ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

АНОНСЫ


С 28 по 31 мая 2020 года в Гродно (Республика Беларусь) пройдет конференция «Культ-товары — 2020: Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий».

Конференция продолжает серию семинаров, проводимых в рамках международного междисциплинарного проекта «Культ-товары: феномен массовой литературы/культуры в современной России» начиная с 2008 года.

Тема конференции связана как с принципами производства текстов современной массовой литературы и культуры, так и с практиками ее потребления.

Предметом осмысления на конференции будет феномен расширения, повторения, который, являясь одним из родовых качеств массовой культуры, в настоящее время приобрел ключевое и специфическое значение.

Сотворение и умножение параллельных реальности миров, связанное с принципом эскапизма, находит свое выражение как в фантастическом миро-творчестве и конструировании «вселенных», так и в создании бесконечных историй сериального типа. Два этих феномена тесно между собой связаны.

Умберто Эко в эссе «Касабланка» писал о секрете успеха «культового» фильма: «Произведение должно дать читателю или зрителю полностью обустроенный мир, чтобы его поклонники могли цитировать персонажей и эпизоды, как если бы они были принадлежностью их собственного приватного мира, мира, по поводу которого можно составлять викторины и разгадывать их, чтобы адепты в общении узнавали друг друга. Естественно, все эти элементы (персонажи и эпизоды) должны <…> иметь архетипическую привлекательность».

Такой художественный мир (или вселенная) обладает имманентным потенциалом нарративности, становится миром уже состоявшихся и возможных историй. Обустроенный сеттинг (например, в «Игре престолов») развивается в новых нарративах, сюжетах, прирастает через серии.

Организаторы конференции предлагают понимать сериальность не только в качестве атрибута кино- и телесериалов, но как способ разрастания мира историй в книжных сериях, издательских проектах и т.п. В условиях новых цифровых технологий категории мира-вселенной и нарративов-серий обретают новые возможности. Цифровые технологии используются в сложно организованных трансмедийных проектах, предполагающих развертывание больших художественных миров (воображаемых вселенных) и серий из взаимодополняющих друг друга произведений. Повествование осуществляется посредством различных медиа, ими могут быть художественный фильм, роман, комикс, телесериал, анимационный фильм, компьютерная игра и т.д.

Таким образом, проблематика строительства миров и производства серий в современных условиях описывает как принципы создания текстов (в том числе новых, трансмедийных), так и особенности (условия?) их функционирования.

Названная тенденция, ставшая определяющей для мировой массовой культуры, с конца 1990-х годов захватывает и отечественную массовую культуру. Одним из показательных образцов успеха является мир «Метро», созданный в серии романов Д. Глуховского и развитый в дополняющих романы компьютерных играх. Но этот пример далеко не единственный — принципы сериальности и миростроительства становятся ведущей тенденцией российской массовой культуры.

Целью конференции будет исследование вышеназванных процессов как в теоретическом плане, так и через изучение отдельных «кейсов».

Возможные темы для обсуждения:

  • Модели сеттинга в массовой литературе. Структура мира-вселенной: центр, периферия, границы, энциклопедизм и пр.
  • Специфика создания «миров» в разных видах искусства: литература, кино, телесериал, компьютерная игра и т.п.
  • Жанровая специфика «миров» в утопиях, антиутопиях, фэнтези и др.
  • Интермедиальность и трансмедиальность в создании «вселенных».
  • Специфика миростроительства в книжных издательских сериях.
  • Эффекты умножения и повтора в массовой литературе: ремейки, переложения, продолжения и другие формы трансфикциональности. Сериальность в литературе.
  • Фанфикшн как серийный продукт. Читательский запрос на сериальность.
  • Сериал как телевизионный жанр и его разновидности. Сериал как информирующий, культурно-формирующий, социально-педагогический, рекреативный, интегративный феномен.
  • Сериальность шоу различных типов. Ток-шоу. Шоу подражаний. Тиражирование, копирование, клонирование. Создание параллельной реальности.
  • Стратегии конструирования серий: принципы циклизации (сиквелы, приквелы, интратекстуальность и т.п.), инструменты создания серий.
  • Потенциал сериальности в цифровой среде Web 2.0: блоги, социальные сети, вики-проекты и др., предполагающие заполнение контента участниками проектов. Интерактивные модели сериальности.
  • Сеттинг и сериальность как маркетинговые инструменты, их экономическая целесообразность: стандартизация, унификация, повторяемость как рентабельные средства производства серийной продукции.

Рабочие языки конференции русский и английский.

Оставить заявку на конференцию можно на сайте https://sites.google.com/view/culttovary-2020/ до 1 февраля 2020 года; обращаем Ваше внимание на необходимость сопроводить заявку аннотацией (250-300 слов).

Решение о включении доклада в программу будет принято не позднее 20 марта 2020 г. Организаторы не имеют возможности оплатить дорогу и проживание участников. Предполагается организационный взнос в размере 30 евро.

Оргкомитет рассматривает возможность издания по материалам конференции сборника статей Адрес электронной почты для корреспонденции [email protected].

Организаторы конференции: Автухович Татьяна Евгеньевна (доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы), Абашева Марина Петровна (доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного научно-исследовательского университета), Литовская Мария Аркадьевна (доктор филологических наук, профессор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета, Department of Slavic Languages and Literature, National Chengchi University, Taiwan (R.O.C.)), Савкина Ирина (Ph.D, Lecturer of Faculty of Communication Sciences, University of Tampere, Finland), Черняк Мария Александровна (доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена).


Конференции

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна