ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
АНОНСЫ - Апрель 2020


2020.04.27

27–29 апреля 2020 года в Будапеште (Венгрия) пройдет Международная научно-практическая конференция «Эмиграция как социокультурное явление: культурно-историческое наследие и современность».

Основные направления конференции:

  • Теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции. Проблемы современной эмигрантологии.
  • История, философия, психология, антропология, этнология эмиграции.
  • Культурно-исторические аспекты эмиграции. Эмиграция и проблема национальной идентичности и исторической памяти. Феномен эмиграции и проблема диалога культур.
  • Научное и художественное наследие эмиграции. Эмиграция как текст жизни и как текст творчества.
  • «Архивы» эмиграции: новые документы и факты.
  • Роль культурных институтов диаспор (театров, обществ, объединений) в пространстве «другой» культуры.
  • Культурно-исторический феномен русского зарубежья.
  • Русское зарубежье: духовный и художественный опыт столетия.

Заявки принимаются до 1 февраля 2020 года . Оформить заявку можно на странице конференции: https://dialogorum.hu/jemigracija-kak-sociokulturnoe-javlenie/

К участию приглашаются преподаватели, аспиранты, студенты, ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (политологи, филологи, историки, социологи, журналисты, культурологи и др.), специалисты-практики, аналитики, руководители культурных центров и общественных организаций.

Подробнее

http://ruthenia.ru/anons/553118.html

Конференции


2020.04.27

27–28 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге пройдет VII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все запреты мира: табу в литературе и искусстве».

Понятие запрета отличается исключительной широтой, и хотя оно нередко привлекает внимание исследователей, весь спектр значений «табу» в культуре и искусстве, сколько можно судить, не рассматривался никогда. Структуралисты считают запрет частью системы и анализируют структуры общественной жизни, которые моделируются посредством табу. Социологи изучают запреты как своеобразные регуляторы отношений. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках приводит к анализу запрета как формы «присвоения дискурса». А ведь свои трактовки предлагают религиоведение, психоанализ, политология, правоведение... «Инвариантная» трактовка запрета, предложенная в работах Ю.М. Лотмана — абстракция. А как быть с конкретными реализациями?

Ирландские крестьяне в ответ на вопросы о «малом народце» повторяют: «Мы не говорим об этом». И во многом с этим табу связано появление и успешное развитие «кельтского возрождения» (У. Б. Йейтс, лорд Дансени, А. Мейчен). Тема ГУЛАГа в русской литературе была запретной, однако ее разработка Солженицыным и Шаламовым привела к обновлению не только тематики, но и языка литературы. Словесные табу советской культуры порождают специфический язык «молодежной прозы», где создаются, например, весьма откровенные описания интимного, возможные только «в обход» привычных конвенций. И хрестоматийный пример «ворованного воздуха» Мандельштама — если нет запрета, то поэтическое слово в его предельном воплощении по существу невозможно.

Несомненно, практики государственной цензуры и самоцензуры имеют отношение к нашей теме, но, по существу, проблема запретного гораздо шире, и потому политические коннотации, связанные с темой и уже обстоятельно разработанные, остаются для организаторов проекта периферийными; наибольший интерес вызывают не законодательные, а эстетические практики, скрытые смыслы, а не внешние проявления табуирования. Запретный объект желания может быть сексуальным или сакральным, но еще до появления «царей-жрецов» табу является движущей силой искусства. Как изобразить запретное? Как сделать недоступное эстетическим объектом? И, с другой стороны, не будет ли снятие всех запретов в культуре скорее сдерживающим фактором?

Путь от сакрального запрета (в основе которого скрытое желание) к политическому (стремление к власти), эстетическому (жажда красоты) и затем этическому (стремление к совершенству) может быть прослежен на широком историко-культурном материале. Можно рассмотреть соотношение «явного» и «скрытого» запрета в культуре, «силового/насильственного» и «мягкого вытеснения». Но при этом важно понимать, что искусство всегда стремится к желанному и запретному. Таким образом, в механизмах, которые кажутся абсолютно различными, есть нечто общее. И мы хотели бы увидеть это общее, выводящее за рамки «канона».

Обозначенные проблемы хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, начатый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «запретного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Планируется обсуждение следующих тем:

  • способы и приемы моделирования, описания и оценки «запретного» в литературе и искусстве;
  • этическое, сакральное и запретное;
  • запретные слова и понятия; табу в языке;
  • прагматика запрета в знаковых системах 

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе. Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта включительно представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: [email protected].

Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2020 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).

Рабочий язык конференции — русский, оргвзнос 300 руб. Место проведения: Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Оргкомитет: Сергей Викторович Денисенко (д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Антон Олегович Дёмин (к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН), Илона Витаутасовна Мотеюнайте (д.ф.н., проф. кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского государственного университета), Александр Юрьевич Сорочан (д.ф.н., проф. кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета).

http://ruthenia.ru/anons/553127.html

Конференции


2020.04.24

24–26 апреля 2020 года в Будапеште (Венгрия) пройдет международная научно-практическая конференция «Политика и культура: пространство игры».

Основные направления конференции:

  • Философско-исторические формы взаимодействия политики и культуры
  • Роль СМИ и цифровой культуры в политических процессах.
  • Языковые процессы в современном политическом дискурсе
  • Роль игровой концепции культуры в методологии социальных и политических исследований.
  • Технологии игры в современных политических процессах и взаимодействиях. Игра как способ политического манипулирования.

Заявки принимаются до 01 февраля 2020 года на странице конференции: https://dialogorum.hu/politika_i_kultura_prostranstvo_igry/.

К участию приглашаются преподаватели, аспиранты, студенты, ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (политологи, филологи, историки, социологи, журналисты, культурологи и др.), специалисты-практики, аналитики, руководители культурных центров и общественных организаций.

Предполагается как очное, так и заочное участие.

Подробнее

http://ruthenia.ru/anons/553119.html

Конференции


2020.04.22

22–23 апреля 2020 года в Москве пройдет Международная конференция молодых ученых «Русский авангард и границы искусства. Художественные практики, архитектура, дизайн, исполнительские искусства, и выход за рамки жанров».

К участию приглашаются искусствоведы, философы, культурологи, историки, сотрудники музеев, художники, а также все заинтересованные в обсуждении заявленных тем. Возраст докладчика — до 35 лет (включительно).

Вопрос границ — один из ключевых вопросов в изучении авангардных художественных практик. По существу, именно авангард ставит этот вопрос, как предмет особого внимания. Начиная с самых ранних художественных объединений авангардистов, таких как петроградский «Союз молодежи» и московский «Бубновый валет», авангардное искусство осознанно включает в поле своего обсуждения работу с границами и выход за их пределы. Позднее и супрематизм, и конструктивизм становятся своего рода программами переосмысления базовых установок искусства, выхода художественных практик в новые пространства социальной жизни и попыткой их трансформации. Рассматривая различные направления авангардного искусства в контексте преодоления ими установленных границ и сдвигания принятых рамок к новым отметкам, а также влияния авангардного искусства на дальнейшее развитие художественных практик, конференция преследует цель обнаружить принципы переопределения и создания новых художественных смыслов в рамках авангардного искусства первой половины ХХ века.

Конференция будет носить междисциплинарный характер и охватывать историю и проблемы авангарда в области разных видов искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, театра, кинематографа.

К обсуждению предлагаются следующие темы:

  • Жизнестроительные практики русского авангарда, попытки трансформации общественных отношений и пересмотра устоев.
  • Художественные, архитектурные и другие объединения авангардистов, сформировавшие предпосылки для пересмотра задач искусства.
  • Производство, дизайн и реклама как пространства новых режимов функционирования авангардного искусства.
  • Связь авангардной архитектуры с новыми художественными идеями и преломление в архитектуре новой социальной реальности.
  • Инженерные и изобретательские проекты авангардистов.
  • Театральные и перформативные практики русского авангарда, их своеобразие и связь с европейскими авангардными течениями
  • Авангардное кино и новая зрительская реальность.
  • Рецепция новаторских художественных идей в общественном обсуждении и средствах массовой информации
  • Художественные школы авангарда, как институты формирования новых художественных концепций и пересмотра существующих рамок
  • Теоретические разработки и философская рефлексия (секция по теории авангарда)

Организаторы: Еврейский музей и центр толерантности, Государственный институт искусствознания, Энциклопедия русского авангарда, МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, НИУ ВШЭ, МГХПА им. С. Г. Строганова.

Цель конференции: предоставить возможность молодым ученым (студентам, магистрантам, аспирантам, молодым преподавателям и научным сотрудникам) поделиться своими исследованиями и получить комментарии, замечания и предложения как коллег своего поколения, так и состоявшихся ученых и известных исследователей искусства первой трети XX века. Для более эффективной работы конференции и получения реального результата, предлагается отличающийся от академического чтения докладов формат проведения конференции.
Все доклады будут разосланы участникам и слушателям конференции заранее, а в дни конференции состоится их структурированное обсуждение. Более подробная информация будет разослана принятым к участию докладчикам.

Заявки присылать по адресу [email protected] до 20 января 2020 г. Готовые доклады должны быть присланы до 27 марта 2020 г.

Рабочий язык конференции — русский.

http://ruthenia.ru/anons/553120.html

Конференции


2020.04.16

16–17 апреля 2020 года в Новосибирском государственном педагогическом университете на кафедре русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе пройдет всероссийская научная конференция Третьи Чумаковские чтения. Тема конференции «Текст и контекст».

Предлагаются следующие направления работы конференции:

  • Историко-литературный контекст художественного и документального текста.
  • Биографический контекст интерпретации текста.
  • Интертекстуальный контекст: источники, нарративная функция, сюжетологический аспект.

В рамках конференции планируется проведение секции, посвященной памяти профессора Нины Елисеевны Меднис. Общее тематическое направление секции — «Поэтика и семиотика русской литературы».

Научный кругозор Нины Елисеевны Меднис был очень обширным, ее интересовала литература во всем многообразии смыслов и контекстов. «“Слово” читателя в творчестве Пушкина 30-х годов» (1978),  «Проблемы психологии и философии творчества в романе “Евгений Онегин”» (1983), «Венеция в русской литературе» (1999), «Сверхтексты в русской литературе» (2003), «Тема безумия в произведениях второй болдинской осени. Поэма “Медный всадник” и повесть “Пиковая дама”» (2005) — вот далеко не полный перечень научных работ Нины Елисеевны Меднис.
С полным списком трудов, отражающих весь спектр исследовательских интересов Н.Е. Меднис, можно ознакомиться на сайте библиотеки НГПУ https://lib.nspu.ru/readers/ucheniye_ngpu/?ELEMENT_ID=4127

По материалам конференции будет подготовлена коллективная монография с последующим размещением в РИНЦ.

Заявку на участие в конференции и аннотацию доклада (500–600 знаков) просим подать не позднее 25 марта 2020 года в электронном виде с пометкой «конференция» по адресу: [email protected] Фарафоновой Оксане Анатольевне. О решении будет сообщено до 1 апреля 2020 г. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок и материалов для публикации.

Проезд и проживание за счет направляющей стороны. Организационный взнос (500 рублей) оплачивается при регистрации участников конференции.

http://ruthenia.ru/anons/553132.html

Конференции


2020.04.10

10–11 апреля 2020 года кафедра общей теории словесности (дискурса и коммуникации) филологического факультета МГУ проводит Международную научную конференцию «Эффект правдоподобия и проблема литературного воображения: к культурной истории феномена».

На конференции мы предлагаем рассмотреть следующие проблемы:

  • Как эффект правдоподобия создается и работает в разных исторических и культурных контекстах (можно ли говорить о его национально-культурной специфике?), в разных модусах художественности (реалистическом, фантастическом, утопическом и т.д.) и в разных жанрах? Например, «верим» ли мы детективу так же, как историческому или фантастическому роману?
  • Как развитие других медиа, чем письменность и печать (фотографии, кинематографа, телевидения, видеоигр, интернета), влияет на человеческую способность распознавать вымысел и на работу эффекта правдоподобия в литературе?
  • С чем могут быть связаны и как проявляются «сбои» в работе этого механизма? Чем может быть вызван отказ читателя участвовать в предлагаемой автором игре? – Только ли причина в мастерстве писателя, или стоит говорить о более сложных культурных процессах?
  • Как меняется функционирование эффекта правдоподобия в современной литературе с учетом развития цифровых технологий и в целом цифровизации коммуникативной среды?
  • Какие актуальные научные разработки этой проблематики предлагают теория литературы, нарратология, философия, когнитивистика, культурологические исследования и другие дисциплины?

К участию в конференции приглашаются филологи, культурологи, социологи, философы — в целом, ученые, интересующиеся проблемой эффекта реальности в литературе, иммерсивностью, теорией возможный миров в различных аспектах.

В рамках конференции планируется отдельная «творческая» секция с участием писателей, преподавателей, теоретиков и методологов творческого письма.

ФИО с указанием места работы/учебы, тему доклада, тезисы (объемом до 1000 знаков с пробелами), короткую автобиографию (до 500 знаков с пробелами) присылать до 10 января 2020 года на адрес: [email protected]

Подробнее

http://ruthenia.ru/anons/553110.html

Конференции


2020.04.09

9–11 апреля 2020 года в Твери пройдет научная конференция «Старость как сюжет». Конференцию совместно проводят кафедра истории и теории литературы Тверского государственного университета и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Конференция «Старость как сюжет» продолжает исследовательскую работу, которая проводилась в 2012 –2019 годах в рамках серии конференций «Время как сюжет», где рассматривались категории «прошлое», «настоящее», «будущее», «вечность», «мгновение», «безвременье», «юность», «зрелость». Основная проблема, которой посвящено это научное мероприятие, заключается в исследовании художественных стратегий одной из составляющих категории времени в литературе — сюжетного потенциала индивидуального времени. На предшествующих конференциях анализировались «вторичные проявления» (фиксации представлений об истории), формы «спасения достоверности», модели конструирования будущего и сегментации времени. Проблема репрезентации времени и сюжетного потенциала временных категорий остается наиболее важной для организаторов проекта. Категория «старость» связана и с представлениями о «мгновении» и «вечности», «прошлом» и «будущем», и с представлениями о «юности» и «зрелости». Выход за пределы масштабных линейных и циклических моделей позволяет рассмотреть значимые аспекты времени на микроуровне: сюжетная интерпретация движения времени в индивидуальной плоскости представляется достаточно сложной. «Старость» рассматривается чаще всего как этап подведения итогов, как «золотая осень» или «закат». Подобный подход возможен и в оценке развития государства/нации, цивилизации, человечества. На протяжении столетий менялись возрастные границы «старости», менялись характеристики, которые с ней связаны, каждая эпоха предлагала свои нормы и сюжеты. Условность подобных классификаций позволяет участникам конференции предложить собственные трактовки и концепции.

В рамках конференции организаторы планируют уделить особое внимание следующим вопросам:

  • старость в художественной и документальной литературе;
  • представления об «индивидуальном времени» в классике и беллетристике;
  • метафоры старости в литературном процессе (старость в письмах, дневниках, фельетонах, в литературе non-fiction);
  • репрезентации старости индивида и старости мира: проблема соотношений;
  • старость в системе хронотопических ценностей.

Расходы — за счет направляющей стороны, оргвзнос не предусмотрен. Предполагается экскурсионная программа. По итогам конференции планируется издание сборника статей и материалов, стоимость публикации 500 р. (предоставляется один авторский экземпляр). В заявке просим указать: ФИО, место работы, должность, ученую степень, звание. Темы докладов с краткой аннотацией (до 500 печ. знаков) просим направлять по адресу [email protected] до 1 марта 2020 года.

http://ruthenia.ru/anons/553126.html

Конференции


personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна