ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
АНОНСЫ - Май 2020


2020.05.28

С 28 по 31 мая 2020 года в Гродно (Республика Беларусь) пройдет конференция «Культ-товары — 2020: Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий».

Конференция продолжает серию семинаров, проводимых в рамках международного междисциплинарного проекта «Культ-товары: феномен массовой литературы/культуры в современной России» начиная с 2008 года.

Тема конференции связана как с принципами производства текстов современной массовой литературы и культуры, так и с практиками ее потребления.

Предметом осмысления на конференции будет феномен расширения, повторения, который, являясь одним из родовых качеств массовой культуры, в настоящее время приобрел ключевое и специфическое значение.

Сотворение и умножение параллельных реальности миров, связанное с принципом эскапизма, находит свое выражение как в фантастическом миро-творчестве и конструировании «вселенных», так и в создании бесконечных историй сериального типа. Два этих феномена тесно между собой связаны.

Умберто Эко в эссе «Касабланка» писал о секрете успеха «культового» фильма: «Произведение должно дать читателю или зрителю полностью обустроенный мир, чтобы его поклонники могли цитировать персонажей и эпизоды, как если бы они были принадлежностью их собственного приватного мира, мира, по поводу которого можно составлять викторины и разгадывать их, чтобы адепты в общении узнавали друг друга. Естественно, все эти элементы (персонажи и эпизоды) должны <…> иметь архетипическую привлекательность».

Такой художественный мир (или вселенная) обладает имманентным потенциалом нарративности, становится миром уже состоявшихся и возможных историй. Обустроенный сеттинг (например, в «Игре престолов») развивается в новых нарративах, сюжетах, прирастает через серии.

Организаторы конференции предлагают понимать сериальность не только в качестве атрибута кино- и телесериалов, но как способ разрастания мира историй в книжных сериях, издательских проектах и т.п. В условиях новых цифровых технологий категории мира-вселенной и нарративов-серий обретают новые возможности. Цифровые технологии используются в сложно организованных трансмедийных проектах, предполагающих развертывание больших художественных миров (воображаемых вселенных) и серий из взаимодополняющих друг друга произведений. Повествование осуществляется посредством различных медиа, ими могут быть художественный фильм, роман, комикс, телесериал, анимационный фильм, компьютерная игра и т.д.

Таким образом, проблематика строительства миров и производства серий в современных условиях описывает как принципы создания текстов (в том числе новых, трансмедийных), так и особенности (условия?) их функционирования.

Названная тенденция, ставшая определяющей для мировой массовой культуры, с конца 1990-х годов захватывает и отечественную массовую культуру. Одним из показательных образцов успеха является мир «Метро», созданный в серии романов Д. Глуховского и развитый в дополняющих романы компьютерных играх. Но этот пример далеко не единственный — принципы сериальности и миростроительства становятся ведущей тенденцией российской массовой культуры.

Целью конференции будет исследование вышеназванных процессов как в теоретическом плане, так и через изучение отдельных «кейсов».

Возможные темы для обсуждения:

  • Модели сеттинга в массовой литературе. Структура мира-вселенной: центр, периферия, границы, энциклопедизм и пр.
  • Специфика создания «миров» в разных видах искусства: литература, кино, телесериал, компьютерная игра и т.п.
  • Жанровая специфика «миров» в утопиях, антиутопиях, фэнтези и др.
  • Интермедиальность и трансмедиальность в создании «вселенных».
  • Специфика миростроительства в книжных издательских сериях.
  • Эффекты умножения и повтора в массовой литературе: ремейки, переложения, продолжения и другие формы трансфикциональности. Сериальность в литературе.
  • Фанфикшн как серийный продукт. Читательский запрос на сериальность.
  • Сериал как телевизионный жанр и его разновидности. Сериал как информирующий, культурно-формирующий, социально-педагогический, рекреативный, интегративный феномен.
  • Сериальность шоу различных типов. Ток-шоу. Шоу подражаний. Тиражирование, копирование, клонирование. Создание параллельной реальности.
  • Стратегии конструирования серий: принципы циклизации (сиквелы, приквелы, интратекстуальность и т.п.), инструменты создания серий.
  • Потенциал сериальности в цифровой среде Web 2.0: блоги, социальные сети, вики-проекты и др., предполагающие заполнение контента участниками проектов. Интерактивные модели сериальности.
  • Сеттинг и сериальность как маркетинговые инструменты, их экономическая целесообразность: стандартизация, унификация, повторяемость как рентабельные средства производства серийной продукции.

Рабочие языки конференции русский и английский.

Оставить заявку на конференцию можно на сайте https://sites.google.com/view/culttovary-2020/ до 1 февраля 2020 года; обращаем Ваше внимание на необходимость сопроводить заявку аннотацией (250-300 слов).

Решение о включении доклада в программу будет принято не позднее 20 марта 2020 г. Организаторы не имеют возможности оплатить дорогу и проживание участников. Предполагается организационный взнос в размере 30 евро.

Оргкомитет рассматривает возможность издания по материалам конференции сборника статей Адрес электронной почты для корреспонденции [email protected].

Организаторы конференции: Автухович Татьяна Евгеньевна (доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы), Абашева Марина Петровна (доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного научно-исследовательского университета), Литовская Мария Аркадьевна (доктор филологических наук, профессор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета, Department of Slavic Languages and Literature, National Chengchi University, Taiwan (R.O.C.)), Савкина Ирина (Ph.D, Lecturer of Faculty of Communication Sciences, University of Tampere, Finland), Черняк Мария Александровна (доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена).


http://ruthenia.ru/anons/553117.html

Конференции


2020.05.20

С 20 по 22 мая 2020 года кафедра русского языкознания Института восточнославянской филологии Ягеллонского университета (Краков) приглашает принять участие в IV Международной конференции «Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века». Тема конференции этого года «Расставить все точки...(над i): русская пунктуация в коммуникативном аспекте».

Рабочие языки конференции русский и английский. Регламент доклада 20 минут (пленарные заседания) и 15 минут (секционные заседания).

Заявку на участие в конференции нужно прислать до 20 октября 2019 г. в виде приложения к электронному письму по е-mail: [email protected].

Подробнее

Сайт конференции

http://ruthenia.ru/anons/553090.html

Конференции


2020.05.15

15–16 мая 2020 года редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге проводят V ежегодную конференцию в рамках совместного проекта «Антропологизация гуманитарных и социальных наук», тема V конференции «Антропология доверия».

Хотя мыслители и художники размышляли о нравственной и социальной роли доверия с античных времен, пристальный интерес к доверию как социальному институту возникает в Новое время. Так, в трактате «Теория нравственных чувств» (1759) Адам Смит, стремясь легитимировать новый общественный порядок – всесильную «невидимую руку рынка», утверждает, что этот новый экономический механизм приводится в действие людьми, объединенными «сочувствием и симпатией» друг к другу (читай — доверием). Одним из теоретиков концепции доверия в XIX веке становится Алексис де Токвиль, который напрямую объяснял крах политических режимов утратой доверия граждан к правящей элите. С конца 1970-х наблюдается всплеск интереса к той роли, которую играет доверие в обществе, культуре и политике. Пьер Бурдье, рассматривая социальный капитал как ресурс для властного противоборства в различных сферах общественной жизни, относит доверие к символическому капиталу, где оно служит практикам символического обмена и символической репрезентации власти. Следуя в русле традиции Токвиля, Франсис Фукуяма и Роберт Патнэм отводят доверию главенствующую роль в становлении и успешном функционировании современного демократического общества: доверие между рядовыми гражданами порождает солидарность, которая в свою очередь ведет к самоорганизации общества, гражданскому активизму и выбору политиков, достойных общественного доверия.

Есть и голоса, ставящие под сомнение доверие как обязательный и доминирующий компонент демократического мироустройства. Мэтью Клиэри (Matthew R. Cleary) и Сьюзан Стоукс (Susan C. Stokes), считают, что по мере развития демократии личное доверие граждан к выбранным ими лидерам сменяется скептицизмом по отношением к ним, а доверие переносится на социальные институты, призванные контролировать действия политиков. По словам Мэтью Клиэри, «недоверие благотворно для демократии» (distrust is good for democracy). С другой стороны, некоторые исследователи (Karen S. Cook, Margaret Levi, Russell Hardin) полагают, что в сложноустроенном современном мире доверие может быть эффективным механизмом поддержания общественного порядка исключительно на низовом, личностном уровне, а на более высоких ступенях социальной системы успешная кооперация может вполне обходиться без доверия. Появление интернета создает дополнительные проблемы для устоявшихся норм доверия в обществе. С одной стороны, онлайновые связи необычайно ускоряют координацию действий и горизонтальную организацию общества. С другой, – интернет генерирует новые угрозы: он размывает критерии достоверности информации, разрушает традиционное экспертное сообщество и привычную систему репутаций.

Мы предлагаем участникам конференции обсудить следующие вопросы, связанные с неоднозначной ролью доверия в человеческой жизни:

  • Как исторически развивались и менялись представления о доверии как важнейшем этическом понятии и социальном институте, как формировались практики доверия в различных культурах в разные эпохи?
  • Как отражается проблема доверия и сопутствующие ей моральные категории (верность, надежность, взаимопомощь, солидарность) в мировой культуре и искусстве?
  • Как связано доверие с институтом репутаций в общественной и профессиональной жизни?
  • Как кризисные эпохи (политические, экономические, технологические, гендерные революции) влияют на уровень доверия в обществе?
  • Применимы ли существующие теории доверия к недемократическим (тоталитарным, авторитарным) обществам? Как объяснить парадокс повышенного доверия к лидеру или вождю в подобных политических системах? Можно ли считать коррумпированные режимы своеобразным обществом доверия?

Заявки на участие, содержащие в себе название и тезисы доклада (3600 знаков с пробелами) и краткое CV, просьба направлять координатору конференции Андрею Черкасову не позднее 10 февраля 2020 года по адресу: [email protected] (с пометкой в поле темы «конференция НЛО-ЕУСПб»).

Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок. О результатах конкурса будет объявлено до 5 марта 2020 г. Участники конференции могут рассчитывать на гранты по проезду и проживанию в Москве.

О проекте

Редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге, исходя из общей заинтересованности в продвижении нового гуманитарного знания и в целях поддержки и развития международных академических связей, договорились об учреждении долгосрочного проекта: организация серии ежегодных международных конференций под общим названием «Слова и вещи: антропологический поворот в гуманитарных и социальных науках».

Конференция мыслится как площадка для продвижения гуманитарной российской мысли в международное научное сообщество, как инструмент формирования нового поколения ученых-гуманитариев в России, создания условий для становления новых гуманитарных центров в регионах страны, противодействие изоляционистским тенденциям в научной и общественной сфере. Термин «антропологический поворот» используется здесь для обозначения мощного интеллектуального тренда, набиравший обороты на протяжении всего 20 века. Сегодня можно констатировать уже произошедшую «антропологизацию» гуманитарного знания, появлению новых дисциплин, таких как историческая, философская, культурная, социологическая, экономическая, медицинская и проч. антропологии. Большинство «дисциплинарных мод» последнего 30-летия – устная история, гендерные исследования, урбанистические штудии, история эмоций, память, травма, история повседневности, теории телесности и т.д. – все так или иначе вписываются в большой антропологический тренд.

Творчество разных и по возрасту, и по методам исследования ученых позволяет увидеть сходный вектор движения отечественной гуманитарной мысли. Его можно крайне схематично представить как переход от жестких обобщенных тотальных построений к более гибкому, детализированному, индивидуализированному изучению человека и культуры, от текстоцентричности — к визуальности и телесности, от бинарных оппозиций и интертекстуальности — к культурной и философской антропологии.

Отчасти этот «антропологический поворот» связан с крушением советской эпохи со всей ее системой социокультурных мифологем, что поставило перед российскими гуманитариями (и русистикой в целом) задачу критического переосмысления перспектив и инструментария собственной профессии, выработки новых понятийных категорий и эстетических ориентиров, реформирования культурного поля и его институтов.

В то же время широкая рамка «антропологического поворота» призвана не столько ограничить проблематику интеллектуального диалога, сколько способствовать его расширению и развитию в направлении новых методологических подходов, адекватных интеллектуальным вызовам наступающей эпохи.

Мы надеемся, что новый научный проект позволит привлечь коллег из смежных областей, и будет способствовать выходу отечественных ученых из «славистического гетто» в международное интеллектуальное пространство.

http://ruthenia.ru/anons/553123.html

Конференции


personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна