начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале
[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]
Виталий Куренной
Предисловие к публикации
Публикуемый перевод доклада Адольфа Райнаха (23.XII.1883 — 16.XI.1917) “О феноменологии” представляет собой один из наиболее значимых текстов раннего феноменологического движения. Доклад был прочитан в Марбурге 23 января 1914 (датировка является предположительной). Винтроп Бэлл охарактеризовал его тогда как “миссионерскую деятельность Райнаха в Мюнхене”. И действительно, текст насыщен скрытой полемикой с наиболее влиятельным в то время в Германии неокантианством, “твердое ядро” которого было сосредоточено в Марбургском университете. Однако критика составляет лишь фон: текст является, по существу, изложением новой исследовательской программы — программы феноменологической философии — как она понималась на первом этапе распространения феноменологического движения (то есть до обращения Э. Гуссерля к трансцендентализму).
Краткий манифест этой программы, ряд положений которого легко может быть опознан и в докладе А. Райнаха, был несколько ранее изложен в качестве “Предисловия” к изданию первого Ежегодника по философии и феноменологическому исследованию, вышедшему в 1913 году:
В последние десятилетия возник, несомненно, широкий интерес к феноменологии и феноменологически фундированной философии; быстро выросло число исследователей, которые самостоятельно работают в областях, доступных различным феноменологическим методикам. Все чаще обращаются не только к собственно философским проблемам, но стремятся применять феноменологическое прояснение и сущностные анализы в интересах обоснования не философских наук. В связи с этим в широких кругах возникает живая потребность познакомиться с сущностью феноменологического метода и характером его достижений.
Этим живым потребностям должен служить новый журнал. В первую очередь, он должен объединить работу тех, кто ожидает от чистого и строгого проведения феноменологической методики принципиального преобразования философии — на пути надежно обоснованной, постоянно продолжающей развиваться науки.
Он стремится, далее, объединить все усилия прикладной феноменологии и философии.
Это не школа, которую объединяет издатель, и это должно учитываться всеми будущими сотрудниками; то, что объединяет их, есть, скорее, общее убеждение, что лишь путем возврата к оригинальным источникам созерцания и производимым на их основе сущностным усмотрениям можно использовать великие традиции философии в соответствии с их понятиями и проблемами, что только этим путем могут быть прояснены эти понятия, а проблемы — поставлены на интуитивное основание, а затем и принципиально разрешены. Все они убеждены, что феноменологию отличает бесконечное поле строго научного и чреватого огромными последствиями исследования, которое должно стать плодотворным, как для самой философии, так и для всех других наук — там, где вопрос стоит о принципиальном.
Поэтому этот журнал должен стать не ареной расплывчатой реформаторской затеи, но местом серьезной научной работы. [1]
Но выход первого Ежегодника, призванного стать органом единого философского направления, парадоксальным образом означал потерю именно этого единства: “Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии”, открывающие этот том, открывали и новый этап в феноменологии Гуссерля — феноменологию трансцендентальную, которая была воспринята представителями раннего феноменологического движения как отход от первоначальных принципов феноменологии (главным образом реалистически понимаемого тезиса “назад, к самим вещам”, методом проведения которого является “сущностное усмотрение”) и переход к “конструктивизму” неокантианского типа. Философы, входившие по большей части в так называемую “Мюнхенско-геттингенскую школу”, постепенно дистанцируются от Гуссерля, образуя самостоятельное течение “реалистической феноменологии”. Доклад Райнаха и является, по существу, теоретической программой именно этого философского направления. Райнах, ставший в 1909 году ассистентом Гуссерля в Геттингене, и был “негласным” главой этого движения. Х. Конрад-Мартиус не случайно назвала его “феноменологом an sich”: подлинный spiritus rector феноменологического кружка в Геттингене, он был тем втором полюсом университетского эллипса, место которого во Фрайбурге занял Хайдеггер.
В той или иной степени к реалистической феноменологии, помимо Райнаха, можно отнести Хедвиг Конрад-Мартиус, св. Эдит Штайн (в 1998 году канонизирована Католической церковью), Морица Гайгера, Яна Геринга, Романа Ингардена, Александра Пфендера, Макса Шелера и др. В послевоенное время реалистическая феноменология продолжала развиваться как теоретическое направление Дитрихом фон Гильдебрандом и его учениками. В настоящее время центром реалистической феноменологии является “Интернациональная Академия Философии в княжестве Лихтенштейн” (IAP), возглавляемая проф. Йозефом Зайфертом. Доклад А. Райнаха “О феноменологии” войдет в Антологию реалистической феноменологии, работа над которой в настоящее время ведется совместно IAP и издательством “Дом интеллектуальной книги”.
Перевод был выполнен по изданию Adolf Reinach, Gesammelte Schriften. Hrsg. von seinen Schülern. Halle a. d. S. Max Niemeyer 1921, S. 379-405. Экземпляр, по которому делался перевод, принадлежал, кстати говоря, Александру Ахманову (книги которого составляют “Ахмановский фонд” Фундаментальной библиотеки МГУ). Но если, например, работа Райнаха “К теории негативного суждения” буквально испещрена маргиналиями владельца, то доклад “О феноменологии” следов проработки не имеет.
Переводчик благодарен Дмитрию Атласу (IAP), сделавшему независимый перевод этого текста, за замечания к переводу.
[1] Текст “не имеет автора” (т. е. просто-напросто не подписан) и должен, видимо, пониматься как совместный текст Эд. Гуссерля, М. Гайгера, А. Пфендера, А. Райнаха и М. Шелера (издатели первого “Ежегодника”). Но фактически, если следовать Шпигельбергу, он написан самим Гуссерлем.
[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]
начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале