начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале

[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]


Модест КолеровТотальное

Просвещение для Косово и всех нас

Критичные, моралистичные, левые и гуманитарные, европейские интеллектуалы ПОЧТИ едины в поддержке тотальных бомбежек Югославии. Европа ПОЧТИ едина душой с США и чем дальше, тем единей и единей. И, похоже, никто не удивлен такой западной соборностью, еще вчера тратившей немыслимые мозговые усилия на обнаружение своих национальных особенностей, не стираемых никаким цельнобетонным Западом. Единого Запада, германофильско-славянофильской страшилки, никогда не было — но теперь он хочет стать таким. Пока основой западного единства служила абсолютная шкала Просвещения, легко было различать внутри него национальные стадии и нюансы. Но теперь, когда идеология “гуманитарной миссии” в Косово соединила Просвещение и реальность Запада как ПОЧТИ идентичность, нюансы и стадии стали несущественны. Существенней стал не просто внешнеполитический, но подчеркнуто ценностный консенсус.

Консенсус миротворчества, составленный из десятка консенсусов “борьбы за мир”, равен желанию для себя, просвещенного, жизни и справедливости. ПОЧТИ весь мир хочет войны и ПОЧТИ солидарен в ее оправдании, в желании для не-себя, не-просвещенных, смерти и несправедливости.

Консенсус равных прав и суверенитета, личная ответственность и личная свобода, на которых выстроилось Просвещение, чтобы следом, над ним, строился свободный мир, — сливаются в хор, славящий коллективную ответственность и коллективную несвободу от уничтожения во имя ценностей, прав и суверенитета.

Консенсус свободы от общего мнения, власти и пропаганды, преобразился и ставит перед иными, другими, внешними “моралистический” выбор: смерть от тотальных бомбежек или полное подчинение ценностям, преподанным общим мнением, властью и пропагандой. Однако подчинение ценностям отнюдь не дает подчинившимся свободу, права и суверенитет, а отдает их во власть оккупантов, во власть их, оккупационных, свобод, прав и доктрины “ограниченного суверенитета”.

Тотальная и вполне “гуманитарная”, ПОЧТИ виртуальная, наименее связанная с человеческими жертвами для нападающих, война как никогда близка к полной победе. И в этом долгожданном для Запада триумфе празднуют абсолютную победу воспитанные Просвещением консенсусы мира, суверенитета и свободы. И из-под радостно поднимаемого их подола все откровенней и лапидарней обнажается подкладка: война, “ограниченный суверенитет” и несвобода.

Утвердив для себя, внутри себя, свои ценности, консенсуальный Запад сегодня побеждает некорректный, не включаемый в сферу консенсуса не-Запад и отныне волен экстерриториально нести ему не просто свое Просвещение, а себя как триумф Просвещения. Просвещения для себя и просветительского расизма для иных. Так немецкие пацифисты-карикатуристы изображают неловкое НАТО как воина, слишком сильно замахнувшегося дубиной на серба, готового отрезать голову косовской жертве, — замахнувшегося так сильно назад, за спину, что невольно задел благословляющего его западного ангела мира. Не жертве сочувствует Просвещение, а себе и своему консенсусу, неловко задетому неловким ПОЧТИ.

Полная победа Запада в Косово — это полная победа Просвещения-для-Запада, это полный конец его для всего остального мира, обреченного выбирать между войной и безвольным подчинением ценностным ноу-хау (в компактной и легко транспортируемой упаковке, в комплекте с военным инженером, военным политиком и военным интеллектуалом).

Что там бормотал старый дурак просветитель В.? Посмотрите на военных интеллектуалов, рулящих виртуальной войной: все на одно лицо социалиста и интеллектуала Муссолини. Они давно хотели бесплатной идеологии войны, давно нуждались в войне идей без потерь. Они давно мечтали о войне ценностей без войны трупов: теперь они могут успокоиться — рыцари ценностей потерь ПОЧТИ не несут, а все трупы — на той, не-ценностной стороне, ПОЧТИ и не трупы, чужие издержки. Они могут успокоиться и достичь наконец внутри своих обществ, изнасилованных проблемами меньшинств, душевного мира: наконец, враг — есть, и враг этот вовне. И в этом внешнем мире больше нет меньшинств, диктующих свои права, есть только тотальное Просвещение и подсудные ему отщепенцы.


[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]

начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале