начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]


Силуэт на фоне заката Европы.

"Paris. Belle Époque. 1880-1914"
Вилла Хюгель. Эссен.

"Культура - это единство стиля", - написал Ницше. Патетический афоризм философа был направлен против современной эпохи, утратившей остроту эстетического чувства в демократических увеселениях. Время трагического и возвышенного миновало. Культурой овладел буржуа, предпочитающий Сократу и Дионису кабаре и спальню в стиле Людовика XIV.

Скепсис Ницше оказался, однако, неосновательным. Ибо уходящий 19-й век создал в последнем напряжении сил высшую форму артистизма, превратив эстетику в универсальное миросозерцание. Париж fin de siecle - наиболее яркий образ декаданса. Символ искусства, становящегося интерьером жизни. Уходящая культура расслабляется в эстетическом наслаждении, не подозревая своего скорого конца. В 1914 году безобидная Belle Époque уступит место экспансии техники и футуристической революции. Изнеженный ориентализм исчезнет в разверзшейся пропасти истории, оставив лишь жесткие кубистские формы. Короткий отрывок, ставший целой эпохой. Миф, выдуманный потерянным поколением: Париж, Belle Époque.

Выставка из серии "Европейские метрополии", организованная Рурским культурным фондом (Северный Рейн-Вестфалия) на вилле Круппа (того самого, что твёрд как сталь Круппа и произошёл, если вспомнить В. Эрна, от Канта), объединяет самые разнообразные детали парижской жизни от моды "от кутюр" до градостроительства и театральных постановок. И всё это, собранное вместе, обнаруживает внутреннюю связанность, вызванную отнюдь не только единством времени и пространства. Парижская культура конца века гетерогенна и эта гетерогенность становится её объединяющим принципом. В ней присутствуют ностальгия по классическим формам и вызывающее новаторство, стилизованное подражание и робкая оригинальность. "Капитализирующееся дворянство" отстаивает тщетно и отчаянно свой реставраторский консерватизм, заключая брачные союзы с крупной промышленностью. Окончательно победившее третье сословие переживает восторг завоевателя, скупая искусство, прессу и геральдические символы. Интеллигенция, очнувшись от почти векового революционного похмелья, находит себя на поприще медицины, науки и журналистики. Основная же масса населения вовсе не подозревает, что живёт в столь богатое искусством время, а лишь радуется достижениям технического прогресса: газовым фонарям, метро и бюстгальтерам. Узкий круг законодателей мод и завсегдатаев салонов определяет художественное сознание эпохи. Искусство ставится на службу производству и рекламе. Прекрасно то, что удобно носить и в чём не стыдно показаться на публике. Одежда и плакат лучше всего воплощают этот симбиоз художественной претензии и повседневного использования.

Реакция художников на растущую демократизацию искусства вполне соответствует духу времени. Невозможность определения строгих границ жанра вызывает к жизни идею синтетического произведения искусства. Оперы Вагнера заполняют репертуар. Чтобы усилить впечатление от оперного представления к декорациям и костюмам добавляется аромат, с огромными усилиями разбрызгиваемый служителями с верхних ярусов. Скульптура осмысливается как застывшая музыка, а к живописи примешивается поэзия и фотография. Анри Фантен-Латур стремится передать на холсте музыку "Золота Рейна", а Дебюсси сочиняет мелодию, воплощающую поэзию Малларме. Здесь, как и во всей Belle Époque искусство празднует победу над жизнью и используется для эстетического оформления повседневности.

Этот всепроникающий эстетизм создаёт хрупкое и временное единство традиции и авангарда, искусства и ремесла. Единство, уже немыслимое после 1914 года, и потому ещё более удивительное. Импрессионисты и академики воспринимают друг друга с терпимостью, достойной подражания, и отвергают своих непосредственных продолжателей. Art nouveau ангажируется для изготовления мебели и нижнего белья, стирая различия между высоким и низким. Новые тенденции, ещё не стали господствующими. Они просто сосуществуют с привычным, так же как сосуществует артистический левый берег Сены с торговым и политическим правым. Ощущение чужого присутствия сильнее пафоса самоутверждения. Оно подкрепляется всемирными выставками, демонстрирующими своеобразие иных культур.

Расцвет техники и коммуникации, позволяющий вместить весь мир на территории одного города, полностью изменяет архитектурный облик Парижа. Уродливый Sacre coeur и Эйфелева башня возводятся почти в культовые символы. Всемирная выставка 1900 года проходит под лозунгом "Электричество - религия современности". Заполнение улиц автомобилями создаёт новые заботы министерству внутренних дел: 21 декабря 1911 г. зафиксирован первый случай угона автомобиля. Спорт и публичные обеды на тысячи персон заменяют Бога и общественную добродетель. У всех на виду ассоциации с поздней Римской империей и восточными царствами. "Не станем ли мы в конце концов народом, который лишь развлекается?" - гневно вопрошает современник. Не успели. С первыми залпами мировой войны эстетизм сменится восторжено-безумным национализмом и военными доказательствами культурного превосходства. Но это будет уже другая Époque.


[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]

начальная personalia портфель архив ресурсы