начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале

[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]


Александр Грязнов

Загадка сознания

Читателям “Логоса” предоставляется возможность ознакомиться с текстом заключительной главы книги Стивена Приста “Теории сознания”[1]. Прист, являющийся профессором философии Эдинбургского университета, принадлежит новому поколению британских философов-аналитиков, для которых характерна широта взглядов, хорошее знание “континентальной” (т. е. западноевропейской) философской традиции, умение приходить к нестандартным решениям. В полной мере освоив англосаксонское философское наследие (о чем, в частности, свидетельствует его содержательная книга “Британские эмпиристы: От Гоббса до Айера”, опубликованная в 1990 году), Прист проявляет особый интерес к французской философской традиции, являясь автором книги о послевоенной философии во Франции и монографии о М. Мерло-Понти. Как человека с широкими интеллектуальными интересами его также характеризует профессиональное увлечение археологией (раскопки на территории Англии, Франции, а в последние годы — на полуострове Юкатан в Мексике).

В своей книге Прист сделал попытку рассмотреть и систематизировать основные точки зрения на проблему сознания, высказанные в истории мировой философии. Правда, несмотря на большой фактический материал, приводимый в книге, она не может быть однозначно отнесена к историко-философскому жанру. Дело в том, что автор в типично британской манере делает акцент на аргументативной стороне вопроса, на логике рассуждений о сознании, на значении употребляемых терминов[2]. Как и многие другие аналитики, Прист намеренно отвлекается от конкретного исторического контекста, оставляя его исследование на долю особой нефилософской дисциплины (так называемой истории идей). Аргументы философов прошлого при этом “на равных” сопоставляются и сталкиваются с аргументами новейших специалистов по сознанию. Если использовать структуралистскую терминологию, то можно сказать, что в книге Приста “синхроническая” методология преобладает над “диахронической”.

В результате исследования автор приходит к выводу о наличии семи главных подходов к сознанию и психофизической проблеме (проблема “сознание — тело”/ mind — body), к которым, по его мнению, могут быть сведены все иные точки зрения. Эти подходы, точнее, логика аргументации в пользу определенной точки зрения, и представлена в соответствующих главах книги. Перечислим названия главных подходов и имена рассматриваемых Пристом философов. Во-первых, это дуализм (здесь анализируются аргументы Платона, Декарта, а также современных “интеракционистов” К. Поппера и Д. Экклза). Во-вторых, это позиция, называемая “логическим бихевиоризмом” (К. Гемпель, Г. Райл, поздний Л. Витгенштейн). В-третьих, то, что Прист относит к явному “идеализму”[3] (взгляды Беркли и Гегеля). В-четвертых, это “материализм” (представлен первым “научным материалистом” Ю. Т. Пласом, Д. Дэвидсоном и малоизвестным у нас английским аналитиком Т. Хондерихом). В-пятых, это функционализм, в своей основе предполагающий “компьютерную метафору” (ранний Х. Патнэм, Д. Льюис). В-шестых, это двухаспектная теория (Спиноза, Б. Рассел и П. Стросон). И, наконец, рассмотрены феноменологические теории сознания (Ф. Брентано и Э. Гуссерль). Как видим, охвачен достаточно широкий спектр мнений философов о сознании. К сожалению, в книге, опубликованной в 1991 году, еще не могли быть рассмотрены две ведущие в последние годы теории интенциональности сознания, представленные в конкурирующих программах американцев Д. Деннета и Д. Сёрла.[4]

Книга Приста написана ясно и доступно, при этом она рассчитана не только на широкого читателя, но и на специалистов в области философии сознания, когнитивной науки, психологии, искусственного интеллекта. Она отображает тот огромный интерес к сознанию, к человеческой субъективности как таковой, которым отмечено развитие англо-американской аналитической философии в 90-е годы 20 столетия. Эта новая черта пока мало исследована в нашей литературе.

В публикуемой заключительной главе книги автор не стал обобщать рассмотренный ранее материал, делить теории на правильные и неправильные, раздавать оценки тем или иным решениям — многое из этого уже было сделано в ходе конкретного анализа соответствующих теорий. Он предлагает свое — весьма радикальное и достаточно спорное — решение вопроса о специфике сознания и проблемы “сознание — тело”. В этой главе акцент на логической стороне рассуждений о сознании, пожалуй, достигает своего апогея. И хотя примеры, приводимые Пристом, являются заведомо простыми, а зачастую даже тривиальными, от читателя требуется немалое внимание и терпение для того, чтобы следить за ходом его мысли, не упуская ни одного важного момента, ни одной новой дефиниции. Есть и некоторые сугубо лингвистические трудности восприятия пристовской теории сознания. Речь следует вести прежде всего о семантике английских слов “mind” и “consciousness”, не имеющей прямого аналога в русском языке. Прист, как и многие другие англоязычные авторы, достаточно свободно обращается с этими словами, полагаясь на свою врожденную интуицию (“компетенцию”, сказал бы Н. Хомский) носителя языка. Переводчик на русский язык старался прежде всего учитывать конкретный контекст употребления данных слов. В целом, слово “mind” ближе к обозначению всей психической (ментальной) сферы, в том числе и бессознательной. Прист в публикуемом тексте связывает его со способностью мышления в широком смысле слова. Под “consciousness” же он подразумевает, главным образом, осознание человеческой личностью самой себя, осведомленность (awareness) о своих внутренних психических процессах, то, что конституирует неповторимую человеческую субъективность.


[1] Stephen Priest. Theories of the Mind. Harmondsworth: Penguin Books, 1991. Pp. X + 233. Полностью книга Приста будет опубликована на русском языке в издательстве “Дом интеллектуальной книги”.

[2] Кстати, недооценка этих моментов в чисто психологических работах по сознанию становится в последнее время все более очевидной.

[3] “Идеализм, — пишет Прист, — есть теория о том, что только сознания (minds) существуют” (р. 65).

[4] См., в частности: D. Dennett. Consciousness Explained. Boston, 1991; D. Dennett. Kinds of Minds. L., 1996; J.Searle. The Rediscovery of the Mind. Cambridge, Mass., 1992; J.Searle. The Mystery of Consciousness. L., 1997.


[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]

начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале