не в форме тривиальной 
        аллегории ("Ал.I = Ал.II, Ник.I = Ал.III"). Скорее Лесков, уловив 
        весьма большую вероятность того, что "загонные" идеи станут 
        политикой государства (а убеждения наследника и его ближайшего окружения, 
        думаю, не были секретом для общества задолго до убийства Александра II), 
        попробовал вспомнить (и напомнить), чем закончился предыдущий "загонный" 
        период... NN02.04.2003 19:56
 Тема: ЭГе Коротко моя мысль заключается в следующем. В "Левше" противопоставлены 
        "слабый" Александр I, который, с т.зр. рассказчика, слишком 
        уж ориентировался на Запад (и умер, когда заехал слишком далеко на восток), 
        и "сильный" Николай I, который вроде как русскую нацию очинно 
        даже защищал. Вот и заставил он нашего левшу англичан превозмогать. Левша 
        превозмог, да еще и военный секрет у англичан вызнал - и заторопился домой. 
        Те его в ответ споили, но он все равно ничего не сказал. Да только и в 
        Петербурге слушать левшу никто не захотел. И кончилось дело тем, что англичане-то 
        "сильного" Николая в Крымской войне уконтрапупили.
 Ситуация смены ориентиров власти показалась мне слишком уж важной для 
        текста, написанного в 1881 году, да еще весной. Ну, а если хотите чуть 
        подробнее - загляните на сайт, дорожку знаете ;)
 Crusoe02.04.2003 20:32
 NN:Да, и мне мыслится, что это ответ на вечное: "Русь! Куда несешься 
        ты? Дай ответ..." И ответ он знал, ибо отчётливо понимал колебания 
        российского маятника с востока на запад и обратно. И отличался он от современников 
        пониманием той истины, что этот маятник нельзя остановить без полного 
        разрушения российской цивилизации.
 Э.Воляпюк.Я просто попытался воссоздать настроения апреля-мая 1881, когда Лесков 
        писал "Левшу".
 История не даёт ответа, была ли смерть Скобелева насильственной. Как и 
        нет ответа о самоубийстве Николая I, о причинах смерти Наполеона, Александра 
        III и... Александра II. Вопрос о последнем - загадка, ждущая исследователя. 
        За ним охотились, Желябов и Перовская рыли подкопы, взрывали поезда и 
        мосты, Зимний Дворец рванули, веселились и ликовали, одним словом. А после 
        1 марта - всё, шабаш. Всех отловили, посадили, заперли, повесили. И обстановка 
        подозрительная - на август 1881 был назначен брак Александра с княгиней 
        Юрьевской, существующие наследники, стало быть, побоку. Конституция Лорис- 
        Меликова (кстати, пустая бумажка) похоже предполагалась информационным 
        прикрытием. Так что было и кому и за что. Март, опять же, скверный для 
        российских императоров месяц...
 Э. Воляпюк02.04.2003 22:12
 Спасибо NN и Crusoe за разъяснения насчет Левши.Мне по-прежнему кажется, что искать отражений злобы дня в сказке -- дело 
        совершенно дохлое. Почему "Пир во время чумы" -- в 1830 г.: 
        из-за холеры? Или из-за предстоящей женитьбы?
 Но сам процесс... Очень интересно. Вот и про Александра II меня все время 
        что-то свербило. За ним такая охота, а он разъезжает туда-сюда с совершенно 
        символической охраной. Но как это можно было подстроить?
 NN02.04.2003 22:39
 Тема: Ну, не убедил так не убедил. (В сторону) Хотя сказ и сказка - разные вещи... Э. Воляпюк02.04.2003 22:49
 Кто, я? Ну и правильно. Меньше всего я хотел бы быть убедительным (мо!). (Ш е п о т о м) Вот зануда! Неужели не ясно, в каком тут смысле "сказка"! Разочарованный странник 03.04.2003 06:30
 
 ++ Э. Воляпюк: А после 1 марта - всё, шабаш. Всех отловили, посадили, 
        заперли , повесили.  В политике больше всех достаётся тем, кто ни вашим, ни нашим. Тогда недовольные 
        среди и тех, и других, а друзей ни там, ни там. Добавьте сверху постоянные 
        резкие, непредсказуемые движения. В этом смысле для Александра II 1881 
        год мало отличался от остальных, ему всё время угрожали. Но интересно 
        посмотреть кто и когда.  Закрывает Бутурлинский цензурный комитет, разрешает заграницу выезжать, 
        снимает ограничение на студентов, отправляет в отставку Нессельроде, Дубельта, 
        Долгорукова, затеивает <<крестьянский вопрос>>, ставящий под 
        угрозу благосостояние очень многих и очень влиятельных, прямо говорит, 
        что не боится конституции, назначает либеральных министров - это уже в 
        50-х. Кто недоволен (и очень?). Назовём их <<ваши>>.  Проходит времени немного и начинается: боится полной гласности, обсуждение 
        крестьянского вопроса запрещено в печати, комитет по этому вопросу Негласный, 
        дворяне Тверской губернии посажены в тюрьму - теперь это раздражители 
        для <<наших>>, но пока не очень сильные. Угроза со стороны 
        <<ваших>> намного сильнее. В 1961 году перед обнародованием 
        манифеста царь ночует у сестры, боясь покушения - не Гриневицкого. От 
        Гриневицкого можно и в Зимнем спрятаться. Эта угроза справа и она с манифестом 
        никуда не уходит, а только усиливается.  Тем временем и <<наши>> не дремлют (подстёгиваемые Герценом): 
        пожары в Петербурге, восстание в Польше - всё 60-е. И вот - первое покушение, 
        и первый <<откат>> - консервативный Шувалов становится <<Петром 
        Четвёртым>>, либеральных министров заменяют на консервативных и 
        о конституции царь говорит уже не с таким энтузиазмом. Угроза со стороны 
        <<наших>> вырастает до размеров угрозы <<ваших>>, 
        только одна открытая внешнему взгляду, бурная, а другая скрытая.  Вот, похоже, и получается, что к началу 70-х <<ваши>> поняли, 
        что самим ничего делать не нужно, а только дать волю <<нашим>> 
        - и дали. Наши воспользовались неоднократно - семь раз, начиная с 60-х! 
        И - ничего. А как дело сделали, их и убрали. Действительно, наводит на 
        размышления.  Почему так долго тянули? Революционные кадры тогда ещё набирали опыт: 
        кто от страха не мог метнуть, а кто из христианского чувства (тогда нигилисты 
        были, но и религия была глубже) вместо того чтоб метать, помог поднести 
        раненого царя в карету. Порох не так давно изобрели, технология новая. 
        Роль мистики в истории тоже нельзя отрицать: предсказали, что семь (такое 
        число интересное) покушений переживёт невредимым, вот и пережил. А восьмого 
        нет.  Возможно, <<явно было, что гайки закрутят, но вот насколько? И 
        сколько ещё Гриневицких с бомбами ходят по улицам?>> (NN), не совсем 
        так. Не закрутили ни в 60-е, ни в 70-е, хотя поводов было достаточно. 
        А сколько Гриневицких ходит, думаю, знали. Вы представляете себе, где 
        жила та самая <<Вера Николаевна>>? Скажем так, любимым местом 
        прогулок Александра II была Малая Садовая - самая короткая улица Петербурга 
        и одна из самых фешенебельных, выходящая одним концом на памятник Екатерине 
        и Александринку, а другим на другое любимое место царя - Манеж, куда царь 
        часто ездил. Длиной М. Садовая - в четыре дома, включая два угловых. Один 
        из них - Министерство юстиции, квартира минюста, второй - торговый дом 
        Елисеевых с внутренними помещениями, третий - гостиница, где Тургенев 
        выследил, наконец, Виардо и проч. Жилых - не домов даже, а квартир - раз-два 
        и обчёлся. Любимое место прогулок царя. Неужели не проверили, кто живёт, 
        что за люди? Не знали (бывшие подчинённые снятого Александром Дубельта), 
        что в одной из квартир расположилась Вера Николаевна? А у В.Н. деньги 
        откуда в таком месте снимать? Дешевле ничего не найти было?  ++Конституция Лорис-Меликова (кстати, пустая бумажка) похоже предполагалась 
        информационным прикрытием.  Не совсем понятно, что значит информационное прикрытие, но если бы конституцию 
        обнародовали, но убивать не надо было бы. Вот и выходит, то ли с конституцией 
        затянули, то ли с покушением поторопили.  +++И обстановка подозрительная - на август 1881 был назначен брак Александра 
        с княгиней Юрьевской, существующие наследники, стало быть, побоку...  Отношения с Екатериной, конечно добавили огня в костёр <<ваших>>, 
        Александр III её ненавидел, но к 1881 году Екатерина и Александр II были 
        вместе уже почти 16 лет, имели двоих детей, жила она прямо в Зимнем дворце 
        рядом с первой женой, а в 1880 они поженились таким браком, который не 
        давал право наследия.  ++ Март, опять же, скверный для российских императоров месяц...  Не только для российских :)  ++ нет ответа о самоубийстве Николая I Александра I?
 ++в начале мая ушли в отставку Лорис-Меликов, Абаза, Милютин, Сабуров 
        и убран В.К. Константин Николаевич. Идут погромы. Создана охранка, "Священная 
        дружина", введены войска. 3 апреля повешены 5 террористов.  Может, кто-то из них знал слишком много. А, может, показательные выступления 
        устроили, чтоб не заподозрили неладное.  Про Лескова ничего не знаю, не читал, сорри.  Crusoe03.04.2003 11:27
 
 Тема: Разочарованному страннику и немного о марте месяце.  Абсолютно! Игра "и вашим и нашим" обычно плохо кончается... 
        Можно вспомнить ещё историю с освободительным походом на Балканы - бравурное 
        начало, ход кампании и её бесславный конец. Источник постоянного раздражения 
        достаточно было просто плохо охранять... Ну, конечно, некий тогдашний 
        Азеф(ы) в Исполнительном Комитете не помешал(и) бы - для передачи денег, 
        химических реактивов и информации о перемещениях самодержца... Что касается mensis Martius: есть в нём явная мистика. Оставаясь в рамках 
        Российской истории вспомним ещё примеров. Вот, погожим днём 18 марта 1811 
        года, император Александр I навестил сестру Екатерину Павловну в Твери. 
        Судя по всему, день был погожий, так как император много гулял в саду. 
        А к вечеру на огонёк заехал известный писатель и историк Н.Карамзин (ранее 
        приглашённый Екатериной Павловной) и зачитал присутствующим "Записку 
        о древней и новой России".
 ++
 Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян 
        на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, 
        которые потрясают основу империи, и коих благотворность остается доселе 
        сомнительной.
 ++
 Прикинув в уме тонкий намёк на толстые обстоятельства, учтя статус и настроения 
        младшей сестры и её окружения и вспомнив некоторые мартовские подробности 
        лет прошедших, император задумался. И ровно через год без одного дня - 
        17 марта 1812 года, известный реформатор М.Сперанский после задушевной 
        ночной беседы с самодержцем отправился по традиционному для российских 
        реформаторов пути - в Нижний Новгород... Всё же, есть в марте месяце что-то 
        мистическое.
 Crusoe08.04.2003 11:49
 Хочу обратить Ваше просвещённое внимание на одно тонкое обстоятельство 
        в "Левше".Сопоставляя "Сказ" с историческими реалиями, видим точное соответствие 
        за одним нарочитым анахронизмом.
 Венский конгресс.
 Поездка Александра I и Платова в Англию - была, 1814 год. Встречали их 
        триумфально, именем Платова был назван 80-пушечный английский корабль, 
        Оксфордский университет вручил ему диплом почетного доктора права, Вальтер 
        Скотт с бравым атаманом беседовал.
 "Поп Федот" - был, см. комментарий самого Лескова.
 Комендант Скобелев - Скобелев Иван Никитич, дед знаменитого генерала, 
        комендант Петропавловской крепости (с 1839 г.). Тем самым, имеем временную 
        отметку возвращения Левши в Россию - не ранее 1839 года. Чуть ниже я покажу, 
        что история с подковыванием нимфозории происходила с 1836 по 1839 год.
 Далее, Чернышов, Нессельроде, Мартын Сольский - реальные лица и время 
        совпадает.
 Блоху заводила ключиком младшая дочь Николая I - Александра, 12.06.1825 
        - 29.07.1844. Ей к тому времени было около 11 лет.
 Николай I действительно посылал старого генерала на Дон, в феврале 1836 
        года, вести переговоры междоусобные:
 ++
 Израненный, 68-летний воин, не рассчитывал уже ни на какое новое служебное 
        поприще для себя, когда, в конце января 1836 года, получил высочайшее 
        повеление немедленно прибыть в Петербург. Не зная причины вызова, он терялся 
        в догадках о ней и пришел к убеждению, что вероятно, при введении в дело 
        нового "Положения", встретилось какое-либо затруднение, вызывающее 
        необходимость совещания с опытными уроженцами Дона, и что для этого требуется 
        в столицу он и еще кто-либо из известных донских жителей.
 ....
 5-го февраля 1836 г. ... прибыл в Петербург и на другой же день был принять 
        Государем. Прием этот так описан со слов ... :
 Государь встретил его очень милостиво и сказал:  - Я боялся за тебя; морозы, снега, дорога тяжела, а раны твои еще тяжелее. 
        Я хочу дать тебе новое назначение. Знаю, что ты любишь меня и потому не 
        откажешься от новых трудов. Я назначаю тебя наказным атаманом, на Дон... 
        Я дал новый закон казакам и надеялся, что он упрочит их благосостояние, 
        что его примут с радостью, с благодарностью, а вышло другое: его приняли 
        холодно. ++
 Только это был не Платов. Платов умер в 1818 году, а на Дон был послан 
        генерал-лейтенант Максим Григорьевич Власов. А у Лескова мужественный 
        старик Платов здравствует до конца "Сказа".
 Не буду распространяться, что может означать этот нарочитый анахронизм 
        - вывод одного из персонажей "Сказа" из исторических рамок в 
        бессмертие и ограничусь выводом - по моему мнению, имеет смысл дополнить 
        Ваш список главных героев - тульский мастер, блоха и атаман Платов.
 Буквоедица08.04.2003 12:06
 Тема: Браво, Крузо! Про Платова - это класс! Что Платов в "Левше" - легендарный 
        персонаж, вроде бы и так было ясно. Но такое мощное фактическое подкрепление 
        - это здорово! Арнольд
 08.04.2003 12:58
 CrusoeПлатов -- легендарен и бессмертен не только в "Левше". У меня 
        в детстве была тоненькая книжица одного ростовского издательства "Донские 
        сказы" (так, кажется). Там были собраны сказки, записанные в станицах 
        этнографами в 1950-х годах. Платов там соседствует с ханом Урюком и девицей 
        Синеглазкой совершенно спокойно. Сила приписывается ему небычайная, на 
        уровне Геракла, ум -- чисто Аристотеля, владение саблей -- не хуже Расёмона. 
        Это IMHO именно то, что называется "остался навеки в памяти народной".
 Crusoe08.04.2003 13:24
 Платов у Лескова очень приземлён и совсем не легендарен. Он служит царю-батюшке, 
        "портит ему политику" ибо политесу не обучен, бывает в фаворе 
        и наоборот, смердит трубкой в форточку коляски Александра, чем весьма 
        его раздражает, матюкает ямщика, таскает Левшу за волосья, пьёт водку 
        и лежит на кушетке. Это бытовой и весьма канонический образ старого солдата. 
        То же и главный герой. Он забит, жалок, косноязычен, ничтожен вне своего 
        мастерства. А блоха просто молчит и дрыгает ножками. У Лескова нет былинных 
        героев и, вместе с тем, его творение оставляет чёткое ощущение героического 
        эпоса. Это, наверное, главная загадка "Сказа". Буквоедица08.04.2003 14:30
 =>Crusoe.Легендарный персонаж - это не обязательно былинный герой. Он может быть 
        и комическим, и страшным - что молва припишет. Вот, например, Василий 
        Иванович Чапаев - легендарный персонаж. Он может оказаться в каком угодно 
        месте и времени, например, на необитаемом острове вместе со Штирлицем. 
        Или Стенька Разин с персидской княжной. Атаман Платов - как раз такой 
        легендарный персонаж. Лесков не первый придумал приписывать ему то, чего 
        он никогда не делал, а вослед народной традиции.
 Арнольд08.04.2003 14:46
 Я имел в виду именно то, что написала Буквоедица. "Былина" 
        на самом деле ведь в одном из значений -- "небылица". Энантио 
        -- ик! -- семичность, тысызыть... NN08.04.2003 15:59
 Тема: Crusoe - спасибо и :)
 Я вижу, Вы позабыли свой универсалистский подход к "Левше" 
        как размышлению о вечных судьбах России и перешли на изучение степени 
        его историчности. Вспоминается вторая (или третья?) степень толкинутости 
        - "Все было совсем не так!" Я пока тоже не могу осознать _внетекстовых_ резонов, по которым Лескову 
        нужно было заменять Власова на Платова - а вот внутритекстовых более чем 
        достаточно. И удваивать фигуру старого вояки с точки зрения композиции 
        - излишняя трата средств; и объяснять, кто такой Власов, когда Платова 
        знают и помнят куда лучше, ни к чему; и функция у этой фигуры в сущности 
        одна и та же: защитник, в конце концов не способный защитить то, что должен... 
        Это и в самом деле персонаж, построенный из фольклорного материала - но 
        конструкция никак не фольклорная. В народной поэзии защитник может быть 
        бессильным только в начале или середине рассказа; а вот закончить его 
        поражением ни "старина", ни песня не могли. Лесков же именно 
        к этому все время и приводит Платова. Кстати, и левша, конечно, должен напоминать Иванушку-дурачка, который 
        в конце концов женится на царевне - да только не женится ведь... А что, 1836-39 годы отмечены чем-то особенным в политической истории 
        России? Crusoe08.04.2003 17:38
 Универсалистскую идею я ни в коей мере не забыл. Но писатель ведь не 
        может декларировать голые идеи - не пропагатор ведь. Обозрев здание и 
        высказав мнение об архитектурном стиле и сочетаемости его с ландшафтом, 
        я предался изучению строительного материала, кирпичиков.На уровне общих идей можно разделить персонажей "Сказа" на истинных 
        и мнимых. Истинные - кузнец, блоха и отец-начальник Платов. А мнимости 
        - Александр, Николай, Нессельроде, etc. Православие и народность, но вот 
        что делать с самодержавием - неясно. Ослабишь его - вылезет народность 
        в облике маркиза Пугачёва, усилишь - ружья кирпичом чистить будут. Про 
        Пугачёва явно нет, но просматривается: отпустили народность в Европу - 
        она запила и затосковала без отеческого кулака. Сами наблюдали, знаем- 
        с.. И интересуется народность исключительно проблемой эффективности стреляния. 
        Лесков, остро понимая необходимость твёрдой власти, смог увидеть её относительно 
        осмысленный и эффективный вид только в Платове. Так что универсалий найдём 
        в "Сказе" сколько угодно - и даже на уровне кирпичиков.
 В 1836-1839 году режим активно густел. В сущности, Николай I начал очень 
        неплохо. Но после Польши и европейских революций 30-х он переменился. 
        Что можно отметить? Наверное, рождение российской философской школы нового 
        времени: 1836 год, "Философические письма", универсальный ключ 
        к пониманию российской истории да и России в целом по наши дни. И рецензия 
        Николая: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой 
        бессмыслицы, достойной умалишенного". Правда уколола и произошло 
        закрытие журнала "Телескоп",ссылка редактора, увольнение цензора 
        и объявление автора сумасшедшим по распоряжению правительства. Смерть 
        Пушкина от отсутствия воздуха. Русификация Польши, присоединение униатов 
        к православным, финансовая реформа, кавказская война, неудача под Хивой. 
        Смутное и тяжёлое время. Пессимисты верили, что будет хуже, а оптимисты 
        надеялись, что хуже не будет, должно быть.
 NN08.04.2003 21:28
 Тема: Это Платов-то эффективная власть?У него было (в сказе) 4 задачи. 1. Защитить Александра I от пагубного 
        влияния иностранцев. Не уберег.
 2. Повести "междоусобные разговоры" с казаками. Как-то провел, 
        хотя результаты неизвестны; впрочем, почета у царя он после этого особого 
        не заслужил.
 3. "Превозмочь" англичан, сделав диковину более невероятную, 
        чем смогли англичане - _не повредив_ блоху. Превозмочь превозмогли, да 
        блоха сломалась.
 4. Уберечь левшу от грозившей ему без "тугамента" беды. Эту 
        задачу он фактически взял на себя, схватив левшу и не послушав других 
        рабочих. Не уберег - именно из-за отсутствия документов левшу таскали 
        по больницам и, в конце концов, угробили.
 А цари в сказе - тоже вполне фольклорные: "добрый, но слабый" 
        Александр I, "наш, сильномогучий" Николай I. Думаю, эти архетипические 
        образы русской власти очень косвенно соотносятся с реальными историческими 
        фигурами... И все-таки сомневаюсь, что Лесков высчитывал годы, на которые должно 
        было приходиться действие сказа. Что-что, а пространство-время там вполне 
        условные, особенно что касается Европы: чего стоит только путь из Англии 
        в Петербург по "Твердиземному морю"... Crusoe09.04.2003 13:28
 "Твердиземное море" - ещё один пример нарочитого пренебрежения 
        реалиями, на этот раз - географическими. Пример вызывающий, поскольку 
        соседствует с реальным "рижским Динаминде" и это не попытка 
        стилизации - тогда бы было "Немецкое море" (Северное) или "Варяжское 
        море" (Балтийское). Интересно, что "Твердиземное море" 
        попадается в одном из вариантов переложения былины о Садко и находится 
        там вблизи от Ильмень-озера. Я не знаток былин, их вариантов и переложений 
        - тут Вам и карты в руки: что за переложение с "Твердиземным морем" 
        и когда появилось (до или после 1881 года), есть ли это самое, Твердиземное, 
        в каком-либо из 9-ти вариантов "оригинальных" текстов "Садко", 
        нет ли тут скрытого послания (например) Стасову, не скрытая ли это цитата... 
        В любом случае, название это явно не вольность, но некий художественный 
        приём, как и долголетие Платова.Что же касается высчитывания годов: он не высчитывал, а твёрдо знал. Вот 
        смотрите - он пишет о периоде с 1814 по 1839 год, пишет в 1881, родился 
        Лесков в 1831 году. Перенесём эти временные интервалы в наше время и представим 
        себе автора, 1953 г.р., пишущего в 2003 году нечто о периоде 1936 - 1961 
        года. Сможет ли наш современник (если он, конечно, не журналист, не недоучка 
        и не имеет намерения использовать анахронизм, как художественный приём) 
        написать, что Хрущёв послал Жданова или генерала Брусилова к Королёву 
        с наказом сделать носитель, для полёта на Марс? Сомневаюсь.
 Эффективность Платова несомненна. Буреметры, мантоны и смолевые непромокабли 
        не смотрелись до Ватерлоо по причине малости достижений к 1814 году британской 
        армии по сравнению с деяниями русских, прусских и (отчасти) австрийских 
        войск. Пистоль Ивана Москвина, опять же... Ну а с нимфозорией выход нашёлся 
        позже - Платов и исполнителей нашёл и способ исполнить государево поручение. 
        А что танцевать перестала - так ведь приказ был идиотский: "Превзойти!" 
        В этом и суть. Платов эффективно исполняет приказы, пусть даже и идиотские, 
        превращая мнимость приказаний в реалии, методами жёсткими и действенными. 
        Если бы ему приказали тульских мастеров грамоте и цифири обучить - обучил 
        бы, но на это ума у вышестоящих недостало. И как завод воли государевой 
        заканчивался, Платов - на кушетку, вверх ногами, как та нимфозория. Это 
        идеал исполнительной власти - действовать быстро, жёстко, не рассуждая 
        и достигать результат. И защитником Левши Платов не был - Левша интересовал 
        его не более ямщика, довёз - до свидания. Вот и с тугаментом:
 ++
 Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы 
        его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! 
        А Платов им вместо ответа показал кулак -- такой страшный, бугровый и 
        весь изрубленный, кое-как сросся -- и, погрозивши, говорит: "Вот 
        вам тугамент!" А казакам говорит:
 - Гайда, ребята!
 ++
 И какая тут "защита"?
 Вот и выходит, что простую мысль о том, что мужика надо сечь, ибо мужик 
        балует, Лесков реализовал через образ геройского и симпатичного атамана 
        Платова. Отсюда выводим:
 - сечь надо и это правильно;
 - есть кому сечь и это правильно тоже;
 - некому указать правильную цель сечения и из средства достижения результата 
        порка переходит в самоцель.
 NN09.04.2003 22:55
 Так, да не так.Лесков, кстати, был журналистом, самоучкой (это иногда меньше, но в случае 
        Лескова, конечно, больше, чем недоучка) и использовал анахронизм как художественный 
        прием. И сегодня писатель, который попробует написать сказку-притчу-сказ-былину, 
        спокойно пойдет на такое нарушение хронологии. Да, собственно, фольклорная 
        свобода в соединении персонажей разных эпох уже справедливо отмечалась 
        - для анекдотов...
 Дело именно в том, что Лесков стилизует повествование, вкладывая его в 
        уста старого рабочего (это объяснение исчезло лишь позднее). И средством 
        стилизации становится именно обращение к образам народной поэзии, откуда 
        бы они ни пришли - из былин, из казацких баек или еще откуда.
 И остается самый большой вопрос - _на что_ намекал Лесков, заменяя Власова 
        Платовым? Ведь если эта замена не только эстетически, но и политически 
        осмысленна, то в чем ее смысл? Вот в "Твердиземном море", на 
        мой взгляд, отразилось учение Данилевского о противостоянии романо-германской 
        и славянской культур. Англичане взяли на себя "германскую" часть, 
        а "Аболон", "Канделябрия" и это самое море - "романскую".
 Про эффективность и жесткость - вот Вам цитатка: "Платов не совсем 
        доволен был тем, что туляки так много времени требуют и притом не говорят 
        ясно: что такое именно они надеются устроить. Спрашивал он их так и иначе 
        и на все манеры с ними по-донски хитро заговаривал; но туляки ему в хитрости 
        нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому 
        не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое 
        воображение исполнить, да тогда и отдать". Как видите, силу употребить Платов здесь не решился. Да и был ли он только 
        исполнителем? Ведь он не только объяснил Николаю, что это за коробочка 
        завалялась, он сам предложил "превозмочь": "...но только 
        нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть 
        ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке... - не могут ли наши мастера 
        сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались". 
        То есть это был _его_ план, который появился у него еще в Европе, но лишь 
        теперь мог быть реализован. На его страх и риск, конечно.Посему пока вижу в Вашем прочтении фигуры Платова лишь отражение какой-то 
        Вашей историософской концепции, которая любопытна сама по себе, но мало 
        что объясняет в сказе. Может, потому, что я ее не знаю? ;-)
 Да, надо бы повнимательнее посмотреть, кто там кому верит-не верит. Crusoe
 10.04.2003 11:55
 
 Давайте попробуем порассуждать с Ваших позиций и вложить "Сказ" 
        в уста старого рабочего. Итак, имеем 3 уровня "искажений" истории 
        с географией - неизбежный субъективизм самого Лескова, как раба судьбы, 
        сомнений и страстей, пишущего в душевном смятении - он с сыном 1 марта 
        был практически свидетелем убийства императора, да и обстановочка..., 
        искажения в рассказе старого и малограмотного человека и наш с Вами субъективизм 
        - мы люди своего времени и своих страстей и судеб. Остановимся на 2-х 
        отступлениях от истории и географии - Платове/Власове и Канделабрии, Аболоне 
        и Твердиземном море.Если следовать логике художественного приёма Лескова - стилизации "Сказа" 
        под речь престарелого тульского пролетария, второе становится очевидным 
        и без Данилевского. "Старый" по тем временам - лет этак 60, 
        то есть 1821 года рождения, вся жизнь этого персонажа прошла в эпоху войн 
        с турками.
 1821 - 1829 - Дипломатические маневры и война с турками за освобождение 
        греков (Аболонов- невольников-кандальников в Канделабрии), легендарный 
        Наварин, опять же.
 1832 - 1840 активное участие России в турецко-египетских войнах, в том 
        числе и военной силой
 Далее - наслоения в памяти, Крымская война, начавшаяся, как война с Турцией, 
        походы 70-х (отсюда и "Скобелевский след", но здесь Лесков всё 
        же добавил "комендант", чтобы уж явно деда с внуком не отождествлять).
 То есть, очень даже естественно, что для рабочего-рассказчика география 
        заграницы, где живёт неприятель, прочно связана с турками, Твердиземным 
        морем и т.д. В народной памяти, как нечто постоянное и даже извечное прочно 
        осели войны с турком, меньше - Кавказ и поляки. Прочее - фрагментарно, 
        "швед под Полтавой", "шумел-гудел пожар московский"...
 Что касается Платова/Власова: мифологический образ донского атамана вполне 
        уместен в устах престарелого мастерового, но то, что мы видим в "Сказе" 
        несколько отличается от лубочной картинки. Платов "Сказа" действует 
        не на своём традиционном поле - поле молодецкой брани с супостатом. Он 
        действует на ниве исполнительной власти и несколько страшноват. Я бы сказал, 
        что он более на Аракчеева смахивает - предан без лести, исполнителен, 
        хитёр и жесток. И это уже не только сказитель народный, это - Лесков. 
        То есть Платов "Сказа" - некий гибрид Платова реального, Платова 
        лубочного и Платова по Лескову. И чрезмерное долголетие Платова, как мифологического 
        персонажа, не вяжется с использованием этого долголетия. Буратино - директор 
        кукольного театра или Штирлиц - директор департамента ФСБ? Миф этого не 
        умеет. М.б. в этом ответ? В искуственном переносе мифа за ту черту, где 
        он не работает? В обращении мифа в собственную противоположность? Это 
        явный Лесков, это не народное творчество. Это антимиф, антиПлатов.
 Обратим внимание ещё на одно обстоятельство. Разделим "Сказ" 
        на действия и посмотрим, кто выходит на сцену.
 Действие 1: "Явление и триумф блохи" - Платов, англичане, блоха, 
        прочие.
 Действие 2: "Явление Левши и низвержение блохи" - Платов, Левша, 
        блоха, прочие.
 Действие 3: "Низвержение Левши" - Платов, Левша, англичане, 
        прочие.
 Платов выходит на сцену _во всех действиях_, даже когда он уже и необязателен 
        по сюжету. Не он ли истинный главный герой? Не совсем. Я бы предложил 
        ввести 2-х главных героев: Англичанин с Блохой и Платов с Левшой. Тогда 
        всё становится на свои места - появляется симметрия, главные герои не 
        уходят со сцены до конца пьесы и поражают друг-друга: укол с одной стороны, 
        укол с другой, шпаги сломаны, занавес... до обретения героями новых аргументов 
        в поединке. Запад есть Запад, а Восток есть Восток. Кто победитель, кто 
        побеждённый и что будет в следующей серии - автор оставляет на усмотрение 
        читателя.
 Crusoe10.04.2003 13:08
 Забыл добавить - война с турками, как устойчивый народный стереотип:++
 Городничий. Ну, что? Как вы думаете об этом?
 Почтмейстер. А что думаю? война с турками будет.
 Аммос Федорович. В одно слово! я сам то же думал.
 Городничий. Да, оба пальцем в небо попали!
 Почтмейстер. Право, война с турками. Это все француз гадит.
 Городничий. Какая война с турками! Просто нам плохо будет, а не туркам.
 Это уже известно: у меня письмо.
 Почтмейстер. А если так, то не будет войны с турками.
 ++
 NN10.04.2003 20:23
 Видимо, любая деталь сказа должна осознаваться как принадлежащая двум 
        рассказчикам - рабочему (он хотя и туляк, кстати, но "работал в Сестрорецке", 
        так что географию Балтики чуть-чуть представлять вроде бы должен...) и 
        Лескову. "Рабочий" - фигура, на мой взгляд, не то что совсем 
        маскарадная и конспиративная, но все-таки подставная. То есть объяснения 
        на ее уровне должны включаться в какой-то более широкий контекст. Контекст 
        Лескова, например. Хотя и не обязательно. Вернемся к Платову. Фигура эта для рассказчика-рабочего достаточно однозначна 
        и воспринимается через не раз помянутые образы - "слуга царю, отец 
        солдатам", "батяня-комбат", "хитрый солдат" и 
        проч. Рассказчику-1, на мой взгляд, нравится не только его верность русскому 
        - и царю, и народу, но и его грубость - в обращении и с царями, и с народом. 
        Можно поразмышлять над тем, как эта снисходительность к дранью волос воспринималась 
        рассказчиком-2, Лесковым; но рабочему "жертв" Платова, по-моему, 
        не жаль. Не жаль и потому, что у него Большая цель, в сущности не зависящая от 
        императоров - те только могут позволить или не позволить ей осуществиться. 
        Цель эта все та же - превзойти и не посрамить. И это цель не одного Платова 
        (и совсем не цель власти - власть-то не только у Николая, но и у Кисельвроде 
        с Клейнмихелем), но и всего народа - потому туляки так готовы превозмогать, 
        потому левша так стремится сообщить английский секрет. И жалеть волосы 
        и спины, когда надо превозмочь и не посрамить - для рассказчика-1 это 
        странно. Вот если человек жизнь положил на это, а ему ничего не удалось 
        сделать - тогда жалко, конечно. Левшу того же... А теперь вопрос. В какой мере это - оценки Лескова? Жалеет ли он левшу 
        за то, что тому не дали превозмочь и не посрамить так, как он мог? Или 
        все же просто потому, что левша погубил свою жизнь в состязании, по сути 
        дела, пустом и ненужном? И тогда и сам Платов становится фигурой жалкой 
        и страшной - поскольку он-то расходовал в этой игре не только свою жизнь 
        - и тоже впустую... Crusoe11.04.2003 12:54
 "Вот какую притчу о Востоке / Рассказал мне старый аксакал / Даже 
        сказки здесь - и те жестоки / Думал я и шею измерял" ++...
 как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения 
        могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
 ...
 Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической 
        удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию 
        к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.
 ...
 Это их эпос, и притом с очень "человечкиной душою".
 ++
 Следуя Лескову, уберём теперь Рассказчика-1, как некую конкретную личность. 
        Эта личность была нам нужна и была изначально нужна Лескову - но он её 
        убрал. Почему? Он ответил сам - для придания "Сказу" характера 
        мифа, эпоса, фольклора, выражающего общий дух эпохи. Общий дух, но не 
        мнение представителя какой-то профессии, социального слоя, какого-то конкретного 
        по своей принадлежности человека. И в создании мифа Лесков преуспел: Левша 
        отделился от автора и пошёл сам по себе, как Конёк-Горбунок, Штирлиц и 
        Василий Иванович.
 Итак, имеем создателя фольклора (прикинувшегося собирателем) Лескова. 
        Как "дух эпохи" соотносится с "превозмочь и не посрамить?" 
        Исчерпывается ли он этим? Как мнение Лескова соотносится с "духом 
        эпохи?"
 Моё мнение таково - соотносится в полной мере и отнюдь не исчерпывается: 
        мы видим полное равновесие, золотую середину между (вернее, над) западниками 
        и почвенниками. "Инь и Янь", неразрывное сосуществование Востока 
        и Запада и их постоянную борьбу, в которой не может быть победителей и 
        побеждённых. Каждый тезис в "Сказе" сопровождён антитезисом, 
        а читатель может проделать или не проделать синтез.
 Платов патриотичный - Платов держиморда.Платов, отступившийся перед уникальностью мастерства туляков - Платов, 
        бьющий их по роже после исполнения заказа.
 Николай, батюшка царь, патриот - Николай, царь заводных блох, "империи 
        каталогов", царь не людей, а "тугаментов".
 Левша, великий мастер - Левша, безграмотный кустарь
 Левша, патриот, везущий секрет военный - Левша, впавший в запой, по этой 
        причине не довезший секрет военный.
 Англичанин-мудрец - Англичанин, битый неграмотным полукрестьянином
 Просвещённая Европа - Европа, спасённая Платовым-героем (впоследствии 
        держимордой) от Бонапарта.
 И так далее. Баланс этот идеален, Лесков скуп на эмоции. Всяк волен выбирать 
        из "Сказа" то, что ему нравится - и выбирает. Для меня, например, 
        тема (одна, кстати, из многих тем в "Сказе") - "превозмочь 
        и не посрамить" - предмет одновременно и гордости и грусти. Превозмогли 
        и не посрамили, но не в том. Александр восхитился блохой, а не нарезным 
        штуцером (а то бы и штуцер превзошли, как это впоследствии сделали Мосин 
        и Калашников, не вижу я Большую Цель осью "Сказа" - для Левши 
        обуздание нимфозории заморской было вызовом, испытанием мастерства), заманили 
        не вещью, а цацкой. Как бы научиться отделять мнимости от реалий и превозмогать 
        с молодецким артистичным азартом именно в реалиях? "Сказ", как 
        любое истинное произведение искусства - зеркало для читателя. Он таков 
        для читателя, каков сам читатель.На вопрос: "С кем Вы, Николай Семёнович" мне ответить просто 
        - ни с кем, сам по себе, выше всех, со своим народом и со своей страной. 
        И клал он с прибором и на Писарева и на Каткова и на западников и на славянофилов 
        и на либералов и на консерваторов. Как и во всём, не только в "Сказе", 
        даже "Загон" не стоит воспринимать слишком однозначно...
 Что касается рабочего, сведущего в географии Балтики: убрал его Лесков 
        и "Твердиземное море" весьма ложится на обезличенный фольклор. 
        "Война с турками будет". Скажу честно, не верится мне вставка 
        столь неуклюжего намёка на какую-то умозрительную теорию о соперничестве 
        культур в народный эпос.
 NN11.04.2003 13:50
 Тема: Именно "- ни с кем, сам по себе, выше всех, со своим народом и со своей 
        страной. И клал он с прибором и на Писарева и на Каткова и на западников 
        и на славянофилов и на либералов и на консерваторов". Тем и хорош Лесков - рассказывает не о том, как надо бы побеждать в этом 
        споре (тем более - как мы победим или проиграем), а о том, как этот неизбежный 
        спор происходит. И до чего может доводить. И почему не кончается. И как 
        мы с этим живем... И славянофильские теории здесь выступают не как непосредственный объект 
        сатиры или восхваления, а как часть умственного ландшафта - ну, вроде 
        того же Аполлона полведерского, прикопанного в этом ландшафте Пушкиным 
        с Некрасовым. Crusoe11.04.2003 14:23
 А вот на сайте Вашем написано, что об этом нельзя школьника рассказывать... 
        А почему нельзя? Злобный директор/методист мешает или неокрепшие умы могут 
        свихнуться от отсутствия определённости в трактовке произведения? NN11.04.2003 15:55
 Тема: "Левшу" изучают в 6 классе. Это по-старому пятый. Вроде как воспитывают чувство 
        гордости за свой народ. И эту самую, ненависть к царизму. Объяснить 11-летним 
        ученикам всю смысловую полноту сказа у меня не получалось... |