шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ВОИНОВ, Константин Наумович (1918-1995), советский режиссер, сценарист, актер театра и кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Народный артист РСФСР (1989).

Родился 25 мая 1918 году. Учился в Театре-студии под руководством Н. Хмелева, влившейся затем в театр им. Ермоловой, где Воинов работал актером и режиссером с 1938 по 1945 г. В 1946-1947 гг. был режиссером Московского театра им. Моссовета, с 1951 по 1954 г. главным режиссером Московского областного театра. Ставил спектакли в Театре-студии киноактера, среди них, в частности, спектакль «Ах, сердце!».

Работа Воинова в кино началась с телефильма «Сестры», снятого по рассказу П. Нилина. Фильм отличался умелой режиссурой, нравственные вопросы ставились остро, режиссер не предлагал готовых решений и оценок. Очень интересна работа актрисы Л. Смирновой, талант которой здесь раскрылся как бы заново, она отошла от амплуа лирической героини и стала актрисой трагикомической. Воинов не только часто приглашал ее в свои картины, но их связывали долгие и непростые личные отношения.

Добротно сделанные фильмы о судьбах бывших фронтовиков «Трое вышли из леса» и «Солнце светит всем» (Почетный диплом МКФ в Эдинбурге, 1960 г.), но особенно фильмы «Время летних отпусков» и «Молодо-зелено», поставленные по произведениям А. Рекемчука, показали уровень профессионализма режиссера. Умение ритмично выстроить повествование, мягкий юмор помогли забыть о слабости первоисточника, где конфликт подменен временными трудностями, а вместо анализа человеческих характеров – решение производственных проблем. Тем не менее, это профессиональное, но среднее кино. Не стала событием и сделанная позднее музыкальная комедия «Чудный характер» (сам режиссер расценивал ее, как неудачу).

Лучшие фильмы Воинова относятся к жанру социальной комедии, для них характерны отличный сценарный материал, гротескные, но узнаваемые персонажи, превосходный актерский ансамбль (многие актеры работали с Воиновым в нескольких картинах, отдавая должное его таланту). Фильм «Женитьба Бальзаминова» – своего рода свободная фантазия, сделанная по пьесам А.Н. Островского. Режиссер смог преодолеть стереотип восприятия и увидеть в классической драматургии не тяжеловесное изображение купечества, реализм на грани натурализма, а почти водевиль, причем действительность, в которой живут герои, иногда фантастичней, чем их мечты. Чуть-чуть, почти незаметно уменьшенные декорации, узкие дворы, тесные интерьеры, сараи и клетушки создают впечатление игрушечного мира, который совсем немного не впору человеку. Финальная сцена, когда внезапно разбогатевший Бальзаминов танцует на площади, окруженный фигурками людей, а на заднем плане видна несерьезная церквушка, где он только что обвенчался с купчихой Белотеловой, это как бы последняя сцена в спектакле, разыгранном механическими персонажами, перед тем, как крышка шкатулки, где они хранятся, захлопнется. Великолепная мелодия едва «механизированной» польки, сочиненная Б. Чайковским, и танец, поставленный Б. Сичкиным, завершающие штрихи в общей картине. Очень интересны не только актерские работы, но также изобразительное решение в ленте «Дядюшкин сон», сделанной по повести Ф.М. Достоевского, яркие, насыщенные цветом костюмы героев выделяются на однотонном фоне окружающей их действительности.

Фильмы «Дача», «Ссуда на брак» и «Шапка» (экранизация повести В. Войновича, близкого друга режиссера) сделаны на современном материале. Высоко оценивались и работы Воинова-актера, из которых особо следует отметить последнюю роль, сыгранную им в фильме «Приют комедиантов» незадолго до смерти.

К.Н. Воинов умер 30 октября 1995 в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Сестры, тв (киновариант под назв. «Две жизни») (1956-1957), режиссер

Трое вышли из леса (1958), режиссер

Солнце светит всем (1959), режиссер

Время летних отпусков (1960), режиссер

Молодо-зелено (1962), режиссер, сценарист (совм. с А. Рекемчуком)

Женитьба Бальзаминова (1964), режиссер, сценарист

Дядюшкин сон (1966), режиссер, сценарист (совм. с Л. Вильвовской)

Золотой теленок (1968), актер

Гори, гори, моя звезда (1969), актер

Чудный характер (1970), режиссер

Дача (1973), режиссер, сценарист (при участии Л. Лиходеева)

Мой дом – театр (1975), актер

Рудин (1976), режиссер, сценарист (совм. с Н. Фигуровским)

Лидия Смирнова, худ.-публ. (1985), режиссер

Ссуда на брак (1987), режиссер, сценарист

Утоли моя печали (1989), актер

Шапка (1990), режиссер, сценарист

Номер «люкс» для генерала с девочкой (1991), актер

Падение (1993), актер

Приют комедиантов (1995), актер

 

Литература

 

М. Туровская. Об одной киноновелле. – «Искусство кино», 1957, № 7.

М. Туровская. Смешно, грустно, современно. – «Советский экран», 1965, № 8.

Лидия Смирнова. [Главы] «Женитьба Бальзаминова» и не только; Поздняя любовь; Долгое прощание. – В кн.: Лидия Смирнова. Моя любовь. М., 1997.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс