Предыдущий выпуск | К архивам | На главную | Следующий выпуск |
Начиная с этого выпуска я буду постепенно (по мере сил) рецензировать статьи из сборника "Joseph Brodsky: The Art of a Poem". Сегодня - первые две.
Smith G. 'Singing without Music' (Pen'e bez muzyki) // Joseph Brodsky:
The Art of a Poem. Houndmills; London, 1999. P.1-25.
ISBN 0-333-72040-7
ключевые слова:
"Пенье без музыки"
стиховедение
Рецензия:
Автор анализирует особенности стиха Бродского на примере
данного текста. При этом указывается (путем анализа статистических
данных, сведенных в таблицы) на нестандартность схемы четырехстопного
ямба Бродского для русской традиции (например, практически
стопроцентная ударность на первом икте, низкое число ударений на
третьем и возможность отсутствия их на четвертом), а также специфику
его рифмы (связанную с попаданием в рифменную позицию служебных слов
или даже частей слов - перо/про-[порцию] оторванных стиховым
переносом). Любопытны также приведенные подсчеты связанные с
соотношением синтаксического и строфического членения текста, в
котором на 61 строфу приходится всего 51 предложение. С точки зрения
Дж.Смита ритмически Бродский более близок к английской поэзии. Как
мне кажется, существенным недостатком этой интересной работы является
отсутствие данных по польскому стиху, который повлиял на Бродского не
меньше, а скорее даже больше чем английский (это можно хорошо
продемонстрировать, скажем, на анализе "Прощальной оды"). В том же,
что касается истоков "геометрической" образности Бродского с автором
сложно не согласиться - конечно, это английские поэты-метафизики
("Пенье без музыки" сопоставляется с "The Definition of Love" Марвелла
и "Valediction, Forbidding Mourning" Донна). К сожалению, говоря о
том, что к тексту "Пенья без музыки" практически не обращались
исследователи, Смит упускает из виду известную книгу М.Крепса, в
которой анализу этого текста посвящено несколько страниц. Среди других
неточностей необходимо отметить опечатку в приведенном тексте
стихотворения (отсутствующую в источнике, на который ссылается Смит),
которая неожиданно получает стиховедческую трактовку как
тавтологическая рифма тел/тел, тогда как в оригинале совершенно
нейтральное тел/дел.
Zubova L. "Odisseus to Telemachus" (Odissei Telemaku) // Joseph
Brodsky: The Art of a Poem. Houndmills; London, 1999 P.26-43.
ISBN 0-333-72040-7
ключевые слова:
"Одиссей Телемаку"
"Итака"
enjambement
Мандельштам О.Э.
Рецензия:
Помимо подробного анализа стихотворения "Одиссей Телемаку" в
статье рассмотрен образ Одиссея во всей поэзии Бродского и его связь с
предшествующей традицией, особенно с поэзией Мандельштама. В
частности, подробно анализируется метафора Бродского 'водяное мясо' в
сопоставлении со сходными метафорами Мандельштама. Чрезвычайно
интересным представляется впервые, как мне кажется, предпринятый
концептуальный анализ с позиций рецептивной эстетики анжамбеманов
Бродского (в стихотворении "Итака"), который демонстрирует динамику
восприятия стихотворного текста и возникновения многозначности (что
связано, в том числе, с изменением по ходу прочтения актуального
членения предложения). Пожалуй, единственный недостаток этой глубокой
и интересной работы, немного мешающий при чтении, привнесен
переводчиком - практически все тексты Бродского, Мандельштама и других
авторов даются сразу в подстрочном переводе на английский (без
русских оригиналов), что иногда выглядит диковато. Можно также
отметить, что подробно и убедительно описывая смешение различных
мифологических эпизодов в тексте Бродского, автор при переходе к
мандельштамовскому стихотворению "Золотистого меда струя..." говорит о
"золотом руне Одиссея" никак не отмечая, что здесь также
контаминируются два мифа (о чем в свое время подробно писал Ю. Левин)
И.А. Бродский
Зотов С.Н. Поэтическая речь как явление традиции и форма одиночества
в эстетике И.Бродского // Русский постмодернизм: Предварительные
итоги. Ставрополь, 1998. Ч.1. С.110-115.
ISBN 5-88648-077-3
ключевые слова:
Камю А.
Элиот Т.С.
Аннотация:
Соотношение эстетических взглядов Бродского со взглядами Элиота и Камю. "Неоавангардизм" Бродского.
Зотов С. Н. Литературная позиция - "пост" Иосифа Бродского // Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель. Ставрополь, 1999. С.77-86.
ключевые слова:
"Письмо Горацию"
Элиот Т.С.
Аннотация:
В работе отмечается противоречие позиции Бродского: с одной стороны - "диктат языка", с другой - невозможность признания "смерти автора". (От себя отмечу, что
это противоречие возникает, разумеется, только при взгляде на
творчество Бродского с определенной методологической позиции).
Рассматривается влияние на Бродского теоретических воззрений Элиота
(традиция как живое единство поэтических достижений. Анализируется
"Письмо Горацию" как своеобразное "воскрешение классики",
свидетельствующее, по мнению автора о поставангардизме Бродского и о
том, что его позиция не "внутри литературы" а является
"постлитературной"
Казакова Т.А. Ваш упрямый Иосиф: комментарий к английским переводам поэзии И.Бродского // Атриум. Сер. Филология. 1998. N2. С.3-7.
ключевые слова:
перевод
Аннотация:
Большая часть работы посвящена подробно анализируемым расхождениям в восприятии характера русской рифмы между Бродским и его переводчиками (прежде всего Д.Вейссбортом и Дж.Клайном).
Кармишенский Н. Билет на оцепеневший поезд // Литература русского
зарубежья. Тюмень, 1998. Ч.4. С.3-6.
ISBN 5-88081-134-4
ключевые слова:
"Декабрь во Флоренции"
Данте
Аннотация:
Стихотворение "Декабрь во Флоренции" как ключ к ответу на вопрос - почему Бродский не вернулся в Петербург.
Фокин А.А. Наследие Иосифа Бродского в контексте постмодернизма //
Русский постмодернизм: Предварительные итоги. Ставрополь, 1998. Ч.1.
С.104-109.
ISBN 5-88648-077-3
ключевые слова:
постмодернизм
Аннотация:
Рассматривается тема времени у Бродского как элемент постмодернистской
картины мира. Творчество Бродского определяется как "высокий
постмодернизм" в силу того, что в отличие от "низкого постмодернизма",
который ориентирован на авангард начала века, оно ориентируется прежде
всего на модернизм (символизм, акмеизм, имажинизм). Также говорится о
"новом историзме" Бродского.
Выписки:
"Сущность поэтической иерархии
"нового историзма" И.Бродского в одновременности разновременного, в
симультанности и взаимопроникновении различных культурных слоев в
постоянном и целенаправленном изучении и постижении времени" (Фокин,
1998: 110).
Предыдущий выпуск | К архивам | На главную | Следующий выпуск |