HYPERBOREOS

ВЫПУСК 6 (15 сентября 1999)



Предыдущий выпуск К архивам На главную Следующий выпуск

Начиная с этого выпуска я буду постепенно (по мере сил) рецензировать статьи из сборника "Joseph Brodsky: The Art of a Poem". Сегодня - первые две.

Smith G. 'Singing without Music' (Pen'e bez muzyki) // Joseph Brodsky: The Art of a Poem. Houndmills; London, 1999. P.1-25.
ISBN 0-333-72040-7

ключевые слова:
"Пенье без музыки"
стиховедение
Рецензия:
Автор анализирует особенности стиха Бродского на примере данного текста. При этом указывается (путем анализа статистических данных, сведенных в таблицы) на нестандартность схемы четырехстопного ямба Бродского для русской традиции (например, практически стопроцентная ударность на первом икте, низкое число ударений на третьем и возможность отсутствия их на четвертом), а также специфику его рифмы (связанную с попаданием в рифменную позицию служебных слов или даже частей слов - перо/про-[порцию] оторванных стиховым переносом). Любопытны также приведенные подсчеты связанные с соотношением синтаксического и строфического членения текста, в котором на 61 строфу приходится всего 51 предложение. С точки зрения Дж.Смита ритмически Бродский более близок к английской поэзии. Как мне кажется, существенным недостатком этой интересной работы является отсутствие данных по польскому стиху, который повлиял на Бродского не меньше, а скорее даже больше чем английский (это можно хорошо продемонстрировать, скажем, на анализе "Прощальной оды"). В том же, что касается истоков "геометрической" образности Бродского с автором сложно не согласиться - конечно, это английские поэты-метафизики ("Пенье без музыки" сопоставляется с "The Definition of Love" Марвелла и "Valediction, Forbidding Mourning" Донна). К сожалению, говоря о том, что к тексту "Пенья без музыки" практически не обращались исследователи, Смит упускает из виду известную книгу М.Крепса, в которой анализу этого текста посвящено несколько страниц. Среди других неточностей необходимо отметить опечатку в приведенном тексте стихотворения (отсутствующую в источнике, на который ссылается Смит), которая неожиданно получает стиховедческую трактовку как тавтологическая рифма тел/тел, тогда как в оригинале совершенно нейтральное тел/дел.

Zubova L. "Odisseus to Telemachus" (Odissei Telemaku) // Joseph Brodsky: The Art of a Poem. Houndmills; London, 1999 P.26-43.
ISBN 0-333-72040-7

ключевые слова:
"Одиссей Телемаку"
"Итака"
enjambement
Мандельштам О.Э.
Рецензия:
Помимо подробного анализа стихотворения "Одиссей Телемаку" в статье рассмотрен образ Одиссея во всей поэзии Бродского и его связь с предшествующей традицией, особенно с поэзией Мандельштама. В частности, подробно анализируется метафора Бродского 'водяное мясо' в сопоставлении со сходными метафорами Мандельштама. Чрезвычайно интересным представляется впервые, как мне кажется, предпринятый концептуальный анализ с позиций рецептивной эстетики анжамбеманов Бродского (в стихотворении "Итака"), который демонстрирует динамику восприятия стихотворного текста и возникновения многозначности (что связано, в том числе, с изменением по ходу прочтения актуального членения предложения). Пожалуй, единственный недостаток этой глубокой и интересной работы, немного мешающий при чтении, привнесен переводчиком - практически все тексты Бродского, Мандельштама и других авторов даются сразу в подстрочном переводе на английский (без русских оригиналов), что иногда выглядит диковато. Можно также отметить, что подробно и убедительно описывая смешение различных мифологических эпизодов в тексте Бродского, автор при переходе к мандельштамовскому стихотворению "Золотистого меда струя..." говорит о "золотом руне Одиссея" никак не отмечая, что здесь также контаминируются два мифа (о чем в свое время подробно писал Ю. Левин)


Дальше, как обычно, новые поступления.

И.А. Бродский

Зотов С.Н. Поэтическая речь как явление традиции и форма одиночества в эстетике И.Бродского // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. Ставрополь, 1998. Ч.1. С.110-115.
ISBN 5-88648-077-3

ключевые слова:
Камю А.
Элиот Т.С.
Аннотация:
Соотношение эстетических взглядов Бродского со взглядами Элиота и Камю. "Неоавангардизм" Бродского.

Зотов С. Н. Литературная позиция - "пост" Иосифа Бродского // Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель. Ставрополь, 1999. С.77-86.

ключевые слова:
"Письмо Горацию"
Элиот Т.С.
Аннотация:
В работе отмечается противоречие позиции Бродского: с одной стороны - "диктат языка", с другой - невозможность признания "смерти автора". (От себя отмечу, что это противоречие возникает, разумеется, только при взгляде на творчество Бродского с определенной методологической позиции). Рассматривается влияние на Бродского теоретических воззрений Элиота (традиция как живое единство поэтических достижений. Анализируется "Письмо Горацию" как своеобразное "воскрешение классики", свидетельствующее, по мнению автора о поставангардизме Бродского и о том, что его позиция не "внутри литературы" а является "постлитературной"

Казакова Т.А. Ваш упрямый Иосиф: комментарий к английским переводам поэзии И.Бродского // Атриум. Сер. Филология. 1998. N2. С.3-7.

ключевые слова:
перевод
Аннотация:
Большая часть работы посвящена подробно анализируемым расхождениям в восприятии характера русской рифмы между Бродским и его переводчиками (прежде всего Д.Вейссбортом и Дж.Клайном).

Кармишенский Н. Билет на оцепеневший поезд // Литература русского зарубежья. Тюмень, 1998. Ч.4. С.3-6.
ISBN 5-88081-134-4

ключевые слова:
"Декабрь во Флоренции"
Данте
Аннотация:
Стихотворение "Декабрь во Флоренции" как ключ к ответу на вопрос - почему Бродский не вернулся в Петербург.

Фокин А.А. Наследие Иосифа Бродского в контексте постмодернизма // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. Ставрополь, 1998. Ч.1. С.104-109.
ISBN 5-88648-077-3

ключевые слова:
постмодернизм
Аннотация:
Рассматривается тема времени у Бродского как элемент постмодернистской картины мира. Творчество Бродского определяется как "высокий постмодернизм" в силу того, что в отличие от "низкого постмодернизма", который ориентирован на авангард начала века, оно ориентируется прежде всего на модернизм (символизм, акмеизм, имажинизм). Также говорится о "новом историзме" Бродского.
Выписки:
"Сущность поэтической иерархии "нового историзма" И.Бродского в одновременности разновременного, в симультанности и взаимопроникновении различных культурных слоев в постоянном и целенаправленном изучении и постижении времени" (Фокин, 1998: 110).


Предыдущий выпуск К архивам На главную Следующий выпуск