ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook

АНОНСЫ


27–28 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге пройдет VII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все запреты мира: табу в литературе и искусстве».

Понятие запрета отличается исключительной широтой, и хотя оно нередко привлекает внимание исследователей, весь спектр значений «табу» в культуре и искусстве, сколько можно судить, не рассматривался никогда. Структуралисты считают запрет частью системы и анализируют структуры общественной жизни, которые моделируются посредством табу. Социологи изучают запреты как своеобразные регуляторы отношений. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках приводит к анализу запрета как формы «присвоения дискурса». А ведь свои трактовки предлагают религиоведение, психоанализ, политология, правоведение... «Инвариантная» трактовка запрета, предложенная в работах Ю.М. Лотмана — абстракция. А как быть с конкретными реализациями?

Ирландские крестьяне в ответ на вопросы о «малом народце» повторяют: «Мы не говорим об этом». И во многом с этим табу связано появление и успешное развитие «кельтского возрождения» (У. Б. Йейтс, лорд Дансени, А. Мейчен). Тема ГУЛАГа в русской литературе была запретной, однако ее разработка Солженицыным и Шаламовым привела к обновлению не только тематики, но и языка литературы. Словесные табу советской культуры порождают специфический язык «молодежной прозы», где создаются, например, весьма откровенные описания интимного, возможные только «в обход» привычных конвенций. И хрестоматийный пример «ворованного воздуха» Мандельштама — если нет запрета, то поэтическое слово в его предельном воплощении по существу невозможно.

Несомненно, практики государственной цензуры и самоцензуры имеют отношение к нашей теме, но, по существу, проблема запретного гораздо шире, и потому политические коннотации, связанные с темой и уже обстоятельно разработанные, остаются для организаторов проекта периферийными; наибольший интерес вызывают не законодательные, а эстетические практики, скрытые смыслы, а не внешние проявления табуирования. Запретный объект желания может быть сексуальным или сакральным, но еще до появления «царей-жрецов» табу является движущей силой искусства. Как изобразить запретное? Как сделать недоступное эстетическим объектом? И, с другой стороны, не будет ли снятие всех запретов в культуре скорее сдерживающим фактором?

Путь от сакрального запрета (в основе которого скрытое желание) к политическому (стремление к власти), эстетическому (жажда красоты) и затем этическому (стремление к совершенству) может быть прослежен на широком историко-культурном материале. Можно рассмотреть соотношение «явного» и «скрытого» запрета в культуре, «силового/насильственного» и «мягкого вытеснения». Но при этом важно понимать, что искусство всегда стремится к желанному и запретному. Таким образом, в механизмах, которые кажутся абсолютно различными, есть нечто общее. И мы хотели бы увидеть это общее, выводящее за рамки «канона».

Обозначенные проблемы хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, начатый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «запретного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Планируется обсуждение следующих тем:

  • способы и приемы моделирования, описания и оценки «запретного» в литературе и искусстве;
  • этическое, сакральное и запретное;
  • запретные слова и понятия; табу в языке;
  • прагматика запрета в знаковых системах 

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе. Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта включительно представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: [email protected].

Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2020 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).

Рабочий язык конференции — русский, оргвзнос 300 руб. Место проведения: Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Оргкомитет: Сергей Викторович Денисенко (д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Антон Олегович Дёмин (к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН), Илона Витаутасовна Мотеюнайте (д.ф.н., проф. кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского государственного университета), Александр Юрьевич Сорочан (д.ф.н., проф. кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета).

Конференции

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна