шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

СМИРНОВА, Лидия Николаевна (1915-2007), советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1974). Награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени (2000).

Родилась 13 февраля 1915 года в городе Мейзеленске в Татарии. Учась в промышленно-экономическом техникуме при Московском авиационном институте, одновременно работала экономистом-статистиком Главного управления авиационной промышленности, затем начальником статистического отдела на заводе. Во время учебы в Московском городском театральном училище, которое закончила в 1938 г., была актрисой Камерного и Реалистического театров. С 1940 по 1945 г. была актрисой киностудии «Мосфильм», с 1945 – актрисой Театра-студии киноактера.

Первая большая роль, сыгранная Смирновой в кино, утвердила ее в памяти зрителей, как лирическую героиню. Молодая, привлекательная, с открытым лицом и стройной фигурой, она символизировал девушку сороковых годов. И неважно, что сюжет картины «Моя любовь» был не просто лирическим, а балансировал на грани мелодраматизма. Ведь историю о том, как Шура, усыновившая чужого ребенка, попадает в сложные ситуации и при том убеждается, кто из ее ухажеров действительно любит ее, а чья любовь рушится при малейших трудностях, можно прочитать и так – девушка, еще не создавшая собственную семья, не нашедшая счастья, вынуждена брать на себя ответственность за другого человека, в чем-то себя ограничивать. Но и режиссер В. Корш-Саблин, и сценарист И. Прут расставили смысловые акценты так, а не иначе, они собирались создать не мелодраму, а музыкальную комедию, нечто вроде картин, в которых прославились такие звезды кино, как Дина Дурбин и Марика Рёкк, разумеется, разыгранную в советских декорациях. Оптимистическая музыка И. Дунаевского, счастливое разрешение неурядиц сделали эту картину одним из лидеров проката, символом довоенного кинематографа.

Найденное удачно актерское амплуа стало отчасти причиной того, что роли, предлагаемые актрисе, были однотипными, и Смирновой, кроме искренности и органичности поведения на экране, одаренной и драматическим талантом, трудно было этот талант продемонстрировать. И Варя, главная героиня фильма «Парень из нашего города», и Женя Буслаева, героиня второй серии фильма «Большая жизнь» – вариации одного и того же характера, женского типа. Роль учительницы Смайды в картине «У них есть Родина» (Государственная премия СССР за 1951 г.), посвященной советским детям, попавшим во время войны в Германию, и судьбе их после победы, из-за мелодраматизма сюжета и подчеркнутой публицистичности авторской позиции не достигла подлинного драматизма, а потому не дала актрисе изменить или по крайней мере расширить амплуа.

То, что Смирнова может играть характерные роли, понял режиссер А. Роом, предложивший ей роль проститутки Флосси отнюдь не в самом своем удачном фильме «Серебристая пыль». Однако нужна была огромная смелость, чтобы увидеть в повзрослевшей и с возрастом естественно изменившейся лирической героине актрису комедийную, порой гротескную. Встреча с режиссером К. Воиновым изменила и творческую и личную судьбу Смирновой. Сыгранная в картине «Сестры» роль Нонны Павловны, бывшей деревенской жительницы, будто бы обжившейся в городе и даже там преуспевшей, а на самом деле обывательницы, чья судьба совсем не сложилась, стала для актрисы началом нового этапа в работе.

Впоследствии, за малым исключением, она играла практически во всех фильмах, снятых К. Воиновым. Здесь и драматические роли в картинах «Трое вышли из леса» и «Рудин» (по роману И.С. Тургенева), и комедийные роли в картинах «Дача», «Ссуда на брак» и «Шапка» (по сатирической повести В. Войновича). Особо следует выделить роль свахи в картине «Женитьба Бальзаминова» (по пьесам А.Н. Островского) и роль Москалевой в картине «Дядюшкин сон» (по повести Ф.М. Достоевского), отличающиеся филигранной актерской работой и неожиданной гротескной манерой исполнения.

Также на приемах, отсылающих к опыту ранних «комических», построена роль доктора пионерского лагеря в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» режиссера Э. Климова. Характерную роль Дуськи, в дальнейшем Евдокии Мироновны, сыграла актриса в картине «Деревенский детектив», рассказывающей о работе мудрого участкового Анискина и раскрытых им делах, и в малоудачных ее продолжениях. За участие в фильме «Приют комедиантов», где она снималась вместе с К. Воиновым, также сыгравшим главного героя (это его последняя работа в кино), актриса была награждена премией «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета за 1995 год».

Одаренная деятельным и неравнодушным характером, Смирнова всю жизнь вела большую общественную работу, активно вмешивалась в конфликты, связанные с существованием Театра-студии киноактера. Рискованная и во многом неожиданная натура Смирновой сказалась и в том, что она еще в тридцатых годах позировала художникам и фотографам обнаженной (фотографии эти выставлялись за границей). Никогда не делала секрета актриса и из своих шумных романов, становившихся достоянием публики, о чем сама рассказала в мемуарной книге, названной так же, как фильм, принесший ей славу, «Моя любовь».

Лидия Смирнова умерла 25 июля 2007 года в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Новая Москва («Веселая Москва», «Песня о Москве») (1938)

Моя любовь (1940)

Случай в вулкане (1940)

Два друга («Два командира») (1941, фильм на экраны не вышел)

Мы ждем вас с победой (1941)

Парень из нашего города (1942)

Она защищает Родину (1943)

Пропавший без вести («Родные берега») (1943)

Морской батальон (1944)

Большая жизнь (2-я серия), (1946, выход на экраны – 1958)

Сыновья (1946)

Новый дом (1947)

У них есть Родина (1949)

Донецкие шахтеры (1950)

Серебристая пыль (1953)

Об этом забывать нельзя (1954)

Крутые горки (1956)

Сестры, тв (киновариант под названием «Две жизни») (1956-1957)

Дом, в котором я живу (1957)

Телеграмма, тв (1957)

Трое вышли из леса (1958)

Мичман Панин (1960)

Яша Топорков (1960)

Твои друзья (1960)

Разноцветные камешки (1960)

Остров Ольховый, тв (1962)

Именем революции (1963)

Секретарь обкома (1963)

Тишина (1963)

Темнота (сюжет в иножурнале «Фитиль» № 15) (1963)

Это случилось в милиции (1963)

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964)

Женитьба Бальзаминова (1964)

Гнезда (в прокате под названием «Заблудший»), тв (1966)

Дядюшкин сон (1966)

Деревенский детектив (1968)

Последний форт (1971)

Ехали в трамвае Ильф и Петров, тв (1971)

Факир на час, тв (1971)

Дача (1973)

Жизнь на грешной земле (1973)

Анискин и Фантомас, тв (1974)

Если это не любовь, то что же?.., к/м (1974)

Рудин (1977)

Возвращение сына (1977, выход на экраны – 1979)

И снова Анискин, тв (1978)

Пена (1979)

Карнавал (1981)

Красиво жить не запретишь (1982)

Предчувствие любви (Сказка для взрослых) (1982)

Путешествие будет приятным (1982)

Спокойствие отменяется (1983)

Верую в любовь (1986)

Ссуда на брак (1987)

Шапка (1990)

Дом (1995)

Приют комедиантов (1995)

Нет смерти для меня, док. (2000)

 

Избранные сочинения

 

Лидия Смирнова. Моя любовь. М., 1997.

 

Литература

 

Лидия Смирнова. [Буклет]. 1965.

Актеры советского кино. Выпуск 5. М., 1969.

В. Иванова. Л. Смирнова. М., 1972.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс